Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2023-02-03 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1. Специфика социологического анализа культуры как социокультурного механизма групповой солидарности.
2. Основные элементы культуры: обычаи, нормы, ценности, значения.
3. Основные компоненты культуры: стереотипы, мифы, идеологии, ритуалы.
4. Субъекты культурной деятельности: национальная культура, субкультуры. Массовая культура и ее проблемы.
5. Социодинамика культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М., 1996.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.
4. Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально-политический журнал. –1995. -№ 3.
5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. –1996. -№ 2, 5.
6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. –Гл. 2.
7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. –Гл. 3.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальные институты культуры
2. Социология науки, образования, искусства, досуга, СМИ и т.д. как процесс дифференциации социологического познания культуры.
3. Социокультурные эпохи: традиционная культура – модерн – постмодерн.
4. Социологический анализ состояния культуры в современной России.
Тема № 9. Личность как социальный тип и деятельностный субъект
1. Социологический подход к личности. Личность как субъект и объект социальных отношений.
2. Статусно-ролевая концепция личности.
3. Социальное поведение личности и проблемы социального контроля.
4. Социальные типологии личности.
5. Социализация личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования.1995. № 6.
2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
4. Кравченко А.И. Социология. М., 1998. Гл. 2, 5, 6.
5. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.
6. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности. // Социологические исследования. 1995. № 12.
7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
8. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
9. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. –Ростов-на-Дону, 1997.
10. Шибутани П. Социальная психология. М., 1997.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальная адаптация личности.
2. Социальный контроль и личность.
3. Национальный характер и его социологическая интерпретация.
4. Социкультурные типы личности.
5. Жизненные циклы личности.
6. Девиантное поведение личности.
7. Воспитание и проблемы социализации.
Тема №10. Социальные изменения и социальные процессы. Социальные движения
1. Социальные изменения. Виды и уровень социальных процессов.
2. Социальные движения: условия, циклы, типология.
3. Сущность, признаки и характер социальной эволюции.
4. Социологический анализ социальной революции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. 1995. № 1.
2. Руткевич М.Н. Как поживает идея материализма в социологии // Социологические исследования. 1993. № 10.
3. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социологические исследования. 1995. № 3.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Раздел «Социальная стратификация и мобильность».
5. Социология. Под ред. Осипова Г.В. М., 1996. Гл. 9.
6. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Раздел 5 «Социальные процессы».
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Универсальные социальные процессы.
2. Марксистский анализ социальных изменений.
3. Социальная эволюция.
4. Индустриальная революция и ее влияние на социальное развитие.
5. Информационная революция: сущность, причины, последствия.
6. Эволюционистская традиция в социологии.
Тема № 11. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.
1. Процессы глобализации в современном мире и становление мировой системы.
2. Структура мировой системы: теории империализма, зависимости и мировой системы И.Валлерстайна.
3. Глобальные изменения в мире и Россия. Технологические, экономические и социокультурные проблемы вхождения России в постиндустриальную стадию развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы глобализации // МЭ и МО. 1999. № 4, 5.
2. Андреев А. Российский социум на фоне реформ: общество, государство, нация // МЭ и МО. 1999. № 5.
3. Антонович И.И. После современности. Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск, 1997.
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
5. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизации процесса. М., 1996.
6. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6/7.
7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
8. Парсонс Т. Система современных сообществ. М., 1998.
9. Россия и проблемы глобализации (по материалам «круглого стола» Совета по внешней политике при Комитете по внешним делам Госдумы РФ) // Вестник аналитики. 2001. № 3.
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Направления глобализации в современном мире.
2. Движение антиглобализма.
3. Глобальные проблемы современной экономики.
4. Постмодернизм как культурный феномен.
5. Ритмы российского исторического развития. Социокультурный дискурс западников и славянофилов.
6. Постсоветская Россия: черты кризиса и возможности его преодоления.
Тема № 12. Социология образования
1. Образование как вид социокультурной деятельности.
2. Образование как социальный институт: специфика, взаимосвязи и автономия.
3. Личность и образование. Инновационное обучение и его отличительные черты.
4. Образование как организационная система. Особенности управления в сфере образования.
5. Основные социологические показатели образования, используемые в диагностике состояния образования.
литература
1. Болотин И.С., Козлов О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 7.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
3. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.
4. Образование // Социологические исследования. 1994. № 3.
5. Розин В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования. // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 14.
7. Щедровицкий П. Образование и общество // ЭКО. 1992. № 6.
8. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальная роль учителя.
2. Вузовское образование и его проблемы.
3. Особенности национальных моделей образования.
