Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова

2023-02-03 19
Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Холодные волны вздымает лавиной

Широкое Черное море.

Последний матрос Севастополь покинул,

Уходит он, с волнами споря.

И грозный соленый бушующий вал

О шлюпку волну за волной разбивал.

В туманной дали не видно земли,

Ушли далеко корабли.              } 2 раза

Друзья-моряки подобрали героя,

Кипела вода штормовая.

Он камень сжимал посиневшей рукою

И тихо сказал, умирая:

«Когда покидал я родимый утес,

С собою кусочек гранита унес

Затем, чтоб вдали от крымской земли

О ней мы забыть не могли».         } 2 раза

Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,

Что с честью носить его будет.

Он первым в любимую бухту вернется

И клятвы своей не забудет!

Тот камень заветный и ночью, и днем

Матросское сердце сжигает огнем.

Пусть свято хранит мой камень-гранит,

Он русскою кровью омыт!          } 2 раза

Сквозь бури и грозы прошел этот камень,

И стал он на место достойно.

Знакомая чайка взмахнула крылами,

И сердце забилось спокойно.

Взошел на утес черноморский матрос,

Кто Родине новую славу принес.

И в мирной дали идут корабли

Под солнцем родимой земли.       } 2 раза

Ведущий: История этой песни такова. Летом 1943 года Борис Мокроусов был проездом в Москве. На одной из улиц он остановился у витрины, где была вывешена газета «Красный флот». Его внимание привлек броский заголовок — «Севастопольский камень». С Севастополем композитора связывало многое. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками — будущими участниками обороны Севастополя, полюбил суровую романтику Черного моря. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморских моряках. Но военная судьба разлучила авторов, им не удалось тогда осуществить свой замысел. И вот сейчас, спустя два года газетный заголовок вновь напомнил композитору о его мечте.

Так о чем же рассказывала газета? ...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок. Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк — один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста. Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место. Но моряку не суждено было это сделать — его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям с наказом: «Камень должен вернуться на свое место — в Севастополь!» Воин, принявший драгоценную реликвию, — это был снайпер — погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему другу-разведчику. От него камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков.... И у кого бы ни находился, он всегда был в крепких надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса — вернуть гранитный осколок на родную землю....

Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на композитора. «Образ последних легендарных защитников Севастополя, — вспоминал он впоследствии, — стал преследовать меня денно и нощно. Кто же этот последний матрос-герой?»

Да, подвиг черноморских моряков достоин песни! И композитор принялся за работу. Постепенно рождалась полная истинного драматизма мелодия «Заветного камня», которой суждено было стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было, — случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда музыка была готова, текст написал Александр Жаров (проекция портрета). Вот что рассказывает об этом поэт: «После того, как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, потому что был подготовлен к этому еще в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Там в частях и на кораблях встречал я своих ровесников — представителей новой поросли комсомола, воинов-героев, о которых писал в песнях».

Легенда о Севастопольском камне не была легендой в обычном понимании этого слова. Многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, возвратиться в город с победой.

Закончив песню, мы показали ее в редакции газеты «Красная звезда», где она и была напечатана. Вскоре ее передали по радио. Но настоящий успех пришел после того, как песню исполнил Леонид Утесов (проекция портрета). «Когда я услышал «Заветный камень», — рассказывал народный артист СССР Л.О. Утесов, — меня песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине. Она как бы предсказывала грядущую победу. И как радостно было петь, когда Севастополь был освобожден».

В 1948 году композитор Б.А. Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР за несколько своих песен —     в их числе и песня «Заветный камень».

А как задушевно звучит лирическая песня «Огонек» в обработке Мокроусова.

В исполнении солиста звучит песня, аккомпанирует аккордеон (баян).

ОГОНЕК


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.