Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

2023-02-03 31
Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОН И СНОВИДЕНИЯ

Сон является физиологической потребностью организма. Согласно учению И. П. Павлова, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.
Сон охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна в организме происходит ряд изменений. Резко расслабляются мышцы, их тонус понижается. У спящего человека теряется связь с окружающей средой. Органы чувств перестают воспринимать обычные раздражители. Дыхание становится более редким и глубоким, работа сердца, температура тела несколько снижаются и т. д.
В течение всего периода сна глубина его меняется. Наиболее глубокий сон бывает в первые 1–2 часа, затем следует спокойный сон и, наконец, пробуждение. У некоторых людей сон вновь становится глубоким на 6–7-м часу. Взрослые люди спят 7–8 часов в сутки, новорожденные — 20 часов, затем продолжительность сна у детей постепенно снижается и в возрасте 4–10 лет составляет 10 часов.
Кроме нормального суточного сна, различают сезонный сон (спячки медведей и других животных), наркотический, возникающий под действием наркотиков (морфия, хлороформа, эфира, алкоголя и т. д.), гипнотический и, наконец, патологический.
Патологический сон наступает, как нарушение деятельности центральной нервной системы, вызванное длительным изменением кровообращения, поражением или разрушением некоторых участков мозга. Такой сон обычно длится дни, недели, месяцы, а иногда и годы.
Засыпанию организма способствует монотонная речь, тихая музыка, общая тишина, темнота, тепло. При частичном сне некоторые «сторожевые» пункты коры остаются свободными от торможения: мать крепко спит при шуме, но ее будит малейший шорох ребенка; солдаты спят при грохоте орудий и даже на марше, но тотчас реагируют на приказы командира. Сон снижает возбудимость нервной системы, а следовательно, и восстанавливает ее функции.
Физиологическое значение сна И. П. Павлов видел в его охранительной роли. В основе сна лежит иррадиированный (широко охватывающий) по коре тормозной процесс, захватывающий н ближайшие подкорковые отделы, то есть распространяющийся на всю массу полушарий и на лежащие ниже отделы головного мозга. Таким образом, сон — защитное приспособление организма, предохраняющее мозг от вредных последствий утомления.

Сновидения — нормальная психическая деятельность мозга. В ней отражаются осознаваемые и неосознаваемые человеком процессы, по своему содержанию связанные с явлениями внешнего мира и физиологическими процессами организма.
Во время бодрствования человека в мозгу преобладают процессы возбуждения, а при торможении всех участков коры развивается полный глубокий сон. При таком сне не бывает никаких сновидений. В случае неполного торможения отдельные незаторможенные мозговые клетки и участки коры вступают между собой в различные взаимодействия. В отличие от нормальных связей в период бодрствования, они характеризуются причудливостью. По выражению И. М. Сеченова, сновидения — небывалые комбинации впечатлений.
Часто в содержание сна включаются внешние раздражения: тепло укрытый человек видит себя в жарких странах, охлаждение ног принимается как хождение по земле, по снегу и т. д. Научный анализ сновидений показал полную несостоятельность предсказательного толкования «вещих снов».
При недосыпании человек теряет работоспособность. Поэтому важно, чтобы во время сна организм получал наиболее полный отдых. Для этого необходимо ложиться спать в одно и то же время, устранять яркий свет, проветривать комнату и т. д.
7–8-часовой сон состоит из 4–5 циклов, закономерно сменяющих друг друга, каждый из которых включает фазу медленного н фазу быстрого сна. Во время медленного сна, который развивается сразу после засыпания, наблюдается уменьшение частоты пульса, дыхания, расслабление мышц, понижение обмена веществ и температуры тела. Во время быстрого сна, который наступает через 1–1,5 часа медленного сна и длится 10—15 минут, активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, на фоне общего расслабления мышц возникают сокращения отдельных мышечных групп, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз, спящие видят яркие сновидения.
Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, для восстановления работоспособности

31 МЕХАНИЗМЫ СНА. ГИПНОЗ.

