Анализ авторской теории личности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ авторской теории личности

2017-06-04 531
Анализ авторской теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ п/п Компоненты анализа Содержание
1. Структура личности:основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны).  
2. Мотивация: целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации – процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.  
3. Развитие личности: концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.  
4. Психопатология: каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические, или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теорий личности. Теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.  
5. Психическое здоровье: теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из каких компонентов складывается психическое благополучие  
6. Типология личности: классификация личностей по предложенным авторами признакам.  
7. К какому подходу изучения личности данную теорию можно отнести (психодинамический, социодинамический и интеракционисский); обоснуйте ответ?  

Список авторских теорий личности. Выберете авторскую теорию личности, согласно Вашего номера по списку:

№ п/п Теории личности № п/п Теории личности
1. Психоаналитическая теория З. Фрейда 16. Концепция личности Б.Г. Ананьева
2. Концепция личности В.Н. Мясищева 17. Теория личности А.Н.Леонтьева.
3. Концепция личности К.К. Платонова 18. Теория поля К. Левина
4. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера   19. Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
5. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности   20. Трансакционный анализ Эрика Берна
6. Эрик Эриксон: теория идентичности   21. Конституциональным концепция У.Шелдона - Э. Кречмера
7. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности   22. Теория личностных черт Г. Айзенк
8. Карен Хорни: социокультурная теория личности   23. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
9. Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения   24. Трансперсональная психология Станислава Гроффа
10. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 25. Биоэнергетическая концепция Александра Лоуэна
11. Джорж Александер Келли: когнитивная теория личности 26. Семейные расстановки Берта Хеллингера
12. Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности 27. Гештальт-психология Фритца Перлза
13. Карл Роджерс: феноменологическая теория личности   28. Теории черт Р. Кеттела
14. Концепция личности С.Л. Рубинштейна   29. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
15. Концепция личности Б.Ф. Ломова 30. Теория психического развития Отто Ранка

 

Тема 3. Мотивационная сфера личности (4 часа).

1. Виды потребностей. Осознанные и неосознанные потребности. Когнитивные и ситуационные компоненты мотиваций. Мотивы. Механизм мотиваций поведения и деятельности. Типовое и индивидуальное в побуждающей сфере личности. Виды побуждений личности. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

2. Направленность как ведущее свойство личности: структура, содержание, факторы, формирующие ее. Особенности учебной мотивации в ВУЗе: внутренняя и внешняя мотивация.

Тема 4.Сознание человека и основные пути его развития (4 часа).

1. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания. Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучения. Свойства сознания, его структура. Субъективные и объективные элементы сознания. Проблема функции сознания.

2. Знания, нормы, действия (поведение) как характерные аспекты сознания. Пути развития сознания. Понятие рефлексии.

Тема 5. Межличностные отношения в малых группах и коллективах (4 часа).

1. Характер и динамика развития взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива. Стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского.

2. Социометрическая методика и статистическая картина взаимоотношений в группе.

Тема 6. Психологические закономерности управления (4 часа).

1. Управление как психологический процесс. Основные эволюционные подходы менеджмента.

2. Понятие компетентности и стиля руководства. Компетенции руководителя.

Тема 7. Психологические особенности взаимодействия в системе человек - машина (СЧМ) (4 часа).

1. Предмет, задачи и методологические принципы инженерной психологии. Основные методы инженерной психологии: организационные, эмпирические, математические, способы интерпретации данных. Моделирование как специфический метод инженерной психологии, его виды.

2. Определение и специфика операторской деятельности. Понятие и виды операторской деятельности. Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема деятельности оператора. Характеристики надежности операторского труда. Ошибки в труде операторов, проблемы их изучения.

 

Тема 8. Подготовка к контрольной работе «Актуальные проблемы психологии» (8 часов).

Тема 9. Подготовка творческой работы «Психолого-едагогическая характеристика студента» (8 часов).

1.6. Контроль знаний по дисциплине.

Методические рекомендации к проведению контрольной работы

на тему: «Актуальные проблемы психологии».

Перечень вопросов, выносимых на зачет по дисциплине:

1. Предмет психологии как науки. Современные задачи психологии.

2. Становление психологии как науки: исторический аспект.

3. Основные школы психологии (психоанализ, гештальтпсихология, бихейворизм, гуманистическая психология, психология деятельности).

4. Методы исследования, применяемые в психологии.

