Блок «Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Блок «Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников»

2017-06-11 671
Блок «Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Построение программы с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. Отсутствие жестких требований к результатам освоения программы. Познавательно-речевое направление. Специфика и возможности образовательной области «Познание» для формирования элементарных математических представлений. Интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Анализ содержания математического развития в различных программах для детей дошкольного возраста, преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования по математике. Единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (формирование элементарных математических представлений).

Реализация основных дидактических принципов при формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. Обязательность соответствия содержания заявленным в ФГТ принципам:

-принципу развивающего образования;

-принципу научной обоснованности и практической применимости;

-принципу необходимости и достаточности;

-принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательной области «Познание»;

-обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к математическому развитию детей дошкольного возраста;

-комплексно - тематическому принципу построения образовательного процесса;

-решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Формы, средства и методы организации образовательной деятельности дошкольников (область «Познание»). Обеспечение усвоения образовательного материала математического содержания в процессе подготовки и проведения значимых и интересных для дошкольников событий (работа с детьми по «событийному» принципу, приоритет проектной деятельности).

Реализация деятельностного подхода в образовательной области «Познание». Игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная конструктивная виды деятельности дошкольников. Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника. Соответствие определенных форм работы с детьми виду детской деятельности.

Осуществление индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в организации образовательной области «Познание». Учет возможностей реализации программы в разновозрастных группах детского сада, в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания.

Развитие количественных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия, воспроизведения и сравнения количества предметов детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорная основа в формировании представлений о множестве.

Задачи развития представлений о количестве у детей. Знакомство с отношениями "много" и "один", "много" и "мало". Объединение элементов совокупности в единое целое и дробление целого на элементы. Формирование у детей умения группировать предметы по разным признакам. Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств. Понимание и усвоение детьми выражений: столько-сколько, поровну, больше-меньше (по количеству), по одному, ни одного.

Формирование у детей понятия о числе. Теории целых неотрицательных чисел: теоретико-множественная, аксиоматическая, величинная.

Особенности развития у детей представлений о числе и натуральном ряде чисел в процессе счета и измерения. Этапы развития счетной деятельности у детей.

Задачи обучения счету в разных возрастных группах. Образование чисел на основе сравнения совокупностей предметов и в процессе измерения величин. Количественный и порядковый счет. Формирование у детей умения считать в пределах 10. Правила счета и типичные ошибки детей при счете.

Знакомство с цифрами, условными знаками "больше", "меньше", "равно". Счет групп.

Формирование у детей умения делить целый предмет на равные части.

Арифметические задачи. Особенности понимания детьми арифметической задачи. Методические приемы и последовательность в работе над задачами (задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на нахождение части по целому и другой части, задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц).

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении.

Особенности восприятия величины предметов в раннем и дошкольном возрасте. Чувственное познание - основа формирования представлений о протяженности. Способы обследования и сравнения детьми предметов по длине, ширине, высоте; приемы упорядочивания предметов по величине. Развитие глазомера. Способы опосредованного сравнивания детьми предметов по величине /с помощью условной меры/. Развитие способности видеть в предмете три измерения независимо от его положения в пространстве.

Формирования у дошкольников умения измерять различные величины с помощью условной меры (протяженность, объем и масса жидких и сыпучих веществ). Функциональная зависимость между величиной меры и числом. Ознакомление старших дошкольников с некоторыми единицами общепринятой системы мер: сантиметр, дециметр, метр, литр, килограмм.

Формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах.

Особенности восприятия детьми формы предметов, плоских и пространственных геометрических фигур. Обследовательские действия и их роль в познании формы. Роль слова в восприятии и формировании представлений о форме. Развитие эталонных представлений о форме предметов.

Задачи ознакомления детей с формой предметов и с геометрическими фигурами.

Формирование у детей умения различать и называть плоские и пространственные геометрические фигуры. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по количеству углов, сторон, их измерение. Формирование понимания инвариантности геометрических фигур.

Формирование пространственных представлений у детей.