Теории механизмов сна.

1.Химическая теория сна.Выдвинута в прошлом веке. Считалось, что в процессе бодрствования образуются гипнотоксины, которые вызывают засыпание. В последующем была отвергнута. Однако сейчас вновь выдвигается биохимическая теория. В данное время установлено, что нейромедиатор серотонин способствует развитию медленного сна, норадреналин - быстрого. Кроме этого, из мозга выделены нейропептиды, которые вызывают засыпание при действии на гипоталамические центры мозга, например, это пептид дельта - сна.

2.Теория центра сна. Создатель теории - австрийский лауреат Нобелевской премии физиолог Гесс. В 30-е годы он обнаружил, что при электрическом раздражении ядер Г.Т. в области третьего желудочка, происходит засыпание животного.

3.Теория разлитого торможения коры.Предложена И.П. Павловым. По его теории сон - это разлитое торможение К.Б.П., возникающее в результате его иррадиации из локальных участков, где вследствие утомления первоначально

произошло торможение. Эта теория также не в полной мере объясняет возникновение сна. В частности установлено, что в период быстрого сна кора находится в деятельном состоянии.

4.Теория П.К. Анохина. Согласно ей, в результате утомления развивается торможение локальных участков коры. Кора перестаёт возбуждать центры сна в Р.Ф. и в нейронах развивается торможение. Р.Ф. перестаёт оказывать активирующее влияние на К.Б.П. и в ней развивается разлитое торможение.

5. В настоящее время установлено, что сон и бодрствование - это два взаимно дополняющих функциональных состояниях. Их регуляция осуществляется центрами, находящимися в реципрокных отношениях. Обнаружены центры бодрствования в ретикулярной формации среднего и промежуточного мозга, в этих же отделах мозга находятся центра сна. При этом нейромедиатором в центрах сна является серотонин и пептиды сна. Центры сна активируются в результате уменьшения количества нервных импульсов, поступающих в Р.Ф. от периферических рецепторов по коллатералям (теория деафферентации, рефл. теория), а также по нисходящим путям от К.Б.П. При возбуждении центров сна тормозятся центры бодрствования и активирующее влияние Р.Ф. на кору уменьшается, развивается сон.

Нарушения сна:

1.Бессоница. Страдают около 15% взрослых. Снотворные.

2.Нарколепсия - приступы непреодолимой сонливости днём. Нарушение взаимодействия центров сна и бодрствования.

3.Сомнабулизм. В лёгких случаях человек садится в кровати и произносит несколько слов. В тяжёлых - довольно длительно может ходить и выполнять какие - либо действия. Чаще страдают дети и подростки. Причина заболевания неизвестна.

4.Ночные страхи, чаще у детей. Кошмары у взрослых.

5.Сонный ступор. Возникает во время засыпания. Человек не может произвести никакого движения. Могут наблюдаться устрашающие галлюцинации.

6.Энурез - ночное недержание мочи. Встречается у 10% детей. Причины не известны.

 

ГИПНОЗ

– состояние измененного сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений. Если смотреть шире, гипноз - это набор средств манипуляции сознанием и методов воздействия на подсознание, позволяющих вносить изменения в мышление и поведение людей.

С помощью ряда приемов, сохранив один возбужденный участок, у человека можно вызвать искусственное торможение в коре головного мозга (сноподобное состояние). Такое состояние называют гипнозом.
Гипнотический сон представляет собой торможение деятельности коры. Однако при этом наступает своеобразный частичный сон, так как на некоторые участки коры торможение не распространяется. Вызвав гипнотический сон, можно внушить необходимость тех или иных действий. Гипнотический сон часто применяется с лечебной целью.


Современные приемы гипнотического влияния, как правило, не связаны с состоянием сна. Это дает возможность использовать их в деловом общении и других ситуациях.


