Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии

2017-06-02 265
Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГР. 2190

 

Модуль 2. Возрастная психология (1курс, летняя сессия).

Форма контроля – 1 контрольная работа (на оценку) – см. ниже.

Cодержание дисциплины «Возрастная психология»

Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет задачи и основные разделы возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Актуальные проблемы современной психологии развития.

Связь возрастной психологии с другими науками. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

 

Тема 2. Теоретические концепции возрастного развития.

Биогенетическая концепция возрастного развития. Теория рекапитуляции. Теория трёх ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Теории социального научения. Теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребёнка.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии ребенка. Понятие развития. Условия, источники и движущие силы психического развития ребёнка. Проблема возраста и возрастной периодизации в психическом развитии. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность, её признаки, виды. Основные психологические новообразования на разных этапах развития.

Тема 3.Закономерности психического развития в младенчестве и в раннем детстве.

Стадия новорождённости. Кризис новорождённости. Врождённые формы психики и поведения. Способность к научению. Социальная ситуация младенчества. “Комплекс оживления”. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Двигательная активность как предпосылка развития наглядно-действенного мышления. Предметное манипулирование. Возникновение и развитие речи. Кризис одного года жизни: его причины и симптомы.

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем детстве. Прямохождение как предпосылка личностного и психического развития ребёнка. Развитие предметно-орудийной деятельности. Игровое действие. Символизм. Развитие самосознания. Развитие речи. Кризис трёх лет, психологическая сущность и причины возникновения.

 

Тема 4. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития дошкольника. Игровая деятельность, ее структура, становление, развитие и значение для психического развития ребёнка. Развитие личности дошкольника. Потребности и мотивы поведения дошкольников. Формирование произвольного поведения. Особенности эмоциональной сферы. Формирование самосознания и Я-образа у дошкольника. Специфика познавательной сферы. Анимизм, реализм, артифициализм. Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению и её виды.

Проблема психологической готовности к обучению в школе. Анатомо-физиологическое развитие детей 6-7 лет. Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Волевая готовность к обучению в школе. Социальная и личностная готовность к обучению в школе

Тема 6. Психология юношеского возраста и молодости

Характеристика позднего юношеского возраста. Потребность смысла жизни. Выработка жизненной философии. Личностная рефлексия.

Нравственное развитие. Формирование жизненных идеалов и жизненных ценностей. Моральный релятивизм и отклонения в поведении. Особенности следования образцам и авторитетам.

Особенности эмоциональной сферы, ее стабилизация. Юношеский возраст и акцентуа- ции характера. Развитие познавательных процессов. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения. Развитие воображения. Мечта и фантазия. Твор

чество.

Интеллектуализм как форма психологической защиты. Общение со взрослыми и сверстниками потребность в доверительном, исповедальном общении, признании и понимании. Юношеские неформальные группы. Проблемы студенческого возраста.

Темы контрольных работ.

 

1. Понятие о психическом развитии. Типы развития по Л.С. Выготскому. Источники и движущие силы психического развития.

2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.

3. Основные закономерности, факторы и движущие силы психического развития. Кризисные и сенситивные периоды в психическом развитии.

4. Понятие возраста и принципы периодизации психического развития. Периодизация психического развития в отечественной психологии (Выготского-Эльконина).

5. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис развития, психологические новообразования.

6. Периодизация психо-сексуального развития З. Фрейда.

7. Периодизация психо-социального развития Э. Эриксона.

8. Периодизация умственного (интеллектуального) развития детей Ж. Пиаже.

9. Периодизация морального развития детей Л. Колберга.

10. Общая характеристика младенческого возраста: период новорожденности и младенче- ство.

11. Общая характеристика раннего возраста (1-3 года): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис 3-х лет.

12. Развитие речи в младенческом и раннем возрасте.

13. Общая характеристика среднего и старшего дошкольного возраста(3-7 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, возрастной кризис этого периода.

14. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

15. Личность дошкольника (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания, самооценки и т.д.).

16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Основные компоненты. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Кризис 7 лет.

17. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..

18. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

19. Особенности формирования личности младшего школьника: развитие мотивов деятельности, межличностные отношения, проявления индивидуально-психологических особенностей.

20. Общая характеристика подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..

