Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права

2023-02-03 23
Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Трудовое право - достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и защитную (социальную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та, и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая - как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников.

Правовая и социальная защита работников, как и реализация (осуществление) защитной функции трудового права, обусловливают наряду с действием централизованных норм права необходимость освоения и развития иных средств и способов воздействия на общественные отношения в сфере применения труда. Освоение таких средств, отвечающих нынешнему состоянию экономики и интересам работников и работодателей, было успешно начато. Выработаны механизмы согласования интересов работников и работодателей на основе принципов социального партнерства путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора в организациях, а также соглашений различного уровня, выходящих за рамки работодателя (организации) (от отраслевого тарифного до регионального и генерального соглашений).

Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, далее не вмешивается в данную сферу. Дальнейшее регулирование происходит в рамках нахождения компромисса между законными интересами основных участников правоотношений (в сфере труда это работник и работодатель). Указанный компромисс и оформляется в виде локальной нормы права. В науке трудового права локальное нормотворчество определяется и как средство восполнения пробелов трудового права.

Вместе с тем следует отметить, что современный законодатель, как правило, не пытается детально регулировать трудовые отношения в конкретной организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, места нахождения, категорий работников и т.д. В условиях рынка он предоставляет возможность самим участникам социально-трудовых отношений устанавливать условия труда и быта, максимально отвечающие местным требованиям, сложившимся с учетом формы собственности, организационно-правовой формы юридического лица, а также материально-технической базы организации, в которой принимается локальный нормативный правовой акт.

Более широко возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст.41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Анализ содержания ст.41 ТК РФ позволяет сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют содержание (условия) коллективного договора. Но не стоит забывать, что в случаях прямого предписания, содержащегося в действующих законодательных актах, о включении определенных нормативных положений в коллективный договор стороны обязаны закрепить эти предписания в тексте договора. В остальных случаях они с учетом экономического состояния организации вправе формировать содержание коллективного договора самостоятельно.

На современном этапе локальный нормативный правовой акт, принятый в организации, является самостоятельным источником (формой) трудового права, результатом правотворчества трудового коллектива и работодателя (их представителей), содержащим обязательные правила поведения (локальные нормы) [29].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что организация, созданная в соответствии с действующим законодательством, имеет свои нормотворческие органы, способна устанавливать свой внутренний правопорядок. В свою очередь, государство обеспечивает ей возможность осуществлять правотворческую деятельность, гарантирует ей правовую, в том числе судебную защиту. Однако результаты правотворческой деятельности не должны противоречить действующему законодательству о труде Российской Федерации. Это все свидетельствует о том, что нормотворческая деятельность, осуществляемая внутри предприятия, имеет достаточно сложный характер.

В современной юридической литературе локальный нормативный акт рассматривается как самостоятельная форма (источник) трудового права[30]. Здесь следует обратить внимание на легальное определение локальных нормативных актов в сфере труда, впервые сформулированное в ст.8 ТК РФ: "Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями". Таким образом, следует согласиться с мнением, что локальные акты относятся к источникам трудового права. Так, значение документов, принимаемых в организации, в условиях развития социального партнерства, усиления роли договорного регулирования в настоящее время увеличивается.

С точки зрения обеспечения оперативного и эффективного воздействия на общественные отношения, гибкости действующего законодательства в процессе труда локальные нормативные правовые акты в формировании правового положения работника занимают значительное место.

Поскольку локальные нормативные правовые акты относятся к источникам права, они, как и любые другие источники права, фактически представляют собой некую форму объективирования воли нормотворческих органов. Специфика рассматриваемых актов состоит в том, что они принимаются (разрабатываются) работодателем и работниками (их представителями). Сфера действия локальных нормативных актов ограничена рамками конкретной организации, в которой они приняты.

Для локального нормотворчества характерным является то, что его субъекты выбирают и устанавливают варианты сотрудничества с учетом специфики производственных отношений, технологического процесса и иных факторов, влияющих на трудовую деятельность.

Таким образом, принимая локальный нормативный правовой акт, стороны создают определенные правила поведения для работников, на которых распространяется его действие. Нормы права, опосредующие социально-трудовые отношения конкретной организации, являются локальными, выступают как результат правотворческой деятельности соответствующих субъектов трудового права Российской Федерации (работодателя, работников, их представителей и т.д.). Они признаются государством и в случае возникновения трудовых споров обеспечиваются правоохранительными органами, судом.

Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта, а именно: волевое содержание; официальный характер; множественность и иерархическое построение; всеобщность характера; государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов; документальное оформление; предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

В содержании основных локальных актов, особенно коллективного договора и других совместных или согласованных проектов локального нормотворчества, выражается не только воля работодателя, но и работников, их представителей. При этом важной особенностью является то, что по общему правилу в локальных актах, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, хотя эти акты им принимаются последним с учетом мнения представительного органа работников. Еще одним моментом, который следует отметить, является изменение, внесенное в ст.22 ТК РФ и сужающее круг субъектов, имеющих право принимать локальные нормативные акты. Так, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ из числа работодателей, имеющих согласно ст.22 ТК РФ право принимать локальные нормативные акты, исключены физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Данная новация, не имея серьезного прикладного значения, вместе с тем упорядочивает процесс принятия локальных нормативно-правовых актов.

Достаточно обратить внимание на ст.53 ТК РФ, в которой перечислены основные формы участия работников в управлении организацией. Власть работодателя при принятии локальных нормативных правовых актов ограничена определенными и весьма существенными правами работников и их союзов. Более того, указанные субъекты имеют право принимать участие в принятии локальных нормативных правовых актов и оказывать весьма существенное влияние на их содержание.

Еще один признак локальных нормативных актов, их множественность и иерархическое построение, безусловно, является крайне важным признаком любого нормативного акта. Иерархическая лестница источников права, т.е. установление субординационных связей между различными формами права, имеет существенное значение и для формирования системы локальных нормативных актов. Основу иерархии локальных источников составляет коллективный договор, входящий в систему социального партнерства и представляющий собой локальное соглашение работодателя и работников о регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Именно коллективный договор предопределяет иные уровни локальных нормативных актов. Множественность локальных источников трудового права обусловлена тем, что нормотворческими функциями закон наделил не только работодателя и его представителей, но и работников и их представительные органы, союзы[31].

Другой признак локальных нормативных правовых актов, всеобщий характер, проявляется в том, что они касаются неопределенного круга лиц данной организации и рассчитаны на неоднократное применение. Локальные нормативные акты действуют непрерывно и постоянно. Их "неисчерпаемость" проявляется в том, что они и после совершения предписаний, заложенных в них, не прекращают свое действие.

На современном этапе локальные нормы трудового права являются относительно самостоятельным видом норм трудового права. Локальная норма отличается, прежде всего, сферой своего действия. Ее пределы регулирования социально-трудовых отношений ограничены "рамками" социально-правовой автономии, в которой она принята.

Нормативность локального акта имеет место в тех случаях, когда он, во-первых, представляет собой официальный документ правотворчества работодателя, трудового коллектива (их представителей), содержащий соответствующие властные предписания для работников определенной организации. Во-вторых, это акт нормотворчества, т.е. направленный на установление, изменение или отмену действующих в конкретной организации правил поведения работников в процессе труда. В-третьих, он представляет собой акт-документ, в котором формально закрепляется содержание обязательных для работников конкретной организации норм трудового поведения.

Говоря о подзаконном характере локальных актов, необходимо отметить, что в основе их формирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом условий труда в организации могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии со ст.5 ТК РФ локальные акты вместе с актами органов местного самоуправления замыкают общую систему источников трудового права.

Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных случаях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

Локальные акты, принятые в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, полностью находятся во власти работодателя, который, однако, должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников за два месяца до их введения в соответствии с правилами, предусмотренными ст.73 ТК РФ.

Признак локальных нормативных актов, свидетельствующий о их предназначенности для внутреннего использования в рамках конкретной организации, наиболее важен из всех перечисленных. Так, регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливаются перечень информации о работнике и иные вопросы, связанные с его персональными данными. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств организации.

Локальные акты закрепляют правила поведения между участниками совместного труда, характерные для данной организации. Помимо правовых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, обходные листки при увольнении работника), деловые обыкновения (проведение "планерок" или выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эстетические нормы (ношение фирменной одежды) [32].

Локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда, и это также является специфической особенностью локальных нормативных правовых актов. Локальные нормы могут достаточно оперативно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон.

Нельзя не отметить и социальную направленность локальных норм, поскольку их принятие нередко связано со смягчением негативных последствий рыночных отношений. И еще одно существенное назначение локальных норм - это гармонизация интересов работников и работодателя путем зафиксированных во внутренних актах "сдержек" и "противовесов" сторон. Уступки сторон друг другу, взаимные обязательства и взаимная ответственность способствуют построению в коллективах цивилизованных отношений.

Итак, в качестве общих выводов отметим, что локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.