4. Мониторинг систем образования.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ САМ
1. Кто является автором термина "социология"?
[ ] О. Конт
[ ] Г. Спенсер
[ ] Э. Дюркгейм
2. Группы людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры, члены которой идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы - это:
[ ] высокая культура
[ ] народная культура
[ ] контркультура
[ ] субкультура
3. Автором трехуровнего строения теоретического знания социологии является:
[ ] П.А. Сорокин
[ ] Т. Парсонс
[ ] Р. Дарендорф
[ ] М Вебер
[ ] Р.-К.Мертон
4. Какие условия, согласно Т. Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системы?
[ ] доминирование экономической подсистемы
[ ] воспроизводство и поддержание образца
[ ] детерминированные отношения между частями системы
5. Какое из приведенных определений в полной мере отвечает понятию социальная организация?
[ ] группа людей, строящая свои отношения на нравственных принципах
[ ] способ совместной деятельности людей, при котором она выглядит упорядоченной, скоординированной и отлаженной
[ ] учреждение, объединяющее множество людей на принципах добровольности и равенства
6. Современный тип общества – это типология, основанная:
[ ] на критерии технологии
[ ] на критерии господствующих социальных связей
[ ] на критерии средств передачи информации
7. Социальная стратификация – это:
[ ] взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
[ ] совместная деятельность людей в различных группах
[ ] специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
[ ] система признаков социального расслоения, неравенства
8. Социальные общности – это:
[ ] отношения между устойчивыми группами
[ ] реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками
[ ] возрастные отношения между людьми
[ ] профессиональные связи между людьми
9. Социальной структурой называется:
[ ] внутреннее устройство общества
[ ] позиция группы в обществе
[ ] форма объединения людей
[ ] особый тип социального взаимодействия
10. Маргиналом является человеческий индивид,
[ ] занимающийся неквалифицированным трудом
[ ] типичный представитель какой-либо социальной общности
[ ] утративший свой прежний социальный статус
11. Нахождение человека между двумя культурами, связанное с перемещением в социальном пространстве, называется:
[ ] субкультурой
[ ] толерантностью
[ ] маргинальностью
[ ] плюрализмом
12. Внутреннее устройство общества обозначается понятием «социальная (ое) …»
[ ] общность
[ ] связь
[ ] взаимодействие
[ ] структура
13. Социальное поведение – это процесс:
[ ] приспособления человека к меняющейся социальной среде
[ ] перемещения в социальном пространстве
[ ] формирования социальных качеств, свойств, ценностей
[ ] выполнения человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения
14. Характерный признак традиционного общества:
[ ] интенсивные технологии
[ ] активная преобразующая роль человека
[ ] важная роль обычаев в общественной жизни
[ ] политический плюрализм
15. Совокупность всех функционирующих общностей, взятых в их взаимодействии, - это структура…:
[ ] социальная
[ ] этническая
[ ] политическая
[ ] поселенческая
16. Какой из перечисленных критериев лежит в основании деления социальных систем на традиционные и современные общества:
[ ] число уровней управления и степень социального расслоения
[ ] господствующие общественные связи и отношения
[ ] способ добывания средств существования
17. Предприятия и армия - это агенты:
[ ] первичной социализации
[ ] вторичной социализации
[ ] агенты социальной структуры
18. Какие из перечисленных определений не относятся к социальному институту?
[ ] изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение
[ ] устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов
[ ] совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношении
19. Какие из названных функций социального института ему не принадлежат:
[ ] транслирующая
[ ] регулятивная
[ ] прогностическая
20. Автором работы "Протестантская этика и дух капитализма" является:
[ ] М. Вебер
[ ] К. Маркс
[ ] Э. Дюркгейм
[ ] Л. Козер
[ ] Р. Дарендорф
21. Социальная роль – это:
[ ] степень признания достоинств личности
[ ] оценка, которую общество дает статусу личности или должности
[ ] определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
[ ] социальное перемещение индивида
22. Приобретенным является статус:
[ ] сын
[ ] русский
[ ] флегматик
[ ] учитель
23. Социальный престиж – это:
[ ] степень признания достоинств личности
[ ] оценка, которую общество дает статусу личности или должности
[ ] определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих
[ ] права и обязанности личности
24. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, называется социальной…
[ ] мобильностью
[ ] адаптацией
[ ] дифференциацией
[ ] общностью
25. Совокупность социальных институтов, общностей и отношений между ними называется социальной (ыми) …
[ ] структурой
[ ] взаимодействиями
[ ] связями
[ ] стратификацией
26. Процесс социализации личности продолжается:
[ ] до начала самостоятельной трудовой деятельности
[ ] всю жизнь
[ ] до 18 лет
[ ] до 7 лет
27. Предписанный статус человека определяется…
[ ] должностью
[ ] образованием
[ ] квалификацией
[ ] национальностью
28. Переход из одного гражданства в другое – типичный пример мобильности
[ ] горизонтальной
[ ] вертикальной
[ ] восходящей
[ ] нисходящей
29. Действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, М. Вебер называет…
[ ] позитивным
[ ] негативным
[ ] аффективным
[ ] рациональным
30. Согласно взглядам М. Вебера, переход к индустриальному обществу в первую очередь был обусловлен:
[ ] возрождением
[ ] реформацией
[ ] промышленной революцией
[ ] буржуазными революциями
31. Позиция, занимаемая индивидом в большой социальной группе, связанная с определенными правами и обязанностями, - это:
[ ] социальный статус
[ ] личностный статус
[ ] экспектация
[ ] социальная роль
32. Даны два определения группы:
[ ] группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени
[ ] группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное взаимодействие
Какое из них лучше подходит для малой группы?
