Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-02 | 898 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика WAIS широко известна за рубежом. Ряд отечественных авторов [7, с. 167], сопоставив данные WAIS с результатами различных бланковых и аппаратурных методик, а также на основе длительного наблюдения за испытуемыми, дают заключение о высокой надежности и валидности методики.
Д. Векслер при создании методики исходил из следующих соображений:
1. До Д. Векслера интеллектуальные тесты разрабатывались с ориентацией на детей и школьников, а затем просто дополнялись более сложными "взрослыми" заданиями. При таком подходе тесты не могли быть интересны для взрослых испытуемых, не вызывали у них необходимой мотивации к тестированию. Как писал Д. Векслер, "прося демобилизованного сержанта придумать предложение со словами "мальчик, река, мяч", не следует надеяться, что это вызовет у него интерес и уважение к экспериментатору" [1, с. 220].
2. В тестах интеллекта, как правило, слишком большой акцент делается на скоростных показателях, что заведомо ставит пожилых испытуемых в невыгодные условия по сравнению с молодыми.
3. По вполне понятным причинам интеллектуальные тесты, ориентированные на школу, прежде всего включали в себя вербально-логические задания. Д. Векслер в полном соответствии с принятым им определением интеллекта "уравновесил" в структуре WAIS вербально-логические и перцептивно-деятельные задания.
Методика WAIS состоит из 11 субтестов: 1. Осведомленность: испытуемый должен здесь продемонстрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.
2. Понятливость', требует от испытуемого понимания некоторых обобщенных закономерностей и правил социального поведения.
3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.
|
4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существенные признаки сходства пар понятий.
5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.
6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяснить смысл ряда слов (дать их определение).
7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каждой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать необходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.
8.. Недостающие детали: испытуемому предъявляются схематические картинки, в которых он должен указать существенную недостающую деталь.
9. Кубики Косса: испытуемый складывает из кубиков заданные графические фигуры.
10. Последовательные картинки: перед испытуемым ставится задача расположить набор схематических картинок в осмысленную последовательность и рассказать по ней законченный рассказ.
11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.
Субтесты предъявляются испытуемому последовательно с первого ("Осведомленность") по последний ("Складывание фигур"): вербальные субтесты зачитываются экспериментатором, он же раскладывает перед испытуемым стимульные материалы невербальных субтестов. Ряд субтестов выполняется с учетом времени работы: "Арифметический", "Шифровка", "Кубики Косса", "Последовательные картинки", "Складывание фигур". Задания в субтестах предъявляются испытуемому до тех пор, пока он не допустит 2-5 ошибок подряд.
Более подробно содержание субтестов и правила работы с ними, а также схема оценки ответов испытуемого даны в разделе 2. Психологическая характеристика субтестов изложена в
разделе 3.
Ответы испытуемого заносятся экспериментатором в Бланк фиксации результатов. Желательно, чтобы ответы на задания субтестов "Понятливость", "Сходство" и "Словарный" подробно фиксировались экспериментатором. Это позволяет при обработке данных тестирования яснее отразить общий уровень мышления испытуемого и выставить правильные оценки за выполнение субтестов.
|
Процедура тестирования WAIS требует от экспериментатора предварительного надежного усвоения правил предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого. Можно назвать, по крайней мере, две причины такого требования:
1. Не умея сразу точно оценить ответ испытуемого, экспериментатор все свое время вынужден будет тратить на точную
регистрацию ответов. Соответственно, он пропустит реакции испытуемого по поводу тестирования в целом, на отдельные субтесты и задания, на свои удачи и неудачи. То есть выпустит из поля внимания материал, очень важный для качественного анализа результатов тестирования.
2. Экспериментатор обязан строго придерживаться инструкции о порядке тестирования с тем, чтобы вольно или невольно не подтолкнуть испытуемого к правильной форме ответов. Испытуемые, за исключением глубоких дебилов, знают, что общим для собаки и льва (субтест "Сходство") является:
- "они животные" (оценка ответа - 2 балла);
- "у них лапы" (оценка - 1 балл);
- "внешне похожи" (оценка - 0 баллов).
Испытуемые знают ответы на этих трех уровнях, но каждый говорит невольно тот признак, который ему кажется наиболее очевидным и, следовательно, наиболее существенным. Для прогноза поведения испытуемого экспериментатор должен уметь не мешать испытуемому отвечать на том уровне мыслительной сложности, который данному испытуемому субъективно наиболее близок.
Дополнительно следует рекомендовать при тестировании располагать Бланк фиксации результатов так, чтобы характер записи и численные оценки ответов оставались для испытуемого совершенно неизвестными. Достаточно корректно экспериментатор должен работать с секундомером. На некоторых эмоционально-реактивных испытуемых находящийся в поле зрения секундомер действует как сбивающий стресс-фактор. Поэтому целесообразно часы держать в ладони и не обращаться к ним слишком демонстративно.
