О посещении святого Богоматерью — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О посещении святого Богоматерью

2023-02-03 56
О посещении святого Богоматерью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды блаженный отец молился по своему обыкновению перед образом Матери Господа нашего Иисуса Христа и, часто обращая взор к иконе, говорил: «Пречистая Матерь Христа моего, покровительница и заступница, верная помощница рода человеческого! Будь нам, недостойным, защитницей, постоянно моли Сына своего и Бога нашего, чтобы не оставил святого места этого, которое создано для похвалы и почести святого имени вовеки. На твою, Мать любимого мною Христа, защиту и молитвы надеемся мы, ибо великую смелость имеют рабы твои перед Богом, который для всех — упокоение и пристанище спасения». Так молился он и пел благодарственный канон Пречистой Богоматери, то есть акафист, а завершив канон, сел немного отдохнуть и сказал ученику своему, по имени Михей: «Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное явится нам сейчас». И пока он это говорил, вдруг глас раздался: «Вот Пречистая грядет!» Святой, услышав, быстро вышел из кельи в пруст, то есть в сени. И тут свет ослепительный, ярче солнца сияющий, озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в неописуемом сиянии блистающую. И когда увидел ее святой, то упал ниц, не в силах вынести этот нестерпимый свет.
Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, говоря: «Не страшись, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей, и не скорби больше, ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после отхода твоего к Господу не покину я обители твоей, все потребное подавая в изобилии, и снабжая всем, и оберегая». Сказав это, стала она невидима. Святой же в смятении ума страхом и трепетом великим объят был. Когда же Сергий понемногу в себя пришел, то увидел ученика своего, лежащего в страхе, словно мертвого, и поднял его. Тот же стал припадать к ногам старца, говоря: «Скажи мне, отче, Господа ради, что это было за чудесное видение? Ведь дух мой едва не разлучился с телом из-за блистающего видения». Святой же радовался душой, так что лицо его светилось от той радости, но ничего не смог ответить, только вот что: «Потерпи, чадо, потому что и во мне душа моя трепещет от чудесного видения».
Они стояли и дивились про себя; наконец святой сказал ученику своему: «Чадо, призови ко мне Исаака и Симона». Когда они пришли, рассказал Сергий все по порядку, как он видел Пречистую Богородицу с апостолами и какие она дала святому чудесные обещания. Когда ученики услышали это, охватила их радость несказанная; все вместе отпели молебен Богоматери и прославили Бога. Оставался святой всю ночь без сна, думая о несказанном видении. <...>

О кончине святого

Жил святой долгие годы в совершенном воздержании и труде, и неисповедимые, несказанные чудесные дела совершил, и старости глубокой достиг, никогда от божественного пения или от службы не уклоняясь. И чем больше старел он, тем больше укреплялся и возвышался, в усердии божественные подвиги мужественно и с любовью совершая, и никак его старость не одолевала. Но ноги его тяжелели день ото дня, как будто по ступеням приближаясь к Богу. Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, передал игуменство своему самому любимому ученику, в добродетелях совершенному и во всем без исключения следующему своему учителю, и, хотя возрастом он был молод, ум его был сединами весьма убелен; впоследствии он чудесами прославился, о которых другая повесть расскажет, именем же он был Никон. Сергий повелел ему пасти стадо Христово заботливо и праведно, ибо ответ ему придется держать не за себя, но за многих. И с тех пор Сергий, этот великий подвижник, в вере благочестивейший, недремлющий хранитель, непересыхающий источник, славный именем, начал безмолвствовать.
И в сентябре месяце недугом телесным был поражен и, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, душу же любимому Иисусу предать, призывает священное братство и новособранное стадо. И беседу повел подобающую, и на пользу учил, неуклонно веля оставаться в православии, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, злых и скверных похотей остерегаться, пищу и питие вкушать без жадности, а особенно смирением украшать себя, не оставлять заботы о странниках, споров избегать и ни во что ставить почести и славу жизни этой, но вместо них ожидать от Бога воздаяния, наслаждения от небесных вечных благ. И многому другому Сергий поучал, говоря: «Я, ибо Бог зовет меня, отхожу от вас. Вас же передаю всемогущему Господу и Его Пречистой Богоматери, чтобы она была для вас прибежищем и оградой от сетей вражеских и поношений их». И перед самой смертью, когда должна была душа его с телом разлучиться, он от тела и крови Владыки причастился, а ученики руками своими его немощные члены поддерживали. Он простер к небу руки и, молитву совершив, чистую свою и святую душу с молитвою Господу предал, в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день; жил же преподобный семьдесят восемь лет 20.
Распространилось тогда благоухание великое и неизреченное от тела святого. А братия вся собралась и сокрушалась, плача и рыдая; и, в гроб честнóе и труд любившее тело положив с почестями, они псалмами и надгробным пением его провожали. Ученики проливали ручьи слез, кормчего лишившись, с учителем разлученные, с отцом разлуки не вынося, плакали они, а если бы могли, умерли бы тогда с ним. Лицо же святого было светлым, как снег, а не как обычно у мертвых, но как у живого человека или ангела Божьего, являя этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его. Похоронили честнóе его тело в обители, которая была им создана. Сколько после смерти и преставления Сергия чудес произошло и происходит: расслабленных членов укрепление, от лукавых духов людям освобождение, слепых прозрение, горбатых выпрямление — только при приближении к его раке. Хотя и не хотел святой, как и при жизни, после смерти славы, но могучая сила Божья его прославила. После кончины его ему предшествовали ангелы на пути к небесам, двери отворяя ему райские и в вожделенное блаженство вводя, в покой праведных, в свет ангельский; и увидел святой то, о чем мечтал, и всесвятой Троицы озарение приобрел, как и подобает постнику, — украшение иноков.
Таково было житие отца, таковы чудес его проявления, причем не только при жизни, но и после смерти, которые нельзя и описать, и все это, что бывало с ним, и доныне происходит.
Покажи мне в древности прославившихся, и сравним с ним тех, кто известен добродетельной жизнью и мудростью, и увидим, что святой поистине ничем не уступал тем ветхозаветным божественным мужам: как великий Моисей и после него Иисус 21, он вождем был и пастырем людям многим, и поистине незлобивость Иакова имел 22 и страннолюбие Авраама, законодатель новый, и наследник Небесного Царства, и истинный предводитель стада своего. Не наполнил ли он пустыню многими заботами своими? Мудр был великий Савва 23, создатель общежительства, но не обладал ли Сергий, как и он, светлым разумом, создав также многие общежительные монастыри? Не обладал ли и он даром чудотворения, как прославившиеся до него, и весьма прославил его Бог и сделал известным всей земле? Мы восхваляем не того, кто похвалы себе требовал, но того, кто за нас молится, кто во всем подражал предавшему себя на муки Христу. Но не будем удлинять сказанное. Разве сможет кто прославить святого по достоинствам его?

