Восприятие архитектурных форм человеком форм — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Восприятие архитектурных форм человеком форм

2023-02-07 39
Восприятие архитектурных форм человеком форм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель:

1. выявить, как архитектура может менять поведение и состояние людей

2. спроектировать на основе выполненного исследования пример правильного здания

Объект исследования: архитектура, как система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.

Предмет исследования: принципы, закономерности и особенности проявления влияния геометрии архитектурно пространственных форм на психику человека.

Проблема: Проблемой проекта является отсутствие учета социальных и психологических факторов при проектировании жилых комплексов и отдельных зданий, что в итоге приводит к погружению людей в депрессивное состояние или вызывает агрессию[1]

Задачи:

- Изучить влияние формы на человека с позиций психологических подходов, исследований в области символики форм, культурологии, с позиций теории архитектуры;

- Выявить закономерности и особенности влияния архитектурно пространственных форм на человека;

- Выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека

- Спроектировать правильное здание

 

 

«архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно»

- Луис Генри Салливан, архитектор, "отец небоскребов"

 

Однотипность постройки

Человеческий глаз не безразличен к изображению, на которое он смотрит. Картинку на сетчатке нужно менять — мы делаем это рефлекторно. Когда глаз долго смотрит на неподвижный объект, то напрягается и устаёт. Если перед нами здание с большим одинаковым фасадом, то глазу не за что зацепиться. Движения взгляда по объекту не спасает от переутомления, которое уменьшает работоспособность человека. Однотипные городские здания, ряды дверей, окон, серый асфальт вместе с шумом, загрязнением воздуха и уличной суетой создают психофизиологическую напряжённость, приводят к депрессиям и тревожности. Поэтому проектировать здания с точки зрения психологии важно.

Форма зданий и скука

Если вы проходите мимо длинного однотипного здания, то время идёт, кажется, медленнее, вы можете почувствовать скуку, даже начинаете сутулиться.

Такой эффект обнаружил Коллин Эллард, известный американский учёный, специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии, во время совместного исследования с Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

На улице Бауэри в старой части Манхэттена компания Whole Foods Market построила один из самых больших супермаркетов дорогой еды. Многие жители были против, потому что здание противоречило историческим ценностям района и его традициям. Люди здесь привыкли гулять между небольшими ресторанчиками, барами, проходить через маленькие уютные парки. Гигантское длинное здание с тротуаром вдоль него, десятками такси рядом не вписывалось в этот стиль жизни.

Исследователи предлагали посетителям местного музея пройти по району и оценить своё эмоциональное состояние. Помогали им вопросами, ответы испытуемые давали сразу же на смартфоне. У каждого был браслет, который измерял электропроводность кожи, что помогало оценить вегетативное возбуждение: напряжённость, готовность действовать, заострить внимание или среагировать на угрозу.

Вид супермаркета вызывал у людей неловкость. Они искали, что обсудить. Не чувствовали себя счастливыми, им было просто скучно. Но быстро меняли настроение, когда шли по старой части района, здесь они больше разговаривали и были энергичными.

Наблюдал за поведением людей около невыразительных фасадов и градостроитель Ян Гейл. Мимо них люди обычно ускоряли шаг. Исследования показывали, что скучная обстановка вызывает стресс, импульсивность, подталкивает к рискованному и даже неадекватному поведению.

Также, исследователи лаборатории BMW Guggenheim провели серию подобных экспериментов[2] в Берлине, Нью-Йорке и Мумбаи. Участники экспериментов гуляли по продуманными учеными маршрутам с трекерами, которые следили за изменениями различных физических параметров, например пульса или температуры тела. На пути участников попадались разные объекты: зеленые зоны, перекрестки, безликие постройки, здания со сложными фасадами. Ученые после прогулок на основании данных с трекеров и опросов участников, выявляли, как различные здания и городские пространства влияют на самочувствие людей.

Выяснилось, что наиболее расслабленно люди чувствуют себя в зеленых зонах, а здания со сложными оживленными фасадами вызывают у нас сильное позитивное эмоциональное возбуждение в отличие от серых монолитных построек, которые, наоборот, навевают скуку и подавляют.

По мнению Гейла, разнообразие — не прихоть, и достаточно подумать о низе фасада, первых трёх метрах, которые могут изменить настроение людей.

Также на человека влияет размер здания. Древние механизмы нашей психики могут заставить чувствовать тревогу или трепет перед огромным сооружением. Около здания суда или храма есть ощущение чего-то большего, что над нами, что сильнее нас — власть или необъяснимое. Человек может почувствовать ужас или, наоборот, защиту, если у здания более доброжелательные черты.

