Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-11 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.
Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.
Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.
2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.
Например: Мужчина шёл с чемоданом.
Явсталав очередьза мужчинойс чемоданом.
В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.
То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек.
Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.
3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся
|
несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.
Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.
4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:
ЗНАЧЕНИЕ | СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ | ПРИМЕРЫ |
1. Принадлежность | Существительное в родительном падеже | Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату). |
2. Носитель признака | Существительное в родительном падеже | Зелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый). |
3. Содержание определяемого понятия | Существительное в родительном падеже | Правила поведения; политика мира. |
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) | Вопрос о наследстве; книга об открытиях. | |
Инфинитив | Страсть противоречить; желание учиться. | |
4. Производитель действия | Существительное в родительном падеже | Пение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл). |
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) | Цельное словосочетание в родительном падеже | Человек большого ума; человек высокого роста; девочка трёх лет. |
Существительное в винительном падеже с предлогом в | Платье в горошек; галстук в искорку. | |
Существительное в творительном падеже с предлогом с | Дом с мезонином; лодка с парусом. | |
Существительное в предложном падеже с предлогом в | Дама в шляпе; человек в очках; озеро в лесу. | |
Наречие | Надпись по-английски; яйцо всмятку. | |
6. Материал | Существительное в родительном падеже с предлогом из | Дом из камня; платье из сит ца; ваза из хрусталя. |
7. Происхождение | Существительное в родительном падеже с предлогом из | Генерал из солдат; староста из мужиков. |
8. Вещество, содержащееся в предмете | Существительное в родительном падеже с предлогом из-под | Бутылка из-под молока; банка из-под крема. |
9. Источник | Существительное в родительном падеже с предлогом от | Пояс от платья; воронка от снаряда. |
Обратите внимание!
|
Некоторые близкие по значению формы:
1) Форма родительного падежапри отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.
Открытие Колумба; открытие Америки – КолумботкрылАмерику.
2) Форма родительного падежа при главном слове – существительном является определением, если главное слово указывает на часть целого, выраженного формой родительного падежа (стена дома – стена является частью дома). Форма родительного падежа является дополнением, если главное слово указывает на вместилище, а форма
родительного падежа – на вещество (ср.: чашка чая – чашка не является частью чая; мешок картошки – мешок не является частью картошки).
Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).
План разбора определения
Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
Указать, какой морфологической формой выражено определение.
Образец разбора
Помнюдетскуюрадостьбабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).
Детскую (радость) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. (Радость) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.
Приложение как разновидность определения
1. Приложение – это определение, выраженное существительным, которое дает другое название, характеризующее предмет:
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход (Сурков); От полка спасибо наше вам за сына- храбреца (Твардовский).
2. Приложение следует отличать от несогласованного определения, которое также может быть выражено существительным.
Несогласованное определение характеризует определённый признак предмета и всегда стоит в определённом падеже. Форма несогласованного определения не совпадает с формой определяемого слова, причем форма определения не меняется при склонении определяемого слова:
|
женщина в синем берете, с женщиной в синем берете.
Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. Приложение либо стоит с определяемым словом в одном и том же падеже, либо сохраняет форму именительного падежа независимо от формы главного слова.
Ср.: сын- храбрец, у сына- храбреца; о сыне- храбреце; журнал «Итоги», в журнале «Итоги».
Обратите внимание!
Приложение может быть выражено:
а) существительным (с зависимыми словами или без них) с союзом как.
Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить из комнаты;
б) существительным (с зависимыми словами или без них) со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др.
Была у него собака, по прозвищу Шайтан.
3. Включая второе название предмета, приложение характеризует качества, свойства предмета ( красавец мужчина), социальную принадлежность, звание, профессию ( директор Ушаков; девушка- почтальон ), возраст ( старик дворник), национальность ( осетин извозчик) и др.
4. Приложения относятся:
· к именам существительным: От полка спасибо наше вам за сына- храбреца;
· к личным местоимениям: Это она, моя незнакомка;
· к прилагательным, причастиям, числительным, выступающим в роли существительного: Лицо третьего, Илюши, было мне знакомо.
