Кризис республики и реформа де Голля — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кризис республики и реформа де Голля

2017-06-05 248
Кризис республики и реформа де Голля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей поняло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства. Сходство между Четвертой и Третьей республиками было очевидным.
В 1947 США провозгласили развернутую программу экономической помощи (план Маршалла) с тем, чтобы предотвратить распад экономической и политической структуры Европы и ускорить реконструкцию ее промышленности. США предоставляли помощь при условии, что создаваемая Организация европейского экономического сотрудничества положит начало интеграции государств Европы.

План Маршалла совпал с первым этапом холодной войны. Политика СССР заставила США занять оборонительную (или, по крайней мере, сдерживающую) военную позицию на территории Западной Европы. С этой целью была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Франция приняла участие в общих мероприятиях по договору, хотя это тяжелым камнем легло на бюджет страны и истощило ее военные ресурсы. Таким образом, возник неразрешимый конфликт между выполнением договорных обязательств перед НАТО и финансовыми возможностями Франции.

После Второй мировой войны в странах Юго-Восточной Азии, включая французский протекторат Индокитай, активизировалось национально-освободительное движение. Хотя временное правительство де Голля обещало предоставить политические права всем подданным, что было подтверждено конституцией 1946, Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, выступавший против сил Вьетминя, которые ранее боролись за освобождение страны от японских оккупантов, а затем получили поддержку Китая. После заключения перемирия в Корее стало ясно, что Франции придется эвакуировать свои войска из Вьетнама.

В этот период в самой Франции усилились попытки коммунистов дискредитировать американскую помощь или отказаться от нее, а партия де Голля Объединение французского народа (РПФ), желая уберечь страну от коммунизма, стремилась к власти и изменению государственного строя. На всеобщих выборах 1951 партийно-политическая борьба достигла своей кульминации. Коммунисты и голлисты набрали значительное число голосов. Однако благодаря изменению избирательного закона (отказа от пропорциональной системы выборов и введения голосования по мажоритарной системе) республиканские партии, объединившиеся перед выборами в блок под названием "Третья сила", смогли завоевать почти две трети мест в Национальном собрании. Это позволило им сформировать коалиционное правительство.

Вскоре после полного поражения французской армии в Индокитае, в широкомасштабном сражении при Дьенбьенфу, новым премьер-министром был назначен Пьер Мендес-Франс. В прошлом финансовый эксперт, придерживающийся твердых антиколониалистских взглядов, он провел мирные переговоры и в июле 1954 подписал Женевские соглашения о прекращении войны в Индокитае. Хотя у Мендес-Франса была собственная программа, он сразу же вовлекся в борьбу за утверждение договора об организации Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) и за включение в его состав ФРГ. Во Франции противники возрождения германской армии были настолько влиятельны, что этот договор, инспирированный США, так и не был ратифицирован. Неудача Мендес-Франса, поддержавшего проект ЕОС, вызвала неприязнь к нему со стороны христианских демократов во главе с Жоржем Бидо. В результате правительство вынуждено было уйти в отставку.

В середине 1950-х годов начались волнения в Северной Африке - Тунисе, Марокко и Алжире (два первых считались французскими протекторатами, а последний - заморским департаментом Франции). В 1956 независимость получил Тунис, а в 1957 - Марокко. Армия, только что вернувшаяся из Индокитая, была переброшена в Алжир для отражения террористических нападений повстанцев Фронта национального освобождения (ФНО). Хотя во время предвыборной кампании Молле обещал вести мирные переговоры с повстанцами, весной 1956 он объявил в стране всеобщую мобилизацию, чтобы силой усмирить Алжир. Поскольку Египет поддерживал ФНО, Франция в отместку направила свои войска, чтобы помочь Англии в ее кампании в зоне Суэцкого канала осенью 1956. Ввязавшись в этот конфликт, французское правительство утратило доверие народа и политический престиж, а также значительно истощило казну. Французская армия в Алжире при подстрекательстве и поддержке европейцев, составлявших 10% всего общего населения этой страны, фактически перестала подчиняться правительству.

Хотя крупные города Алжира удалось утихомирить, в самой Франции поднималась волна недовольства. Тот факт, что армия явно превышала свои полномочия, не освобождал правительство от моральной ответственности. Однако в случае наведения порядка в армии страна лишилась бы эффективной силы и утратила надежду на победу. Подстрекаемые лидерами голлистов, армия и французские колонисты оказывали открытое неповиновение правительству. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. Раздираемая противоречиями Четвертая республика 2 июня 1958 передала чрезвычайные полномочия Шарлю де Голлю - единственному человеку, который мог бы спасти Францию.

Реорганизация политического строя Франции в той фор­ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь едино­душно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому спо­собствовали как недостаточная проработка самого механиз­ма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.

Сложные проблемы модернизации экономики и пере­стройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониаль­ные войны требовали активного вмешательства государст­ва и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперниче­ства и возросших требований к административно-управлен­ческой деятельности оказалась неспособной адекватно реа­гировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

На протяжении 40-х - середины 50-х гг. стало нарас­тать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия Объе­динение французского народа (РПФ)* выступила с требова­нием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной ис­полнительной власти, способной возвыситься над "партийной чехардой". В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распростра­нение получила практика делегированного законодательст­ва. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалицион­ном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участ­ника законодательного процесса. Одновременно, без прямо­го пересмотра соответствующих положений, путем консти­туционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.