По получению профессиональных — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

По получению профессиональных

2017-06-11 176
По получению профессиональных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инженерный институт

 

 

Производственная практика

По получению профессиональных

Умений и опыта профессиональной деятельности

 

Методические рекомендации по организации

проведения и выполнению отчета

 

Новосибирск 2016

Кафедра технологий обучения, педагогики и психологии

 

УДК 378(075.8)

 

Составители: доцент, докт. техн. наук, Ю.А. Гуськов

доцент, канд. пед. наук О.Н. Инкина,

ст. преподаватель В.Я. Вульферт

 

 

Рецензент: д-р. техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский

 

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: метод. рекомендации по организации проведения и выполнению отчета / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост.: Ю.А. Гуськов, О.Н. Инкина. – Новосибирск, 2016. – 24 с.

 

 

Методические рекомендации содержат цели, задачи, содержание педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также рекомендации по организации работы во время практики и составлению отчета о проделанной работе, необходимые методические материалы и рекомендуемую литературу.

Рекомендации могут быть использованы на семинарских и лабораторных занятиях дисциплин «Методика профессионального обучения», «Методика воспитательной работы» и др.

Предназначены для студентов Инженерного института очной формы обучения по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) второго и третьего курса.

Утверждены и рекомендованы к изданию методическим советом Инженерного института (протокол №5 от 22 декабря 2015 г.).

 

ã Новосибирский государственный аграрный университет, 2015

ã Инженерный институт, 2015

ВВЕДЕНИЕ

 

Производственная практика является неотъемлемой частью процесса обучения студентов высших учебных заведений и является заключительным этапом развития профессиональных компетенций. Практика осуществляется на всех курсах обучения в вузе, когда студенты овладевают теоретическим материалом по курсу «Общая психология», «Возрастная психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика профессионального обучения».

Производственную практику студенты должны проходить в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также в службе занятости населения в роли стажеров-преподавателей общетехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного (практического) обучения.

Цель производственной практики – формирование у студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение, профессиональных компетенций, овладение умениями самостоятельно использовать педагогическую теорию, а также знания инженерных дисциплин в практике обучения и воспитания обучающихся профессиональных лицеев и колледжей, познакомить будущих педагогов со спецификой профессиональных учебных заведений, с основными формами и методами деятельности педагогических коллективов, помочь овладеть основными умениями и навыками учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской деятельности, необходимыми для дальнейшей работы, выявить способность заниматься педагогической деятельностью.

Деятельность педагога профессионального обучения является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач производственной практики – адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности.

Рекомендации содержат цели, задачи, содержание производственной практики по формированию профессиональных компетенций и опыта профессиональной деятельности, а также рекомендации по организации работы во время практики и составлению отчета о проделанной работе, необходимые методические материалы и рекомендуемую литературу.

 

Цель и задачи практики

1. Цель практики – сформировать и закрепить систему профессиональных компетенций для реализации организационно-технологической деятельности бакалавра по направлению профессиональное обучение, в частности, развитие способности организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд; формирование готовности к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности; формирование готовности к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений.

Задачи практики:

формирование и развитие умений:

- выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

- создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы;

- привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, обучать самоорганизации и самоконтролю;

- анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность;

- формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей программ СПО);

- использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции));

- знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду.

Помимо общих задач, в процессе производственной практики решаются частные задачи:

1. Закрепить знания по педагогическим и специальным дисциплинам, научиться практически применять их в условиях учебного заведения.

2. Проверить профессиональную пригодность каждого студента, убедить их в правильности выбора профессии.

3. Ознакомить студентов-практикантов с лицеями и колледжами как средними профессиональными учебными заведениями, их системой работы по всесторонней подготовке специалистов.

4. Проанализировать организацию учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся в конкретном образовательном учреждении;

 

 

Содержание практики

В процессе производственной практики студенты должны изучить:

– основные документы, определяющие работу профессионального учебного заведения (устав, правила внутреннего распорядка, учебный план, перспективный план учебно-воспитательной работы, нормативные локальные акты);

– состав педагогического коллектива, права и обязанности директора и его заместителей, зав. руководителей цикловых и методических комис­сий, зав. методическим кабинетом, преподавателей и классных руководителей;

– учебно-материальную базу для обучения, воспитания и развития обучающихся (кабинеты, лаборатории);

– систему и технику планирования и учета учебно-воспитательной работе, основную документацию (расписание, планы, графики, журналы, отчеты);

– организацию учебно-воспитательного процесса в целом в учебном заведении и основных его звеньев: теоретическое и практическое обучение, всех видов практик, проведение воспитательных мероприятий.

