Понятие и функции предприятия — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие и функции предприятия

2017-06-02 190
Понятие и функции предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация предприятий. Предприятие - это юридически самостоятельная предпринимательская единица. Предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам. По этим характеристикам и ведется классификация предприятий.

Основные признаки классификации предприятия:

- отраслевая и предметная специализации;

- структура производства;

- мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Одним из главных признаков классификации предприятий до недавнего времени считались отраслевые отличия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено.

На практике все реже встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство предприятий имеют межотраслевую структуру. По структуре производства предприятия делятся на:

- узкоспециализированные;

- многопрофильные;

- комбинированные.

Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего предприятия делятся на три группы:

- малые;

- средние;

- крупные.

При отнесении предприятия к одной из указанных групп используются следующие показатели:

- численность персонала;

- стоимостный объем продукции;

- стоимость средств производства.

Важнейшие задачи действующего предприятия - это:

- получение дохода владельцем предприятия;

- обеспечение потребителей продукцией предприятия;

- обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

- создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

- охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

- предотвращение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи предприятия определяются:

- интересами владельца;

- размерами капитала;

- ситуацией внутри предприятия;

- внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).

Основные признаки предприятия. В соответствии с действующим гражданским законодательством предприятие признается юридическим лицом только после государственной регистрации в установленном порядке и должно обладать определенными признаками, без которых оно не только не может быть признано юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте.

Предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Его наличие обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

Предприятие как юридическое лицо должно быть способно отвечатьсвоим имуществом по обязательствам, которые у него возникают во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и при исполнении обязательств перед бюджетом.

Предприятие какюридическое лицо должно быть способно выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т.е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями, поставщиками всех факторов производства, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами.

Важнейший признак предприятия как юридического лица - его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.

Предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно предоставлять установленную государственными органами отчетность, в том числе и для независимой аудиторской проверки.

Предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятие как юридическое лицо должно указать место своего нахождения, которое определяется местом ее регистрации, если в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Общая структура предприятия. Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних подразделений: цехов, отделов, лабораторий и других звеньев, составляющих единый хозяйственный объект.

Под общей структурой предприятия понимается комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Построение рациональной структуры предприятия осуществляется в соответствии с его профилем и размерами, технологией и организацией, достижениями научно-технического прогресса, а также под влиянием других факторов.

Внешняя среда предприятия

 

Состав и содержание внешней среды. Внешнюю среду отдельно взятого предприятия следует рассматривать с точки зрения системного подхода, поскольку она существует не изолированно, а представляет собой подсистему экономической системы более высокого уровня. Все субъекты внешней среды, оказывающие влияние на предприятие, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

- государство (государственные органы);

- поставщики;

- потребители;

- конкуренты.

Под поставщиками понимаются юридические и физические лица, принимающие участие в материально-техническом обеспечении предприятия. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

Потребители - важный ограничительный или стимулирующий фактор внешней среды. Изменения во вкусах, предпочтениях, возможностях потребителей формируют спрос на продукцию предприятия.

Конкуренты — это предприятия (фирмы), которые производят аналогичный продукт, а ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продукции, цены и качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия.

Государство — особый фактор прямого воздействия внешней среды предприятия. Через государственные органы оно создает условия существования и функционирования для всех участником экономических отношений. Проводя свою политику в области экономики, государство с помощью законодательных и нормативных актов, инструкций, положений через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность предприятия. Государственные органы обеспечивают принудительное соблюдение законов в пределах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Кроме того, государство прямо регулирует деятельность фирмы, устанавливая разнообразные формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляя ценовую политику и т. п.

Факторы косвенного воздействия - это те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на предприятие, но тем не менее косвенно сказываются на его деятельности. Внешние факторы косвенного воздействия могут быть:

- экономические;

- технические;

- технологические;

- социальные (социокультурные);

- политические.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия.

Конкурентная стратегия предприятия. Выбор конкурентной стратегии предприятия предопределяется набором эффективно используемых факторов как внешнего, так и внутреннего характера, что позволяет обеспечить поддержку соответствующего уровня конкурентоспособности предприятия и выпуск конкурентоспособной продукции.

Выявление потенциальных возможностей предприятия в конкурентной борьбе выражается достаточно обширной категорией - конкурентоспособность предприятия. Оценка собственной конкурентной позиции предприятия на рынке позволяет:

- разработать меры по повышению конкурентоспособности;

- выбрать партнеров для совместного выпуска продукции;

- привлечь инвестиции в перспективное производство;

- разработать планы выхода предприятия на новые товарные рынки и т.д.

Существует множество методов оценки собственной конкурентной позиции предприятия на рынке. Основу одного из известных методов составляет оценка товара (услуги) предприятия. Данный метод основан на том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества, наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик. Преимущество данного метода по сравнению с другими в том, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара. Недостаток метода - отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия.

Конкурентоспособность продукции — это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем. Для оценки конкурентоспособности продукции определяется перечень параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. Они делятся на две группы: параметры качества (технические) и экономические параметры (полные затраты потребителя по приобретению и потреблению продукции).

Наиболее важные факторы, влияющие на конкурентоспособность, - цена и качество. На них сосредоточены интересы производителей и потребителей, желающих повысить качество и понизить цену. Предприятие получает выигрыш от увеличения спроса и объема поставок, а потребитель – от покупки за низкую стоимость более конкурентного изделия.

Модель функционирования предприятия в рыночной среде. Успешность функционирования предприятий будет зависеть от того, насколько удачно они организованы. Понять источник жизнестойкости предприятия можно, лишь изучив его цели. Традиционно считается, что главная цель большинства предприятий - максимизация прибыли. В принципе, такой подход верен.Однако такие факторы, как барьеры для входа и разделение собственности и управления, не только поставили под подозрение необходимость и желательность максимизацииприбыли, но и привели к созданию моделей, в которых реакции объема выпуска, цены и прибыли на изменения в налогообложении, затратах и так далее представляются качественно и количественно отличными от реакций, предсказываемыхмоделью максимизации прибыли.

Модель максимизации прибыли предприятия состоит в том чтобы в процессе предпринимательской деятельности получить максимальные результаты при минимальных затратах и ресурсах. Практически это означает максимизацию остаточного дохода, т. е. той части реализованной продукции, которая остается, за вычетом всех видов затрат, налогов и других отчислений.

Другая модель функционирования предприятия на рынке - максимизация объема продаж, поскольку величина реализованной продукции - наиболее общий результат предпринимательской деятельности предприятия. Максимизация объема продаж позволяет сохранять и увеличивать численность персонала, внедрять новые технологии и другие достижения научно-технического прогресса, укрепляет положение предприятия на рынке. Безусловно, максимизация объема продаж имеет свои пределы, которые связаны с уровнем прибыли, но при прочих равных условиях она ведет к росту массы прибыли предприятия.

Предприятие может также выбрать в качестве модели своего функционирования на рынке максимизацию роста самого предприятия увеличение своих активов. В этом заинтересованы ее владельцы, преследующие цель ускоренного личного обогащения. В современных условиях реализация этой модели чаще происходит через слияния и поглощения данным предприятием других фирм. В любом случае данная цель неизбежно порождает тенденцию к увеличению той доли прибыли, которая идет в накопление для расширенного воспроизводства за счет уменьшения доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. Низкие дивиденды побуждают акционеров продавать акции, появляется опасность перехода контрольного пакета акций к конкурентам. Несмотря на противоречивость такой ситуации, предприятие реально может поставить в качестве главной цели рост производства и размеров за счет увеличения накапливаемой прибыли.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.