32 РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

СОН И СНОВИДЕНИЯ

Сон является физиологической потребностью организма. Согласно учению И. П. Павлова, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.
Сон охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна в организме происходит ряд изменений. Резко расслабляются мышцы, их тонус понижается. У спящего человека теряется связь с окружающей средой. Органы чувств перестают воспринимать обычные раздражители. Дыхание становится более редким и глубоким, работа сердца, температура тела несколько снижаются и т. д.
В течение всего периода сна глубина его меняется. Наиболее глубокий сон бывает в первые 1–2 часа, затем следует спокойный сон и, наконец, пробуждение. У некоторых людей сон вновь становится глубоким на 6–7-м часу. Взрослые люди спят 7–8 часов в сутки, новорожденные — 20 часов, затем продолжительность сна у детей постепенно снижается и в возрасте 4–10 лет составляет 10 часов.
Кроме нормального суточного сна, различают сезонный сон (спячки медведей и других животных), наркотический, возникающий под действием наркотиков (морфия, хлороформа, эфира, алкоголя и т. д.), гипнотический и, наконец, патологический.
Патологический сон наступает, как нарушение деятельности центральной нервной системы, вызванное длительным изменением кровообращения, поражением или разрушением некоторых участков мозга. Такой сон обычно длится дни, недели, месяцы, а иногда и годы.
Засыпанию организма способствует монотонная речь, тихая музыка, общая тишина, темнота, тепло. При частичном сне некоторые «сторожевые» пункты коры остаются свободными от торможения: мать крепко спит при шуме, но ее будит малейший шорох ребенка; солдаты спят при грохоте орудий и даже на марше, но тотчас реагируют на приказы командира. Сон снижает возбудимость нервной системы, а следовательно, и восстанавливает ее функции.
Физиологическое значение сна И. П. Павлов видел в его охранительной роли. В основе сна лежит иррадиированный (широко охватывающий) по коре тормозной процесс, захватывающий н ближайшие подкорковые отделы, то есть распространяющийся на всю массу полушарий и на лежащие ниже отделы головного мозга. Таким образом, сон — защитное приспособление организма, предохраняющее мозг от вредных последствий утомления.

Сновидения — нормальная психическая деятельность мозга. В ней отражаются осознаваемые и неосознаваемые человеком процессы, по своему содержанию связанные с явлениями внешнего мира и физиологическими процессами организма.
Во время бодрствования человека в мозгу преобладают процессы возбуждения, а при торможении всех участков коры развивается полный глубокий сон. При таком сне не бывает никаких сновидений. В случае неполного торможения отдельные незаторможенные мозговые клетки и участки коры вступают между собой в различные взаимодействия. В отличие от нормальных связей в период бодрствования, они характеризуются причудливостью. По выражению И. М. Сеченова, сновидения — небывалые комбинации впечатлений.
Часто в содержание сна включаются внешние раздражения: тепло укрытый человек видит себя в жарких странах, охлаждение ног принимается как хождение по земле, по снегу и т. д. Научный анализ сновидений показал полную несостоятельность предсказательного толкования «вещих снов».
При недосыпании человек теряет работоспособность. Поэтому важно, чтобы во время сна организм получал наиболее полный отдых. Для этого необходимо ложиться спать в одно и то же время, устранять яркий свет, проветривать комнату и т. д.
7–8-часовой сон состоит из 4–5 циклов, закономерно сменяющих друг друга, каждый из которых включает фазу медленного н фазу быстрого сна. Во время медленного сна, который развивается сразу после засыпания, наблюдается уменьшение частоты пульса, дыхания, расслабление мышц, понижение обмена веществ и температуры тела. Во время быстрого сна, который наступает через 1–1,5 часа медленного сна и длится 10—15 минут, активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, на фоне общего расслабления мышц возникают сокращения отдельных мышечных групп, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз, спящие видят яркие сновидения.
Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, для восстановления работоспособности

31 МЕХАНИЗМЫ СНА. ГИПНОЗ.