Практическая часть

На основе выводов, полученных из теоретической части, я решила спроектировать правильное здание, которое будет благоприятно влиять на человека и отвечать всем требованиям, определенным в предыдущей части работы.

В психологическом понимании архитектура формирует устойчивые пространственные реакции, привычки в теле человека, образы и понятия в его ментальном пространстве, которые подсознательно влияют на жизнь и деятельность человека. Поэтому цель создания архитектурно-пространственной среды включает в себя комплексное формирование объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов.

Подход, использующийся в формировании архитектурной-пространственной среды в проекте - композиционно-художественный.

Пространственной среды

Слагаемые композиции архитектурно-пространственной среды (структуры, участвующие в формировании композиции): объёмно-пространственная структура; архитектурно-художественная компоновка предметного комплекса.

 Визуальные слагаемые средовой композиции: доминанты; акценты разного ранга (главные, второстепенные, локальные); фоновые элементы; главные и второстепенные оси композиции.

Первичные признаки композиции:

форма (конфигурация, геометрия), размер, цвет, ориентация, местоположение, динамика.

Вторичные признаки композиции: композиционный центр, визуальные точки, контур, степень динамичности, степень статичности, направление динамики, визуальные оси, визуальные группы, визуальная масса.

Суммарная схема композиционной структуры – вид композиции в целом.

Разработанные мною клаузуры, содержат в себе разбор составляющих фасада на слагаемые средовой композиции и первичные/вторичные признаки композиции

Заключение

В ходе выполнения итогового проекта были выполнены все поставленные задачи:

- Изучено влияние формы на человека с позиций психологических подходов, исследований в области символики форм, культурологии, с позиций теории архитектуры;

- Выявлены закономерности и особенности влияния архитектурно пространственных форм на человека;

- Выявлена взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека

- Спроектировано правильное здание

А также достигнуты все указанные цели:

- было выявлено, как архитектура может менять поведение и состояние людей

- был спроектирован на основе выполненного исследования пример правильного здания

 

Цель:

1. выявить, как архитектура может менять поведение и состояние людей

2. спроектировать на основе выполненного исследования пример правильного здания

Объект исследования: архитектура, как система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.

Предмет исследования: принципы, закономерности и особенности проявления влияния геометрии архитектурно пространственных форм на психику человека.

Проблема: Проблемой проекта является отсутствие учета социальных и психологических факторов при проектировании жилых комплексов и отдельных зданий, что в итоге приводит к погружению людей в депрессивное состояние или вызывает агрессию[1]

Задачи:

- Изучить влияние формы на человека с позиций психологических подходов, исследований в области символики форм, культурологии, с позиций теории архитектуры;

- Выявить закономерности и особенности влияния архитектурно пространственных форм на человека;

- Выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека

- Спроектировать правильное здание

 

 

«архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно»

- Луис Генри Салливан, архитектор, "отец небоскребов"

 

Однотипность постройки

Человеческий глаз не безразличен к изображению, на которое он смотрит. Картинку на сетчатке нужно менять — мы делаем это рефлекторно. Когда глаз долго смотрит на неподвижный объект, то напрягается и устаёт. Если перед нами здание с большим одинаковым фасадом, то глазу не за что зацепиться. Движения взгляда по объекту не спасает от переутомления, которое уменьшает работоспособность человека. Однотипные городские здания, ряды дверей, окон, серый асфальт вместе с шумом, загрязнением воздуха и уличной суетой создают психофизиологическую напряжённость, приводят к депрессиям и тревожности. Поэтому проектировать здания с точки зрения психологии важно.

Восприятие архитектурных форм человеком форм

При проектировании зданий следует избегать монотонности и скучности построек, желательно создавать больше уникальных и неповторимых зданий. Округлые формы, приятные и яркие краски при решении фасадов, также, положительно влияют на психику человека.

Влияние определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позже специальными исследованиями было научно установлено, что форма эмоционально воздействует на человека.

Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем малозаметных сигналов. Точно таким же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

 

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придавало объекта восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-либо признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметные форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

 

Определенное влияние на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвет, выбранный для их, тем больше неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии

 

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.

Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.

Нехитрые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

 

Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданным ею искусственной средой.

 

Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирует всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. Среда, организованное архитектурой, ненавязчиво, но постоянно влияет на эмоции, сознание и поведение человека

 

Не так давно учеными было доказано, что различные формы вызывают у человека определенные эмоции. Обычные, простые геометрические формы, как овал и квадрат, гораздо быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации. Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассоциации со спокойствием и ясностью, а изогнутые - изяществом и непринужденностью.

