ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ



ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Основные положения спортивной тренировки

Спортивная тренировка как педагогическая система

Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 1).

Таблица 1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы

Элемент Содержание
Цель Достижение максимально высоких спортивных результатов
Задачи - Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной физической работоспо­собности; - развитие максимально высоких показателей двига­тельных качеств, обеспечивающих овладение необхо­димыми двигательными навыками; - формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами; - развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта; - воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании.
Средства Специфическими средствами являются следующие физи­ческие упражнения: общеподготовительные, служащие общему функциональ­ному развитию организма спортсмена; вспомогательные, создающие основу для развития необхо­димых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений); специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований; соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования; кроме специфических средств (физические упражнения), используют и неспецифические: психологическую подго­товку, закаливание организма.
Методы - Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревнователь­ных и тренировочных действий, на основе которых у спорт­смена формируются знания о содержании этих действий; - приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, т.е. овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий; - различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация с целью превращения двигательных умений в их автоматизирован­ную форму (навыки) и с целью развития физических и психологических качеств
Принципы - Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация; - непрерывность тренировочного процесса; - единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; - волнообразность и вариативность нагрузок; - цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности

Спортивная подготовленность



Подготовленность спортсмена к соревновательной деятельности имеет определенную структуру. В ней выделяют относительно самостоятельные элементы: физическую, психологическую, техническую, тактическую и интегральную подготовленность. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, органи­зовать контроль и управление процессом спортивного совершенствования.

С позиций спортивной медицины особое место занимает физическая подготовленность спортсмена, которая характеризуется возможностя­ми функциональных систем его организма, обусловливающими эффек­тивную соревновательную деятельность, а также уровнем развития ос­новных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости (координационные способности). Основные элементы струк­туры физической подготовленности представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные элементы физической подготовленности спортсмена

Элементы Содержание
Общая подготовленность Разностороннее развитие физических качеств, функцио-нальных возможностей организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности
Вспомогательная подготовленность Функциональная основа для работы над развитием специальных физических качеств и способностей
Специальная подготовленность Развитие физических качеств, возможнос­тей организма и отдельных функциональ­ных систем, непосредственно определяю­щих достижения в избранном виде спорта
Скоростные способности Комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время
Силовые способности Возможности преодоления или противодействия сопротивлению за счет напряже­ния мышц
Гибкость Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений спортсмена
Координация движений Способность спортсмена быстро, точно, целесообразно, экономно с физиологичес­кой зрения решать сложные и, особенно, неожиданно возникающие двигательные задачи
Общая выносливость Способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера
Специальная выносливость Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в избранном виде спорта

Таблица 3. Структура спортивного занятия



Часть занятия Педагогическая направленность Нагрузка Типы организации
Вводно-подготовительная Избирательная Малая Учебные
Основная Комплексная Средняя Тренировочные
Заключительная Сочетанная Значительная Учебно-тренировочные
    Большая Восстановительные
      Модельные
      Контрольные

Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структу­ру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макро­структуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:

  • Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Вы­деляют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и со­ревновательные микроциклы.
  • Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжитель­ностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.
  • Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.

Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены фактора­ми, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.

Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, эта­пов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.

Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями

Показатели Характеристика закономерностей
Основные функцио-нальные эффекты тренировки Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем.
Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных вели­чии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект.
Специфичность тре-нировочных эффектов Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфи­ческих условий внешней среды.
Обратимость трени-ровочных эффектов Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность).
Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.