Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.

2017-06-11 197
Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.

Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов.

ИНТЕРВЬЮ

Так же, как и анкетирование, интервью относится к опросным методам сбора информации и предполагает непосредственный контакт интервьюера и респондента.

Интервьюирование осуществляется в рамках общей исследовательской программы и на основе определенного плана, причем результаты его фиксируются, с тем чтобы обеспечить их последующую обработку и интерпретацию.

По сравнению с анкетированием интервью представляет собой значительно более трудоемкий и дорогостоящий метод получения данных. Его применение связано с основательной профессиональной подготовкой исследователя, так как в немалой степени зависит от коммуникационных способностей интервьюера и его общей ориентации в проблемном поле. Кроме того, интервьюирование существенно увеличивает сроки исследования (одно интервью может длиться от 20 минут до 2—3 часов) и связано с преодолением многочисленных трудностей при поиске «подходящих» респондентов.

типы и процедуры интервью. В литературе можно встретить разные способы классификации интервью как метода исследования. Методически наиболее разработаны типы интервью, разделяемые по технологии их проведения на формализованные, полуформализованные и свободные. В соответствии с общим планом исследовательского проекта социолог разрабатывает бланк («путеводитель») интервью, в котором фиксируются конкретные темы беседы и их общая направленность. В случае формализованных и полуформализованных интервью допускаются закрытые вопросы, предполагающие выбор из предложенных вариантов ответов.

Среди качественных методов исследования особое место занимает НАБЛЮДЕНИЕ. Общенаучный метод наблюдения относится к числу древнейших, и по сей день активно используемых изобретений человечества. От повседневного, обыденного наблюдения его отличают целевая направленность, планомерность и наличие контрольных процедур, позволяющих проверять результаты.

Принципиальная особенность наблюдения как метода социального познания состоит в том, что его объектами являются взаимодействия, взаимоотношения и поведение людей, всегда насыщенные различными эмоциями, личностными смыслами и многозначными культурными символами, включенными в само содержание наблюдаемых действий или ситуаций. В этом, собственно, и состоит основная трудность в интерпретации результатов наблюдений.

Нередко невключенное формализованное наблюдение (когда четко фиксируется ряд установленных признаков наблюдаемых объектов) сопровождает полевое социологическое исследование, ведущееся с помощью опросных методов, и позволяет получать дополнительную информацию.

Включенное наблюдение используется тогда, когда социолог реально включается в изучаемую ситуацию в качестве действующего участника событий. Естественно, в этом случае прямое влияние исследователя на результаты наблюдений исключить невозможно. Более того, личные «переживания исследователя в поле» фиксируются как самостоятельная и значимая компонента всего исследования. Именно подобный субъективный опыт включения социолога в повседневные социально-групповые практики людей определенной профессии, этнической принадлежности, обычаев и условий проживания позволяет получить порой уникальную информацию, способную в корне изменить представления об изучаемом объекте.

Основные процедуры наблюдения. Обязательным условием использования социологического метода наблюдения является ведение дневников или протоколов наблюдения, фиксирующих реальное время, место, характеристики наблюдаемой ситуации и действующих участников.

После завершения исследования протоколы наблюдения подлежат анализу и интерпретации в качестве документального источника информации.

С конца 60-х годов XX в. в парадигме качественной социологии стал активно разрабатываться МЕТОД ФОКУС ГРУПП. Особенно широко он применяется в настоящее время в маркетинговых исследованиях. В политической социологии его использование эффективно в тех случаях, когда необходимо оперативно получить экспертную оценку какой-либо ситуации (например, при выборе избирательной стратегии того или иного кандидата определить наиболее типичные варианты (клише) оценок, высказываний и мнений, с которыми кандидат столкнется среди жителей региона, города). По сути фокус-группы — это групповое фокусированное интервью, когда в состав группы включаются люди, отнесенные социологом к экспертам по данному кругу проблем («фокусу» дискуссии).

Как и любое интервью, фокус-групповое исследование проводится на основе предварительно составленного в соответствии с общей концептуальной программой списка основных тем («путеводителя») дискуссии. Этот метод предусматривает некую импровизационность ведущего (модератора) фокус-группы, который должен, с одной стороны, быть чутким к неожиданным поворотам обсуждения и новым аргументам его участников, а с другой — следить за соблюдением общего плана дискуссии. Фокус-групповое исследование обычно состоит из серии (от двух до шести) подобных дискуссий, цель которых — выявление спектра мнений по какому-либо вопросу.

Одна из трудностей в проведении фокус-групп состоит в том, что их состав должен репрезентировать те социальные слои или профессиональные группы, мнения и реакции которых изучаются. Кроме того, для исключения различного рода психологических осложнений в ходе дискуссии следует учитывать такое важное условие, как социальная однородность участников фокус-групп по материальному положению, полу, возрасту и т.п.

Фокус-групповая дискуссия, как правило, записывается на аудио- и видеоаппаратуру, потом транскрибируется (т.е. представляется в форме расшифрованной с диктофона записи) и анализируется. Транскрипции записей фокус-групп — достаточно громоздкая и трудоемкая процедура, при которой фиксируются не только реплики, аргументы, содержательные высказывания участников, но и их эмоции, интонации, смысловые паузы и акценты, рассчитанные на понимание и реакцию окружающих.

КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (анализ бесед, разговоров). Этот метод продуктивен тогда, когда необходимо получить данные о распространенных суждениях людей в типичных, неинсценированных и естественных ситуациях общения. (Напомним, в фокус-групповых исследованиях, напротив, ситуации общения создаются и управляются социологом-модератором). Объектом исследования могут быть разговоры в студенческой столовой после выступления какого-либо политика; беседы иммигрантов, занятых административным оформлением документов; разговоры о перспективах жизнеустройства безработных, зарегистрированных в центрах занятости, и т.п.

ДИСКУРС-АНАЛИЗ. Этот метод, основан на глубоких концептуально-методологических идеях этнометодологии, однако пока имеет небольшую историю эмпирической апробации. Дискурс-анализ применим к исследованию ситуаций масштабных политических дискуссий: парламентских прений, политических митингов, публичных выступлений кандидатов в депутаты и т.п.истрированных в центрах занятости, и т.п.

Метод дискурс-анализа целесообразно использовать тогда, когда в исследовании одновременно участвуют несколько социологов, записывающих результаты своих наблюдений и рассматривающие их с разных позиций при общей фиксации происходящей дискуссии. После сведения всех записей в единое целое необходима последовательная реконструкция события с анализом вариантов поведения действующих лиц, социокультурного контекста, речевых стилей и принятых стереотипов оценок происходящего. Обработка результатов дискурс-анализа осуществляется поэтапно.

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ

Исследовательские возможности и границы применимости анкетирования. Анкетный опрос относится к наиболее распространенным методам современной политической социологии. Он позволяет в достаточно сжатые сроки получать информацию об общественном мнении тех или иных социальных групп или населения в целом; об отношении людей к тем или иным политическим событиям, лидерам, явлениям; об информированности и знаниях респондентов в какой-то области; об их реальном поведении (об участии или неучастии в голосовании, в деятельности политической партии, в политических акциях и пр.); об общем настроении людей.

Достоинства и недостатки анкетирования. Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей. В настоящее время если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения, скажем, электоральных предпочтений населения того или иного региона или населения страны в целом будут отличаться от результатов реального голосования не более чем на 3—4% (так называемая «ошибка выборки»). Специфика российского общества в этом, плане (его мнимая «непредсказуемость») состоит не в том, что у нас плохо профессионально обучены социологи, и уж тем более не в том, что народ в принципе не способен к устойчивым оценкам, а в том, что к пиаровским технологиям мобилизации или зачастую прямого манипулирования общественным сознанием общество пока не адаптировано, не выработало «противоядия»

Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.

К недостаткам анкетирования относится зависимость качества получаемой информации от восприятия текста анкеты респондентом, а также от его аккуратности и внимательности.

В целом анкетный опрос не предназначен для выяснения глубинных причин какого-либо явления. Полученные данные скорее фиксируют феноменологическую сторону общественно-политических процессов и нуждаются в дальнейшей концептуальной интерпретации и теоретическом объяснении.

 

Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.

Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов.

ИНТЕРВЬЮ

Так же, как и анкетирование, интервью относится к опросным методам сбора информации и предполагает непосредственный контакт интервьюера и респондента.

Интервьюирование осуществляется в рамках общей исследовательской программы и на основе определенного плана, причем результаты его фиксируются, с тем чтобы обеспечить их последующую обработку и интерпретацию.

По сравнению с анкетированием интервью представляет собой значительно более трудоемкий и дорогостоящий метод получения данных. Его применение связано с основательной профессиональной подготовкой исследователя, так как в немалой степени зависит от коммуникационных способностей интервьюера и его общей ориентации в проблемном поле. Кроме того, интервьюирование существенно увеличивает сроки исследования (одно интервью может длиться от 20 минут до 2—3 часов) и связано с преодолением многочисленных трудностей при поиске «подходящих» респондентов.

типы и процедуры интервью. В литературе можно встретить разные способы классификации интервью как метода исследования. Методически наиболее разработаны типы интервью, разделяемые по технологии их проведения на формализованные, полуформализованные и свободные. В соответствии с общим планом исследовательского проекта социолог разрабатывает бланк («путеводитель») интервью, в котором фиксируются конкретные темы беседы и их общая направленность. В случае формализованных и полуформализованных интервью допускаются закрытые вопросы, предполагающие выбор из предложенных вариантов ответов.

Среди качественных методов исследования особое место занимает НАБЛЮДЕНИЕ. Общенаучный метод наблюдения относится к числу древнейших, и по сей день активно используемых изобретений человечества. От повседневного, обыденного наблюдения его отличают целевая направленность, планомерность и наличие контрольных процедур, позволяющих проверять результаты.

Принципиальная особенность наблюдения как метода социального познания состоит в том, что его объектами являются взаимодействия, взаимоотношения и поведение людей, всегда насыщенные различными эмоциями, личностными смыслами и многозначными культурными символами, включенными в само содержание наблюдаемых действий или ситуаций. В этом, собственно, и состоит основная трудность в интерпретации результатов наблюдений.

