Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-03 | 369 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Экологическое законодательство в силу комплексного характера экологического права представляет собой сложную систему нормативных правовых актов и включает несколько уровней и групп.
Первый уровень составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:
1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);
2) охраны окружающей среды;
3) обеспечения экологической безопасности.
Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные, по сути, подотрасли, объединенные в экологическом законодательстве, в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:
• земельное законодательство;
• законодательство о недрах (горное законодательство);
• водное законодательство;
• лесное законодательство;
• законодательство о растительном мире;
• законодательство об охране и использовании животного мира;
• законодательство об охране атмосферного воздуха;
• законодательство об охране озонового слоя.
Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:
ü Кодекс Республики Беларусь о земле;
ü Кодекс Республики Беларусь о недрах;
ü Водный кодекс Республики Беларусь;
ü Лесной кодекс Республики Беларусь;
ü Закон Республики Беларусь «О растительном мире»;
ü Закон Республики Беларусь «О животном мире»;
ü Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»;
ü Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».
Природоохранное законодательство. Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающей среды, устанавливают специальные природоохранные инструменты и механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», создавая таким образом вместе с принятыми в развитие норм данного закона иными актами законодательства природоохранные правовые институты (подинституты).
В этой группе представлены следующие Законы Республики Беларусь:
• О государственной экологической экспертизе;
• Об особо охраняемых природных территориях;
• Об обращении с отходами.
Законодательство об обеспечении экологической безопасности. В законодательстве Республики Беларусь экологическая безопасность обеспечивается такими законами Республики Беларусь как:
• О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• О радиационной безопасности населения;
• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• О промышленной безопасности опасных производственных объектов;
• О безопасности генно-инженерной деятельности;
• Об использовании атомной энергии.
Второй уровень составляют «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Экологизированные нормы представляют собой нормы иных отраслей права, регулирующие экологические отношения в комплексе с собственно экологическими нормами. Такие нормы содержатся в гражданском, уголовном, административном, финансовом, а также санитарно-эпидемическом и градостроительном законодательстве. (напр., глава 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против экологической безопасности и природной среды»).
Третий уровень составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.
Конституционные основы ЭП.
Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.
Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого явля-ется человек, его права, свободы.
Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяй-ственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные усло-вия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государствен-ную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществле-ния хозяйственной деятельности.
Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смысла этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состо-яния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обра-щения и давать ответ по существу в определенный законом срок.
Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вре-да, причиненного нарушением этого права.
Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защи-ты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.
Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях за-щиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!