Тема 13. Правовая охрана атмосферы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 13. Правовая охрана атмосферы

2017-06-09 277
Тема 13. Правовая охрана атмосферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения и от вредных физических воздействий. Нормирование качества атмосферного воздуха.

Государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха (принципы управления, выдача разрешений на выбросы, государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников, государственный мониторинг, государственный контроль).

Правовые проблемы сохранения озонового слоя атмосферы. Меры, принимаемые в рамках обязательств РФ по охране озонового слоя атмосферы. Лицензионно-разрешительная деятельность. Ограничение экспортно-импортных операций и контроль за их осуществлением. Запрет на строительство новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ.

Вопросы к семинару

1. Понятие и содержание правовой охраны атмосферного воздуха.

2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха.

3. Государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха.

4.Требования к охране атмосферного воздуха.

5. Требования по охране озонового слоя атмосферы.

6. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

Методические рекомендации

Основой правового регулирования вопросов охраны атмосферного воздуха является ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в котором закреплены компетенция органов государственной власти РФ (ст. 5) и ее субъектов (cт. 6) в указанной сфере, определены принципы (ст. 4) и функции государственного управления (ст. 14, ст. 21- 24), сформулированы требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (глава 3).

Т. к. РФ, являясь правопреемником СССР, несет ответственность по выполнению требований Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, отдельные положения указанных международных актов нашли отражение в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 4, ст. 54, ст. 16). Ряд требований закреплен в подзаконных нормативно-правовых актах, а именно: с 1 января 1996 года ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола осуществляется по лицензиям (их выдает Минэкономразвития), установлен запрет на ввоз-вывоз из стран, не являющихся сторонами Конвенции и Протокола; утвержден перечень озоноразрушающих веществ и перечень продукции, их содержащей (решение на трансграничное перемещение указанных веществ принимает Ростехнадзор); производство указанных веществ в РФ осуществляется по квотам, с 1 июля 2000 годка введен запрет на создание на территории РФ новых мощностей по производству указанных веществу и др.

Дополнительная литература

 

Бринчук М.М. Развитие правовой охраны атмосферного воздуха// Экологическое право. 2002. № 4.

Кузнецова О.Н., Радчик О.Л. Загрязнение окружающей среды отходами и опасными веществами. М., 2001.

Комментарий к ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Под ред. С.А. Боголюбова, М., 2002.

Любе-Вольф Г. Право охраны атмосферного воздуха в Германии/Современное экологическое право в России и за рубежом. Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2001.

Соловей Ю.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов. М., 2005.

 

Нормативные акты

Венская конвенция по охране озонового слоя (заключена в г. Вене 22 марта 1985 года, вступила в силу для СССР 22 сентября 1988 года).

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (подписан в г. Монреале 16 сентября 1987 года, вступил в силу для СССР 01 января 1989 года.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (заключена в г. Женеве 13 ноября 1978 года, вступила в силу для СССР 16 марта 1983 года).

Конвенция ООН об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09 мая 1992 года, вступила в силу для РФ 28 марта 1995 года). Киотский протокол //СЗ РФ. 2005. № 10.

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1999. № 18.Ст. 2222.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

Постановление Правительства РФ «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 08 мая 1996 года № 563. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2353.

Постановление Правительства РФ «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» от 5 мая 1999 года № 490. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1999. № 48. Ст. 5866.

Постановление Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него» от 2 марта 2000 года № 183. //СЗ РФ. 2000. № 11. Ст. 1180

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте содержание понятий «атмосферный воздух», «охрана атмосферного воздуха».

2. Вправе ли субъекты РФ осуществлять правовое регулирование вопросов охраны атмосферного воздуха? Приведите примеры.

3. Как вы понимаете принцип гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха?

4. В чем заключается функция государственного учета воздействий на атмосферный воздух и их источников?

5. Какие запреты к обороту озоноразрушающих веществ и продукции на их основе установлены в РФ в соответствии с международными правовыми актами.

6. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха?