5. Психика, ее структура и функции.

6. Психологические состояния.

7. Психологические свойства.

8. Познавательные психические процессы.

9. Волевые психические процессы.

10. Эмоциональные психические процессы.

11. Основные формы чувственного познания.

12. Основные формы логического мышления.

13. Понятие «внимание», его функции и виды.

14. Понятие «память», объем и виды памяти.

15. Мышление и воображение, их виды.

16. Сознание человека и его структура.

17. Понятие чувства, эмоции, их виды и роль.

18. Воля и сложные волевые действия.

19. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.

20. Зарубежные теории личности.

21. Отечественные теории личности.

22. Психологическая структура личности.

23. Темперамент и его виды.

24. Характер и его типы, акцентуация характера.

25. Склонности и способности, их виды.

26. Направленность личности, ее структура и виды.

27. Мотивационная сфера личности.

28. Основные теории мотивации.

29. Профессионально важные качества инженера.

30. Социальная психология как наука.

31. Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

32. Профессиональное самоопределение.

33. Понятия о группах, их видах. Групповые феномены.

34. Психологическая структура общения.

35. Перцептивная сторона общения.

36. Коммуникативная сторона общения.

37. Интерактивная сторона общения.

38. Вербальные и невербальные средства общения.

39. Конфликты, виды конфликтов и их пути разрешения.

40. Методы психологического воздействия в процессе общения.

41. Механизмы социальной перцепции.

42. Психологическая сплоченность и совместимость.

43. Групповая деятельность операторов.

44. Психология управления. Основные подходы современного менеджмента.

45. Тип руководителя, стиль руководства.

46. Основные подходы менеджмента.

47. Психологические особенности взаимодействия в СЧМ (системе: Человек - Машина).

48. Психофизиологические основы деятельности оператора.

49. Проблема надежности операторского труда.

50. Авторитет руководителя и его использование в руководстве коллективом.

Методика расчета баллов за контрольную работу:

Оценивание знаний студентов состоит из следующих заданий:

1. Тестовое задание: 16 тестов х 0,5 балл = 8 баллов.

2. Дать определение трем психологическим понятиям - каждое понятие оценивается по 3 балла – в целом 9 баллов;

3. Психологическая задача – 10 баллов;

4. Творческое задание: - 10 баллов.

5. Психолого-педагогическая характеристика студента – 10 баллов.

Всего: 47 баллов. (Для оценки творческого задания и психологической задачи необходимо учитываются следующие критерии:владение терминологией, четкое формулирование своих мыслей, умение аргументировать свою точку зрения, уровень самоанализа (рефлексии).

Методика расчёта РСО студентов IV курса

по учебной дисциплине «Психология»

1. Всего часов (баллов) = 72 б.

2. Поощрительные (штрафы) баллы (10 %) +/- 7 баллов.

(72 ч.= 28 ч. аудиторных + 44 ч. самостоятельной работы).

3. Соотношение НРЭ и ВРЭ в баллах:

С- 3 х 5 б = 15 баллов + 3 практических занятия (за присутствие) 3 практ. занятия х 3 балла = 10 баллов: 15 баллов + 10 баллов; КР- 47 б. = 72 балла.

СМ: (С-1,С-2,С-3, СР, практ. занятия 1 – 3, КР-1) =15 б +10 б + КР – 47 б. = 72 б.

Итоговая шкала оценивания:

«Отлично» 72-65 б. А

«Хорошо» 64-54 б. ВС

«Удовл.» 53-43 б. DЕ

«Неудовлет.» менее 42 баллов FX.

 

1.7. Образец контрольной работы по дисциплине «Психология»:

на тему:

