Тема № 8. Культура как фактор групповой солидарности и социальных изменений — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема № 8. Культура как фактор групповой солидарности и социальных изменений

2023-02-03 28
Тема № 8. Культура как фактор групповой солидарности и социальных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Специфика социологического анализа культуры как социокультурного механизма групповой солидарности.

2. Основные элементы культуры: обычаи, нормы, ценности, значения.

3. Основные компоненты культуры: стереотипы, мифы, идеологии, ритуалы.

4. Субъекты культурной деятельности: национальная культура, субкультуры. Массовая культура и ее проблемы.

5. Социодинамика культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М., 1996.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.

4. Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально-политический журнал. –1995. -№ 3.

5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. –1996. -№ 2, 5.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. –Гл. 2.

7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. –Гл. 3.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Социальные институты культуры

2. Социология науки, образования, искусства, досуга, СМИ и т.д. как процесс дифференциации социологического познания культуры.

3. Социокультурные эпохи: традиционная культура – модерн – постмодерн.             

4. Социологический анализ состояния культуры в современной России.

 

Тема № 9. Личность как социальный тип и деятельностный субъект

1. Социологический подход к личности. Личность как субъект и объект социальных отношений.

2. Статусно-ролевая концепция личности.

3. Социальное поведение личности и проблемы социального контроля.

4. Социальные типологии личности.

5. Социализация личности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования.1995. № 6.

2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

4. Кравченко А.И. Социология. М., 1998. Гл. 2, 5, 6.

5. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.

6. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности. // Социологические исследования. 1995. № 12.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

8. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

9. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. –Ростов-на-Дону, 1997.

10. Шибутани П. Социальная психология. М., 1997.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Социальная адаптация личности.

2. Социальный контроль и личность.

3. Национальный характер и его социологическая интерпретация.

4. Социкультурные типы личности.

5. Жизненные циклы личности.

6. Девиантное поведение личности.

7. Воспитание и проблемы социализации.

Тема №10. Социальные изменения и социальные процессы. Социальные движения

1. Социальные изменения. Виды и уровень социальных процессов.

2. Социальные движения: условия, циклы, типология.

3. Сущность, признаки и характер социальной эволюции.

4.  Социологический анализ социальной революции.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. 1995. № 1.

2. Руткевич М.Н. Как поживает идея материализма в социологии // Социологические исследования. 1993. № 10.

3. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социологические исследования. 1995. № 3. 

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Раздел «Социальная стратификация и мобильность».

5. Социология. Под ред. Осипова Г.В. М., 1996. Гл. 9.

6. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Раздел 5 «Социальные процессы».  

7. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Универсальные социальные процессы.

2. Марксистский анализ социальных изменений.

3. Социальная эволюция.

4. Индустриальная революция и ее влияние на социальное развитие.

5. Информационная революция: сущность, причины, последствия.

6. Эволюционистская традиция в социологии. 

 

Тема № 11. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

1. Процессы глобализации в современном мире и становление мировой системы.

2. Структура мировой системы: теории империализма, зависимости и мировой системы И.Валлерстайна.

3. Глобальные изменения в мире и Россия. Технологические, экономические и социокультурные проблемы вхождения России в постиндустриальную стадию развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы глобализации // МЭ и МО. 1999. № 4, 5.

2. Андреев А. Российский социум на фоне реформ: общество, государство, нация // МЭ и МО. 1999. № 5.

3. Антонович И.И. После современности. Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск, 1997.

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

5. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы             модернизации процесса. М., 1996.

6. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6/7.

7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

8. Парсонс Т. Система современных сообществ. М., 1998.

9. Россия и проблемы глобализации (по материалам «круглого стола» Совета по внешней         политике при Комитете по внешним делам Госдумы РФ) // Вестник аналитики. 2001. № 3.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.    

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

 

1. Направления глобализации в современном мире.

2. Движение антиглобализма.

3. Глобальные проблемы современной экономики.

4. Постмодернизм как культурный феномен.

5. Ритмы российского исторического развития. Социокультурный дискурс западников и славянофилов.

6. Постсоветская Россия: черты кризиса и возможности его преодоления.

 

Тема № 12. Социология образования

1. Образование как вид социокультурной деятельности.

2. Образование как социальный институт: специфика, взаимосвязи и автономия. 

3. Личность и образование. Инновационное обучение и его отличительные черты.

4. Образование как организационная система. Особенности управления в сфере образования.

5. Основные социологические показатели образования, используемые в диагностике состояния образования.

 

литература

1. Болотин И.С., Козлов О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 7.

2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

3. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

4. Образование // Социологические исследования. 1994. № 3.

5. Розин В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования. // Социально-политический журнал. 1997. № 3.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 14.