(Перевод М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Сергий Радонежский (именуемый так по месту своего рождения — деревне Радонеж) был одним из наиболее почитаемых русских церковных деятелей, в 1452 г. причисленный к лику святых. На месте основанного им лесного скита — избушки, где жил в полном уединении юноша Варфоломей (мирское имя Сергия),— возник прославленный Троицкий монастырь (ныне в городе Загорске, к северо-востоку от Москвы), самим Сергием и его учениками было основано около сорока монастырей. Жизнеописание (житие) Сергия было написано в 1417—1418 гг. монахом его монастыря — Епифанием Премудрым, а затем (около 1422 г.) существенно переработано и расширено Пахомием Сербом, известным древнерусским писателем-агиографом (создателем житий).
Перевод (здесь он приводится с существенными сокращениями) осуществлен по возникшему в XVI в. сводному тексту, в котором сохранились фрагменты, принадлежащие как Епифанию, так и Пахомию.

1 Вспоминается эпизод из Библии: юноша Саул, посланный отцом искать заблудившихся ослиц, встречает пророка Самуила, который предвещает Саулу, что тот станет царем, и впоследствии добивается его избрания на царство.
2 Просфора — плоский хлебец с вытесненным изображением креста, применяющийся при причащении; анафора — часть просфоры.
3 Часы — церковная служба.
4 Цитируется книга пророка Иеремии, входящая в Ветхий Завет (см. Словарь).
5 Троица — см. Словарь. Сергий действительно основал монастырь в честь святой Троицы.
6 Федор — имя, данное Ивану при пострижении в монахи. Симонов монастырь ныне в пределах Москвы.
7 Феогност — митрополит в 1328—1353 гг.
8 Антиминс — плат, покрывало, на котором могло совершаться богослужение.
9 Семен Иванович — великий князь Владимирский и Московский в 1340—1353 гг.
10 То есть постригся в монахи.
11 Причащающиеся вкушают просфору и вино, символизирующие тело и кровь Христа.
12 Аркуда — название медведя в новогреческом языке.
13 Алексий — митрополит в 1355—1378 гг. Переяславль Залесский — город на юге современной Ярославской области.
14 Федор (Иван) — брат племянника Сергия, игумен Симоновского монастыря.
15 Владимир Андреевич, князь Серпуховский и Боровский, двоюродный брат Дмитрия Донского.
16 Монастырь на Дубенке, притоке реки Дубны (на севере Московской области), был освящен в декабре 1379 г. Поэтому историк В. А. Кучкин полагает, что заложен он был не в честь победы на Куликовом поле, как утверждает житие, а в честь первой победы русских над ордынцами на реке Воже в 1378 г.
17 Общежительные монастыри — монастыри, в которых монахи живут, подчиняясь единым правилам, и не имеют личной собственности.
18 Параманд — плат с изображением креста, который монах носит на груди и на плечах.
19 Клобук — монашеский головной убор. Белый клобук мог носить только митрополит. Речь идет о Дмитрии (Митяе), духовнике Дмитрия Донского, который добивался поставления Митяя митрополитом, отвергая предложенного Константинополем митрополита Киприяна. Михаил — монашеское имя Дмитрия — Митяя.
20 Расчет лет жизни Сергия, возможно, неточен. Полагают, что он родился около 1321 г.
21 Иисус Навин — предводитель и военачальник израильтян, преемник Моисея.
22 Иаков — внук Авраама, согласно Библии, — родоначальник израильских племен.
23 Савва Освященный — один из первых основателей монастырей на Востоке.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.