В WAIS были отобраны известные по другим тестам интеллекта и хорошо зарекомендовавшие себя в клинической практике пробы. В принципе это соответствует сути теории Спирмена. Такой отбор исходит из предположения, что если предъявить испытуемому по возможности большее количество заданий, то с определенной степенью вероятности ими окажутся охвачены все наиболее важные интеллектуальные функции. Вместе с тем нельзя не признать, что открытыми остаются в отношении WAIS немаловажные вопросы о достаточности одиннадцати заданий, о правомерности отбора именно этих заданий и отказа от других, не менее хорошо себя показавших в клинической практике (например, исключение лишнего элемента, пиктограммы и т. д.).
|
По своему содержанию WAIS направлена на оценку базисных интеллектуальных функций. И потому она наиболее эффективна в отношении отграничения нормы и ненормы. Содержательный смысл различных оценок IQ, лежащих над нижней границей нормы, весьма невелик. Одаренность, ум имеют косвенную связь с показателями WAIS. В этом плане она более "ординарна" по сравнению с некоторыми другими интеллектуальными тестами. Так указывается, например, что хотя итоговые оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS специально делались сопоставимыми, яркие личности часто показывают более высокие результаты по первой методике [1, с. 223].
WAIS предназначена для одноразового использования. Правда, в особой степени это касается невербальных субтестов. Сотрудниками Ленинградского государственного университета разработана и апробирована параллельная форма к методике WAIS [7].
Критики методики WAIS отмечают также такой ее недостаток. В методике вообще и особенно в вербальных субгестах реализован чисто испытательный подход: задания постепенно усложняются от начала к концу субтеста. Тем самым, отсутствует мотивационная поддержка испытуемого со стороны экспериментатора. Испытуемые даже со средними значениями IQ практически каждый субтест завершают с ощущением неудачи (так как работа с заданиями субтестов прекращается, когда испытуемый не справился с 2-5 заданиями). Все это делает работу испытуемого с WAIS достаточно утомительной. Для ослабления данного недостатка экспериментатор может пропускать задания, с которыми испытуемый заведомо справится. Также высказывается мнение, что "стандартные условия исследования не нарушаются, если изменить последовательность отдельных субтестов и заменить взаимно вербальные и невербальные субтесты" [8, с. 233].
|
Для получения нормативных оценок Д. Векслер набрал выборку испытуемых в количестве 1700 человек с равным представительством в ней мужчин и женщин. Нормирование оценок по субтестам велось на основе данных 500 испытуемых в возрасте 20-34 года из общей выборки. При разделении выборки на возрастные группы Д. Векслер исходил из представлений об интеллекте как нелинейной функции возраста. В молодости в период обучения интеллект особенно изменчив. Поэтому в диапазоне 16-24 лет Д. Векслер выделил 3 возрастные группы. В зрелом возрасте интеллектуальный уровень меняется несущественно, поэтому в диапазоне 25-64 лет выделено 4 группы. В старости дают о себе знать инволюционные процессы, в связи с чем в диапазоне 65-75 лет (и выше) имеется 3 группы.
Подбор истинно репрезентативной выборки не является простой задачей. Так, указывается, что таблицы IQ WAIS получены методом срезовых исследований. Тем самым, двадцатилетние и пятидесятилетние испытуемые заведомо различаются не только за счет возрастных изменений интеллекта, но и за счет существенно иного уровня образования и особенностей социального опыта. В срезовых исследованиях обнаруживается с помощью WAIS прогрессирующее ухудшение оценок после 34 лет. В лонгитюдных исследованиях показатели IQ с возрастом наоборот постепенно повышаются. Помимо этого есть определенные трудности в подборе репрезентативной выборки пожилых людей, ибо роль образования, опыта и характера профессиональной деятельности сказывается на показателях IQ в этом возрасте особенно сильно.
В стандартизованном виде оценки IQ WAIS выражаются в виде шкалы с М=-100 и 0=15. Величину средней и стандартного отклонения Д. Векслер выбрал так, чтобы сделать сопоставимыми оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS. Стандартные оценки по субтестам выражаются в 20-балльной шкале с М=10 и 0=3.
Коэффициенты надежности, определяемые методом расщепления, равны в WAIS для вербального IQ - 0,96, для невербального - 0,93-0,94, для общего - 0,97. Весьма высока корреляция методики с показателями других интеллектуальных тестов. Так для шкалы Стэнфорд-Бине она находится на уровне 0,8. Величины стандартной ошибки измерения для вербального, невербального и общего IQ равняются соответственно 3,0; 4,0 и 2,6 стандартного балла.
В результате факторного анализа обнаруживается примерно следующая группировка показателей:
|
1.Фактор "д", охватывающий около 50% суммарной дисперсии оценок по субтестам.
2. фактор вербального понимания, который слагается оценками субтестов "Словарный", "Осведомленность", "Понятливость", "Сходство".
3. Фактор перцептивной организации. Он сочетает в себе скорость восприятия и пространственные представления и в наибольшей степени выражен в субтестах "Кубики Косса" и "Сложение фигур".
4. Фактор памяти. В основном он представлен оценками по субтестам "Арифметический" и "Повторение цифр".
После своего появления WAIS достаточно быстро получила признание как ценная методика психодиагностики. Известны адаптированные переводы WAIS в Германии (гамбургская редакция WAIS, HAWIK), Польше и других странах. В 50-70-е годы повсеместно проводилась большая работа по созданию сокращенных (из 3-5 субтестов) форм WAIS. Так, например, имеется "Reduzierter Wechslerintelligenztest", включающий в себя 4 субтеста и снабженный нормами для пациентов психиатрических клиник и.здоровых испытуемых. Некоторым из создателей сокращенных форм WAIS удавалось довести корреляцию шкальных оценок IQ полной и сокращенной методик до 0,95-0,97. Однако, как указывает А. Анастази [1, с. 222], сокращенные формы непопулярны и используются как средство предварительной ориентации в выборке испытуемых. Основной недостаток сокращенных форм - невозможность качественного анализа ответов испытуемого
ИНСТРУКЦИИ,
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!