Понятие о пространстве и пространственных ориентировках. Генезис пространственной ориентировки у дошкольников. Чувственная основа формирования пространственных ориентировок. Роль слова в восприятии и ориентировке в пространстве.

Различение основных направлений от себя в статике и в движении. Умение ориентироваться в окружающем пространстве "от себя", "от объектов", определение положения предметов в отношении друг к другу. Освоение детьми словесной системы отсчета в пространстве. Роль дидактических игр и заданий в развитии у дошкольников умения ориентироваться в пространстве. Методы и приемы развития у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на листе бумаги и тетради в клетку. Моделирование детьми пространственных отношений.

Развитие временных представлений у детей.

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Задачи формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться во времени.

Усвоение детьми понятия "сутки". Методы и приемы формирования у детей умения различать части суток, определять их последовательность.

Формирование понимания временной последовательности и усвоение значений слов вчера, сегодня, завтра. Ознакомление с календарем как системой мер времени: сутки, неделя, месяц, год.

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей способности планировать во времени свою деятельность, регулировать темп и ритм работы в зависимости от отведенного времени и объема работы. Формирование у детей умения определять время по часам.

Основная литература

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Ювента, 2007. – 278 с.

3.Леушина А.М. Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста. / Л.А. Леушина. - М.: Просвещение, 2002. - 317 с.

4.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N655 http://edu.k26.ru/?cid=251&ses=144f965243044e9

6.Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования http://edu.k26.ru/?cid=251&ses=144f965243044e9

 

Дополнительная литература

1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Сост.З.А. Михайлова, М.Н. Полякова и др. – СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2002. – 112 с.

3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 2000. – 180 с.

4. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001

5. Теория и методика математического развития дошкольников. (Хресто­матия в 6 частях.) / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб., 2006.

6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. - М.: Росткнига, 2004.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. – М., 2004.- 294 с.

8. "Что делать с приказом № 655?" (библиотека МУ ГМЦ) журнал "Обруч" №1/2011г. http://www.obruch.ru

9. Примерная основная общеобразовательная программа «Успех» http://edu.k26.ru/?cid=251&ses=144f965243044e9

 

Блок «Теория и методика экологического образования детей»

Основные положения экологии.

Экология – наука о надорганизменных системах, их структуре, функционировании и взаимоотношениях внутри систем и с окружающей средой.

Структура современной экологии и основные разделы биологической экологии. Среды жизни организмов, особенности каждой среды обитания. Экологические факторы и их классификация. Правило экологического оптимума.

Аутэкология – экология отдельных организмов и их взаимодействие с экологическими факторами (факторами окружающей среды). Адаптация организмов к экологическим факторам.

Демэкология – экология популяций. Популяция как единственная форма существования вида живых организмов.

Синэкология – экология сообществ живых организмов (биоценозов). Виды биоценозов. Экосистема как единый комплекс живых и неживых компонентов (биоценоз и факторы среды обитания). Основные экологические группы живого компонента экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Причинно-следственные связи, биотический круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды.

Биосфера: структура и границы биосферы, живое вещество и функции живого вещества биосферы.

Социальная экология – учение о взаимодействии человека и общества с природой. Влияние антропогенных факторов (факторов человека и общества) на природную среду. Вопросы природопользования и охраны природы. Антропоцентристское и экоцентристское экологическое сознание.

Содержание экологических знаний в процессе экологического образования дошкольников. Элементы знаний из области аутэкологии. Рост и развитие растений, связь растений со средой обитания, морфофункциональная приспособленность растений к факторам среды и дифференцированная потребность в них (пища, свет, тепло, влага и др.) в зависимости от стадии роста и развития (от стадии прорастания семени до плодоношения), вида растений, сезона года и др. Многообразие растений и специфические условия их произрастания: комнатные, овощные, садовые культуры, деревья - хвойные и лиственные, кустарники, травянистые растения их приспособленность к сезонно меняющимся условиям неживой природы.