5. Поскольку главное слово и приложение могут быть выражены именами существительными, далеко не всегда легко определить, какое из существительных является определяемым словом, а какое – приложением.
Для разграничения определяемого слова и приложения следует учитывать следующие признаки:
· если одно из существительных является подлежащим, то сказуемое согласуется с ним, а не с приложением: Журнал «Итоги» уже продан. – Журнал продан; Девушка- почтальон разносила газеты. – Девушка разносила;
· если при склонении одно из слов сохраняет форму именительного падежа, то это приложение: журнал «Итоги», в журнале «Итоги»;
· в необособленных приложениях при сочетании нарицательного и собственного имени неодушевлённых предметов приложением является имя собственное: река Волга, журнал «Итоги»;
· при сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное: директор Ушаков, брат Иван;
|
· при сочетании нарицательных и собственных имен возможны варианты, поэтому в данном случае следует учитывать значение имен существительных (приложение обычно указывает на качество, свойство, национальность, возраст, профессию, социальное положение, родственные связи предмета).
Примечание. Определяемое слово и приложение нередко сливаются в цельное сочетание – один член предложения (княжна Марья, товарищ капитан, капитан Иванов, Волга-матушка, Иван-царевич, Аника-воин, матушка-Земля, матушка-Русь), а иногда и в одно слово (диван-кровать, платье-костюм, хлеб-соль).
6. Необособленные одиночные приложения могут связываться с определяемым словом с помощью дефиса или без него.
Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях:
· приложение и определяемое слово – нарицательные существительные:
ученый- биолог, девочки- подростки, учитель- француз, город- герой;
· приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием:
Москва -река, Ильмень -озеро, Астрахань -город.
При обратном порядке слов – нет дефиса:
река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань.
Устойчивые выражения матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка пишутся через дефис;
· после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:
Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.
Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях:
· в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным:
красавец мужчина – красивый мужчина (но: мужчина-красавец); старик дворник – старый дворник (но: дворник-старик); гигант завод – гигантский завод (но: завод-гигант);
· в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое:
цветок хризантема, газ кислород, суп харчо, попугай какаду.
Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится:
заяц-русак, жук-плавунец, мышь-полёвка, жук-олень, птица-лира, рак-богомол, бабочка-капустница.
Обратите внимание: без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь – Мы поймали жука-оленя; Мы поймали оленя;
· первым элементом цельного сочетания являются слова товарищ, господин:
господин судья, товарищ капитан.
План разбора приложения
Указать приложение.
Указать, какой морфологической формой выражено приложение.
Образец разбора
От полка спасибо наше вам за сына- храбреца (Твардовский).
За сына-храбреца – одиночное приложение, выраженное нарицательным именем существительным.
|
Основные виды обстоятельств
1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).
2. Обстоятельства чаще всего выражены:
· существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.
· наречием: Жил (как?) весело.
· местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.
· деепричастием: Сидел (как?) отвернувшись.
· инфинитивом: Вышел (с какой целью?) освежиться.
·
3. Обстоятельство обычно поясняет:
· глагол: Идти в школу.
· прилагательное: Крайне усталый, усталый до изнеможения.
· наречие: Слишкомбыстро.
4. Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.
Виды обстоятельств
Виды обстоятельства | Вопросы | Примеры |
1. Место | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека. |
2. Время | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся. Три года (как долго?) от дочери писем не было. |
3. Образа действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык. |
4. Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок. |
5. Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху. |
6. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег. Я пошёл (с какой целью?) проведать друга. |
6. Условия | при каком условии? | Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. |
Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию. Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше. |
Обратите внимание!
1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.
Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. – Он пошёл (как?) неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм.
2) Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).
Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?
Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.
План разбора обстоятельства
Указать разряд обстоятельства по значению.
Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.
Образец разбора
Здесь даже сосны с горя поседели (Исаковский).
Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.
С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!