Поурочные занятия по изучению мордовского танца — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поурочные занятия по изучению мордовского танца

2023-02-07 24
Поурочные занятия по изучению мордовского танца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поурочные занятия по изучению мордовского танца

                                                            

Разработала:Беляева В.Н.                                                   

 Серия уроков по изучению мордовской танцевальной культуры рассчитана на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс).

Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

Главными задачами являются:

1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца;

2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;

3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;

4) освоение элементов мордовской хореографии.

Первый урок « Танцевальная культура мордовского народа»

Тип урока: урок формирования новых знаний (с использованием ИКТ технологий).

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.

Приветственное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой мордовского народа, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о народных танцах.

Фронтальный опрос.

1. Какие народные танцы вам известны?

2. Какие народные танцы мы изучали?

3. Какие характерные особенности этих танцев?

Примерные ответы детей.

1. Хоровод, кадриль, пляска, перепляс и др.

2. Мы изучали русские народные танцы: хоровод, кадриль.

3. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.

Формирование новых знаний

Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.

1. Текстовый слайд: тема занятия

Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

2. Иллюстрированный слайд: массовая мордовская пляска.

Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.

И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.

4. Иллюстрированный слайд: мордовские рукодельницы.

Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре.

5. Иллюстрированный слайд: мордовские плясуньи.

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

 Мы с вами познакомились с историей возникновения мордовского танца и со спецификой исполнения мордовских танцев, а теперь мы приступаем к просмотру видеоматериала.

Просмотр видеоматериала: видеоролики с исполнением мордовских танцев.

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами познакомились с танцевальной культурой мордовского народа, посмотрели видеоматериал с исполнением мордовских танцев, а теперь я хочу услышать ваше мнение о мордовской танцевальной культуре.

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

- спасибо за урок. Урок очень понравился.

- интересно было познакомиться с танцевальной культурой мордовского народа, с историей возникновения мордовского танца, познакомиться с танцевальной лексикой мордовского народа, со спецификой исполнения мордовских танцев.

- очень понравились выступления танцевальных коллективов.

 

 Второй урок «Элементы традиционной мордовской хореографии»

Тип урок: урок изучения нового материала.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Ход урока

Положения рук

1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.

2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.

3. Левая рука находится на талии, а правая кисть обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.

4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Повороты на ребре каблука

И. п. - VI позиция ног, руки в горизонтальном или вертикальном статичном положении. Корпус прямой.

Раз: ноги согнуть в коленях.

И: встать на ребра каблуков, выполнить поворот корпуса на 90 градусов вправо. Ноги выпрямить;

Два - и: движение повторяется на « раз – и».

Особенность поворота заключается в том, что он может быть исполнен на 90, 180, 360 градусов и более.

Притопы

И. п. - VI позиция ног, руки свободны, корпус прямой или наклонен вперед.

Раз: правой ногой удар в шестую позицию, левая поднимается на уровень щиколотки правой, стопа сокращена;

И: левой ногой удар в шестую позицию, правую ногу поднять на уровень щиколотки левой, стопа сокращена.

Два – и: правой ногой удар по шестой позиции.

Особенность притопов заключается в том, что они исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце хореографической комбинации.

Как правило, эта часть урока наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить…Для облегчения этой проблемы перед каждым движением я спрашиваю конкретного ребенка о следующем:
- Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела. Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.

Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы с вами выучили основные положения рук, ног и познакомились с традиционными движениями мордовского танца. Я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа.

Поклон.

 

Ход урока

Актуализация прежних знаний

Проверка знаний:

1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

 Совершенствование знаний и умений

1. Начинается занятие с поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег. Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений. 

3. После разминки повторяются движения, выученные на прошлом уроке.

Постепенно, достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, движения не становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как творческую личность.

4. Затем переходим к изучению комбинаций, этюдов.

Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами разучили танцевальный этюд. Теперь мы с вами не только познакомились с отдельными элементами традиционной мордовской хореографии, но и научились танцевать эти элементы под музыку.

Поклон.

 

Ход урока

Актуализация прежних знаний

Проверка знаний:

1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

4. Исполнить танцевальный этюд.

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы показали свое мастерство не только в исполнении этюдов, но и в их сочинении. Молодцы!

Выставление оценок.
 Завершается урок поклоном.

 

Список источников

1. Бурнаев, А. Г. Элементы традиционной мордовской хореографии Саранск. 1995.

2. Бурнаев, А. Г. Мордовский танец. Саранск. 2000.

3. Бурнаев, А.Г. Культура этноса, воплощенная в танце.

4. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское кн. изд-во, 2005.

5. Бурнаев, А.Г. Культурная модель мордовского танца. Саранск, 2005.

6. Ткаченко, Т.С. Народные танцы. М., 1975.

 

Поурочные занятия по изучению мордовского танца

                                                            

Разработала:Беляева В.Н.                                                   

 Серия уроков по изучению мордовской танцевальной культуры рассчитана на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс).

Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

Главными задачами являются:

1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца;

2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;

3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;

4) освоение элементов мордовской хореографии.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.