«Актуальные проблемы психологии»,

Вариант № 1

1. ТЕСТЫ: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.1. Предметом социальной психологии является: А) изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп; Б) формирование социально детерминированных качеств личности; В) социализация личности. 1.2. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в: А) установлении теплых дружеских взаимоотношений; Б) сопереживании, во взаимной эмпатии; В) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения; Г) сохранении высокого статуса в общении; Д) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
1.3. Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории: А) Бехтерев. Б) Фрейд. В) Вундт. Г) Выготский. Д) Ушинский. 1.4. Какие качества передаются от родителей к детям? А) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности; Б) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека; В) социальный опыт; Г) нравственные качества.
1.5. Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это: А) конформизм. Б) фрустрация. В) адаптация. Г) установка. Д) сенсибилизация.   1.6. Инициативность – это… А) волевое качество, заключающееся в активности и своевременном выполнении распоряжения и решения начальников; Б) способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей; В) волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без лишних колебаний выполнять их.
1.7. О каком виде групп говорится: взаимоотношения в группе существуют, но они не опосредованы групповой совместной деятельностью? А) коллектив; Б) ассоциация; В) диффузная группа. 1.8. Взаимодействие двух и более людей с цель установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это: А) общение; Б) деятельность; В) обучение; Г) коммуникация.
1.9. Какие из приведенных понятий относятся к психологической характеристике групп: А) групповые ценности; Б) групповые интересы; В) групповые цели; Г) групповые мнения; Д) групповые нормы. 1.10. Темперамент был впервые описан: А) Аристотелем. Б) Платоном. В) Гиппократом. Г) Павловым. Д) Кречмером.  
1.11. Психика-это: А) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга. Б) физиологическая функция нервной системы. В) рефлекторная деятельность мозга. Г) субстрат материи головного мозга. Д) проявление души, познаваемое самонаблюдение. 1.12 Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется: А) наглядно-образным; Б) наглядно-действенным; В) словесно-логическим; Г) абстрактным.
1.13 В понимании цели, задач, особенностей функционирования и проектирования СЧМ выделяют следующие подходы: А) Антропоцентрический; Б) Машиноцентрический; В) Антропофункциональный. 1.14. Особенностями труда операторов в современных условиях являются: А) увеличение числа объектов; Б) необходимость работы со знаковыми системами; В) понижение степени автоматизации производственных процессов; Г) увеличение сложности и скорости производственных процессов.
1. 15. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется: А) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал. Б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?» В) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось. Г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.    
1.16 УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ТЕРМИНАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ:
1. Новообразования личности.     2. Развитие личности.   3. Воспитание личности.     4. Социальная ситуация развития личности. а) процесс проявления биологических и социальных закономерностей;   б) воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений, навыков;   в) качественно новый тип строения личности;     г) особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику его психического развития.

 

2.ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОНЯТИЯМ:

2.1. Познавательные психические процессы – это …

2.2. Групповая сплоченность - это …

2.3. Общение – это …

3. Психологическая задача (решите и обоснуйте свой ответ с точки зрения психологических процессов). Американский психолог Пауль Нильсон предъявив пяти разным группам студентов университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а потом попросил студентов определить приблизительного его рост. Результаты были впечатляющими. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал 171 см, но, стоило было назвать его ассистентом кафедре, как рост поднимался до 178 см. При звании «старший преподаватель» его рост превышал 180 см. Наконец-то, рост профессора достигал 184 см. Какое название получило это явление в психологии?Кратко раскройте его сущность. Определите составляющие данного психического явления. Приведите примеры. 4. Творческое задание: завершите незаконченные предложения и проанализируйте свою индивидуальную управленческую позицию: Управление для меня – это… Самый эффективный метод управления, с моей точки зрения, - это… Мои будущие подчиненные ожидают от меня… К какому эволюционному подходу менеджмента (научная организация труда, концепция административного управления, концепция человеческих отношений и концепция человеческих ресурсов) можно отнести Вашу управленческую позицию? Обоснуйте свой ответ.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения состоит из двух заданий: первой задание – это ответы на два вопроса, соответственно Вашего номера по списку. Вторая работа – это анализ авторской теории личности – см. Приложение 1.

1. Предмет психологии как науки. Современные задачи психологии.

2. Становление психологии как науки: исторический аспект. Основные школы психологии (психоанализ, гештальтпсихология, бихейворизм, гуманистическая психология, психология деятельности).

3. Методы исследования, применяемые в психологии.

4. Психика, ее структура и функции.

5. Психологические состояния и психологические свойства и процессы.

6. Волевые психические процессы.

7. Эмоциональные психические процессы.

8. Познавательные психические процессы.

9. Мышление и воображение, их виды.

10. Сознание человека и его структура.

11. Понятие чувства, эмоции, их виды и роль.

12. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.

13. Зарубежные теории личности.

14. Отечественные теории личности.

15. Психологическая структура личности.

16. Темперамент и характер, акцентуация характера.

17. Склонности и способности, их виды.

18. Направленность личности, ее структура и виды.

19. Мотивационная сфера личности.

20. Основные теории мотивации.

