Тема: Философия Нового времени — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: Философия Нового времени

2017-06-03 223
Тема: Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Философия Нового времени

План

ПЛАН

 

Общая характеристика философии Нового времени

Ф. Бекон, Р. Декарт.

Т.Гоббс.Д.Локк

Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Дж.Беркли, Д. Юм

Ключевые понятия

Деизм – учение, которое признаёт Бога в качестве первопричины мира.

Дуализм – принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей

Модусы – свойства.

Монада – термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

Метод – это способ достижения цели, исследования, познания.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.

Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума.

Эмпиризм – направление в теории познания признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

 

Новое время толкуют в узком смысле как эпоху 17 столетия, в широком смысле - с 17 века и по настоящее время.

Речь пойдет о философии 17 века.

Это была эпоха первых крупных буржуазных революций, период становления буржуазных отношений в европейских странах, колоссальных перемен в социальной жизни, коренных преобразований в экономике, технике, изменение всей духовной жизни общества. В этот период стали складываться новые представления о человеческих ценностях, и все же, главным феноменом явилось небывалое возвышение науки, ее роли в жизни общества. Бурное развитие естествознания, особенно механико-математических наук оказало сильное влияние на развитие философии. Как никогда, особенно в борьбе со схоластикой актуализировалась проблемы методов научного познания.

С 17 века начинается становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в этот период в самостоятельные отрасли выделяются дисциплины: экономика, социология, политология и др.

В философии происходит разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религии, давления и авторитета церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях науки

В процессе решения этих проблем в философии возникают два основных направления, отличавшихся различным отношением к вопросу об источнике познания: эмпиризм и рационализм.

Родоначальником материализма Нового времени становится один из крупных мыслителей Ф. Бекон (1561 – 1626 г.г.), английский политический деятель и философ. Основные философские работы: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Эти названия не случайны и связаны с именем Аристотеля (Органон, Атлантида)

Ф. Бекон явился создателем метафизического материализма Нового времени, основателем экспериментальной науки, а также индуктивного метода научного познания и эмпирического направления в философии. Заслуга Бекона явилась в том, что он восстановил и продолжил материалистическую традицию античности, рассматривая материю, как совокупность мельчайших частиц, а природа – совокупность различных многообразных тел. Бекон исходил из единства материи и движения, при этом не ограничивался одной единственной механической формой движения, а имел в виду 19 целых подобных форм. Основное внимание в своих философских системах он уделял проблемам связанных с наукой, ее роли в жизни человека и общества, а также способствовать новым изобретениям. совершенствование метода познания – индукции. Ф. Бекон являлся родоначальником эмпирической философии, т.к. считал, что истинная философия должна строиться не на умозрении и непосредственных чувственных данных, а на целенаправленном организованном опыте, который ориентирован на открытие новых знаний улучшающих жизнь людей и увеличивающих их власть над природой. В связи с этим, Бэконом был выдвинут афоризм, который выражал всё его философское кредо: «Знание есть сила».

Заслугой английского мыслителя является разработка учения «об очищении» интеллекта с помощью индукции от врождённых и приобретённых «идолов», препятствующих движению мысли к истине.

Бекон выделилял 4 вида идолов:

1. идолы рода

2. идолы пещеры

3. идолы рынка

4. идолы театра

Первый названный идол рода означает то, что эти заблуждения носят общечеловеческий характер, связанный с ограниченностями человеческого ума и познания.

Второй идол пещеры связан с теми или иными недостатками индивидуального характера, упущениями в воспитании и образовании людей.

Третий призрак рынка или площади связан с тем, что люди часто используют разные слухи, расхожие суждения, и подчас придают словам неодинаковый смысл.

Четвертый идол театра, связан с преклонением перед авторитетами, слепым им подражаниям. Римский оратор Гораций – предшественник Бекона говорил: «Зачем я должен пользоваться чужими мыслями?»

Бекон полагал, что в процессе познания особенно природных явлений, особое значение приобретает метод познания – индукция. здесь он решительно выступил против схоластики, подчеркнув, что она богата только словами и бедна мыслями. Отдавая приоритет в исследованиях индукции, Бекон не отрицал и роли дедукции, но считал, что она имеет вторичный характер. это вовсе не означает, что он принижал роль дедукции, справедливо считая, что оба эти метода необходимы в познавательном процессе (по его мнению, человек может стоять на двух ногах).

