ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»

2017-06-04 1299
ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Биология »

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»

 

 

Красноярск

Занятие № 1

Тема: Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы:

Данная темя является вводной в курсе «Биология», имеет большое значение для усвоения всех разделов биологии, связанных с микроскопией объектов. На данном занятии студенты знакомятся с историей академии, кафедры, требованиями кафедры в процессе обучения, правилами работы в учебном практикуме, получают первые навыки работы с увеличительными приборами и препаратами, знакомятся на практическом занятии на конкретных объектах с особенностями организации клеток про- и эукариот.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

а) способностью и готовностью к аргументированному анализу данных, полученных в результате экспериментов (ОК-5).

обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

а) способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения математический аппарат (ПК-2);

в) способностью и готовностью к работе с компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).

- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:

а) правила техники безопасности и работы в биологических аудиториях с приборами

б) характеристики и биологические механизмы воздействия факторов на организм

в) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях

обучающийся должен уметь:

а) пользоваться учебной научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

б) работать с увеличительной техникой – микроскопами и лупами

обучающийся должен владеть:

а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики

б) описать морфологические изменения изучаемых микроскопических препаратов

в) владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

 

1. Признаки класса Млекопитающие у человека

1) первичная полость тела и волосяной покров

2) млечные железы и левая дуга аорты

3) правая дуга аорты и тазовые почки

4) вторичная полость тела и губчатые легкие

2. Молекула АТФ включает

1) аденин, дезоксирибозу и 3 остатка фосфорной кислоты

2) аденин, рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты

3) гуанин, рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты

4) гуанин, дезоксирибозу и 3 остатка фосфорной кислоты

 

3. У аэробов в результате расщепления 1 молекулы глюкозы выделяющаяся энергия аккумулируется в

1) 2 молекулах АТФ

2) 36 молекулах АТФ

3) 38 молекулах АТФ

4) рассеивается в виде тепла

 

4. Этап биосинтеза белка, происходящий в ядре

1) Подготовительный,

2) Транскрипция

3) Кислородный

4) Трансляция

 

5. Химические связи лежащие в основе взаимодействия двух моноцепочек молекулы ДНК

1) ионные

2) сложноэфирные

3) водородные

4) дисульфидные

 

Основные понятия и положения темы

1. Увеличительные приборы: препаровальная лупа, микроскоп

2. Составные части микроскопа:

- механическая

- оптическая

- осветительная

3. Компоненты составных частей: тубус, тубусодержатель, револьвер, кремальеры, клеммы, микрометрический винт, предметный столик, конденсор, объектив, окуляр, диафрагма

4. Разнообразие клеток: размеры клеток, форма клеток, количество ядер

5. Клеточные формы жизни: прокариоты, эукариоты

6. Цитологические признаки про- и эукариот: ядро, генофор, хромосомы, нуклеоид, плазматическая мембрана, рибосомы, мезосомы, органоиды, включения, аппарат Гольджи, эндоплазматичесая сеть, лизосомы, митохондрии, пластиды, микротрубочки, жгутики, циклоз, эндоспоры.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Работа №3. Перекрест волос

Постоянный препарат. Используется для закрепления правил работы с микроскопом.

Найдите объект исследования – перекрест волос при малом увеличении, проведите центровку (чтобы в центре поля зрения располагался центр перекреста волос). Зарисуйте объект, четко передавая окраску и размеры, укажите увеличение. Получите изображение объекта при большом увеличении (если правильно проведена центровка, то при большом увеличении в центре поля зрения виден только перекрест волос). Зарисуйте объект и сравните размеры объекта при разных увеличениях.

Работа №6. Клетки крови

Для работы используются постоянные препараты «Клетки крови лягушки» и «Клетки крови человека». Данная работа дает возможность рассмотреть жидкую соединительную ткань у хладнокровных и теплокровных позвоночных животных, а также отметить черты сходства и отличия клеток ткани, выполняющей единую функцию.