21. Профессионально важные качества инженера.

22. Социальная психология как наука. Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

23. Проблема профессионального самоопределения в психологии.

24. Понятия о группах, их видах. Групповые феномены.

25. Психологическая структура общения.

26. Перцептивная сторона общения.

27. Коммуникативная сторона общения.

28. Интерактивная сторона общения.

29. Вербальные и невербальные средства общения.

30. Конфликты, виды конфликтов и их пути разрешения.

31. Методы психологического воздействия в процессе общения.

32. Механизмы социальной перцепции.

33. Психологическая сплоченность и совместимость.

34. Групповая деятельность операторов.

35. Психология управления. Основные подходы современного менеджмента.

36. Тип руководителя, стиль руководства.

37. Инженерная психология как отрасль психологии.

38. Психологические особенности взаимодействия в СЧМ (системе: Человек - Машина).

39. Психофизиологические основы деятельности оператора.

40. Проблема надежности операторского труда.

 

 

Номер студента в списке группы, фамилия, имя студента Номер темы 1-ой темы Номер темы 2-ой темы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Рекомендации по написанию и защите контрольной работы.

Целью контрольной работы является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В контрольной работе должно быть продемонстрировано умение рассматривать важную психологическую тему, классифицировать различные подходы к ней, отношение к интерпретациям, оперировать психологическими категориальным аппаратом, излагать собственное понимание проблемы.

Содержание контрольной работы приобретает определенную основательность, если происходит не только обоснование актуальности проблемы, но и приводится «история вопроса». Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее десяти, именно источников по избранной теме (монографий и статей).

Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи, определяется уровень исследования проблемы; 1-2 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.

Список реферируемой литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке. План работы или оглавление приводится в начале контрольной работы перед «Введением».

Структура контрольной работы должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.

Объем работы от 20 до 30 страниц, на странице 28-30 строк, в строке 58-60 знаков.

Оформление контрольной работы предполагает наличие титульного листа, обложки, обязательного чистого листа для отзыва преподавателя в конце работы, библиографии после текста. Контрольная работа должна быть тем или иным способом сброшюрована.

При оценке контрольной работы преподаватель исходит из следующих критериев:

· соответствие темы работы содержанию;

· достаточность и современность привлеченных к рассмотрению психологических источников;

· аналитичность работы;

· методологическая корректность;

· нетривиальность суждений;

· новизна взгляда;

· обоснованность выводов;

· логичность построения;

· использование психологического понятийного аппарата;

· стиль работы и оформление работы.

В случае получения неудовлетворительной оценки за работу студент не допускается до зачета и ему предлагается новая проблема для рассмотрения.

Рецензент представляет обоснованный и аргументированный отзыв об уровне написания контрольной работы, о степени соответствия предъявляемых к данной работе требований.

Требования к оформлению работы:

Размер бумаги стандартный А4. Интервал – полуторный. Размер шрифта – 14. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5, верхнее – 1,5 см, нижнее – 2 см. Дополнительные замечания вписываются в отпечатанный текст черными чернилами. Работа должна быть выполнена с применением ПК.

Пример оформления титульного листа и рецензии смотрите в Приложениях №2 и № 3.

 

1.9. Учебно-методические материалы по дисциплине:

Основная литература:

Ø Кумкин А.Н. Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики». – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 40 с.

Ø Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 186 с.

Ø Кумкин А.Н. Психология: Учебно-метод. пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005. – 44 с.

Ø Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах.- Севастополь: СНИЯЭиП, 2002.

Ø Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.

Ø Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: Учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2007. – 96 с.

Ø Кумкин А.Н. Инженерная психология. Учебное пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП. 2006. – 56 с.

Ø Психология: тесты и тестовые задания для самостоятельной работы студентов и контроля знаний по дисциплине: учебно-метод. пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП, 2008. – 72 с.

 

Дополнительная литература:

Ø Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

Ø Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания – учебник. - Киев.: «Политиздат», 1989.

Ø Немов Р.С. Психология. Учеб. для стдентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

Ø О воспитании: Макаренко А.С. / Под ред. Хемендик В.С. - М.: «Политиздат», 1990.

Ø Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Ø Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.

Ø Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: «Политиздат», 1990.

Ø Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Изд. «Урал», 1989.

Ø Щекин Г.В. Основы психологических знаний: учебное пособие. - К.: «МАУП», 2001.

