Наружность и характер олимпийских богов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наружность и характер олимпийских богов

2023-02-03 26
Наружность и характер олимпийских богов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Олимпийские боги видом, явленным миру, напоминают прекрасных горделивых людей, однако в их жилах течет особая бесцветная кровь, ихор, и, в отличие от людей, они бессмертны. Подлинного лика божества никто из людей, как правило, не знает, потому что выдержать его мощь и красоту человек не в силах. Вот почему боги являются на землю, то принимая облик людей, то давая знать о своем присутствии с помощью вещих снов, вещих птиц, таинственных примет и знаков, которые истолковывают гадатели. Умение понимать чудесные знаменья, гадать и пророчествовать пришло к первым людям от Прометея (Эсх. Пром. 484‑499), а затем было приумножено ими под покровительством Аполлона.

 

149. Посейдон с дельфином. Римская копия с греческого оригинала круга Лисиппа. 2‑я половина IV в. до н. э. Дрезден. Музей

 

Несмотря на всю загадочность божественного существования, мифологическая традиция на все лады расписывает и достоверно подтверждает наружность и характер каждого бога.

Зевс – сильнейший и мудрейший из богов. Он может низринуть любого ослушника в Тартар. С ним неразлучно пребывают Мощь, Сила и Победа – Ника. Ему куют Киклопы в небесной кузнице громы и молнии, и недаром он – тучегонитель, высокогремящий, метатель молний, громовержец. Он Эгиох – Обладатель щита – эгиды, в середине которой голова Горгоны, наводящая ужас и леденящая сердце (Ил. V 736‑742). Стоит ему потрясти эгидой, как все окутывается облаками, сверкают молнии, гремит гром. Одним посылается победа, другим – бегство (там же XVII 593‑596). Зевс неразлучен с эгидой и уступает ее только любимой дочери – Афине (там же V 733‑742).

 

150. Посейдон. Около 460 г. до н. э. Найден в море близ мыса Артемисион. Афины. Национальный археологический музей

 

Зевс готов один удержать золотую цепь, спускающуюся с неба, и пересилить богов и богинь, даже если все они схватятся за нее. Он грозит Олимпийцам повлечь море, землю и богов вместе с этой цепью, обмотать ее вокруг вершины Олимпа и подвесить весь мир среди небесных просторов (там же VIII 13‑27).

Грекам хорошо известны величавость Зевса и грозный взгляд его светлых глаз (там же XIV 236).

Стоит ему войти во дворец, как боги немедленно встают ему навстречу. Изрекая свою волю, Кронион, как говорили в старину, помавает иссиня‑черными бровями и подтверждает ее кивком головы. В этот момент Олимп колеблется от подножия до вершины, а "нетленные кудри" рассыпаются волнами по плечам владыки богов.

 

151. Афина. Римская копия начала II в. н.э. с греческой статуи из Тиволи. Вена. Художественно‑исторический музей

 

Однако, несмотря на всю грозность Зевса, с ним спорят и даже обманывают его. Гера непрестанно строит ему козни. И не раз эту златокудрую богиню охватывает злоба (там же XIV 158) или она "коварствует сердцем" (там же 329). Именно ее, белорукую или, как некогда переводил Гнедич, "лилейнораменную", нещадно наказывает Зевс, подвесив между небом и землей. Но и волоокая Гера, желая помочь ахейцам, хитростью очаровывает Зевса, усыпляя его в своих объятиях.

Сын Зевса и Геры Гефест хром на обе ноги (его дважды сбросили с Олимпа – и мать и отец), уродлив и мал ростом, но бесконечно умен, сметлив и обладает двумя важными способностями: создавать прекрасные вещи искусным трудом и примирять родителей, водворяя спокойствие на Олимпе. Когда Гера, заподозрив неладное в тайном приходе Фетиды, пытается негодовать на Зевса, а тот уже готов наложить на нее свои необорные руки, встает Гефест. Он подает кубок с нектаром матери и призывает ее смириться, дабы не увидеть ее вновь под ударами мощного супруга.