Кроме того, студенты должны приобрести умения и навыки:

– планирования учебно-воспитательной работы (перспективное, текущее) и учета, ведения классных журналов, написания отчетов, заполнения ведомостей, личных дел;

– организации основных форм обучения:

а) теоретического (уроки разных типов, самоподготовка);

б) практического (ЛПЗ, производственная практика);

– организации групповой воспитательной работы (политинформация, этическая беседа, культпоход с обсуждением, час ответов на вопросы);

– организации внеклассной учебной работы (кружки по предмету, олимпиады и др.);

– наблюдения, фиксации и анализа основных форм учебной и воспи­тательной работы;

– применения основных методов преподавания (объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, работа с книгой, показ изучаемых объектов и их изображений, моделей, упражнения, наставничества);

– использования технических и изобразительных средств в процессе обучения и воспитания (компьютера, проекционного оборудования);

– научно-исследовательской педагогической деятельности (собирать типичные факты, наблюдать, фиксировать, анализировать и обобщать их);

– изучения отдельных обучающихся (сбор и фиксация материала, составление педагогических характеристик);

– анализа учебных планов, программ, учебных пособий, планов преподавателей и классных руководителей;

– составления планов и конспектов отдельных учебных занятий (уроков разных типов, ЛПЗ) и воспитательных мероприятий.

1.3. Обязательный минимум практических
заданий студенту-практиканту

1. Наблюдение и анализ 2-10 учебных занятий лучших преподавателей (см. прил. 1).

2. Наблюдение и анализ 2-8 учебных занятий, проводимых другими практикантами (см. прил. 1).

3. Подготовка и проведение 4-5 пробных занятий (см. прил. 2).

4. Наблюдение и анализ воспитательной работы ведущих классных руководителей (см. прил. 3).

5. Наблюдение и анализ 1-2 занятий учебной внеклассной работы (занятий кружка, дополнительных занятий с отстающими).

6. Участие в подготовке и проведении отдельных форм воспитательной работы (этической беседы, культпохода и т.д.).

7. Помощь преподавателю в подготовке к учебным занятиям, в изготовлении наглядных пособий в оформлении кабинетов, лабораторий, мастерских.

8. Участие в организации самообслуживания и в других трудовых делах обучающихся (субботники, оказание практической помощи и т.п.).

9. Индивидуальная воспитательная работа с обучающимися, составление психолого-педагогической характеристики обучающегося (см. прил. 4).

10. Выполнение 1-2 небольших учебно-исследовательских заданий по педагогике (изучение особенностей внимания обучающихся на отдельных занятиях, изучение режима дня обучающихся, выявление уровня развития способностей обучающихся в процессе конструкторской деятельности и кружковой работы и т.д.).

11. Сбор материала по теме курсовой работы (проекта), разработка демонстрационного устройства, действующей модели, фрагментов обучающих и контролирующих программ, инструкционных карт и др.

 

1.4. Организация работы студентов во время практики

1. Педагогическая практика проводится с отрывом oт учебных занятий в сроки, установленные дирекцией института.

2. Педагогическая практика проводится главным образом на младших курсах в профессиональных образовательных учреждениях.

3. Студенты прикрепляются по 1-2 человека к учебной группе, в которой осуществляют всю работу по программе практики.

4. Студенты работают в качестве помощников преподавателей-пред­метников и классных руководителей.

5. Каждый студент работает в образовательном учреждении не менее 6 часов в день, а во время подготовки к урокам не менее 4 часов.

6. Каждый студент в первые дни практики составляет индивидуальный план работы с учетом программы практики, конкретных задач учебного заведения, его перспективного плана, учебно-воспитательной работы. Индивидуальный план студента утверждается его руководителем и только после этого студент допускается к практике.

7. Студенты во время практики ведут дневники, в которых записывают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогической характеристики обучающихся, материалы дневника используются при составлении отчета о работе, выполненной на практике.

8. Учет работы студентов в период практики ведется старостой подгруппы, а также преподавателем-предметником и классным руководителем, под руководством которых работает студент.

