Темы, освещаемые в региональной периодической печати — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Темы, освещаемые в региональной периодической печати

2024-02-15 18
Темы, освещаемые в региональной периодической печати 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра «Культурология»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История культуры Российского Дальнего Востока»

 

Развитие периодической печати

Комсомольска-на-Амуре в 1990-2010 гг.

 

Студент группы 2КЛб-1                                                 А.В. Дырда

Руководитель работы                                                     Т.В. Демидова

Нормоконтролер                                                                      Т.В. Демидова

 

 

2014


Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

1 Периодическая печать как отражение истории своего региона............... 5

1.1 Социальная направленность региональной прессы в 1990-2010 гг.

XX века................................................................................................. 5

1.2 Темы, освещаемые в региональной периодической печати............... 8

2 Основная проблематика в региональных печатных СМИ

Комсомольска-на-Амуре за период 1990 - 2010 гг.................................. 13

2.1 Аспекты общественной жизни 90-х гг., отраженные

в газете «Дальневосточный Комсомольск»......................................... 13

2.2 Актуальная социальная тематика в газетах «Наш город»,

«Новая Неделя», «Ваше право».......................................................... 17

Заключение.................................................................................................... 26

Список использованных источников............................................................ 28


Введение

 

Периодическая печать в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства. Во многом она явилась порождением тех бурных изменений, которые произошли в российской действительности в ходе перестройки, а также в 1990 - 2010 гг.

В Комсомольске-на-Амуре особая функциональная направленность газет и журналов и связанная с этим авторская позиция журналиста; в последнее десятилетие сложилась особая профессиональная специализация, вызванная объективной необходимостью осмыслить социальную составляющую российских реформ.

От периодической печати ожидают внимания к человеку, отражение злободневных аспектов его повседневной жизни, развитие гражданских качеств личности, отстаивание прав человека. Ее еще называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.

В связи с этим актуальным является изучение проблем и вопросов на страницах региональной прессы, а также социальной позиции журналистов.

Кроме того, представляет интерес сопоставление особенностей освещения разных проблематик на страницах разных изданий одного региона.

Научная новизна работы заключается в предложенном комплексном исследовании развития периодической печати на примере районных газет Комсомольска-на-Амуре в 1990 - 2010 гг.

Таким образом, объектом исследования стали региональные печатные средства массовой информации.

Предмет исследования – особенности развития периодической печати Комсомольска-на-Амуре в 1990 - 2010 гг.

Целью работы является рассмотрение журналистики как средства освещения социальных проблем на примере региональной печати Комсомольска-на-Амуре за период 1990 - 2010 гг.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи

1) определить понятие периодической печати и ее главные источники;

2) рассмотреть проблемы и темы, освещаемые изданиями Комсомольска-на-Амуре за период 1990 - 2010 гг.;

3) описать основные жанры периодической печати.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.


Периодическая печать как отражение истории своего региона

Социальная направленность региональной прессы

В 1990-2010 гг. XX века

Показателями, отражающими привлекательность территории для поселения, а также наиболее чутко реагирующими на происходящие в экономике процессы, являются численность населения и его динамика.

Наиболее крупными городами Дальнего Востока (в соответствии с переписями населения 1959, 1989 и 2002 гг.), являются Владивосток, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

Исключением является Комсомольск-на-Амуре, где сокращение численности началось с 1989 г. В результате здесь, как и в Петропавловске-Камчатском, за 1989-2008 гг. произошло максимальное среди рассмотренных городов сокращение количества постоянно проживающих - на 15,3 и 16,7 %, соответственно, (48,9 и 38,9 тыс. чел.)

Основной движущей силой роста населения Комсомольска-на-Амуре долгие годы была миграция.

За счет нее население города стремительно росло: в мае 1932 г. насчитывалось 150 жителей, через четыре года – 20 тыс., а к 1940-м годам – свыше 70 тыс. человек. В 1990 г. здесь проживало около 320 тыс. жителей.

На рубеже 90-х годов ситуация меняется. Государственная поддержка дальневосточников сокращается. Ухудшается экономическая ситуация. Сокращение государственных заказов привело к резкому спаду производства градообразующих предприятий. В военно-промышленном комплексе оно уменьшилось более чем в 4 раза. Сокращаются рабочие места. Все это формирует отток населения. Своего максимума он достиг в 1993-1996 гг., когда коэффициент миграционного убытия доходил до 10,6 чел.

Существенным фактором, на долгие годы определившим «выездные» настроения жителей Комсомольска-на-Амуре, стал прогноз, сделанный в начале 1990-х годов первыми лицами российского государства о том, что к 2000 г. население города должно сократиться в 10 раз вследствие неэффективности местного производства.