 

152. Афродита Милосская. 130‑120 гг. до н. э. Париж. Лувр

 

Это благодаря Гефесту Зевс завершает смутный день, предавшись покою и сладостному сну в опочивальне со златотронной Герой (там же I 551‑611).

Проявляет своеволие и брат Зевса, владыка водных просторов.

Посейдон синекудр, как его родная морская стихия, и, как она, буен нравом.

 

153. Афродита Капуанская. Римская копия с бронзовой статуи Лисиппа. 320‑310 гг. до н. э. Неаполь. Национальный музей

 

С неизменным трезубцем в руке он мчится на золотой колеснице вместе с Амфитритой, взбаламучивая море, и никто не знает, то ли это вздымаются белые гребни волн, то ли это мчатся гривастые кони колебателя земли. Он всегда идет наперекор другим, но занятый своими пиршественными удовольствиями (например, в стране эфиопов), может не поспеть на совет богов, где тотчас же противники воспользуются его отсутствием, и может упустить объект своего гнева.

Вспомним, что именно так он прозевал решение олимпийцев о возврате Одиссея домой (Од. I 22‑80). Только на восемнадцатый день спокойного плавания Одиссея Посейдон, возвращаясь от эфиопов, увидел на море плот своего врага и обрушил на него трехдневную морскую бурю (там же V 286‑296). Одиссей еще опережает тяжелого на подъем Посейдона, вовремя проскользнув к берегам Итаки. Посейдон хоть и поздно, но срывает гнев на несчастных корабельщиках. Мощному богу достаточно шагнуть, и он уже нагнал феакийский корабль, ударил по нему ладонью, вбил в морское дно, превратил в скалу, запер ею доступ к городу. "И после того удалился" – как замечает Гомер (там же XIII 116‑164).

 

154. Афродита и эроты. Апулийский арибалл. Около 380 г. до н. э. Таранто. Национальный музей

 

Афина – любимица Зевса, мудрая воительница с жуткими совиными глазами. Афина носит грозный боевой наряд своего отца. Сняв мягкий узорный пеплос, она надевает Зевсов хитон, плечи облекает эгидой, на которой изображены Ужас, Распря, Погоня, на голову водружает шлем с двумя гребнями и четырьмя султанами, вооружается громадным копьем и выезжает на огромной, крепкой, тяжелой, блестящей колеснице (Ил. V 734‑747). Она кричит так, что голос ее доходит до неба. Ей достаточно шагнуть, чтобы с острова феаков достичь Марафона и дворца Эрехфея в Афинах (Од. VII 78‑81). Одним дыханием она отводит копье Гектора от Ахилла. Приняв образ Деифоба, Гекторова брата, богиня коварно обещает Гектору помощь, побуждает к битве, а затем, обманув, покидает его, обреченного на смерть (Ил. XXII 226‑299).

Зато она же помогает Диомеду сразиться с богом Аресом. Встав на колесницу, богиня хватает бич и вожжи, погоняя лошадей, дубовая ось тяжко стонет под грузным ее телом. Она увлекает Диомеда в бой и направляет его копье в Ареса (там же V 835‑857).

 

155. Артемида. Фидий и его школа. Фрагмент восточного фриза Парфенона. 447‑432 гг. до н. э. Афины. Музей Акрополя

 

Афина – и боец, и умная советчица друзьям. Она преданно помогает героям, опекает Одиссея и неистощима на выдумки.

Не менее могуч и Аполлон , сын русокудрой Лето и брат Артемиды, "радующейся стрелами".