Препараты «Клетки крови лягушки» и «Клетки крови лягушки» рассматриваются при малом увеличении и тщательно изучаются при большом увеличении с последующей зарисовкой объектов. Основную массу клеток в поле зрения представляют эритроциты. У лягушки это овальные клетки крупных размеров, их цитоплазма окрашена в розовый цвет, а в центре расположено крупное продолговатое ядро более интенсивной окраски (обычно темно-фиолетового цвета). Эритроциты человека значительно мельче клеток земноводных, имеют округлую двояковогнутую форму, в центре имеют более светлую окраску – место ядра, само ядро в функционирующих клетках отсутствует.

Зарисуйте несколько (3-4) эритроцитов лягушки и человека, соблюдая масштаб. Обозначьте на одной из клеток лягушки и человека плазмолемму (плазматическую мембрану), цитоплазму, ядро или место выпавшего ядра.

Сделайте вывод по работе: в чем сходство и отличие клеток жидкой соединительной ткани растений низших и высших позвоночных?

Строение микроскопа

Составные части микроскопа Компоненты составных частей Строение и выполняемые функции составных частей
I. Механическая часть 1. Объектив х 8 1. Придает микроскопу устойчивость
II. Оптическая часть 2. Диафрагма 2. Фиксирует окуляры
III. Осветительная часть 3. Револьвер 3. В гнездах располагаются объективы
  4. Тубус 4. Укреплен предметный столик
  5. Зеркало 5. Обеспечивает поступление проходящего света
  6. Окуляр х7 6. Поднимает или опускает тубус
  7. Объектив х40 7. Ориентировочно наводит тубус
  8. Тубусодержатель 8. Служит для точной наводки тубуса
  9. Конденсор 9. Состоит из двух линз, одетых в металлическую гильзу, свободно отделяется
  10. Макрометрический винт 10. Подвижно закреплен у основания тубуса и имеет гнезда
  11. Винт конденсора 11. Представлен системой линз в металлической оправе, имеет резьбу для вкручивания
  12. Предметный столик 12. Имеет плоскую и вогнутую стороны, подвижно закреплено у основания лапки штатива
  13. Микрометрический винт 13. Состоит из двух линз в оправе, расположен между зеркалом и предметным столиком
  14. Окуляр х10 14.Изменяет интенсивность освещения объекта
  15. Объектив х90 15. Состоит из ряда пластинок, регулирует освещение.
  16. Штатив 16. Находится отверстие для прохождения светового пучка
  17. Лапка штатива 17. Регулирует высоту расположения диафрагмы
  18. Окуляр х15 18. При работе с ним необходимо использование иммерсионного масла
    19. Объединяет компоненты оптической системы
    20. Меняет положение пластинок диафрагмы

 

Таблица 2

Задача №1

Постоянный препарат изучен на малом увеличении, однако при переводе на большое увеличение объект не виден, даже при коррекции макро- и микрометрическим винтами и достаточном освещении. Необходимо определить, с чем это может быть связано?

Задача №2

Препарат помещен на предметный столик микроскопа, имеющего в основании лапки штатива зеркало. В аудитории слабый искусственный свет. Объект хорошо виден на малом увеличении, однако при попытке его рассмотреть при увеличении объектива х40, в поле зрения объект не просматривается, видно темное пятно. Необходимо определить, с чем это может быть связано?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

1. Изготовление микропрепаратов представителей прокариотических (бактериальные клетки) и эукариотических организмов (нервные клетки, клетки кожицы лука).

 

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- Обязательная

1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.

2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.

- Дополнительная

1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.

2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.

3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.

5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.

6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.

7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.

- Электронные ресурсы

1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.

2. ИБС КрасГМУ

3. БД MedArt

4. БД Медицина

5. БД Гении медицины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Биология »

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»

 

 

Красноярск

Занятие № 1


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.