Заключение

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

2. Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: Конституция РФ; международно-правовые акты о труде; Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня; постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; соглашения и коллективные договоры; локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

3. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений.

4. Главное место среди источников трудового права отводится Конституции РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

5. Следующим по значимости источником трудового права являются законы (как федеральные, так и субъектов Федерации). Источники трудового права, как известно, должны отражать федеративный характер российского государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (ст.72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется также на основе Конституции.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

7. Акты Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются на уровне "руководящих разъяснений". Из-за пробелов в праве эти решения имеют большое значение. Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правоприменительной практике. Судебная практика (судебный прецедент), на мой взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона.

8. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

9. Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений. Подводя итог работе можно сказать о значительном изменении всей законодательно-нормативной базе страны. Задача нормотворческих органов состоит в том, чтобы обновить общие положения трудового законодательства, привести их в соответствие с существующими экономическими реалиями, а так же достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями, на базе социального партнерства и учета обеих сторон трудового договора. Таким образом изменение социально-экономической обстановки в стране повлекло за собой значительное изменение законодательства, а следовательно и источников трудового права.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации.12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993.25 декабря.320с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2001г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. - 420с.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. - 215с.

4. Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" // Собрание законодательства РФ. 1999. №18. - 157с.

5. Федеральный закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2006.7 июля. - 245с

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. - 98с.

7. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 // Российская газета. 1998.10 декабря.

8. Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" от 18.06.1998 // Российская газета. 1998.16 декабря. - 178с.

9. Конвенция МОТ от 23 июня 1981г. №156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями" // Бюллетень международных договоров. 1998. №6. - 450с.

10. Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1. - 350с.

11. Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. №6. - 530с.

12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Проспект, 2006. - 600с.

13. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М.: Юристъ. 2003. - 270с.

14. Колобова С.В. Трудовое право России. М.: ЗАО Юстицинформ. 2005. - 500с.

15. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск. 1999. - 300с.

16. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Собр. соч.: В 2т. Т.1. М.: Норма, 2003. Т.1. - 680с.

17. Миронов В.И. Трудовое право России. М.: Управление персоналом, 2006. - 260с.

18. Мицкевич А.В. Формы выражения, или источники права // Общая теория государства и права. Акад. курс в 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.2. М.: Статут, 1998. Т.2. - 870с.

19. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. М.: Норма. 2007. - 487с.

20. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4-5. - 258с.

21. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7. - 550с.

22. Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Статут. 1998. - 690с.

23. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М.: Статут. 1997. - 785с.

24. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред.Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М.: Норма. 1998. - 654с.

Размещено на Allbest.ru


[1] Мицкевич А.В. Формы выражения, или источники права // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 1998.С. 133.

[2] Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. № 6.С. 30.

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 30. 12.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. - №1.2002. Ст. 3.

[5] Миронов В.И. Трудовое право России // Управление персоналом. 2006. №4.С. 34.

[6] Колобова С.В. Трудовое право России. М., 2005.С. 16-17.

[7] Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2006.С. 41.

[8] Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1997.С. 29.

[9] Трудовое право России / Под ред.А.М. Куренного.М., 2004.С. 22.

[10] См.: Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право, М., 2007.С. 17.

[11]См.: Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право, 1996. №7.С. 44.

[12] Трудовое право России / Под ред.А.М. Куренного.М., 2004.С. 23.

[13] Миронов В.И. Трудовое право России // Управление персоналом. 2006. №4 С. 36.

[14] Миронов В.И. Трудовое право России // Управление персоналом. 2006. №4.С. 37-39.

[15] Колобова С.В. Трудовое право России. М., 2005.С. 16-17.

[16] Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1997.С. 24.

[17] Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4 - 5.С. 55

[18] Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря

[19] Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" от 18. 06.1998 // Российская газета. 1998. 16 декабря.

[20] Конвенция МОТ от 23. 06.1981 № 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями" // Бюллетень международных договоров. 1998. №6.

[21] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[22] Федеральный закон от 01. 05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" // Собрание законодательства РФ. 1999. №18.С. 74

[23] Федеральный закон от 12. 01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. №3.С. 18.

[24] Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 7 июля.

 

[25] Указ Президента РФ от 09. 03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 45.

[26] Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: 1998.С. 138 - 139

[27] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права.М., 2003.С. 183.

[28] Трудовое право России: Учебник / Под ред.А.М. Куренного.М., 2004.С. 26-27

[29] Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1.С. 45-48

[30] Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 1999.С. 67.

[31] Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1.С. 45-48

[32] Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003.С. 75-76.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.