Поэтому, являясь важнейшим объектом журналистской деятельности, на место выступает социальная сфера с присущими ей характеристиками относительной самостоятельностью, целостностью, функциональностью, инерционностью и персонифицированностью формирует определенные условия и подходы к освещению социальной направленности в масс - медиа [8, с. 21].

Журналисты, работающие в периодической печати, не просто констатируют факты и события, а дают полноценный анализ и предлагают пути решения социальной проблемы.

В Комсомольске-на-Амуре действует не менее 10 печатных СМИ. Самая главная и старейшая газета города «Дальневосточный Комсомольск» – её первый номер вышел 1 июля 1932 г.

До 22 июля 1932 года газета носила двойное название «Амурский ударник – Тихоокеанская звезда».

Первым редактором был А.С. Маловечкин. Начиная с 1937 года, редакция находится на улице Кирова дом № 31. Газета является официальным изданием города. В советское время в доме по улице Кирова, 35 находилась редакция газеты «Путь к коммунизму».

В городе выходят еженедельники: «Наш город», «Новая Неделя», «Ваше право».

Рекламные газеты: «Рекламный курьер», «Экспресс Курьер» Журналы «Комсомольск», «Компьютерный рынок Комсомольска», «Экспресс Magazin».

Кроме того, крупные заводы имеют свои печатные издания, выходящие малым тиражом под строгой цензурой руководства предприятий:

· «Крылья Советов» (газета КнААПО);

· «Амурец» (АСЗ);

· «За сталь» (печатное издание «Амурметалл»).

Некоторые комсомольские СМИ на сайтах имеют информационные ленты.

Социальная журналистика – это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества – проблем, связанных с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»); это вопросы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобализма и другие [12, с. 23].

Обобщая сказанное, можно определить социальную журналистику как систему жанров, методов и стилистических приемов, связанных с освещением тем, касающихся жизни человека в обществе (социуме), осуществления его прав и обязанностей.

Один из ведущих теоретиков в области периодической печати
Т.И. Фролова, определяя предмет и границы периодической печати, отмечает, что полноценная периодическая печать в любое время включает различные аспекты профессиональной журналистской деятельности:

- отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни;

- анализ любой информации с позиций интересов человеческой личности, не противоречащих развитию всего общества;

- использование особых источников, методов, технологий, формирующих творческое своеобразие периодической печати;

- вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание их собственных информационных ресурсов;

- инициирование социальных проектов и акций, непосредственно направленных на решение острых проблемных ситуаций, прямое участие в них [13, с. 59].

Главное требование к концептуальности социальной проблематики – полнота информации об обществе – до сих пор остается нереализованным, по мнению авторитетных специалистов: «Есть привычка искать новости в структурах власти, в учреждениях, у «компетентных» лиц. Живая жизнь пресс-служб часто остается вне профессионального внимания журналистов. Если мы хотим иметь эффективную социальную журналистику, от этой традиции придется отказываться» [13, с. 61].

Традиционно выделяют три типа источников информации: документ, человек, предметно-вещественная среда – это самая общая классификация, в ней отражена материальная природа источников, условия образования и хранения информации, определяющие характер действий журналиста при обращении к этому источнику. Однако в практической деятельности этого недостаточно.

Принято выделять различные виды информационных ресурсов, из которых непосредственно черпается необходимая журналисту информация. Причем сама по себе информация может быть разноуровневой: оперативной (новые факты, комментарии и мнения, заявления и так далее), контекстной (полезная для понимания ситуации в целом), базовой (формирующая и упорядочивающая знание проблемы), фоновой, аналоговой и другое. Конкретный информационный ресурс может сочетать в себе разные типы источников, давать информацию разных уровней, предполагать использование различных методов освоения. Каждый из ресурсов имеет свои преимущества, особенности доступа к нему, ограничения и барьеры.

Со временем у любого журналиста складывается свой круг источников информации по различным темам – официальных и неофициальных. Но и в этом случае журналист должен стремиться к постоянному расширению круга источников.

Таким образом, периодическая региональная печать – это актуальная информация обо всем обществе, обо всех его социальных группах.

Человек и его жизнь в обществе составляют ядро периодической печати.

 

Темы, освещаемые в региональной периодической печати

 

«Социальные проблемы» – научный термин, который впервые появился в середине ХIХ веке в Европе. Понятие «социальная проблема» применяется в отношении очень большого числа разнообразных явлений, таких как преступность, бедность, расизм, перенаселенность и так далее. Это определение, которое способно охватить все социальные условия, классифицируемые как социальные проблемы.

