Сенсорной комнате «Необыкновенные морские приключения» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сенсорной комнате «Необыкновенные морские приключения»

2017-06-04 328
Сенсорной комнате «Необыкновенные морские приключения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагог-психолог Е.В.Короленко

 

Пояснительная записка

 

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.

Младшие школьники с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект) испытывают трудности во взаимодействии, характеризуются неумением участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, не проявляют инициативу, испытывают трудности или не умеют договариваться, аргументировать. Следствием является нарушение формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. В результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности изоляция, его псевдоаутизация.

Принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, требующего создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность (О.Г.Приходько). Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.

Представленная нами программа коррекционно-развивающих занятий «Необыкновенные морские приключения» реализована в условиях темной сенсорной комнаты.

Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.

Цель программы «Необыкновенные морские приключения» - развитие коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты.

Задачи программы:

- создание условий для развития навыков взаимодействия в группе;

- формирование навыков взаимопомощи;

- развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;

- создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности.

Категория участников: младшие школьники, имеющие сложную структуру дефекта Программа состоит из 16 часов, по 30-35 минут каждое занятие.

Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арт-терапии, техники телесноориентированной терапии.

Методическое обеспечение.

1. Оборудование темной сенсорной комнаты: фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», настенное панно «Водопад», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, лампа «Вулканическая лава», цветные модули, мягкие напольные маты, массажеры мячики, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»,

2. Другое оборудование: разноцветные шифоновые платки или шарфы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, альбомные листы, планшеты жесткие с фиксатором, атласная лента оранжевая, ватман, шкатулка-сундук, ватман.

3. Учебно-методический комплект: программа занятий «Необыкновенные морские приключения», индивидуальные Дневники настроения.

 

Предполагаемый результат: упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается по методике Г. Цукерман «Рукавички», наблюдение.

 

Использованные источники:

 

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.:Речь, 2008
  3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната
  4. Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3.М., 1998

 

Учебный план программы «Необыкновенные морские путешествия»

№ п\п Тема занятия Кол-во часов
Диагностический этап Психологическая диагностика (индивидуальная форма)  
Основной этап
  Тайна хитрого пирата  
  Остров Морских узлов  
  Остров Веселого краба  
  Остров Дружбы  
  Остров Добрых дел  
  Остров сокровенных желаний  
Диагностический этап Психологическая диагностика (индивидуальная форма)  
Всего часов  

 

 


Календарно-тематический план программы «Необыкновенные морские приключения»

№ п\п Тема занятия Цели занятия Оборудование Дата
1. Психологическая диагностика (индивидуальная форма) Выявление особенностей развития у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения  
2. Психологическая диагностика (индивидуальная форма) Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения  
3-4. Тайна хитрого пирата Знакомство с интерактивной средой сенсорной комнаты. Создание привлекательной, эмоционально - окрашенной, доверительной атмосферы в группе; формирование мотивации на участие в программе. Развитие навыков рефлексии Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, ватман, Дневники настроения  
5-6. Остров Морских узлов Коррекция самооценки, создание условий для осознания ресурсного значения собственного имени и его различных форм. Формирование навыков взаимопомощи. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. Развитие навыков рефлексии, создание условий для исследования собственных качеств характера     Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, разноцветные шифоновые платки по количеству участников, шкатулка-сундук, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, альбомные листы (бланки), наклейки, планшеты жесткие с фиксатором, Дневники настроения  
7-8. Остров Веселого краба Развитие и коррекция навыков взаимодействия в группе. Формирование групповой сплоченности. Развитие и коррекция самооценки, развитие умения выражать и принимать похвалу. Создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности. Развитие навыков рефлексии Комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», карта с пиратским шифром, звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, мягкий оранжевый пуф в форме краба с улыбающимся лицом, плотный большой платок, оранжевая атласная лента 3-6 м, магнитофон, записи песенок Е.Железновой, Дневники настроения  
9-10. Остров Дружбы Развитие навыков рефлексии, создание условий для исследования собственных качеств. Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе. Формирование навыков взаимопомощи Лампа «Вулканическая лава», комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, стилизованный сосуд с морским посланием, шифоновый шарф, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, Дневники настроения.    
11-12. Остров Добрых дел Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе. Формирование навыков взаимопомощи. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. Создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности Комплект «Звездное небо», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, плотный большой платок, записи песенок Е.Железновой, пальчиковые мягкие игрушки, Дневники настроения  
13-14. Остров сокровенных желаний Создание эмоционально - окрашенной, доверительной атмосферы в группе. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, сердечки из пластмассы, светящейся в темноте, Дневники настроения  
15. Психологическая диагностика (индивидуальная форма) Выявление особенностей развития у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения  
16. Психологическая диагностика (индивидуальная форма) Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения  

 

Содержание программы «Необыкновенные морские приключения»

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.