21. Учебная деятельность подростка. Перестройка учебной деятельности и развитие познавательных процессов у подростков (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Учебная мотивация: особенности и ее динамика.

22. Личность подростка. Формирование самосознания подростка. «Я-концепция».

23. Старший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельнос- ти, кризис 17 лет, психологические новообразования.

24. Когнитивное развитие старшеклассника. Развитие научного мировоззрения.

25. Особенности развития личности старшеклассника. Особенности эмоциональной жизни

26. Психологические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

27. Молодость (18-25-30 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис молодости, противоречия, особенности познавательной деятельности.

28. Период взрослости (25-30-40-45 лет): социальная ситуация развития, кризис взрослос- ти, ведущий вид деятельности, мотивы и противоречия, особенности познавательной дея- тельности.

29. Период зрелости (40-45-55-60 лет): общая характеристика возраста и социальная ситуация развития, структура зрелой личности, кризис возраста зрелости, особенности познавательной деятельности.

30. Период геронтогенеза (старения) (55-60-80 и далее): общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения, особенности познавательной сферы и работоспособности. Долголетие.

 

Рекомендуемая литература.

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт, МГППУ, 2011. – 461 с.

2. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб: Питер, 2012.- 298 с.

3. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.

6. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. М.- СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001.

8. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Возрастная психология //Вопросы психологии. 1998. №5. - С. 107-113.

8.Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.

10. Шаповаленко И.В.: Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.). М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагоги- ческая академия, 1994.

12. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

11. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Владос, 2005.- 606 с.

13. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.

14. Хухлаева О.В. Психология развития молодость, зрелость, старость. М., 2002.

15. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. М.: Владос, 2005.- Ч.1.: От рождения до поступления в школу.-366 с. Ч.2.: От младшего школьного возраста до юношества.- 343 с.

16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо: Смысл, 2003.- 1136 с.

17. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.- 79 с.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996.- 347 с.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. Академия, 2004.- 384 с.

20. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д.Б. Элько нина. М. Просвещение, 1967.- 360 с.

Интернет-ресурсы.

1. Обухова А.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2011. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7717

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. http://pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml

3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учебник. М.: Гардарики, 2007. http://www.alleng.ru/d/psy/psy014.htm

4. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008. http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=97821

5. Обухова А.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2011. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7717

Примечание: литература по психологии находится в библиотеках корпусов №№ 1,4 и 8.

Кроме указанной можно использовать и другую литературу, подходящую по содержанию.

Требования к написанию и оформлению контрольной работы.

1. В учебной группе темы контрольных работ должны быть распределены равномерно. Не допускается совпадение тем у студентов более 2-х раз (если группа большая)! В этом случае содержание данных работ должно чем-то отличаться.

2. Титульный лист контрольной работы необходимо оформить в соответствии с образцом (см. Приложение 1).На нем ставитсяподпись студента и дата сдачи преподавателю на провер- ку.

3. Текст контрольной работы должен содержать:

- Титульный лист,

- Оглавление,

- Введение (стр. № 3),

- Основную часть, состоящую из 4-5-ти параграфов,

- Заключение,

- Библиографический список (использованной литературы; на каждый источник должны быть ссылки в тексте как минимум 1 раз в квадратных скобках) – не менее 5 источников.

4. Использованные интернет-источники не должны быть анонимными. Их правильное оформление в списке литературы см. выше.

5. Объем работы должен составлять не менее 12-15 стр.

6. Все страницы работы должны быть пронумерованы, начиная с третьей.

7. В работе не допускаются пустые места (для искусственного увеличения объема работы).

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Контрольная работа

по дисциплине «Психология» (модуль 2)

Тема

 

 

 

 

 

Выполнил(а) обучающийся группы 2190 ______________ Ф.И.О.

 

«___» _______ 2017г. ___________

(подпись)

 

Проверил(а) ______________ Ф.И.О.

 

«___» _______ 2017г. ___________

(подпись)

 

 

 

Сыктывкар 2017 г.

 

 

ГР. 2190

 

Модуль 2. Возрастная психология (1курс, летняя сессия).

Форма контроля – 1 контрольная работа (на оценку) – см. ниже.

Cодержание дисциплины «Возрастная психология»

Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет задачи и основные разделы возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Актуальные проблемы современной психологии развития.

Связь возрастной психологии с другими науками. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.