Определив главный метод познания – индукцию, он выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Среди исследователей Б. различал - «чистые эмпирики», догматики и настоящие подлинные исследователи. Как бы для большей наглядности он уподоблял первых муравьям, которые ограничивается сбором материалов, вторых – пауку - которые все выводят из самого себя, и третьих- пчёлы- те, кто соединяют воедино достоинства первого и второго и в то время освобождаются от их недостатков - являются истиннымы исследователями. Таким образом, лучшим путём познания по Бекону, является эмпиризм, основаный на индукции.

Таким образом, Бекон явился как создателем индуктивного метода также и опытного изучения естествознания. Говоря о роли метода в познании, он говорил, что метод это светильник, который освещает дорогу путнику. Ему принадлежит и такое сравнение, даже хромой калека, который движется по разработанному маршруту скорее достигнет конечной цели, «чем лихой всадник движущийся как попало». Ф.Бекон стоял на позициях механистического материализма, т.е. природные явления рассматриваются вне развития и вне связи друг с другом.

Он делил все науки на два вида: «светоносные» и «плодоносные». Говоря современным языком, он делил их на прикладные и фундаментальные, считая необходимыми и те, и другие для прогресса общества.

Р. Декарт (1596 – 1650) - Декарт (в латинском написании Картезий) основатель философского рационализма. Заслуга Декарта в том, что он:

1. обосновал ведущую роль разума в познании

2. выдвинул учение о субстанции

3. теорию о научном методе познания.

4. стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материализм и идеализм

Основные его труды: 1.«Начало философии», 2.«Рассуждение о методе». 3.«Правила для руководства ума». 4.»Размышление о новой философии».

Декарт являлся крупным французским философом, математиком, физиком и в целом легче указать те науки, которыми он не занимался, настолько был широк диапазон его научных изысканий. Достаточно упомянуть, что он явился основоположником аналитической геометрии – автор знаменитых декартовых координат; один из соавторов интегральных уравнений, ученый, который акцентировал относительность движения и покоя. Особое место в философии Декарта занимало учение о субстанции (той первоосновы мира, которая сама ни отчего не зависит и раскрывается самой в себе). Его учение о субстанции дуалистично. Он исходил из того, что Бог создал две сотворенные субстанции – материальную и духовную. Свойством первой является протяжение, второй – мышление. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением и делимы до бесконечности. Духовные субстанции наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом – модусами. Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д; модусами мышления – чувства, желания ощущения.

Говоря о мироздании, Декарт представлял его как огромный механический агрегат. Основным свойством выступала протяженность. Вообще Декарт – геометризировал материю, природу. Животных он представлял как механизмы, которые лишены чувств и разума, а человек отличался от них только лишь разумом. Декарт отстаивал дуалистическое представление о человеке. С одной стороны, человек обладает материальным телом, с другой бестелесной, разумной душой, существующей независимо от тела. Человек, по мнению Декарта, единственное существо, в котором соединяются и существуют две субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. И все же основное место в философии Декарта занимали проблемы познания, его возможности и границы. Пожалуй, Декарт был один из первых философов, который считал, что познание нужно начинать именно из исследования разума, и это должно стать главной проблемой всей философии. Поскольку мышление – работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Поэтому Декарта справедливо рассматривают как основоположника рационализма.

Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не могут быть приняты в качестве исходного принципа философствования.

Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обоснованно и даже то, чему мы привычно доверяем.

Сделав ставку на разум, Декарт, оптимальным научным методом в процессе познания считал восхождение от общих и простых идей к идеям сложным. В противовес бэконовской индукции Декарт выдвинул дедукцию. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Р. Декарт обращает внимание при использовании дедуктивного метода, применять определенные правила:

первое правило ориентирует считать истинным то, что очевидно;

второе правило требует разделять сложные проблемы на простые;

третье правило предполагает мыслить, двигаясь от простого к сложному;

четвёртое правило требует строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится вся цепь и становится невозможным тот вывод, ради которого он был задуман.

В свою методологию Р. Декарт вводит принцип сомнения. Сомнение направленно против слепой веры с одной стороны, а с другой стороны ориентированно на поиск наиболее достоверного и очевидного. Если Ф. Бекон ориентирует познание на опытное исследование отдельно взятых вещей, явлений мира, то Декарт в качестве исходного пункта познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение уже есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. «Я сомневаюсь во всем, кроме того, что я существую». И в качестве исходного принцип выставляет: «Все подвергай сомнению». Но, абсолютно несомненным является суждение: «Я мыслю, следовательно существую».