 

156. Танцующая Афродита и Эрот, играющий на тамбурине. Терракота. Около 350 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Аполлон высок ростом, многомощен, поступь его тяжела, в гневе он шествует ночи подобный (там же I 47). Взгляд Летоида грозен, и стоит ему только пройтись по дому Зевса, как трепещут все боги, от страха повскакавши со своих мест (вспомним, что так же страшатся они Зевса). За плечами бога серебряный лук, колчан со стрелами, несущими смерть. Радующаяся в сердце своем Лето с любовью смотрит на сына, снимает с его плеч колчан, вешает на золотой колок близ Зевсова трона, распускает лук, а отец сам подает Аполлону нектар в золотой чаше. Сын усаживается в кресло; только тогда успокаиваются боги и вновь занимают свои места (Гом. гимн. I 1‑13). Что же говорить о людях, которые бессильны перед Аполлоном, даже если они великие герои.

 

157. Афродита в садах. Скульптор Алкамен. IV в. до н. э. Париж. Лувр

 

Устрашенный Диомед отступает перед богом, ибо тот грозно напоминает ему, что смертные не равняются с богами. Патрокла же бог, закутавшись в мрачное облако, мгновенно сражает замертво коварным ударом в спину (Ил. XVI 790‑792).

И этот же Феб – Аполлон, как это хорошо знали греки, наслаждается сам игрой на форминге и услаждает ею слух богов. Музы в его присутствии поют еще более прекрасными голосами, и он вторит им радостно.

 

158. Афродита и Гермес, повозку влекут Эрот и Психея. Глиняная плакетка, найденная в Локрах. IV в. до н. э. Таранто. Национальный музей

 

Богиня Афродита неизменно именуется "золотой", "фиалковенчанной", "прекрасновенчанной" и "улыбколюбивой". Хотя она не уступает другим богам в коварстве, зато превосходит их всех очарованием.

Вечно устраивая любовные дела богов и людей, она владеет пестроузорным поясом, в котором заключены любовь, желания и обольстительные речи (там же XIV 215‑220). Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет богов и людей силой любви и влекущей прелестью.

 

159. Гермес. Римская копия со статуи Лисиппа из театра Марцелла в Риме. Около 320 г. до н. э. Париж. Лувр

 

Зато золотокудрый Арес , которого она соблазнила, имеет, по словам Зевса, дух своей матери Геры – необузданный и строптивый.

Раненный героем Диомедом, он дико ревет, так, как кричат девять или десять тысяч воинов (там же V 859‑860). Раненный богиней Афиной, он простерся, упав на землю, на семь плетров[13] (там же XXI 407).

 

160. Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Пракситель. Около 330 г. до н. э. Олимпия. Музей

 

Вечно спешит выполнять поручения богов улыбчивый, ловкий Гермес , сын Зевса и Майи. Он в шапочке с крыльями, в крылатых золотых сандалиях, которые несут его над землей и морем. В руке – жезл‑кадуцей, открывающий ему все пути и все затворы на земле и в мире мертвых (Од. V 43‑49).

 

161. Силен с младенцем Дионисом. Римская копия статуи Аисиппа. 320‑310 гг. до и. э. Рим. Музеи Ватикана

 

В быстроте с Гермесом может поспорить только Ирида – Радуга, "вихреногая" вестница богов.

 

162. Ника или Ирида. Около 500 г. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Солнце – Гелиос своим зорким глазом за всем наблюдает, все видит и раскрывает богам тайные деяния. Именно Гелиос сообщил Гефесту об измене Афродиты (там же VIII 302). Это он, Гелиос, дал знать Деметре, что дочь ее Персефону похитил Аид (Гом. гимн. V 78‑80). И Зевс, опасаясь Гелиоса, покрывает себя и Геру на цветущей горе золотым облаком (Ил. XIV 344‑345).

 

163. Дионис. Конец III в. до н. э. Фасос. Музей

 

Деметра обычно предстает перед нами как мать, горюющая по исчезнувшей дочери. И недаром она одета в иссиня‑черный плащ, разыскивая по миру свою Персефону с тонкими лодыжками. Деметра высока ростом, статная, пышноволосая, в венке из колосьев, взоры ее светятся благоволеньем и достоинством, как и положено богине – кормилице людей.

