Интерпретация: Показатели оцениваются баллами, если они отсутствуют, ставится «О». Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выражения. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов данного комплекса.
Указываются фамилия, имя испытуемого, возраст, дата проведения исследования.
Материал: бумага, простые карандаши (лист из альбома сложен пополам).
Инструкция для ребенка: нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, человека.
Выполнение теста состоит из двух частей:
1. Процесс рисования.
2. Беседа после него.
Информацию дают наблюдения за тем, как ребенок рисует. Надо отмечать его спонтанные проявления.
После рисования вопросы:
О человеке — кого он нарисовал? Возраст нарисованного? Что он делает? Какое настроение? Напоминает ли он кого-нибудь из знакомых? Качественный анализ рисунка проводится с учетом его формы и содержания. Учитывается расположение рисунка на листе бумаги. Пропорции отдельных частей рисунка, стиль раскрашивания. Сила нажима на карандаши. Стирание рисунка или его отдельных частей. Выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности движения и настроения рисунка. Для анализа рисунка используются 3 аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции, перспектива.
Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную значимость, двумя способами:
а) позитивным (если он подчеркивает или стирает отдельные детали, а также если возвращается к ним);
б) негативным (если пропускает отдельные детали объекта).
Объяснения могут выявить конфликты, переживания, страхи ребенка, но интерпретировать рисунок следует с учетом его ценности и в сотрудничестве с ребенком (в беседе). Пропорции рисунка означают психологическую ценность вещей, отношений, которые представлены в рисунке.
Для окончательной оценки теста ДДЧ используются общепринятые качественные показатели, которые сгруппированы в следующие симптомокомплексы:
1. Незащищенность.
2. Тревожность.
3. Недоверие к себе.
4. Чувство неполноценности.
5. Враждебность.
6. Фрустрация (обман, тщетное ожидание).
7. Трудности в общении.
8. Депрессивность.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, оцененных баллами.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДДЧ
Симптомо-комплекс
| Симтомы
| Балл
|
Незащищенность
| рисунок в самом центре листа
рисунок в верхнем углу листа дом, дерево с самого края много второстепенных деталей дерево на горе очень подчеркнутые корни непропорциональная длина руки широко расставлены ноги
| 0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
|
Тревожность
| Облака
выведение отдельных деталей
ограничение пространства
штриховка
линия с сильным нажимом
много стирания
«мертвое дерево», «большой человек»
подчеркнута линия основания
толстая линия фундамента дома
интенсивно затушеваны волосы
| 0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1, 2
0, 2
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1
|
Недоверие к себе
| очень слабая линия
дом на краю листа
слабая линия ствола
одномерное дерево
очень маленькая дверь самооправдывающая речь во время
рисунка и прикрывание его рукой
| 0, 2
,0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
|
Чувство неполноценности
| рисунок очень маленький отсутствие руки, ноги непропорционально короткие руки руки за спиной непропорционально короткие плечи непропорционально большая система веток непропорционально крупные двумерные листья
| 0, 1, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0. 1
|
враждебность
| отсутствие окон
дверь, есть ли замок, скважина
очень большое дерево
дерево на краю листа
глаза, пустые глазницы
ветки со многими ответвлениями
длинные острые пальцы
оскал
агрессивная поза человека
| 0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
|
фрустрация
| ограничение пространства
перерисовывание рисунка
отказ рисовать какой-то объек
дерево, как два дерева явное несоотношение качества
одного из рисунков
противоречивость рисунка
подчеркнутая талия
отсутствие трубы на крыше
| 0, 1, 2, 3
0, 2
0, 2
0, 2
0-, 2
0, 1
0, 1
0, 1
|
Трудности в общении
| отсутствие двери
очень маленькие двери
отсутствие окон
окна отвесные без рамы
излишне открытые окна
выделено лицо
лицо нарисовано последним
отсутствие основных деталей лица
человек нарисован схематично
дом, человек в профиль
дверь без ручки
руки в оборонной позиции о нарисованном человеке, как
одиноком, без друзей
| 0, 2
0, 1
О, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 2
0, 2
0, 1, 2
0, 1
0, 1
0, 1
|
депрессивность
| помещение рисунка в самом низу
листа
вид дерева и дыма сверху
линия основания, идущая вниз линия, слабеющая в продолжении
рисунка
сильное убавление поля рисования
очень маленький рисунок
| 0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1
0. 2
0, 2
0, 2
|
Тест ДДЧ может показать, каковы основные проблемы у
данного ребенка — эмоционального или интеллектуального
плана. Если много баллов (симптоматических), можно предположить, что для этого ребенка важно разрешение эмоциональных конфликтов.
5 показателей теста ДДЧ.
1. Двойная линия в рисунке.
2. Несоединение линий.между собой.
3. Сильный уклон нарисованных фигур.
4. Большая голова.
5. Неадекватность в рисунке.