Выходит, что познание должно быть направленно не от бытия к истине, а от истины к бытию, так как истина то же самое, что бытие. Истина выступает не как соответствие знания бытию, а как модель для создания соответствующего этой истине бытия.

Декарт также разработал правила нравственного поведения людей, в которых выделил особо следующие моменты:

1. Не нужно никогда думать, что ты можешь совершить (имеется в виду поведение людей, морали) что-либо исключительное, особенное

2. При принятии решений нужно действовать осмысленно, взвешенно, но после того, когда решение сложилось, нужно проявлять решительность, отказавшись от всяких колебаний

3. Воспринимайте жизнь спокойно, обдуманно, не поспешно

4. Опираясь на все три предшествующих правила старайтесь стремиться к лучшему.

Так выглядит философия Декарта. Декарт явился зачинателем новой философии – четко определил новые черты философии – выделял силу разума, разумность.

Вопросы для повторения

1. В чем особенность философских взглядов И.Канта?

2. Что такое категорический императив И.Канта?

3. В чем заключается противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля?

4. Охарактеризуйте диалектический метод Г.Гегеля.

5. Назовите основные черты философии Л.Фейербаха.

 

Тема:. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Вопросы для повторения

1. Раскройте особенности развития русской философии в XIV-XIXвв.

2. В ем сущность письма П. Чаадаева?

3. В чем смысл философии «всеединства» Владимира Соловьева?

4. Как представляет исторический процесс Николай Бердяев?

4 Кто относился к русским космистам

 

 


Тема 7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.

 

1. Основные положения диалектического материализма.

2. Исторический материализм.

3. Учение о практике

 

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на тот факт, что философия марксизма есть диалектический материализм. Основоположники философии марксизма, создавая свою теорию, опираясь на достижения французских материалистов XVIII века, материализм Л.Фейербаха, на открытия науки, имевшие место в первой трети XIX века, создают новую концепцию материалистического подхода к миру, включающую также диалектическую теорию Г.Гегеля, осмысленную с позиций материализма.

Для философии марксизма характерен иной, в отличие от метафизического материализма, подход к пониманию человека. Человек, с точки зрения К.Маркса, не просто биологическое существо, часть природы, а сущность человека заключается в его общественных связях. Человек не просто находится в природе, а преобразовывает ее. Следовательно, практика – основа человеческого бытия, поскольку именно благодаря ей человек преобразовывает природу и общественные отношения. Отсюда:

- практика исходна и первична по отношению ко всему духовному;

- практика носит общественный характер;

- исторична, т.е. состоит в непрерывном преобразовании как условий жизни человека, так и самих людей;

- практика – предметная деятельность, т.е. человек имеет дело с предметами, а сознание отражает этот мир.

Второй вопрос следует начать с того, что К.Маркс выдвинул новую концепцию истории. До него господствовал идеалистический взгляд на историю, объясняя ее главным образом, исходя из духовных побудительных мотивов: желаний, стремлений, хотений людей. Сущность материалистического понимания истории сформулировал К.Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Под «общественным бытием» понимается материальное производство, способ производства.

Общество проходит в своем развитии этапы, которые определяются уровнем развития производства, типом производственных отношений. Носителем передовых производственных отношений является, по Марксу, пролетариат, который низвергнет старый строй и освободит тем самым себя и других. Таким образом, философия марксизма обосновывает всемирную историческую роль пролетариата.

Следующая важнейшая проблема, которую пытается решить марксизм, - отчуждение. В основе частной собственности лежит отчуждение человека от предметов труда, производства и процесса производства, от самих людей. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе – в производственной сфере. А для этого надо устранить частную собственность на средства производства. Тогда изменится отношение человека к другому человеку, к природе.

 

Третий вопрос предполагает ознакомление с некоторыми философскими течениями западной философии ХХ века. Начнем с неотомизма. В основе этого направления лежат философские идеи Фомы Аквинского. В центре учения неотомизма – идея гармонического единства веры и знания. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Однако разум ограничен, не все ему доступно, существуют истины, которые ум человеческий не способен постичь. Это делает вера. А источник веры – божественное откровение, которое открывает тайны бытия, недоступные разуму. Рациональное познание, таким образом, правомерно лишь постольку, поскольку не вступает в противоречие с верой, с церковными догматами.

