Современные представления о сущности феномена нарушенного развития — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Современные представления о сущности феномена нарушенного развития

2017-06-09 617
Современные представления о сущности феномена нарушенного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Программа государственного экзамена по специальной психологии и психодиагностике составлена на основании предметных дисциплин, преподаваемых студентам на протяжении всех лет обучения их в институте.

Включает в себя сведения по всем разделам специальной психологии и психодиагностике, и направлена на проверку умений выпускника обобщать и систематизировать накопленные современной психологией и смежными науками знаний о психическом развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья и проведении психодиагностического исследования.

Экзаменационные билеты включают: вопрос из раздела «Общие вопросы специальной психологии» и вопросы по всем разделам специальной психологии психодиагностике.

Выпускники сдают экзамен «Специальная психология и психодиагностика», на котором должны показать знания общих и специфических закономерностей развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и знания психодиагностических методов и частных методик обследования детей с ограниченными возможностями здоровья. Также должны показать умения применить эти знания в практической деятельности, в связи с чем вторые вопросы билетов содержат практические задания, позволяющие студенту продемонстрировать эти умения.

 


Содержание программы.

1. Предметное содержание современной специальной психологии

Предмет и объект специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели и задачи специальной психологии на современном этапе ее развития. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.

Причины отклонений в развитии и факторы их определяющие

Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.

Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений

Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Общие и специфические закономерности нарушенного психического развития. Механизмы формирования вторичных отклонений:

Классификации отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные клинико-психологические и психолого-педагогические классификации отклонений психического развития В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др.

Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития

Сущность депривационных феноменов. Виды и формы депривационных феноменов. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений.

Вопросы к государственному экзамену по специальной психологии и психодиагностике.

«Специальная психология и психодиагностика»

(первые вопросы)

1. Общие и специфические закономерности развития детей в условиях дизонтогенеза и нормально протекающего развития. Их учет в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Психологические проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Направления психолого-педагогической помощи в процессе интегрированного обучения детей с разными формами отклонений в развитии.

3. Психологические проблемы семейного воспитания детей с разными вариантами отклонений психического развития. Содержание психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Этиология и специфические причины разных форм нарушений психического развития.

5. Понятие о сложных недостатках развития. Система психологической помощи детям, имеющим сложные недостатки развития.

6. Проблема классификации нарушений развития у детей в современной отечественной и зарубежной специальной психологии.

7. Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.

8. Понятие психического развития и психической коррекции в современной специальной психологии.

9. Роль общения в психическом развитии ребенка. Причины нарушений коммуникативной деятельности при разных формах дизонтогенеза и психолого-педагогические пути их коррекции.

10. Своеобразие психического развития детей с нарушением слуха. Роль коррекционной работы по формированию речи у глухого ребенка.

11. Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

12. Понятие о системных нарушениях в структуре отклоняющегося развития.

13. Значение идей Л.С. Выготского для становления отечественной специальной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики как теоретическая основа специальной психологии.

14. Характеристика особенностей мыслительной деятельности умственно отсталого ребенка, способы ее психологической диагностики и учет в процессе коррекционно-воспитательной работы.

15. Материнская привязанность и эмоциональная депривация. Влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка. Особенности психического развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.

16. Проблема задержанного развития в отечественной и зарубежной психологии. Основные варианты задержки психического развития.

17. Особенности развития когнитивных функций у детей с нарушениями речи.

18. Значение зрительного анализатора в познавательной, коммуникативной и ориентировочной деятельности дошкольников. Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения.

19. Особенности развития памяти у детей с различными отклонениями в развитии. Значение коррекционной работы для развития памяти у таких детей.

20. Психоэмоциональное развитие детей с аутизмом. Пути психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим аутичного ребенка.

21. Особенности психического развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

22. Умственная отсталость как форма дизонтогенеза – ее причины, формы и характеристика. Возможности социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью.

23. Этические принципы в работе специального психолога с детьми, педагогами и родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

24. Организация и проведение психодиагностического исследования, его этапы. Принципы построения психологического заключения.

25. Методы исследования интеллекта детей и подростков с психическим недоразвитием.

26. Объективный, субъективный и проективный подходы в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

27. Роль психологической диагностики при отборе детей в специальные (коррекционные) учреждения.

28. Роль психологического анамнеза как метода исследования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

29. Рисуночные тесты и особенности их использования при исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

30. Использование методики Векслера для диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 


«Специальная психология и психодиагностика»

(вторые вопросы – практические задания)

 

1. Опишите процедуру исследования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Приведите примеры используемых методик.

2. Опишите последовательность действий специального психолога при работе с проективными методиками.

3. Опишите схему первичной профориентационной консультации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья.

4. Назовите наиболее типичные ошибки, которые встречаются в письменной речи неслышащих детей. Приведите примеры.

5. Опишите виды помощи ребенку, которые предусмотрены при проведении диагностического обучающего эксперимента в отличие от традиционного психодиагностического исследования.

6. Какие методики можно использовать для оценки девиантного поведения подростков с ЗПР или умственно отсталых. Приведите примеры.

7. В каких ситуациях может появиться необходимость использования методики Люшера. Поясните на примере.

8. Опишите процедуру проведения субтеста «Кубики Косса» из методики Д. Векслера при обследовании умственно отсталого школьника.

9. Опишите процедуру проведения методики «Пиктограммы» с детьми с нарушением слуха.

10. Охарактеризуйте методики исследования ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

11. Поясните, каким образом можно использовать метод наблюдения для исследования личности ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте на примере работы с ребенком с ЗПР.

12. Охарактеризуйте поведение аутичного ребенка при взаимодействии с окружающими людьми.

13. Какие условия необходимо соблюдать при диагностике слабовидящего ребенка?