Изогнутые линии. Нейробиолог из университета Торонто Ошин Вартанян изучал влияние изогнутых и ломаных линий на активность мозга. Для нас они кажутся мягкими, красивыми и манящими. Острые углы в интерьерах и элементах зданий воспринимаются как опасность, влияют на поведение. Например, могут вызвать тревогу.Когда знаменитый архитектор Филипп Джонсон увидел музей Гугентхайма в Бильбао архитектора Фрэнка Генри, то начал плакать и добавил: «Архитектура — это не про слова, а про слёзы». Сильные эмоции он объяснил магическими изогнутыми линиями музея. Не только он так реагировал на это здание, которое стало одним из самых знаковых мировых сооружений.

 

Круг. Если - одна из самых распространенных геометрических форм. В круге нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью, и в то же время с завершенностью.

Эллипс. Своими сторонами эллипс символизирует инволюцию и эволюцию. Немного наклонен эллипс ассоциируется с динамикой, напором, стремлением вперед и инновационностью.

Квадрат. Квадрат - символ упорядочения и комбинации четырех различных элементов, например - времен года. Кроме того, квадрат символизирует простоту, но в то же время прочность и стабильность. Данная форма довольно часто используется в логотипах крупных и серьезных организаций.

Треугольник - одна из самых универсальных и распространенных форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, называется солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник - мужской знак, солнечный символ, выражающий стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник - женский и лунный символы выражает воду, плодовитость и божественную милость. Кроме того, рядовые треугольники образуют так называемую гексаграмму и ассоциируются с синтезом противоположностей.

Прямоугольник всегда был и остается любимым геометрической формой человека. Это форма символизирует надежность и рациональность.

Гексагон — это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма - символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.

Форма зданий и скука

Если вы проходите мимо длинного однотипного здания, то время идёт, кажется, медленнее, вы можете почувствовать скуку, даже начинаете сутулиться.

Такой эффект обнаружил Коллин Эллард, известный американский учёный, специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии, во время совместного исследования с Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

На улице Бауэри в старой части Манхэттена компания Whole Foods Market построила один из самых больших супермаркетов дорогой еды. Многие жители были против, потому что здание противоречило историческим ценностям района и его традициям. Люди здесь привыкли гулять между небольшими ресторанчиками, барами, проходить через маленькие уютные парки. Гигантское длинное здание с тротуаром вдоль него, десятками такси рядом не вписывалось в этот стиль жизни.

Исследователи предлагали посетителям местного музея пройти по району и оценить своё эмоциональное состояние. Помогали им вопросами, ответы испытуемые давали сразу же на смартфоне. У каждого был браслет, который измерял электропроводность кожи, что помогало оценить вегетативное возбуждение: напряжённость, готовность действовать, заострить внимание или среагировать на угрозу.

Вид супермаркета вызывал у людей неловкость. Они искали, что обсудить. Не чувствовали себя счастливыми, им было просто скучно. Но быстро меняли настроение, когда шли по старой части района, здесь они больше разговаривали и были энергичными.

Наблюдал за поведением людей около невыразительных фасадов и градостроитель Ян Гейл. Мимо них люди обычно ускоряли шаг. Исследования показывали, что скучная обстановка вызывает стресс, импульсивность, подталкивает к рискованному и даже неадекватному поведению.

Также, исследователи лаборатории BMW Guggenheim провели серию подобных экспериментов[2] в Берлине, Нью-Йорке и Мумбаи. Участники экспериментов гуляли по продуманными учеными маршрутам с трекерами, которые следили за изменениями различных физических параметров, например пульса или температуры тела. На пути участников попадались разные объекты: зеленые зоны, перекрестки, безликие постройки, здания со сложными фасадами. Ученые после прогулок на основании данных с трекеров и опросов участников, выявляли, как различные здания и городские пространства влияют на самочувствие людей.

Выяснилось, что наиболее расслабленно люди чувствуют себя в зеленых зонах, а здания со сложными оживленными фасадами вызывают у нас сильное позитивное эмоциональное возбуждение в отличие от серых монолитных построек, которые, наоборот, навевают скуку и подавляют.

По мнению Гейла, разнообразие — не прихоть, и достаточно подумать о низе фасада, первых трёх метрах, которые могут изменить настроение людей.

Также на человека влияет размер здания. Древние механизмы нашей психики могут заставить чувствовать тревогу или трепет перед огромным сооружением. Около здания суда или храма есть ощущение чего-то большего, что над нами, что сильнее нас — власть или необъяснимое. Человек может почувствовать ужас или, наоборот, защиту, если у здания более доброжелательные черты.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.