 

Тема 14. Правовая охрана фауны (животного мира)

Животный мир как объект использования и правовой охраны. Фаунистическое законодательство. Правовые меры охраны объектов животного мира (назначение, основные требования, специальные требования к охране водных биологических ресурсов). Право пользования объектами животного мира и его виды. Правовое регулирование охоты и рыболовства.

Государственное управление за использованием и охраной животного мира (мониторинг, государственный учет и государственный кадастр объектов, лицензионно-разрешительная функция, государственный контроль).

Вопросы к семинару

1. Понятие животного мира как объекта использования и охраны.

2.Особенности правового регулирования охраны и использования животного мира.

3. Компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере охраны и использования объектов животного мира.

4. Виды пользования объектами животного мира.

5. Требования к охране объектов животного мира и среде их обитания.

6. Ответственность за нарушение фаунистического законодательства.

Методические рекомендации

Основой правового регулирования фаунистического законодательства РФ являются ФЗ «О животном мире», в котором: закреплены компетенция органов государственной власти РФ (ст. 5) и ее субъектов (ст. 6.1), органов местного самоуправления (ст. 8) в указанной сфере, определены функции государственного управления (ст. 14- 16,), указаны разрешенные виды пользования объектами животного мира (ст. 34), закреплено требование о лицензировании указанной деятельности (ст. 35), закреплены права и обязанности пользователей (ст. 40), сформулированы требования к охране объектов животного мира (гл. 3), а также ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в котором на законодательном уровне установлены требования к осуществлению одного из наиболее популярных видов пользования животным миром – рыболовства: выделены виды рыболовства (ст. 16), установлены основания для его ограничения в целях охраны объектов животного мира (ст. 26). К сожалению, в настоящее время не принят федеральный закон, регулирующий порядок осуществления охоты, в связи с чем указанный вид пользования объектами животного мира урегулирован на подзаконном уровне (либо в региональном законодательстве).

Дополнительная литература

 

Галимов Д.М. Об объективных признаках незаконной добычи водных животных и растений и эффективности борьбы с браконьерством// Законодательство и экономика. 2006. № 12.

Дехтярь Г.М. Экология. Охота и рыболовство. М.: Финансы и статистика. 2005.

Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов Российской Федерации//Экологическое право. 2006. № 5.

Краев Н.В. Правовая охрана животных, занесенных в Красную книгу России// Экологическое право. 2004. № 3.

Неудахина О.М. Водные животные и растения, как предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ//Экологическое право. 2006. № 3.

Шестаков А.С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве//Экологическое право. 2001. № 2.

 

Нормативные акты

Конвенция о биологическом разнообразии (заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года, вступила в силу для РФ 4 июля 1995 года).

Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (подписан в г. Монреале 29 января 2000 года, РФ не участвует).

Конвенция о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (заключена в г. Рамсаре 2 февраля 1971 года, вступила в силу для СССР 11 февраля 1977 года).

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ.1995. № 17.Ст. 1462.

ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 2004. № 52 (ч.1). Ст. 5270.

Постановление Правительства РФ «О согласовании перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» от 28 июля 2008 года № 577.

Постановление Правительства РФ «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора» от 14 апреля 2008 года № 264.

Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 26 июля 1993 года № 728.

Закон Калининградской области «О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности в Калининградской области» от 27 сентября 2001 года.

Постановление Администрации Калининградской области «О правилах любительского и спортивного рыболовства в Калининградской области» от 24 августа 2004 года № 418.

Контрольные вопросы по теме

1. Вправе ли субъекты РФ осуществлять правовое регулирование вопросов охраны и использования объектов животного мира? Приведите примеры из регионального законодательства.

2. Перечислите круг вопросов, отнесенных к компетенции РФ в сфере охраны и использования объектов животного мира.

3. Вправе ли органы местного самоуправления участвовать в решении вопросов в рассматриваемой сфере (если да, то в каких случаях)?

4. В чем заключается сущность лицензионно-разрешительной функции в указанной сфере? Перечислите известные вам в фаунистической сфере виды разрешительных документов.

5. Какие специальные защитные меры для объектов животного мира предусматривает законодательство об охране и использовании водных биологических ресурсов?