9. По окончании практики в течение 3 дней студент должен представить своему групповому руководители следующие документы:

а) отчет о проделанной работе;

б) индивидуальный план;

в) конспект одного из проведенных учебных и одного из внеклассных воспитательных занятий, протокол их обсуждения;

г) анализ двух учебных и внеклассных занятий (мероприятий), проведенных лучшими преподавателями или студентами-практикантами;

д) психолого-педагогическую характеристику учащегося (см. прил. 4);

е) справка о прохождении студентом-практикантом педагогической прак­тики, подписанная классным руководителем и завучем с печатью учебного заведения (см. прил. 5);

ж) информацию о материале, собранном для квалификационной работы.

 

1.5. Примерное содержание отчета по практике

Отчет должен начинаться с титульного листа и включать в себя:

Введение

1. Характеристика учебной и воспитательной работы в учебном заведении.

1.1. Описать, как решаются задачи:

а) вооружения обучающихся глубокими и прочными знаниями (использование технических средств обучения, наглядных пособий, проблемное обучение, лабораторно-практические занятия исследовательского характера);

б) формирования знаний, умений и навыков производственной деятельности (уровень лабораторно-практических занятий имеется ли элемент исследования, расчета, анализа);

в) патриотического воспитания;

г) нравственного воспитания;

д) эстетического воспитания;

е) трудового и физического воспитания.

1.2. Показать в таблицах и графиках динамику успеваемости обучающихся по годам (курсам) обучения за последние 5-10 лет.

2. Перечень дел, выполненных практикантами. Их краткая характеристика.

2.1. План учебной работы на период производственной практики студента

Дата Тема занятия Кол-во часов
     

 

2.2. Материалы наблюдений и анализа учебных занятий преподавателей учебного заведения.

2.3. Материалы наблюдений и анализа учебных занятий студентов.

2.4. План внеурочной работы студента.

Дата Мероприятие Кол-во часов
     
     

2.5. Материалы наблюдений и анализа внеклассной работы.

2.6. Материалы подготовки и проведения воспитательной работы.

2.7. Отчет по индивидуальному заданию.

2.6. Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Приложения (дополнительные материалы, характеризующие учебно-воспитательную работу практиканта в учебном заведении).

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

 

Примерная форма ведения дневника

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.

3. Осипова, С.И. Актуальные стратегии и тактики подготовки профессиональных кадров в вузе [Электронный ресурс]: монография / С. И. Осипова [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С. И. Осиповой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 154 с.

4. Федотов, Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 215 с.

5. Методика профессионального обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И.Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.

6. Инкина О.Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза: учеб. пособие / О.Н. Инкина, Л.И. Холина; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 157 с.

7. Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 160 c.

8. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

9. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010. – 352 с.

10. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 160 с.

11. Методика профессионального обучения (специальность «Профессиональное обучение»): практикум / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост.: А.Ф. Рушев, О.Н. Инкина, Ю.А. Гуськов. – В 3-х ч. – Новосибирск, 2011. – Ч.1. – 42 с.; Ч.2. – 52 с.; Ч.3. – 58 с.

12. Рушев А.Ф. Методы и формы обучения в профессиональных учебных заведениях: учеб. пособие / А.Ф. Рушев, О.Н. Инкина, Ю.А. Гуськов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 112 с.

13. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. – М.: Форум Инфра-М, 2010. – 208 с.

14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 160 c

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА

1. Наличие поурочного плана и его выполнение.

2. Выполнение психологических и гигиенических требований в организации урока.

3. Организация контроля и проверки домашней работы на уроке.

4. Знание преподавателем предмета и его умение излагать материал.

5. Позиция преподавателя по отношению к учащимся.

6. Речь, голос, педагогическая культура, такт и внешний вид преподавателя.

7. Выполнение преподавателем задачи обучения на уроке.

8. Умение преподавателя активизировать обучающихся.

9. Объективность оценки знаний обучающихся.

10. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО) на уроке.

11. Выполнение преподавателем задачи воспитания личности на уроке.

12. Деятельность обучающихся на уроке и ориентировочная характеристика группы.

13. Интерес к уроку, предмету, активность и работоспособность обучающихся на разных этапах урока.

14. Наличие навыков самостоятельной работы на уроке, ее уровень.

