Упражнение – демонстрация «Ослики» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Упражнение – демонстрация «Ослики»

2017-06-02 123
Упражнение – демонстрация «Ослики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснение: В группе выбирается одна пара. Она встает в центр круга. В круг ставится 2 стула: один напротив другого. Пара встает между этими стульями и связывается веревкой (веревка обвязывается вокруг талии участников) так, чтобы длина веревки не позволяла участникам доставать до стульев.

Инструкция: Представьте, что наша пара участников – это 2 ослика, которые случайно оказались связаны веревкой, а на каждом из стульев лежит по одинаковой и вкусной охапке сена. Для каждого ослика – своя охапка на своем стуле, и он, конечно же, ее съесть первым. Пусть символом охапки сена будет несколько карандашей на каждом стуле. Нашим уважаемым «осликам» предстоит проиграть эту ситуацию и попытаться найти решение. Начали.

Как вы видите, ослики одновременно бросаются за своей едой и не могут достать ее – мешает веревка.

Стимулируйте осликов к нахождению как можно большего количества решений.

Если «ослики» не найдут быстрого решения, то можно разрешить остальным участникам помогать советами, как же им поступить.

Итак, какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему.

Если участники затрудняются, ведущий сам может предложить один или два варианта решений в качестве примера:

§ ослики перегрызают верёвку, и каждый сам ест своё сено;

§ они перетягивают верёвку, и победитель ест первым;

§ они вдвоём толкают одну кучу сена поближе к другой, чтобы затем одновременно есть каждому своё сено и т.д.

Анализ упражнения:

§ Какие варианты выхода из этого «конфликта» были найдены осликами?

§ В каких случаях кому из осликов было комфортнее?

§ Какие чувства испытывали ослики, решая проблему тем или иным способом?

Мы вместе с нашими осликами нашли огромное количество решений проблемы. Давайте поговорим о том, какие существуют варианты выхода из конфликтов.

 

Теория: «Способы выхода из конфликта»

Мы возьмём одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из неё выйти.

Ситуация: сын поздно вернулся домой – отец кричит на него.

Уклонение

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет».

Давайте попробуем разыграть эту конфликтную ситуацию и выход из неё под названием «Уклонение». Для этого нужны два добровольца. Если у вас будут возникать затруднения в обдумывании ситуации, мы будем вам помогать.

Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации.

Анализ.

Вопрос группе:

§ Удалось ли изобразить уклонение?

Вопросы добровольцам:

§ Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уклонения?

§ Что испытывал «отец», когда начинал кричать и после того, как «сын» ушел от конфликта?

Комментарий: график нарисовать на доске, а далее добавлять в него новые блоки, чтобы в конце получился один полный график.

Уступка

Подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции.

Давайте разыграем эту же ситуацию и «уступки» со стороны сына.

Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь другой финал.

 

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признаёт свою полную неправоту и, подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз.

Анализ.

Вопрос группе:

§ Удалось ли изобразить уступку?

Вопросы добровольцам:

§ Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уступки?

§ Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как «сын» уступил?

Компромисс

Решение конфликта – через взаимные уступки. Разрешая конфликты, таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений.

 

Давайте теперь разыграем компромисс.

Те же самые добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь должен быть новый финал. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

 

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс – взаимоуступку: с понедельника до четверга он приходит домой в 21:00, но в пятницу и субботу отец позволяет ему приходить в 23:00 часа.

Анализ.

Вопрос группе:

§ Удалось ли изобразить компромисс?

Вопросы добровольцам:

§ Трудно ли было найти компромисс?

§ Что чувствовал «сын» во время конфликта и после предложения компромисса?

§ Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как принял условия компромисса?

Подавление

Это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Часто в этом случаев победу пытаются взять «силой», перехитрить собеседника, сделать все, чтобы отстоять свой и только свой интерес.

 

Подавление – это та линия поведения, которую каждый раз пытается реализовать отец (не забываем, что речь идет только о нашей ситуации. А в жизни так бывает не всегда!). Давайте теперь разыграем подавление как стратегию поведения сына.

Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток, игнорируя требования отца. Говорит ему в ответ, что виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и вперед возвращаться. Когда захочет.

Анализ.

Вопрос группе:

§ Удалось ли «сыну» подавить «отца»?

Вопросы добровольцам:

§ Что чувствовал «сын» во время конфликта и после того, как он «победил»?

§ Что испытывает «отец», когда начинал кричать, и после того, как его «победили»?

 

Сотрудничество

Предполагает поиск решения, которые бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время.

Итак, это последняя стратегия выхода из конфликта, и. я думаю. Ее будет сложнее всего придумать и показать. Давайте еще раз попросим наших добровольцев это сделать. Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

 

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка – для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте6 неделю они делают так6 с воскресенья по четверг сын будет САМ звонить сыну во время его прогулок, не будет делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента – они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.

Анализ.

Вопрос группе:

Вопросы к добровольцам:

§ Трудно ли было прийти к взаимовыгодному сотрудничеству?

§ Что испытывал «сын» во время конфликта, после того как он узнал о чувствах собеседника, после заключения «мирного соглашения»?

§ Что испытывает «отец», когда начинал кричать, когда узнал о чувствах сына и после того, как были приняты условия сотрудничества?

 

 

Общий анализ инсценировки ситуаций.

Вопросы к добровольцам:

§ В каком или каких из 5 случаев «сын» чувствовал себя наиболее комфортно?

§ А «отец»?

§ Вопросы к группе:

§ С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего в жизни?

§ Можете привести примеры компромисса и сотрудничества (в конфликтных ситуациях) из вашей жизни?

Выводы.

Давайте подведем итоги:

Таким образом, в конфликте возможны 5 линий поведения:

ü Уклонение – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не учитываются;

ü Если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитываю по максимуму, то это Уступка.

ü Если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие – по минимуму или вообще их в расчет не беру, то это Подавление, или противоборство. (Внимание! Эта линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму!).

ü Компромисс - это когда каждый из участников конфликта чем-то жертвует, чтобы что-то получить. Это взаимоуступка;

ü И, наконец, Сотрудничество – такое поведение в конфликте, когда интересы каждого из участников учитываются по максимуму.

 

Сказать, какая линия поведения эффективна, можно только ДОСКОНАЛЬНО проанализировав, продумав все, что касается ситуации конфликта и его участников.

Например, отец предъявляет претензии сыну, будучи нетрезвым. Говорить с ним, когда он в таком состоянии – бесполезно. Наиболее эффективной линией поведения сына в этом случае будет Уклонение. Или6сын опоздал потому, что на час застрял в лифте (можно позвонить, куда надо, и там подтвердят факт аварии). В такой ситуации со стороны сына будет допустима линия поведения Подавление; он скажет о недопустимости претензий и криков, если объективные обстоятельства вмешались в ситуацию. И о том, что ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные форс-мажорные обстоятельства.

Считается, что Компромисс и Сотрудничество – это самые эффективные способы выхода из конфликта, но реализовать их бывает очень трудно.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.