7. Щедровицкий П. Образование и общество // ЭКО. 1992. № 6.

8. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Социальная роль учителя.

2. Вузовское образование и его проблемы.

3. Особенности национальных моделей образования.

4. Мониторинг систем образования.

 

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ САМ

1. Кто является автором термина "социология"?

[ ] О. Конт

[  ] Г. Спенсер

[ ] Э. Дюркгейм

2. Группы людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры, члены которой идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы - это:

       [ ] высокая культура          

       [ ] народная культура        

       [ ] контркультура

       [ ] субкультура

3. Автором трехуровнего строения теоретического знания социологии является:

[ ] П.А. Сорокин

[ ] Т. Парсонс

[ ] Р. Дарендорф

[ ] М Вебер

[ ] Р.-К.Мертон

4. Какие условия, согласно Т. Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системы?

[ ] доминирование экономической подсистемы

[ ] воспроизводство и поддержание образца

[ ] детерминированные отношения между частями системы

5. Какое из приведенных определений в полной мере отвечает понятию социальная организация?

[ ] группа людей, строящая свои отношения на нравственных принципах

[ ] способ совместной деятельности людей, при котором она выглядит упорядоченной, скоординированной и отлаженной

[ ] учреждение, объединяющее множество людей на принципах добровольности и равенства

6. Современный тип общества – это типология, основанная:

[ ] на критерии технологии

[ ] на критерии господствующих социальных связей

[ ] на критерии средств передачи информации

7. Социальная стратификация – это:

[ ] взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

[ ] совместная деятельность людей в различных группах

[ ] специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

[ ] система признаков социального расслоения, неравенства

8. Социальные общности – это:

[ ] отношения между устойчивыми группами

[ ] реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками

[ ] возрастные отношения между людьми

[ ] профессиональные связи между людьми

9. Социальной структурой называется:

[ ] внутреннее устройство общества

[ ] позиция группы в обществе

[ ] форма объединения людей

[ ] особый тип социального взаимодействия

10. Маргиналом является человеческий индивид,

[ ] занимающийся неквалифицированным трудом

[ ] типичный представитель какой-либо социальной общности

[ ] утративший свой прежний социальный статус

11. Нахождение человека между двумя культурами, связанное с перемещением в социальном пространстве, называется:

[ ] субкультурой

[  ] толерантностью

[ ] маргинальностью

[ ] плюрализмом

12. Внутреннее устройство общества обозначается понятием «социальная (ое) …»

[ ] общность

[ ] связь

[ ] взаимодействие

[ ] структура

13. Социальное поведение – это процесс:

[ ] приспособления человека к меняющейся социальной среде

[ ] перемещения в социальном пространстве

[ ] формирования социальных качеств, свойств, ценностей

[ ] выполнения человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения

14. Характерный признак традиционного общества:

[ ] интенсивные технологии

[ ] активная преобразующая роль человека

[ ] важная роль обычаев в общественной жизни

[ ] политический плюрализм

15. Совокупность всех функционирующих общностей, взятых в их взаимодействии, - это структура…:

[ ] социальная

[ ] этническая

[ ] политическая

[ ] поселенческая

16. Какой из перечисленных критериев лежит в основании деления социальных систем на традиционные и современные общества:

[ ] число уровней управления и степень социального расслоения

[ ] господствующие общественные связи и отношения

[ ] способ добывания средств существования

17. Предприятия и армия - это агенты:

[ ] первичной социализации

[ ] вторичной социализации

[ ] агенты социальной структуры

18. Какие из перечисленных определений не относятся к социальному институту?

[ ] изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение

[ ] устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов

[ ] совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношении

19. Какие из названных функций социального института ему не принадлежат:

[ ] транслирующая

[ ] регулятивная

[ ] прогностическая

20. Автором работы "Протестантская этика и дух капитализма" является:

[ ] М. Вебер

[ ] К. Маркс 

[ ] Э. Дюркгейм

[ ] Л. Козер

[ ] Р. Дарендорф

21. Социальная роль – это:

       [ ] степень признания достоинств личности

[ ] оценка, которую общество дает статусу личности или должности

[ ] определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

[ ] социальное перемещение индивида

22. Приобретенным является статус:

[ ] сын

[ ] русский

[ ] флегматик

[ ] учитель

23. Социальный престиж – это:

[ ] степень признания достоинств личности

[ ] оценка, которую общество дает статусу личности или должности

[ ] определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

[ ] права и обязанности личности

24. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, называется социальной…

[ ] мобильностью

[ ] адаптацией

[ ] дифференциацией

[ ] общностью

25. Совокупность социальных институтов, общностей и отношений между ними называется социальной (ыми) …