15. Умение обучающихся выделить узловые идеи в учебном материале на уроке.

16. Оценка развития речи обучающихся, средний уровень знаний по предмету, выявленный в ходе одного или нескольких уроков.

17. Умение обучающихся правильно и эффективно использовать при ответе учебное оборудование, наглядные пособия и приборы.

18. Правила техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.

19. Степень корректности отношений обучающихся к преподавателю и друг к другу.

 

Приложение 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ
УРОКА. КОНСПЕКТ УРОКА

Конспект урока – это фотография всех действий преподавателя и обучающихся на уроке. Одно из главных мест в подготовке преподавателя к уроку занимает написание поурочного плана – официального документа, отражающего не только узловые вопросы, изучаемые на уроке, но и методику проведения урока. Конспект урока является развернутым и подробно расписанным планом урока.

 

Основные элементы конспекта урока (примерный план)

1. Дата и номер урока по тематическому плану.

2. Название темы урока.

3. Основная дидактическая или обучающая цель урока (могут быть указаны и дополнительные цели).

4. Тип урока.

5. Метод, используемый на уроке, если это позволяет тип урока.

6. Наглядные пособия, учебное оборудование.

 

Ход урока

1. Организующий момент (цель – создать рабочую обстановку).

2. Проверка домашнего задания (цель – установление самого факта выполнения домашнего задания).

3. Устный опрос, письменный опрос по карточкам, фронтальный опрос.

Устный опрос с вызовом обучающихся к доске предполагает одновременно коллективную работу со всей группой, когда преподавателем заранее заготовлен ряд вопросов для обучающихся. Причем прежде, чем вызвать к доске одного из обучающихся, преподаватель предупреждает всех о том, что они по окончании ответа будут рецензировать его, дополнять и исправлять на оценку. Этот фактор мобилизует обучающихся, заставляет сосредоточиться и слушать внимательно отвечающего. Такой вид опроса мало эффективен, так как при большом расходе учебного времени обычно учащиеся контролируются недостаточно. Повышает эффективность проверки домашнего задания опрос по карточкам и фронтальный опрос. Для проведения последнего преподаватель должен заранее дома заготовить конкретные грамотно сформулированные узловые вопросы по содержанию проверяемого материала, по которым будет вестись разговор с учащимися.

4. Затем необходимо сделать вывод, обобщение и логический переход от пройденного к новому.

5. Изучение нового материала.

Преподаватели четко формулируют основные вопросы, по которым будет вестись объяснение нового материала. Необходимо указать методы, методические приемы, с помощью которых выдается новый материал, указать виды самостоятельной работы обучающихся, активизирующих средств, в том числе создание проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – вид мыслительной деятельности, связанный с выполнением учащимися задания, которое требует приобретения новых знаний. Проблемной подаче поддается не всякий материал, например, даты, названия, факты и т.д. В учебном процессе непроблемные элементы (информационные вопросы, непоисковые вопросы, репродуктивное мышление) служат средством, материалом для организации проблемного обучения.

Проблема (учебная) – это разновидность задачи, стоящей перед учащимися по приобретению новых знаний, решение которой достигается ими в результате ряда самостоятельных работ, сродни научному поиску. Практически можно выделить 4 этапа в решении учебной проблемы:

1. Возникновение проблемной ситуации, ее формулировка с помощью проблемного вопроса.

2. Использование известных способов решения.

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового отношения или принципа действия.

4. Проверка правильности полученного решения. Решение общей проблемы. Роль преподавателя сводится к руководству процессом решения проблемной ситуации, наблюдению за учащимися.

5. Закрепление изученного материала.

6. Выдача домашнего задания.

7. Окончание урока.

 

Приложение 3

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дата, курс, группа (специальность), кто проводит (фамилия, имя, отчество, должность).

2. Тема, ее обоснование, причины выбора темы, форма ее рассмотрения, соответствие темы современным требованиям, воспитательным задачам учебного заведения, возрастным особенностям обучающихся.

3. Воспитательные цели и задачи мероприятия.

4. Подготовительная работа (разработка плана, использование методической литературы, роль и место обучающихся в подготовке мероприятия, распределение поручений, проверка их выполнения в ходе подготовки).

5. Содержание мероприятия (излагается в программе, плане, конспекте или сценарии). Образовательная и воспитательная ценность материала. Какие знания, умения, навыки приобрели учащиеся при подготовке и проведении мероприятия, какое влияние оно оказало на обучающихся?

