Сенсорные системы организма – строение и функции. Значение органов чувств для обучения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сенсорные системы организма – строение и функции. Значение органов чувств для обучения.

2017-06-09 611
Сенсорные системы организма – строение и функции. Значение органов чувств для обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

17.Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

а) для слабовидящих детей

Для создания благоприятных гигиенических условий в школах для слабовидящих детей прежде всего большое значение имеет достаточное и высококачественное освещение в классных помещениях, в кабинетах, мастерских. залах и т. п.

При устройстве освещения учебных помещений необходимо учитывать особенности состояния здоровья и педагогического процесса детей с нарушением зрения.

Для классных помещений таких школ оптимальной ориентацией является южная сторона, так как кроме требования инсоляции большое значение дня учебных занятий имеет яркий небосвод. Окна классных помещений в I—III климатических районов рекомендуется ориентировать на юго-запад, в IV- на юг и, как исключение, - на юго-запад. Классы должны иметь прямое естественное освещение, светопроёмы - ленточной формы (без простенков). Остекление светопроёмов для предотвращения блёсткости доски нужно не доводить до передней (торцевой) стены на 1.5 м. Гак как коэффициент естественной освещённости (КЕО) должен быть не менее 2,5 %, необходимо устройство двустороннего освещения (остекление верхней части внутренней стены), причём основное освещение должно быть слева, от учащихся.

Большое значение имеет также качество освещения учебных помещений1. Наилучшие условия создаются при освещении комнат рассеянным отражённым светом. Это достигается соблюдением определенных невысоких соотношений между яркостными характеристиками различных поверхностей в помещении. От окраски ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования зависит их процент отражения. Для достижения оптимальных соотношений яркости все учебные помещения и их оборудование необходимо окрашивать матовыми красками светлых тонов с коэффициентом1 отражения: потолка 70 %. стен вверху 60 % и стен внизу 50 % (светлые тона желтого, бежевого. розового, голубого, светло-зелёного), пола. 30-50 %. классной доски 10-1 5%. Классные доски должны быть матовыми, без блёсткости. темно-коричневого или темно-зелёного цвета. Двери, оконные рамы окрашившотся белой краской.

Для уменьшения соотношения яркости1 поверхностей рассматриваемых предметов (книги, тетради) и ближним фоном до 3:1 поверхности столешниц учебной мебели следует окрашивать в светлые тона (цвет натурального дерева или светло-зеленый).

Это не только улучшает качество освещения, но и повышает освещённость на рабочих местах.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных, помещений рекомендуется:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стёкла;

- не расставлять на.подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.

- следует регулярно протирать оконные стёкла: 1-2 раза в месяц с внутренней стороны и не менее 3 раз в год с наружной стороны (к началу учебного года, во время осенних и весенних каникул), т.к. запыленность и загрязненность стекол может снижать уровень естественного освещения помещений на 40 % и более.

Наряду с этим, для создания оптимальных условий освещения следует ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей, которые образуют на рабочих поверхностях парт и. классных досок солнечные блики и вызывают перегревание помещений. Наиболее целесообразно применение регулируемых солнцезащитных устройств типа жалюзи. При устройстве же специальных солнцезащитных штор и занавесей должна быть предусмотрена конструкция, которая не препятствовала бы проникновению света в нерабочем их положении.

Учащиеся с тяжёлыми нарушениями зрения (атрофия зрительных нервов, высокая осложнённая близорукость) должны сидеть впереди, преимущественно у светонесущей стены.

Искусственное освещение

В учебных помещениях специализированных школ должно проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ6 ЛХБ. ЛЕ.Ц.

освещённость в учебных помещениях должна составлять не менее 300 лк при лампах накаливания и не менее 500 лк (желательно до 1000 лк) при люминесцентном освещении.

Устройство люминесцентного освещения в школах имеет преимущества, по сравнению с применением ламп накаливания. В классе со светильниками для люминесцентных ламп создаётся равномерное освещение, наиболее благоприятные соотношения яркостей, попадающих в поле зрения учащихся, не отмечается чрезмерной, прямой и отражённой блёсткостп.

Во всех учебных, помещениях школ для слабовидящих, светильники следует устанавливать рядами, параллельно окнам. Классная доска должна оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размешаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Уровень освещённости на классной доске должен соответствовать минимальному нормативному значению - 500 лк (желательно 1000 лк). Для поддержания постоянного уровня освещённости следует регулярно (не реже.1 раза в неделю) протирать лампы, арматуру, своевременно заменять вышедшие из строя лампы, следить за своевременным включением дополнительного искусственного освещения в утренние и вечерние часы, особенно в осенне-зимние сезоны года.

6) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Учебные помещения школ для детей, больных сколиозом, должны быть ориентированы на юг, восток, юго-восток. КНО должен быть 1,5 %, основное освещение слева, от учащихся. Освещение рабочих мест приобретает особое значение для учащихся, которые вынуждены заниматься лёжа на ортопедических партах. При чтении, и особенно при выполнении письменных заданий, они наклоняют голову над книгой, тетрадью, что значительно ухудшает освещённость столика ортопедической парты. Особенно неблагоприятные условия зрительной работы отмечаются на столиках ортопедических парт, расположенных у внутренней стены класса, где освещённость не превышает 70-80 лк. Поэтому ортопедические парты необходимо располагать у светонееущей стены.

Искусственное освещение

В учебных помещениях школ-интернатов для детей с нарушением осанки должно быть преимущественно люминесцентное освещение с использованием дамп: ЛБ6 ДХВ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещённости снижаются на 2 ступени шкалы освещённости). Запрещается использовать в одном" помещении' люминеснентные лампы и лампы накаливания.

Светильники с люминесцен'шыми лампами должны располагаться параллельно светонееущей стороне на расстоянии 1.2 м от наружной стены и 1.5 м. от внутренней.

Для работы при обучении лёжа минимальный уровень освещённости - 500 лк (желательно 1000). Для создания таких условий иепольчуют комбинированное освещение (общее и местное). Особо важное значение.приобретает местное освещение, устройство которого предопределяет конструкция одноместной парты. Для местного освещения ортопедических парт рекомендуются светильники типа "Альфа", где мощность ламп должна быть не менее 60 Вт. Устройство местною освещения в специшшнироваиных.школах требует строжайшего выполнения правил технической безопасности.

Классная доска должна оборудована софитами. Уровень освещённости на классной доске должен соответствовать нормативному значению - 500 люкс.

Гигиенические требования к мебели

а) для слабовидящих детей

В школах для слабовидящих целесообразно применение универсальной одноместной нарты. Конструкция парты позволяет создать наиболее рациональные условия для зрительной работы, соответствующие состоянию зрения учащихся, индивидуально для каждого ребёнка. Конструкция парка для слабовидящих предусматривает регулировку высоты стола и сиденья применительно к росту учащихся.

К числу мероприятий, повышающих-уровень естественной оеве-щбнности, относится также правильная расстановка нарт- с соблюдением проходов: 0,5 м от стен и по 0,7 м между рядами парт. При наполняемости класса 12 человек необходимо избегать расстановки парт и рассаживания учащихся у простенков между окнами, так как уровень освехцбнности при этом ниже.

б) для детей, больных сколиозом

В школах, для детей, больных сколиозом, классы оборудуются ученическими партами, а 'также ортопедическими партами и медицинскими кушетками. Для учащихся с I- и II степенью сколиоза, уроки, связанные с письмом проводят за обычными нартами, а остальные уроки - лёжа на медицинских кушетках на том боку и в той позе, которые рекомендует им ортопед. На ортопедических партах занимаются дети с Ш и IV степенью сколиоза на протяжении всего рабочего дня и само-t подготовки. На лежаках предусмотрены специальные подставки для книц которые обеспечивают- оптимальное расстояние (30-35 см) от глаз до рассматриваемого объекта.

В настоящее время, дополнительно используются специальные "конторки", за которыми дети в течение нескольких минут на протяжении урока занимаются стоя,

В начале учебного года необходимо правильно рассаживать детей за парты в соответствии с их ростом.

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму помещении специализированных школ

Тешюснабжеиие зданим специализированных школ должно обеспечиваться от ТЭЦ, районных или местных котельных.

Температура воздуха, в зависимости от климатических условий должна составлять:

- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях -18-20 градусов Цельсия при их обычном остеклении и 19-21 градус Цельсия - при ленточном остеклении:

- в учебных мастерских -15-17 градусов Цельсия;

- в актовом зале, классе пения и музыки - 18-20 градусов Цельсия;

- в спортзале - 15-17 градусов Цельсия;

- в раздевалке спортивного зала - 1.9-23 градуса Цельсия;

- в рекреациях - 16-18 градусов Цельсия;

- в библиотеке - 17-21 градусов Цельсия;

~ в кабинетах врачей - 21-23 градуса Цельсия.

Относительная влажность воздуха во всех помещениях специаличированных школ должна быть в пределах 40-60 %.

Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветри ванне. Фюрточки должны функционировать в любое время года.

Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на I учащегося ори фронтальных (формах занятий; 3,3 кв. м. - при групповых формах работы и индшшдуалышх занятиях.

Особое значение имеют условия воздушной среды в лечебно-кор-рекционных помещениях. В кабинетах лечебной физкультуры, которая занимает одно из ведущих мест в системе лечебных мероприятий в специализированной школе, выделение углекислоты значительно выше, что влечет за собой повышение температуры в помещении.

Для улучшения условий внешней среды в кабинетах лечебной физкультуры необходимы: постоянная широкая аэрация помещений, сквозное проветривание во время коротких и длительных перемен, влажная уоорка через каждые 1 ~2 часа занятий, уборка гимнастических коврнков и матов с помощью пылесоса.

Основную часть времени учащихся в школах для слабовидящих занимают учебные занятия. Они состоят из учебных занятий в классе л выполнения домашних заданий во

Установлено, что оптимальнее время, 'которое обеспечивает успешное освоение учебного материала и не приводит к переутомлению зрительного анализатора, составляет для детей близоруких и далънозорких 15 минут, а для детей с атрофией зрительных нервов - 10 минут,

В школах для слабовидящих особо важную роль играет рациошльгое чередование уроков в течение дня и недели, Целесообразно составлять расписание таким образом, чтобы за 2-3 часа умственного труда следовали уроки физической культуры, ручного груда, занятия в; мастерской, за которыми, вновь могут следовать уроки, связанные с умственной деятельностью. 'Наиболее 'эффективна продолжительность урока для учащихся младших классов - 35 минут. Педагоги первых классов должны.заканчивать занятия со школьниками через 35 минут и. в соответствии с этим, удлинять перерыв между уроками. Для предупреждения зрительного утомления у учащихся начальных классов необходимо каждые 10-15 минут проводить 2-3 минутные ф'изкультпаузы с включением эле-м е н то в д ы х а те л ь н он t и м н асти к и. Длительность перемен составляет 10 минут, большой - 30 минут. На работоспособность учащихся оказывают благоприятное влияние дыхательные упражнения с музыкальным сопровождением в течение 4-5 минут, подвижные игры на воздухе. В режиме дня учащихся младших классов предусмотрен дневной сон продолжительностью не менее 1 часа. Целесообразно, чтобы и учащиеся средних и старших классов е более глубокими нарушениями зрения (атрофия зрительных нервов) и соматически ослабленные могли спать днём.

Продолжительность выполнения домашних заданий в сиецнальиых школах в связи с медлительностью детей и необходимостью делать перерыв для отдыха глаз (кроме отдыха между занятиями), больше., чем в массовых школах, и составляет для 1-П классов – 1,5 часа, Ш-IV - 2 часа, V-VI.I1 - 2,5-3 часа. Такая продолжительность времени приготовления домашних заданий не приводит к значительному ухудшению работоспособности учащихся только при соблюдении некоторых гигиенических рекомендации. Через каждые 20 - 25 минут необходимо проводить 2-х - 3-х минутную физкультпаузу, непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15-20 минут. Непрерывная продолжительность уроков во время самоподготовки не должна.превышать 35 минут для младших, школьников; 40-45 минут для учащихся средних и. старших, классов. Во время перерыва (10-15 минут) желательно организовать подвижные игры и обязательно проветривать помещения. В тёплое время года в перерывах следует проводить подвижные игры на открытом воздухе.

б) дли детей, больных сколиозом

Режим дня для детей с нарушением осанки должен быть строго дифференцирован с учётом не только возрастных особенностей, но, и степени, и' характера, поражения опорно-двитательного аппарата. Дега с Ш - IV степенью сколиоза больше времени расходуют на самоподготовку, самообслуживание, отход ко сну и т.д., чем дети с начальными проявлениями этого заболевания, Но даже у учащихся с 1 и II степенью сколиоза через 25-30 минут урока значительно снижается работоеггособность и ухудшается функциональное состояние организма..

Для предупреждения переутомления в середине урока учащиеся должны выполнять 3-х - 5-ти минутный комплекс упражнений (дыха-тельный и для верхних конечностей). Фпзкультпаузы проводят начиная с 1 -го урока.

Особого внимания требуют дети; занимающиеся лёжа. Продолжительность одномоментной зрительной нагрузки для;аких детей во время классных занятий, самоподготовки не должна гревышать 20 минут, Применяются технические средства и пособия. Остальное так же как и при нарушении зрения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.