Машиностроительная промышленность и состояние отрасли машиностроения в Казахстане — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Машиностроительная промышленность и состояние отрасли машиностроения в Казахстане

2017-06-12 62
Машиностроительная промышленность и состояние отрасли машиностроения в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Машинострое́ние — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Традиционно машиностроение делят на следующие группы отраслей — тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую).

· Железнодорожное машиностроение

· Судостроение

· Авиационная промышленность

· Ракетно-космическая отрасль

· Производство технологического оборудования по отраслям

· Строительное и коммунальное машиностроение

· Сельскохозяйственное машиностроение

· Химическое машиностроение

· Лесопромышленное машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

· Автомобильная промышленность

· Тракторостроение

· Станкостроение

· Робототехника

· Инструментальная промышленность

· Оборудование легкой промышленности

· Оборудование пищевой промышленности

· Промышленность бытовых приборов и машин

Ведущие отрасли машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, лазеры и комплектующие элементы, часы.

· Приборостроение

· Радиотехническая и электронная промышленность

· Электротехническая промышленность

· Производство металлических изделий и заготовок

· Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры

· Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло за собой создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других

металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализма и знаменовал полный технический переворот и крутую ломку общественных отношений производства.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

 

 

Основная часть

Заключение

 

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью хотя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в Казахстане. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Введение

Машинострое́ние — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Традиционно машиностроение делят на следующие группы отраслей — тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую).

· Железнодорожное машиностроение

· Судостроение

· Авиационная промышленность

· Ракетно-космическая отрасль

· Производство технологического оборудования по отраслям

· Строительное и коммунальное машиностроение

· Сельскохозяйственное машиностроение

· Химическое машиностроение

· Лесопромышленное машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

· Автомобильная промышленность

· Тракторостроение

· Станкостроение

· Робототехника

· Инструментальная промышленность

· Оборудование легкой промышленности

· Оборудование пищевой промышленности

· Промышленность бытовых приборов и машин

Ведущие отрасли машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, лазеры и комплектующие элементы, часы.

· Приборостроение

· Радиотехническая и электронная промышленность

· Электротехническая промышленность

· Производство металлических изделий и заготовок

· Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры

· Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло за собой создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других

металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализма и знаменовал полный технический переворот и крутую ломку общественных отношений производства.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

 

 

Основная часть

Машиностроительная промышленность и состояние отрасли машиностроения в Казахстане

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Машиностроение имеет огромное значение в хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития её машиностроения.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. В его состав входит несколько десятков отраслей. Эти отрасли объединяют в 3 группы:

1) Машиностроение (выпуск машин и оборудования)

2) Металлообработка (изготовление металлических конструкций, ремонт машин и оборудования)

3) «малая металлургия» (выплавка металла на машиностроительных заводах)

Машиностроительная промышленность Казахстана создана в послереволюционные годы, преимущественно в годы Второй мировой войны, на базе эвакуированного оборудования из западных и центральных районов Европейской части России и Украины. После войны появилось много новых видов производства. Но машиностроение Казахстана по-прежнему развивается

 

как дополнение к ранее возникшим отраслям промышленности в основном для удовлетворения внутренних потребностей республики и в своем составе ещё не имеет многих отраслей, необходимых для самостоятельного существования государства. Этим оно отличается от машиностроения развитых стран, где эта отрасль нередко имеет профилирующее значение и определяет специализацию их промышленности.

Машиностроение - комплексная отрасль. Она включает в себя множество производств. Ни одна республика бывшего Союза не могла иметь одновременно все отрасли машиностроения и тем более на уровне мировых стандартов. Поэтому каждая из них, в том числе и Казахстан, направляла свои усилия на производство лишь определенных видов машиностроительной продукции и выступала с ними в межгосударственном территориальном разделении труда.

Отсюда в машиностроении, как ни в какой другой отрасли промышленности, широко развиты такие формы организации производства, как специализация и кооперирование. Любое нарушение связей со смежниками приводило к остановке предприятия.

Из множества отраслей машиностроения в Казахстане более развиты тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, станкостроение, частично приборостроение и электротехническое машиностроение. Исходя из потребностей народного хозяйства республики, они выпускают оборудование для горнорудной, угольной, нефтяной, металлургической и пищевой промышленности, машины для транспорта и строительства.

Состояние отрасли машиностроения в Казахстане.

До 1991 года в Казахстане насчитывалось порядка 1800 крупных и средних машиностроительных предприятий, в настоящее время их количество снизилось до 322 предприятий, которые еще можно считать машиностроительными, все

остальные либо полностью прекратили свое существование, либо превратились в региональные мастерские.

В Казахстане развито производство продукции массового потребления, основанное в большинстве своем на сборочном производстве с использованием импортных узлов, агрегатов и комплектующих, с низкой долей наукоемкой продукции. Из 37 подотраслей укрупненной отрасли машиностроения в Казахстане развито 14 подотраслей и металлообработка. При этом, 16 крупных предприятий отрасли выпускают продукцию для нефтегазового сектора, около 12 - крупных предприятий выпускают продукцию для горно-металлургического сектора, 15 - крупных предприятий для транспорта и коммуникаций, 20 - сельхозмашиностроения, 13 - оборонного комплекса.

Объем производства машиностроительной продукции с 1990 года по 1999 год снизился более чем в 5 раз. Так, если доля машиностроительного производства в ВНП республики в 1990 году составляла 15,9%, то в 2004 году - 3,2 %. В то время, как аналогичный показатель Японии достигает почти 50%, Германии - 48%, Швеции - 42%, США - 40%, Франции - 38%, России - 30 %, Китая - 25%.

В период с 2000 по 2003 годы в результате реализации Программы развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года №1347, был преодолен спад и начат устойчивый подъем промышленного производства в машиностроении, впервые в Казахстане создана отрасль нефтегазового машиностроения, начата работа по внедрению на предприятиях Международного Стандарта системы менеджмента качества ИСО 9001:2000 и ИСО 14000. В тоже время, из-за недостаточности мер государственной поддержки основные проблемы машиностроительного комплекса, отраженные в указанной программе, не нашли своего решения.

При этом, главным рычагом в развитии отрасли в тот период была реализация политики импортозамещения.

В общем объеме промышленного производства доля машиностроительной продукции в 2004 году составляла 3,3 %, а доли топливно-энергетического комплекса и отраслей горнодобывающей промышленности соответственно - 47,5% и 5%.

В 2003 году в данной отрасли по данным Агентства Республики Казахстан по статистике работало 70, 6 тыс. человек, что к уровню 1990 года составило 21,8%.2.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.