Теории механизмов сна.

1.Химическая теория сна.Выдвинута в прошлом веке. Считалось, что в процессе бодрствования образуются гипнотоксины, которые вызывают засыпание. В последующем была отвергнута. Однако сейчас вновь выдвигается биохимическая теория. В данное время установлено, что нейромедиатор серотонин способствует развитию медленного сна, норадреналин - быстрого. Кроме этого, из мозга выделены нейропептиды, которые вызывают засыпание при действии на гипоталамические центры мозга, например, это пептид дельта - сна.

2.Теория центра сна. Создатель теории - австрийский лауреат Нобелевской премии физиолог Гесс. В 30-е годы он обнаружил, что при электрическом раздражении ядер Г.Т. в области третьего желудочка, происходит засыпание животного.

3.Теория разлитого торможения коры.Предложена И.П. Павловым. По его теории сон - это разлитое торможение К.Б.П., возникающее в результате его иррадиации из локальных участков, где вследствие утомления первоначально

произошло торможение. Эта теория также не в полной мере объясняет возникновение сна. В частности установлено, что в период быстрого сна кора находится в деятельном состоянии.

4.Теория П.К. Анохина. Согласно ей, в результате утомления развивается торможение локальных участков коры. Кора перестаёт возбуждать центры сна в Р.Ф. и в нейронах развивается торможение. Р.Ф. перестаёт оказывать активирующее влияние на К.Б.П. и в ней развивается разлитое торможение.

5. В настоящее время установлено, что сон и бодрствование - это два взаимно дополняющих функциональных состояниях. Их регуляция осуществляется центрами, находящимися в реципрокных отношениях. Обнаружены центры бодрствования в ретикулярной формации среднего и промежуточного мозга, в этих же отделах мозга находятся центра сна. При этом нейромедиатором в центрах сна является серотонин и пептиды сна. Центры сна активируются в результате уменьшения количества нервных импульсов, поступающих в Р.Ф. от периферических рецепторов по коллатералям (теория деафферентации, рефл. теория), а также по нисходящим путям от К.Б.П. При возбуждении центров сна тормозятся центры бодрствования и активирующее влияние Р.Ф. на кору уменьшается, развивается сон.

Нарушения сна:

1.Бессоница. Страдают около 15% взрослых. Снотворные.

2.Нарколепсия - приступы непреодолимой сонливости днём. Нарушение взаимодействия центров сна и бодрствования.

3.Сомнабулизм. В лёгких случаях человек садится в кровати и произносит несколько слов. В тяжёлых - довольно длительно может ходить и выполнять какие - либо действия. Чаще страдают дети и подростки. Причина заболевания неизвестна.

4.Ночные страхи, чаще у детей. Кошмары у взрослых.

5.Сонный ступор. Возникает во время засыпания. Человек не может произвести никакого движения. Могут наблюдаться устрашающие галлюцинации.

6.Энурез - ночное недержание мочи. Встречается у 10% детей. Причины не известны.

 

ГИПНОЗ

– состояние измененного сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений. Если смотреть шире, гипноз - это набор средств манипуляции сознанием и методов воздействия на подсознание, позволяющих вносить изменения в мышление и поведение людей.

С помощью ряда приемов, сохранив один возбужденный участок, у человека можно вызвать искусственное торможение в коре головного мозга (сноподобное состояние). Такое состояние называют гипнозом.
Гипнотический сон представляет собой торможение деятельности коры. Однако при этом наступает своеобразный частичный сон, так как на некоторые участки коры торможение не распространяется. Вызвав гипнотический сон, можно внушить необходимость тех или иных действий. Гипнотический сон часто применяется с лечебной целью.


Современные приемы гипнотического влияния, как правило, не связаны с состоянием сна. Это дает возможность использовать их в деловом общении и других ситуациях.


32 РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела'; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины'; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.