Неотомизм исходит из концепции креационизма – творения из ничего. Поэтому мир, материи имеют начало во времени. «Быть» – значит быть сотворенным Богом. Центральная проблема неотомизма (философии католицизма) – бытие Бога. Предполагают пять доказательств существования Абсолюта, которые предложил в свое время Ф.Аквинский.

Позитивизм возник в конце XIX века. Для него характерна критика традиционной философии. Подлинное положительное (позитивное) знание может быть получено как результат естественных наук, и философия, как особая наука, не нужна. Неопозитивизм как особое течение возникает в 20-х годах ХХ века. Его последователи (Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер) упрекают философию в неясности и сложности языка, критикуют за скопление псевдопроблем. К философии нужно предъявить такие же требования, что и к точным наукам: проверка философских предложений на истинность. А это можно сделать, обратившись к опыту.

Предложения, непосредственно не связанные с опытом, они назвали «молекулярными», которые состоят из «атомарных предложений». Последние могут быть сопоставлены с опытными данными, которые подтверждают или опровергают их. Этот принцип получил название верификация, т.е. опытная проверка на истинность. Только научные предложения верифицируются, философские предложения либо бессмысленные (Витгенштейн), либо вненаучные (Карнап). Философия, с их точки зрения, только вырабатывает для человека «умонастроения», сближаясь, таким образом, с религией и искусством.

Однако принцип верификации оказался несостоятельным даже применительно к естествознанию. Многие положения науки не допускают опытную проверку. Тогда К.Поппер предложил принцип фальсифицируемости: вместо подтверждения – принцип опровержения. Если опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться если не истинной, то «оправданной». Различают «логический» позитивизм, который занимается логическим анализом научного и философского знаний, и «семантический» – который занимается анализом языка.

Экзистенциализм происходит от латинского «экзистенция» (существование). Возник после первой мировой войны. Виднейшие представители этого философского течения – М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю, Х.Ортега-и-Гассет и др.

Центральная проблема – отчуждение индивида от общества. К. Маркс полагал, что отчуждение индивида в буржуазном обществе может быть решено путем ликвидации частной собственности. Экзистенциалисты считают, что эта черта является общей, характерной для любого общества. Смысл философии заключается в том, чтобы помочь человеку найти смысл жизни в самых трагических ситуациях.

Важнейшей проблемой для экзистенциализма является проблема сущности и существования человека. Если при изготовлении вещей сущность предшествует существованию, то человек, рождаясь, уже существует. Но ему предстоит еще обрести сущность, стать человеком. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, считают философы-экзистенциалисты. Никто, кроме самого человека, не может осуществить его превращение в человека. Он сам несет ответственность за то, что стал человеком в подлинном смысле или нет.

Мир человека – это свобода, на которую он обречен. Свободный выбор индивида есть его удел, ответственность и трагедия. В пограничных ситуациях, когда человек смотрит смерти в лицо, главную опору он должен найти в самом себе, в своей экзистенции.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные положения диалектического материализма.

2. В чем заключается новая концепция истории марксизма?

3. Какие проблемы решает неотомизм?

4. В чем смысл неопозитивизма?

5. Каковы особенности философии экзистенциализма?

Контрольные вопролсы

 

Тема; Общество

.При рассмотрении проблем современной философии важное место отводится изучению общества.

Этой теме обычно посвящается не менее 8 аудиторных часов, в том числе 4 лекционных часа. Следует помнить, что общество является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, в том числе истории, политологии, экономической теории, культурологии, психологии и т.д. Каждая из них исследует определенную совокупность проблем, связанных с возникновением и функционированием общества. Однако наиболее глубокое и обобщенное понятие общества дает философская наука. При этом изучение этой темы включает широкий спектр вопросов, среди которых мы рассмотрим важнейшие:

Темы для рефератов.

1. Общество как система.

2. Социальная структура современного общества.

3. Основные тенденции развития современного общества.

4. Формирование гражданского общества.

5. Проблемы глобализации.

Литература:

1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.

2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.

4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.

5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.

Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

Ценности.

Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.

В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.

Предмет – объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект – индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.

Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;

 

Материальные:

Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности

Духовные:

План

Понятие культуры.

Тема: Философия Нового времени

План

ПЛАН

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.