14. Какие коррекционные мероприятия можно использовать для преодоления агрессивности в поведении детей с интеллектуальными нарушениями?

15. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии произвольной памяти умственно отсталых детей?

16. Какие способы общения можно использовать при работе со слепоглухими детьми?

17. Опишите примеры типичных для умственно отсталых детей ошибок, которые встречаются при решении ими различных мыслительных задач.

18. Поясните, как можно выявить недоразвитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

19. По каким критериям можно отличить задержку психического развития от умственной отсталости? Приведите примеры.

20. По каким показателям можно судить о нарушении произвольного внимания у детей с ЗПР?

21. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие словесной памяти у детей со слуховой депривацией.

22. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие произвольного внимания умственно отсталых детей.

23. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие мышления умственно отсталых детей.

24. Какие задания можно предложить для развития коммуникативных способностей детей с ЗПР?

25. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии речи детей с интеллектуальными нарушениями?

26. Приведите примеры использования рисуночных тестов в диагностике личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

27. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, по каким проявлениям можно судить о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

28. Охарактеризуйте деятельность специального психолога, участвующего в работе медико-психолого- педагогической комиссии.

29. Приведите примеры ориентировки незрячих в разных видах пространства.

30. Приведите примеры методик, направленных на изучение познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы

для подготовки к государственному экзамену по специальной психологии и психодиагностике.

 

1.Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. М., 1983.

3.Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. /Под ред. Лебединской К.С. и др. М., 1989.

4.Жигорева М.В. дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

5.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2007.

6.Змановская Е.В. Девиантология. М., 2003

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003

8.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006

9.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. М., 2005.

10. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности детей при психологическом сопровождении школьников. СПб. 2000.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2004

12. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. 1999.

13. Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону. 2000

14. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2009.

15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

16. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. 2008.

18. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.

19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001

20. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб., 2006.

21. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь. 2006.

22. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

23. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать. Советы психолога. – СПБ.: Питер, 2012.

24. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002

25. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития /Под ред. Шипицыной. – М.: Академия, 2012.

26. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.,2005

27. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. М., 2009.

28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.,2000

29. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

30. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. М., 2007

31. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь. 2010

32. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т.Посоховой. М., СПб. 2005.

33. Трошин О.В. Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005

34. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.

35. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Издательский Центр «Академия», 2002

36. Хухлаева О. В. Основы Психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский Центр «Академия», 2002

37. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005

38. Шаповал И.А. Специальная психология. М.,2005.

39. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

40. Шипицына Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. СПб., 2004.

41. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005

42. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь. 2010.

 

Введение

Программа государственного экзамена по специальной психологии и психодиагностике составлена на основании предметных дисциплин, преподаваемых студентам на протяжении всех лет обучения их в институте.

Включает в себя сведения по всем разделам специальной психологии и психодиагностике, и направлена на проверку умений выпускника обобщать и систематизировать накопленные современной психологией и смежными науками знаний о психическом развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья и проведении психодиагностического исследования.

Экзаменационные билеты включают: вопрос из раздела «Общие вопросы специальной психологии» и вопросы по всем разделам специальной психологии психодиагностике.

Выпускники сдают экзамен «Специальная психология и психодиагностика», на котором должны показать знания общих и специфических закономерностей развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и знания психодиагностических методов и частных методик обследования детей с ограниченными возможностями здоровья. Также должны показать умения применить эти знания в практической деятельности, в связи с чем вторые вопросы билетов содержат практические задания, позволяющие студенту продемонстрировать эти умения.

 


Содержание программы.

1. Предметное содержание современной специальной психологии

Предмет и объект специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели и задачи специальной психологии на современном этапе ее развития. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.

Современные представления о сущности феномена нарушенного развития

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Количественные и качественные изменения в процессе развития. Понятие новообразования в процессе психического развития. Необратимость и непрерывность психического развития. Гетерохронность психического развития. Сензитивные периоды в процессе психического развития. Психическое развитие и деятельность. Обучение и развитие. Зона ближайшего и актуального развития. Соотношение спонтанного и направленного развития.

Культурно- историческая теория психического развития Л.С. Выготского как методологическая база специальной психологии. Отклоняющееся развитие как особый способ генеза. Структура первичных и системных нарушений. Трудности в усвоении социально-исторического опыта как основная черта отклоняющегося развития. Соотношение поврежденных, недоразвитых и сохранных функций. Роль обучения в коррекции вторичных отклонений в развитии.. Сущность феномена нарушенного развития и его основные характеристики.

Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.

3. История становления специальной психологии

Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания.

Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии. Соотношение эволюции представлений о норме развития, стилей воспитания и образования нормального ребенка и этапов эволюции отношений к лицам с отклонениями в развитии аномальному ребенку.

Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Становление основных отраслей современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

4. Методы и принципы специальной психологии

Понятие о научном методе. Особенности использования психологических методов исследования в зависимости от формы нарушения. Эксперимент и возможности его использования в специальной психологии. Обучающий и конструирующий эксперимент - их возможности и ограничения. Стратегии продольных и поперечных срезов в экспериментальном изучении лиц с отклонениями в развитии. Качественный и количественный подход в оценке экспериментальных данных. Тестовые методы в специальной психологии. Метод наблюдения и техники его использования в специальной психологии. Анамнестический метод и его значение в специальной психологии. Беседа и особенности ее проведения в области специальной психологии. Анализ продуктов деятельности. Стандартизированные психодиагностические процедуры и их использование в практике специальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Методы статистической обработки эмпирических данных. Диагностическая коррекция, как особый метод специальной психологии. Этапы проведения исследования в специальной психологии. Использование опытных данных в практике обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Правила и требования к написанию психологического заключения и формированию рекомендаций.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.