Нередко невключенное формализованное наблюдение (когда четко фиксируется ряд установленных признаков наблюдаемых объектов) сопровождает полевое социологическое исследование, ведущееся с помощью опросных методов, и позволяет получать дополнительную информацию.

Включенное наблюдение используется тогда, когда социолог реально включается в изучаемую ситуацию в качестве действующего участника событий. Естественно, в этом случае прямое влияние исследователя на результаты наблюдений исключить невозможно. Более того, личные «переживания исследователя в поле» фиксируются как самостоятельная и значимая компонента всего исследования. Именно подобный субъективный опыт включения социолога в повседневные социально-групповые практики людей определенной профессии, этнической принадлежности, обычаев и условий проживания позволяет получить порой уникальную информацию, способную в корне изменить представления об изучаемом объекте.

Основные процедуры наблюдения. Обязательным условием использования социологического метода наблюдения является ведение дневников или протоколов наблюдения, фиксирующих реальное время, место, характеристики наблюдаемой ситуации и действующих участников.

После завершения исследования протоколы наблюдения подлежат анализу и интерпретации в качестве документального источника информации.

С конца 60-х годов XX в. в парадигме качественной социологии стал активно разрабатываться МЕТОД ФОКУС ГРУПП. Особенно широко он применяется в настоящее время в маркетинговых исследованиях. В политической социологии его использование эффективно в тех случаях, когда необходимо оперативно получить экспертную оценку какой-либо ситуации (например, при выборе избирательной стратегии того или иного кандидата определить наиболее типичные варианты (клише) оценок, высказываний и мнений, с которыми кандидат столкнется среди жителей региона, города). По сути фокус-группы — это групповое фокусированное интервью, когда в состав группы включаются люди, отнесенные социологом к экспертам по данному кругу проблем («фокусу» дискуссии).

Как и любое интервью, фокус-групповое исследование проводится на основе предварительно составленного в соответствии с общей концептуальной программой списка основных тем («путеводителя») дискуссии. Этот метод предусматривает некую импровизационность ведущего (модератора) фокус-группы, который должен, с одной стороны, быть чутким к неожиданным поворотам обсуждения и новым аргументам его участников, а с другой — следить за соблюдением общего плана дискуссии. Фокус-групповое исследование обычно состоит из серии (от двух до шести) подобных дискуссий, цель которых — выявление спектра мнений по какому-либо вопросу.

Одна из трудностей в проведении фокус-групп состоит в том, что их состав должен репрезентировать те социальные слои или профессиональные группы, мнения и реакции которых изучаются. Кроме того, для исключения различного рода психологических осложнений в ходе дискуссии следует учитывать такое важное условие, как социальная однородность участников фокус-групп по материальному положению, полу, возрасту и т.п.

Фокус-групповая дискуссия, как правило, записывается на аудио- и видеоаппаратуру, потом транскрибируется (т.е. представляется в форме расшифрованной с диктофона записи) и анализируется. Транскрипции записей фокус-групп — достаточно громоздкая и трудоемкая процедура, при которой фиксируются не только реплики, аргументы, содержательные высказывания участников, но и их эмоции, интонации, смысловые паузы и акценты, рассчитанные на понимание и реакцию окружающих.

КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (анализ бесед, разговоров). Этот метод продуктивен тогда, когда необходимо получить данные о распространенных суждениях людей в типичных, неинсценированных и естественных ситуациях общения. (Напомним, в фокус-групповых исследованиях, напротив, ситуации общения создаются и управляются социологом-модератором). Объектом исследования могут быть разговоры в студенческой столовой после выступления какого-либо политика; беседы иммигрантов, занятых административным оформлением документов; разговоры о перспективах жизнеустройства безработных, зарегистрированных в центрах занятости, и т.п.

ДИСКУРС-АНАЛИЗ. Этот метод, основан на глубоких концептуально-методологических идеях этнометодологии, однако пока имеет небольшую историю эмпирической апробации. Дискурс-анализ применим к исследованию ситуаций масштабных политических дискуссий: парламентских прений, политических митингов, публичных выступлений кандидатов в депутаты и т.п.истрированных в центрах занятости, и т.п.

Метод дискурс-анализа целесообразно использовать тогда, когда в исследовании одновременно участвуют несколько социологов, записывающих результаты своих наблюдений и рассматривающие их с разных позиций при общей фиксации происходящей дискуссии. После сведения всех записей в единое целое необходима последовательная реконструкция события с анализом вариантов поведения действующих лиц, социокультурного контекста, речевых стилей и принятых стереотипов оценок происходящего. Обработка результатов дискурс-анализа осуществляется поэтапно.

 

 

Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Анализ документов в политической социологии — это целое направление исследовательской деятельности. Особое место в нем занимает контент-анализ, которому принадлежит важнейшая роль в изучении политических коммуникаций.

Исследовательские возможности и границы применимости контент-анализа. Метод контент-анализа предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых «единиц анализа» или «смысловых единиц») в общем объеме изучаемых текстовых материалов.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.