В связи с этим, А.Ю. Уколов отмечает: «Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов современного публичного дискурса» [15,
с. 229]. «Значительной частью контента региональной периодической печати» исследователь называет демографию, здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп, которые формируют «довольно пестрый и противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной политики, журналистские расследования, мозаику новостей» [15, с. 229]. Уточняя функции периодической печати, автор указывает, что «функциональная специфика подобной тематики предполагает включенность в конкретное социальное бытование людей, в их деятельность, которая осуществляется параллельно информационному потоку» [15, с. 229].

Говоря о темах и проблемах периодической печати, необходимо уточнить суть этих понятий. Автор «Курса русской риторики» А.А. Волков пишет: «Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор»; «Проблема является реальным объектом высказывания» [6, с. 56].

Тема же трактуется ученым как «главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением» [6, с. 58].

Таким образом, тема и проблема соотносятся как главная мысль, идея с объектом. Проблема, существующий в обществе конфликт диктует журналисту тему публикации.

Анализируя публицистику периодической печати, В.И. Мусияченко выделяет следующие наиболее актуальные темы в современной действительности:

– формы самоорганизации граждан для решения своих проблем, механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с властью и бизнесом в социальной сфере, потенциал общественных организаций в разных сферах социальной жизни: ресурсные центры, благотворительные акции, добровольческая помощь, консультативная помощь, телефон доверия, справочно-информационная система и так далее;

– проблемы незащищенных слоев населения: безработные, мигранты, неполные семьи, вопросы социального сиротства, отношение к престарелым гражданам, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

– проблемы молодежи: алкоголизм, наркомания, СПИД, криминализация общества и подростковая преступность, доступности и качества образования деятельность детских учреждений (школы, семейные детские дома, пансионаты, сиротские приюты и другое);

– экологическая и природоохранная деятельности: формы и опыт деятельности общественных экологических организаций, экологические проблемы регионов и экологическая экспертиза, экологическое образование и другое;

– пропаганда здорового образа жизни: популяризация массового спорта и физкультурного движения, роль спорта в воспитании, «социальные» болезни и их профилактика, физическое и психическое здоровье, информация о нетрадиционных методиках лечения: арт-терапия, музыкальная терапия и так далее;

– темы нравственного воспитания и экологии личности: принципы гражданского общества, толерантности, семейные и нравственные ценности, межэтнические, межконфессиональные проблемы, спонсорская помощь, опыт благотворительных фондов, традиции меценатства;

– социально-трудовые отношения и экономическая политика: социальная защита населения, социальное обеспечение и социальное страхование, доходы и уровень жизни населения, развитие рынка труда, охрана труда и экологическая безопасность [11, с. 167].

Итак, социальная тематика – это все, что не касается политики, войны, культуры и искусства. Все остальные области человеческой жизни, освещаемые в СМИ, можно с полным правом объединить в социальную сферу.

Таким образом, современные издания региональной периодической печати, имеющие большой охват аудитории, способны предоставлять обществу достаточно информации, которая поможет сориентироваться в новой реальности.

Трактовка в публицистике проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам.

По определению М. Гессен, региональная периодическая печать – это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества – проблем, связанных с противоречиями внутри общества система «человек – общество».

Вслед за А.А. Волковым под темой будем понимать основную идею публикации, главную мысль, вложенную автором в статью, интервью и т.п.

Проблема – это «реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория» [6, с. 58].

Тема и проблема соотносятся как главная мысль и объект.

В региональной журналистике выделяются следующие основные темы: проблемы незащищенных слоев населения, проблемы молодежи: алкоголизм, наркомания, СПИД, криминализация общества и подростковая преступность; экологическая и природоохранная деятельности; пропаганда здорового образа жизни; темы нравственного воспитания и экологии личности; социально-трудовые отношения и экономическая политика.

Публицистика, в зависимости от цели, роли автора и соответствующих приемов организации информации, стилистических, выразительных средств делится на информационную, аналитическую и художественную. Информационная журналистика представлена следующими жанрами: заметка, интервью, репортаж, отчет. К группе аналитических жанров относятся: корреспонденция, комментарий, статья, обозрение, рецензия, письмо, расследование. Художественно-публицистическая публицистика представлена в журналистике такими жанрами, как: зарисовка, очерк, фельетон, эссе.

На настоящем этапе своего развития периодическая печать представлена не только материалами различной тематики и проблематики, но и разнообразными жанрами, что позволяет сделать вывод о социальной журналистике как о самостоятельном направлении в публицистике.

Таким образом, современные издания региональной периодической печати, имеющие большой охват аудитории, способны предоставлять обществу достаточно информации, которая поможет сориентироваться в новой реальности. Трактовка в публицистике проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.