6. Методы работы с учащимися. Какое оборудование, иллюстрации использовались при проведении мероприятия. Доступность материала, как проявилась самостоятельность и активность обучающихся. Эмоциональная насыщенность мероприятия.

7. Отзывы обучающихся о проведенном мероприятии.

8. Анализ, вывод, заключение. Педагогическая эффективность, положительные стороны и недочёты при проведении мероприятия.

9. Пожелания и предложения по улучшению подготовки и проведения внеклассного мероприятия.

Приложение 4

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

на обучающегося _________________________________________________

(курс, группа, фамилия, имя, отчество, год рождения)

 

1. Отношение к коллективу группы, потребность быть членом коллектива, авторитет в коллективе, общение с другими людьми.

2. Направленность личности (личная, общественная, деловая). Круг интересов, их глубина, читательские интересы, взгляды, убеждения, стремления, мечты, идеалы, единство знания норм поведения и проявления их в поступках.

3. Самооценка обучающегося (уверенность, скромность, самоуверенность, требовательность к себе и другим, самовоспитание и его проявление в различных видах деятельности).

4. Обучающийся в различных видах деятельности. Отношение к учебе: добросовестное, недобросовестное, учится с интересом, равнодушен, не хочет учиться. Преобладающие оценки, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков, соотношение учебной и трудовой деятельности. Общественная активность, успехи в общественной работе.

5. Характер, прилежание, активность, инициатива, дисциплинированность и др.

6. Черты характера, проявляющиеся в отношении:

– к группе (переживание успехов и неудач группы, отношение к мероприятиям в группе и т.д.);

– к общественным обязанностям и поручениям (выполняемая работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполненную работу);

– к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность);

– к себе (самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость);

– к товарищам и взрослым (доброта, отзывчивость, общительность, внушаемость и пр.);

– к вещам (аккуратность, неряшливость, бережливость, небрежность);

– к родителям, детям, животным.

 

Приложение 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА
СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. Оценка «отлично» ставится, если:

– урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком уровне;

– на уроке применяется сочетание различных форм и методов работы;

– учащиеся привлекаются к активному участию в изучении материала;

– практикант систематически работает со всеми обучающимися;

– наглядные пособия использованы в полной мере;

– студент умело сочетает работу с вызванным к доске обучающимся и работой всей группы;

– вопросы ставятся четко, неточности в ответах обучающихся исправляются;

– оценки за работу обучающихся ставятся верно, соответствующим образом аргументируются;

– цель урока достигнута;

– дисциплина отличная.

 

2. Оценка «хорошо» ставится, если:

– урок проведен на достаточно высоком методическом уровне;

– наглядные пособия использованы в полной мере;

– обучающиеся достаточно активно работают на уроке;

– практикант систематически работает со всеми категориями обучающихся;

– ошибок в изложении учебного материала нет, имеются некоторые неточности;

– цель урока достигнута;

– дисциплина хорошая.

 

3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

– допущены недочеты в изложении учебного материала;

– ошибок по ходу урока нет;

– цель урока достигнута не полностью;

– имеются недостатки методического характера;

– дисциплина обучающихся удовлетворительная.

 

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

– допускаются ошибки теоретического и методического характера;

– урок не достиг цели;

– материал обучающимися усвоен плохо или совсем не усвоен;

– дисциплина плохая.

 

Приложение 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ

1. Оценка «отлично» ставится, если студент:

– достиг поставленных воспитательных целей;

– провел мероприятие при высокой активности и дисциплинированности группы;

– сумел самокритично оценить использованные методы воспитательного воздействия и выполнил все требования по составлению методической разработки.

 

2. Оценка «хорошо» ставится, если студент:

– в основном достиг поставленных воспитательных целей, выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, но при проведении или анализе мероприятия допустил отдельные методические просчеты (нечеткость отдельных пожеланий, недостаточная выразительность некоторых фактов, примеров, технические неполадки и др.).

 

3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

– выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, лишь частично реализовал поставленные воспитательные цели;

– недостаточно основательно провел анализ подготовки и хода мероприятия;

– не всегда была обеспечена активность и дисциплинированность обучающихся.