[ ] структурой

[ ] взаимодействиями

[ ] связями

[ ] стратификацией

26. Процесс социализации личности продолжается:

[ ] до начала самостоятельной трудовой деятельности

[ ] всю жизнь

[ ] до 18 лет

[ ] до 7 лет

27. Предписанный статус человека определяется…

[ ] должностью

[ ] образованием

[ ] квалификацией

[ ] национальностью

28. Переход из одного гражданства в другое – типичный пример мобильности

[ ] горизонтальной

[ ] вертикальной

[ ] восходящей

[ ] нисходящей

29. Действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, М. Вебер называет…

[ ] позитивным

[ ] негативным

[ ] аффективным

[ ] рациональным

30. Согласно взглядам М. Вебера, переход к индустриальному обществу в первую очередь был обусловлен:

[ ] возрождением

[ ] реформацией

[ ] промышленной революцией

[ ] буржуазными революциями

31. Позиция, занимаемая индивидом в большой социальной группе, связанная с определенными правами и обязанностями, - это:

[ ] социальный статус

[ ] личностный статус

[ ] экспектация

[ ] социальная роль

32. Даны два определения группы: 

[ ] группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени

[ ] группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное взаимодействие   

Какое из них лучше подходит для малой группы?

33. Какие из перечисленных положений относятся к формальной организации?

[ ] система межличностных отношений, основанная на потребностях, интересах и мотивах людей

[ ] система статусов - должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями

[ ] система зависимостей между людьми, основанная на личных предпочтениях

34. Социальная мобильность возрастает в период:

[ ] общественного покоя

[ ] социальных потрясений

[ ] экономического подъёма

[ ] эволюционного развития общества

35. Методологический принцип "социальные факты нужно рассматривать как вещи" провозгласил:

[ ] О. Конт

[ ] Г. Спенсер

[ ] Э. Дюркгейм

[ ] Т. Парсонс

[ ] П.А. Сорокин

36. Статус, полученный от рождения, называется:

[ ] ролевой

[ ] достигнутый

[ ] социальный

[ ] предписанный

37. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов создания локального социального порядка?

[ ] этнометодология

[ ] типизация

[ ] структурация

[ ] феноменология

[ ] интернализация

38. Перемещение с одной ступени социальной иерархии на другую представляет собой:

[ ] отклоняющееся поведение

[ ] вертикальная мобильность

[ ] горизонтальная мобильность

[ ] социализацию

 39. Каким образом определяются границы среднего класса? Исходя из:

[ ] метода "оценки репутации"

[ ] "объективного метода"

[ ] метода "классовой идентификации"

[ ] любого из этих методов

40. Социализация – это процесс:

[ ] приспособления человека к меняющейся социальной среде

[ ] перемещения в социальном пространстве

[ ] формирования социальных качеств, свойств, ценностей

[ ] выполнения человеком социальных функций и соответствующих им образцов

41. Высокой социальной динамикой характеризуется общество:

[ ] аграрное

[ ] традиционное

[ ] индустриальное

42. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется:

[ ] ценностью

[ ] адаптацией

[ ] престижем

[ ] санкцией

43. В экономически развитых странах численно преобладает социальный слой:

[ ] высший

[ ] средний

[ ] элитарный

[ ] промежуточный

44. Главным признаком деления общества на классы и марксистской теории является:

[ ] число ценностей, объединяющих людей

[ ] численность и характер взаимодействия

[ ] отношения к средствам производства

[ ] отношение к государственной власти

45. Главной причиной социального неравенства с марксистской точки зрения является…:

[ ] сохранение частной собственности на средства производства

[ ] невозможность для низших слоев получить качественное образование

[ ] недостаточная помощь бедным слоям со стороны государства

[ ] коррупция в высших органах государственной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. – С.16-17.

[2] Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. – С.96.

1 Основы прикладной социологии. Учебник для вузов под редакцией Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М., 1995. – С.20.

2 Энциклопедический социологический словарь. М., 1998. – С.849.

[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.- С.393

[4] Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.-С.396.

[5] Там же. С.427.

[6] Цит. по: История социологии. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – С.157.

[7] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – С.630.

[8] См.: Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование \\ Теория общества. Сборник. М., 1999.- С.123.

[9] Там же. – С.132.

[10] См.: Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

[11] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ.ред. и предисл.Мансурова Н.С. -–М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. – С.289.

[12] 50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. – М.: Прогресс, 1989. – С.215.

[13] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.- С.157-159.

[14] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление.- М.: Логос, 2001. – С. 9.

[15] Там же.- С.36.

[16] Там же. – С. 65.

[17] Вестник аналитики. 2001. №3

[18] Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. – 2002.-№2.- С.10-11.

 

[19] Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000. – С.5.

[20] Там же.- С.12.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.