Программа псих исследования. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Программа псих исследования.

2017-06-02 114
Программа псих исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

1.1. Объект исследования – один учащийся, имеющий трудности в обучении или (и) поведенческие нарушения (девиантный ребенок).

1.2. Цель исследования – выявление комплекса причин трудностей в обучении или (и)

поведенческих нарушений ребенка.

1.3. Предмет исследования – индивидуальные и возрастные особенности психики ребенка.

1.4. Методы исследования – беседа, наблюдение, анализ документации, анализ результатов

деятельности, тестирование.

1.5. Методики исследования: «Несуществующее животное», опросник Х. Смишека (акцентуации характера), «Незаконченные предложения», «Шкала самооценки» Ч.Д. Списбергера- Ю.Л. Ханина, «Шкала депрессии», социометрия, «Привлекательность группы», Векслер: с\т. № 5 «Словарный» и с\т. № 4 «Сходство», объем зрительной и слуховой памяти, оперативная память, «Расстановка чисел».

Ход исследования

Подготовка к исследованию.

Выбор объекта исследования по согласованию с школьным психологом. Уточнение программы исследования (изменения в программе обосновываются). Планирование, материальное и организационное обеспечение следующего этапа (5.2.) исследования.

Первичный сбор данных и формулировка рабочей гипотезы.

Метод беседы (см. Приложение 1)

Первая беседа проводится с основным заказчиком, в роли которого чаще всего выступает учитель, родители, классный руководитель, администрация или школьный психолог. Редко – сам ребенок, хотя это является идеальным вариантом для результативности работы. По результатам беседы формулируется первоначальный заказ исследователю в форме описания характерных для ребенка затруднений в обучении или (и) поведенческих нарушений.

Затем беседа проводится с самим ребенком. Главная задача исследователя – выяснить, являются ли сформулированные в первоначальном заказе трудности и нарушения проблемой для самого ребенка. Тем самым исследователь определяет для себя установку ребенка по отношению к исследованию и его мотивацию на совместную работу. Цель беседы – осознание ребенком проблемы как «своей», если она действительно существует. Для начала исследования эта беседа имеет решающее значение. В случае если ребенок будет пассивным «объектом» исследования, дальнейшая работа практиканта будет затруднена или невозможна. Поэтому практиканту необходимо, опираясь на личную коммуникативную компетентность, в самом начале установить с ребенком контакт, не жалея для этого времени.

При необходимости и при наличии возможности проводится беседа с родителями, чаще всего с мамой. В ходе нее выясняется, осознают ли сами родители проблему ребенка. Цель и методика проведения этой беседы аналогична предыдущей: очень важно сделать родителей главными заказчиками и помощниками. Трудность заключается в том, что многие родители проявляют элементарную педагогическую безграмотность, а часто и сами обладают нежелательными личностными качествами и симптомами. Поэтому исследователь в этом случае как бы раздваивается: психолог одновременно должен получать и фиксировать информацию о ребенке и о родителе, с которым беседует, так как последняя может стать важной при анализе полученных данных.

Последующие беседы проводятся по необходимости со всеми участниками педагогического процесса, в который вовлечен ребенок. Это могут быть учителя, классный руководитель, одноклассники. Информация о ребенке может быть и у школьного психолога, если ребенок уже попал в поле его внимания.

Метод анализа документации

Из личного дела ребенка, которое хранится в канцелярии школы, в индивидуальную карту психического развития переносятся общие данные о ребенке: дата рождения, адрес; данные о семье: состав семьи, имя, отчество и место работы матери, отца, имена и возраст братьев, сестер, других родственников, проживающих с ребенком, бытовые условия; успеваемость ребенка в предшествующие годы; особенности, отмеченные в имеющихся характеристиках.

Из классного журнала в протокол заносятся фамилии учителей, а в индивидуальную карту психического развития – анализ текущих и итоговых оценок.

Дневник ученика может сказать о многом. Как ведется, заполняется ли вовремя, подписан ли родителями, проверяется ли регулярно классным руководителем, каков характер замечаний, записывается ли домашнее задание – вся эта и другая возможная информация анализируется и заносится в протокол анализа документации.

Метод анализа результатов деятельности (Приложение 2).

Источником информации здесь являются тетради ученика, которые по возможности лучше приложить к протоколам, а также его рисунки, поделки, если таковые имеются.

Метод наблюдения (Приложение 3).

Источником информации при использовании этого метода исследования является сам объект исследования – его поведение на уроках, переменах. Для получения максимально достоверной информации лучше первое наблюдение провести до первой беседы с ребенком, когда он еще не знает, что является объектом наблюдения. Затем наблюдение повторяется. Сравнение результатов тоже может стать источником информации.

Формулировка рабочей гипотезы (Приложение 4).

По результатам проведенных на этом этапе исследований с помощью школьного психолога студент-практикант формулирует рабочую гипотезу, в которой указываются факторы, предположительно влияющие на неблагоприятное психическое развитие ребенка, и возможные причины трудностей в обучении или (и) поведенческих нарушений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.