Многообразие животного мира: конкретные виды и группы животных. Связь животных с внешней средой: потребность в пище, воде, определенной температуре и др. Морфофункциональная приспособленность животных к определенной среде обитания: строение и поведение рыб и других водных обитателей к жизни в воде; птиц и насекомых к наземно-воздушному образу жизни. Перелетные и зимующие птицы. Домашние и дикие животные, хищные и мирные (травоядные).

Размножение животных. Особенности стадий роста и развития яйцекладущих, икромечущих и живородящих животных от исходной стадии (яйцо, икринка, новорожденный) до взрослого состояния. Дифференцированная потребность в различных условиях жизни на разных стадиях роста и развития животных.

Элементы знаний о неживой природе. Мироздание (Вселенная). Солнце, Земля, вода, воздух, почва, камни. Сезоны года – осень, зима, весна, лето, их характеристика. Причины сезонных изменений в неживой природе.

Элементы знаний из области синэкологии и экологии природных экосистем. Биоценоз как сообщество популяций разных видов: фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробоциноз. Жизнь растений и животных в сообществе. Лес как экосистема, видовой состав биоценоза леса. Ярусность лесной экосистемы, пищевые цепи леса. Различные формы воздействия человека на экосистему леса. Ценность леса, правила поведения человека в лесу.

Водоем (пруд, озеро, река, море) и луг как природные экосистемы. Их характеристика. Аквариум как водная мини-экосистема.

Взаимодействие человека с природными экосистемами. Положительные и отрицательные примеры.

Организация эколого-развивающей природной среды в помещении и на территории ДОУ как основное условие экологического образования и воспитания детей на примере наблюдения, ухода и содержания объектов живой природы ближайшего окружения.

История экологического образования.

Экологическое образование в период до начала ХХ века. Экологическое образование в период ХХ века и в настоящее время. Законодательные нормативные документы. Принципы экологического образования. Перспективы развития экологического образования.

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников.

Экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическая деятельность. Факторы и условия экологического образования детей. Формирование основ экологической культуры детей, осознанно-правильного отношения к природе.

Программно – методическое обеспечение экологического образования дошкольников.

Программы «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Лучики».

Методы, приемы, формы экологического воспитания дошкольников. Совместная деятельность педагога и детей разных возрастных групп в уголке природы и зеленой зоне на территории ДОУ. Организация дежурства детей в уголке природы. Соотношение действий воспитателя и детей разных возрастных групп и «формулы» их совместной деятельности.

Наблюдение как метод чувственного познания природных объектов через различные формы восприятия. Организация процесса наблюдения, способы и приемы фиксации результатов наблюдений. Циклы наблюдений как основной прием ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Моделирование как метод экологического образования детей. Заполнение календарей погоды, моделирование строения, роста и развития растений и животных.

Игра как метод экологического воспитания, игровые обучающие ситуации.

Занятия как основная форма экологического образования и воспитания детей. Типы занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные (интегрированные), их характеристика.

Методы экологических исследований. Теоретические и эмпирические методы исследования. Диагностика экологической воспитанности детей разных возрастных групп: три уровня ознакомления дошкольников с природой и три уровня их экологической воспитанности.

 

Основная литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2006. – 496с.

2. Журнал «Дошкольное образование»

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336с.

4. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А. Общая экология. Учебное пособие для пед. ВУЗов. М. Мой учебник. 2005. – 462с.

5. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224с.

6. Экология. Учебное пособие/ Под редакцией Денисова В.В. М. ИКЦ «МАРТ», Ростов-на-Дону. 2004. – 672 с.

 

Дополнительная литература

1. Голицына Н.С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 32с.

2. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 40с.

3. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 40с.

4. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. М. ТУ. Сфера., 2007.- 80 с.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. ТУ. Сфера 2004 - 56 с

6. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование/ Н.Н.Моисеев. – М., 1995. – 320с.

7. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы// Управление ДОУ. – М.: 2007, № 3.

8. Рыжкова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001. – 432 с.

9. Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 101с.

10. 10.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.

11. 11.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 165 с.

12. 12.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 101 с.

13. 13.Шпатова Т.В., Кочетова Е.П. времена года. Пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста. М. Просвещение, 2006. – 159 с.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.