 

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

– не смог достичь поставленных воспитательных целей;

– не выполнил требований, предъявляемых к методической разработке, провел воспитательное мероприятие на низком уровне.

 

Приложение 7

САМООЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ

По результатам практики рекомендуется заполнить бланк самооценки собственных затруднений (по 5 балльной шкале: 1 – ничего об этом не знаю; 2 – понимаю значимость умений, но не обладаю знаниями; 3 – обладаю необходи-мыми знаниями, но нет достаточных навыков их осуществления; 4 – владею умениями, но в пределах огранченного круга конкретных ситуаций; 5 – хорошо владею данными умениями, способен применять их в новых ситуациях). Оценки выставляются выборочно по усмотрению студента, по тем разделам, которые были затронуты в процессе практики.

При самооценке собственных затруднений для получения достоверных и обоснованных результатов важно учитывать информацию об уровнях профессиональной деятельности педагога (по Кузьминой Н.В.):

1. репродуктивный – преподаватель умеет другим пересказать то, что знает сам;

2. адаптивный – преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории слушателей;

3. локально-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования у обучающихся системы знаний, умений, отношений по отдельным разделам;

4. системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом;

5. системно-моделирующее творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к нравственной устойчивости, самоорганизации, самоконтролю, т.е. к саморазвитию в новых неконтролируемых условиях.

Для достижения высших уровней профессионализма преподаватель тратит в среднем 10-15 лет.

 

Проектировочные умения.

3.1. Соотносить изучение материала курса с требованиями будущей профессиональной деятельности обучающихся.

3.2. Составлять развернутый перспективный план изучения материала и связанных с ним вопросов.

3.3. Планировать систему самостоятельных и домашних работ по курсу в целом.

3.4. Выделять узловые понятия и закономерности в каждой теме курса и предусматривать возможные затруднения обучающихся в их усвоении.

3.5. Предвидеть последствия собственных педагогических воздействий на обучающихся в различных ситуациях.

Конструктивные умения.

4.1. Определять наиболее эффективные приемы организации учебной работы на разных этапах урока.

4.2. Предусматривать возможные варианты изменения хода урока.

Отбирать необходимый материал для каждого урока, выделять в нем существенное, главное.

4.2. Предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении материала на различных этапах урока.

4.3. Конструировать эффективные приемы воздействия на обучающихся.

Коммуникативные умения.

5.1. Завоевывать авторитет у обучающихся и делать ученический коллектив своим помощником.

5.2. Устанавливать доверительные отношения с учащимися.

5.3. Создавать в группе обучающихся атмосферу положительного эмоционального настроения.

5.4. Строить деловые отношения с коллегами, способствующие достижению наилучшего совместного результата.

Организаторские умения.

6.1. Организовывать коллективную взаимопомощь обучающихся, обучать их взаимоконтролю и взаимооценке.

6.2. Создавать условия, стимулирующие творческую активность обучающихся по формированию и решению ими учебных и производственных задач.

6.3. Организовывать деятельность обучающихся, направленную на анализ продуктивности своей учебы.

6.4. Находить эффективные методы работы с родителями обучающихся, в том числе и с «трудными» семьями.

Сформулируйте в виде педагогических задач проблемные ситуации, с которыми Вам пришлось столкнуться в процессе прохождения практики. Проанализируйте, чего именно (знаний, умений, опыта, такта и т.п.) Вам недоставало для решения этих задач.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3

 

1. Производственная практика по получению профессиональных

умений и опыта профессиональной деятельности........................................ 4

1.1. Цель и задачи практики........................................................................ 4

1.2. Содержание практики........................................................................... 5

1.3. Обязательный минимум практических заданий
студенту-практиканту........................................................................... 6

1.4. Организация работы студентов во время практики...................... 6

1.5. Примерное содержание отчета по практике................................... 7

1.6. Примерная форма ведения дневника по производственной
практике.................................................................................................... 9

1.7. Права и обязанности студентов-практикантов.............................. 9

1.8. Подведение итогов и оценка результатов практики................... 10

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................ 11

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................... 12

Приложение 1. Примерный план анализа урока................................ 12

Приложение 2. Методика проведения и построения урока.
Конспект урока............................................................... 13

Приложение 3. Примерный план анализа внеклассного
мероприятия..................................................................... 15

Приложение 4. Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики личности
обучающегося................................................................. 16

Приложение 5. Критерии о


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.