 

Тема 15. Правовые формы охраны флоры (растительного мира)

Лесные участки в составе лесного фонда и в составе земель иных категорий. Лесное законодательство. Подразделение лесов по целевому назначению. Право лесопользования и его виды. Договор купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка. Виды рубок лесных насаждений. Порубочный билет как основание для вырубки зеленых насаждений на территории МО Калининградской области.

Правовые меры охраны лесов, древесно-кустарниковой растительности. Государственный контроль за использованием и охраной лесов и древесно-кустарниковой растительности. Зеленый фонд городских и сельских поселений. Леса, расположенные на землях городских поселений. Зоны рекреационного назначения. Ограничения, установленные в ЗК РФ при использовании пригородных и зеленых зон в составе земель поселений.

Вопросы к семинару

1. Растительный мир как объект использования и охраны.

2. Лесной фонд РФ.

3.Право лесопользования и его виды.

4. Лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

5. Договор купли-продажи лесных насаждений.

6. Экологические ограничения при использовании лесов, зон рекреационного назначения и зеленых зон.

Методические рекомендации

В соответствии с требованиями ЛК РФ, объектами правовой охраны выступают: лесной фонд, лесные участки, входящие и не входящие в него, леса и лесные насаждения, т.е. только растительность. Лесные участки в составе лесного фонда являются федеральной собственностью. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с требованиями нового ЛК РФ полностью устранены элементы разрешительной системы лесопользования (ранее выдаваемые лицензии в виде лесорубочного билета, ордера или лесного билета признаются действительными при условии, что они выданы до 1 января 2007 года), введен гражданско-правовой подход (право лесопользования возникает только на основании договоров (при этом разрешенные виды лесопользования указаны в ЛК РФ – ст. 25, однако указанный перечень является полуоткрытым).

Необходимо отметить, что отменено разделение лесов на группы и введены следующие понятия: защитные леса, особо защитные участки лесов, эксплутационные и резервные леса. Установлен ряд ограничений и запретов при лесопользовании (ст. 102-107 ЛК РФ). Вместе с тем, вопрос использования территорий поселений, покрытых древесно-кустарниковой растительностью урегулирован и в других нормативных актах: ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает ограничения при использовании зеленого фонда поселений, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ регулирует вопрос использования зон рекреационного назначения (городские леса, скверы, парки, городские сады), при этом ст. 133 ЛК РФ раскрывает понятие «леса, расположенные на землях городских поселений, а ЗК РФ закрепляет ограничения при использовании пригородных и зеленых зон в составе земель поселений. Необходимо рассмотреть порядок вырубки зеленых насаждений на территории МО Калининградской области и его соответствие вышеуказанным требованиям.

 

Дополнительная литература

 

Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. М., 1990.

Крассов О.И. Право собственности на леса//Экологическое право. 2006. № 2.

Крассов О.И. Право собственности на леса/Экологическое право. 2006. № 3.

Сулейманова А. Уголовно-правовые проблемы незаконной порубки деревьев и кустарников// Уголовное право. 2003. № 1.

 

Нормативные акты

Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278

Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Градостроительный кодекс РФ 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 2005. № 1 (ч.1). Ст. 16.

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

Постановление Правительства РФ «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» от 28 января 2006 года № 48. С последующими изменениями и дополнениями.

Постановление Правительства РФ «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 26 июня 2007 года № 406.

Постановление Правительства РФ «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 28 мая 2007 года № 324. С последующими изменениями и дополнениями.

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте содержание понятий «лес», «лесной участок», «лесной фонд РФ».

2. Могут ли леса находиться в частной, муниципальной собственности?

3. Перечислите круг вопросов, отнесенных к компетенции РФ в сфере охраны и использования лесов. На каких условиях субъекты РФ реализуют свои полномочия в указанной сфере?

4. Вправе ли органы местного самоуправления участвовать в решении вопросов в рассматриваемой сфере (если да, то в каких случаях)?

5. В чем заключается сущность гражданско-правового подхода в государственном регулировании лесопользования? Перечислите известные вам в данной сфере виды договоров и укажите, для каких видов лесопользования они предназначены.

6. На какой максимальный срок может приобретаться право лесопользования?

7. В каких случаях право лесопользования может быть прекращено принудительно?

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.