Ø Щетинин Ю.В. Познай себя и помоги себе. - Сев.: СВМИ, 1994.

Интернет-ресурсы по психологии:

· psychology-online.net - сайт «Научная и популярная психология» Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум).

· flogiston.ru - сайт «Флогистон. Психология из первых рук». Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.).

· ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу «Психология и Педагогика» (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанционного Образования.

· yurpsy.by.ru - сайт «Юридическая психология». В разделах «Учебные материалы» и «Библиотека» представлено очень много книг, лекций, статей и т.д.

· psi.webzone.ru - сайт под названием «Психологический словарь».

· azps.ru А.Я. Психология - статьи, тесты, тренинги, словарь, хрестоматия, классификации, новости.

· ethnopsyhology.narod.ru – «Этнопсихология» - онлайновый учебный центр. Историческая этнология. Этнопсихология. Справочник-руководство. Современная этнопсихология.

· follow.ru - сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология и др.).

· psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). - Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я - хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни и др.

· koob.ru - Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

· http://psylib.org.ua/index.html - Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.

Коллекции ссылок:

psylib.ukrweb.net - около 20 ссылок на сайте PSYLIB.

Дополнительные материалы смотрите в группе Вконтакте: (http://vkontakte.ru/club34035598) – «Психология в СНУЯЭиП».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.

АГРЕССИЯ - действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

АЖИТАЦИЯ - сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти: ретроградная амнезия - нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия - забывание травмирующих событий.

АМОРАЛЬНОСТЬ - отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

АНДРОГИНИЯ - сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - большой класс наук, объектом изучения которых является сам человек, а также материальные и нематериальные продукты его деятельности (антропология, физиология, психология, педагогика, социология, философия, история, этнография и др.).

АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

АССОЦИАНИЗМ - деятельность психики на основе образования ассоциаций.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (начиная с середины XVIII в. - Д. Гартли и до конца XIX в. - В. Вундт), в котором были определены типы, механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. На материалах исследования ассоциаций изучались особенности памяти и научения.

АСТЕНИЯ - повышенная утомляемость и раздражительность.

АТРИБУЦИЯ - стереотипное достраивание образа.

АУТИЗМ - уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

АФФЕКТ - непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ - действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

БИХЕВИОРИЗМ - направление психологии (Дж. Уотсон, 1912 - 1920), которое ввело в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, но внешней реальности. Центральный объект исследований - поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Вклад направления в развитие психологии заключается в расширении области изучения - доступный внешнему наблюдению, независимый от сознания стимул - реактивные отношения.

ВЛЕЧЕНИЕ - подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

ВЛИЯНИЕ - изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

ВНИМАНИЕ - оптимальное состояние сознания его направленность и организованность, определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: - произвольное - связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - представляет собой средство мышления в уме.

ВНУШАЕМОСТЬ - готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

ВНУШЕНИЕ - внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

ВОЛЯ - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата.

ВООБРАЖЕНИЕ - это психический процесс, заключающийся в образном моделировании действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленному описанию.

ВОСПОМИНАНИЕ - локализация сформированных ранее образов, воспринимаемого материала.

ВОСПРИЯТИЕ - отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал во времени между предъявлением раздражителя и началом реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.

ВЫТЕСНЕНИЕ - разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.

ГЕНОТИП - генетическая конструкция организма индивида.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (начало ХХ в. - М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), в котором сознание человека представлено как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, преобразующихся по психологическим законам.

ГИПНОЗ - состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (60 - 90 гг. ХХ в. – А. Маслоу, К. Роджерс), выдвинувшее концепцию «центрированной на клиенте» терапии, теорию самоактуализации, фасилитации (облегчения и активизации); центрированного на учащемся гуманистического подхода в обучении.

ДИСФОРИЯ - негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.

ДОЛГ - превращение социального требования, относящегося ко всем, и личную задачу конкретного лица в определенной ситуации.

ДОМИНАНТА - господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

ДОСТОИНСТВО - отношение человека к себе и отношение к нему общества.

ДУХОВНОСТЬ - система высших нематериальных ценностей.

ЗАВИСТЬ - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

ЗАДАЧА - цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.

ЗАРАЖЕНИЕ - процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому в психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - самоотнесение субъекта к определенной социальной группе.

ИНДИВИД - психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие психики отдельного человека.

ИНСТИНКТ - совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

ИНТ


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.