33. Какие из перечисленных положений относятся к формальной организации?
[ ] система межличностных отношений, основанная на потребностях, интересах и мотивах людей
[ ] система статусов - должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями
[ ] система зависимостей между людьми, основанная на личных предпочтениях
34. Социальная мобильность возрастает в период:
[ ] общественного покоя
[ ] социальных потрясений
[ ] экономического подъёма
[ ] эволюционного развития общества
35. Методологический принцип "социальные факты нужно рассматривать как вещи" провозгласил:
[ ] О. Конт
[ ] Г. Спенсер
[ ] Э. Дюркгейм
[ ] Т. Парсонс
[ ] П.А. Сорокин
36. Статус, полученный от рождения, называется:
[ ] ролевой
[ ] достигнутый
[ ] социальный
[ ] предписанный
37. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов создания локального социального порядка?
[ ] этнометодология
[ ] типизация
[ ] структурация
[ ] феноменология
[ ] интернализация
38. Перемещение с одной ступени социальной иерархии на другую представляет собой:
[ ] отклоняющееся поведение
[ ] вертикальная мобильность
[ ] горизонтальная мобильность
[ ] социализацию
39. Каким образом определяются границы среднего класса? Исходя из:
[ ] метода "оценки репутации"
[ ] "объективного метода"
[ ] метода "классовой идентификации"
[ ] любого из этих методов
40. Социализация – это процесс:
[ ] приспособления человека к меняющейся социальной среде
[ ] перемещения в социальном пространстве
[ ] формирования социальных качеств, свойств, ценностей
[ ] выполнения человеком социальных функций и соответствующих им образцов
41. Высокой социальной динамикой характеризуется общество:
[ ] аграрное
[ ] традиционное
[ ] индустриальное
42. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется:
[ ] ценностью
[ ] адаптацией
[ ] престижем
[ ] санкцией
43. В экономически развитых странах численно преобладает социальный слой:
[ ] высший
[ ] средний
[ ] элитарный
[ ] промежуточный
44. Главным признаком деления общества на классы и марксистской теории является:
[ ] число ценностей, объединяющих людей
[ ] численность и характер взаимодействия
[ ] отношения к средствам производства
[ ] отношение к государственной власти
45. Главной причиной социального неравенства с марксистской точки зрения является…:
[ ] сохранение частной собственности на средства производства
[ ] невозможность для низших слоев получить качественное образование
[ ] недостаточная помощь бедным слоям со стороны государства
[ ] коррупция в высших органах государственной власти
[1] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. – С.16-17.
[2] Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. – С.96.
1 Основы прикладной социологии. Учебник для вузов под редакцией Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М., 1995. – С.20.
2 Энциклопедический социологический словарь. М., 1998. – С.849.
[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.- С.393
[4] Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.-С.396.
[5] Там же. С.427.
[6] Цит. по: История социологии. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – С.157.
[7] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – С.630.
[8] См.: Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование \\ Теория общества. Сборник. М., 1999.- С.123.
[9] Там же. – С.132.
[10] См.: Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.
[11] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ.ред. и предисл.Мансурова Н.С. -–М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. – С.289.
[12] 50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. – М.: Прогресс, 1989. – С.215.
[13] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.- С.157-159.
[14] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление.- М.: Логос, 2001. – С. 9.
[15] Там же.- С.36.
[16] Там же. – С. 65.
[17] Вестник аналитики. 2001. №3
[18] Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. – 2002.-№2.- С.10-11.
[19] Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000. – С.5.
[20] Там же.- С.12.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!