 

164. Дионис. Римская копия греческой скульптуры круга Алкамена. 2‑я половина V в. до н. э. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

Аид суров, мрачен и чернокудр. Он – обладатель шлема, делающего бога невидимым. Иным он и не может быть, так как скрыт от мира жизни, восседая на троне рядом с Персефоной в своем гулкозвонком дворце.

 

165. Дионис. Около 400 г. до н. э. Вена. Художественно‑исторический музей

 

У женоподобного Диониса иссиня‑черные волосы и темно‑синие глаза. Он привык менять свой облик в бесконечных превращениях (см. Гом. гимн. VII), так что подлинный лик его не всегда уловим. Но оба они улыбаются не хуже Афродиты. Аид "улыбнулся бровями", отпуская на время Персефону (там же V 357), ибо он уже дал ей вкусить зернышко граната, чтобы она помнила царство мертвых и вернулась в медный дом мужа. Дионис в свою очередь "улыбался глазами" (там же VII 15), задумав ловко провести морских разбойников и заранее радуясь своей хитрости.

 

166. Дионис и менады. Роспись амфоры Амасиса. Около 540 г. до н. э. Париж. Национальная библиотека

 

Греки знали своих богов не только грозными и ужасными, но еще и радостными, веселыми, улыбающимися и просто хохочущими, скорыми на гнев и на милость, на расправу и на помощь, на великие дела и на забавные проделки.

 

167. Похищение Ганимеда. Терракота из Олимпии. Около 470 г. до н. э. Олимпия. Музей

 

Жизнь богов на Олимпе

 

Красота божественного бытия

 

Жизнь на Олимпе исполнена великолепия и торжественной пышности, как и подобает небожителям.

Искусный Гефест возвел каждому из богов прекрасное жилище, но самый великолепный золотой дворец с гладким блестящим портиком, медным порогом и прекрасной опочивальней – у Зевса. В чертогах самого Гефеста, сияющих медью, звездных, нетленных, есть мастерская, где трудится божественный кузнец, а в покоях – искусно сработанные кресла, обитые серебряными гвоздями, и удобные скамеечки для ног. Гера – обладательница укромной спальни, надежные двери которой с потайным замком, тоже работы Гефеста. Там богиня облачается в наряды, умащается притираниями, там хранятся ее драгоценности и платья.

 

168. Похищение Ганимеда. Роспись канфара Мастера Брига. Около 490 г. до н. э. Бостон. Музей изящных искусств

 

Афродита обитает то в доме своего супруга Гефеста, то на Кипре в Пафосе, где у нее алтарь, священная роща и уютные покои с ванной для омовения,

Собрания и пиршества объединяют всех богов во дворце Зевса, где бы они ни обитали.

 

169. Похищение Ганимеда. Крышка от бронзового зеркала. Около 350 г. до н. э. До 1945 г. – Берлин, частн. колл

 

Так, еще с восходом зари Зевс собирает богов на высочайшей вершине многоглавого Олимпа и обращается к ним с речью, требуя повиновения в предстоящем сражении ахейцев и троянцев. Боги в изумлении перед угрозами Зевса хранят молчание (Ил. VIII 1‑29). Задумав потешиться битвой между самими небожителями, Зевс посылает Фемиду созвать на Олимп бессмертных обитателей земли, моря и рек (там же XX 1‑14). Когда решается судьба Одиссея, боги тоже собираются в чертогах Кронида на совет (Од. I 26‑28).

 

170. Дионисии – сатиры и менады. Фрагмент рельефа римского саркофага. II в. н. э. Стамбул. Археологический музей

 

Однако чаще всего во дворце Зевса происходят пиршества. Беспечальная жизнь бессмертных, если только они не бродят по земле, вмешиваясь в человеческие дела, и не предаются своим обязанностям, посвящена радостному провождению времени – пирам, хороводам, музыке, пению.

 

171. Состязание Аполлона и Марсия, слева – Афина. Фрагмент рельефа римского саркофага. II в. н. э. Париж. Лувр

 

В покоях Зевса боги восседают на золотых тронах за золотым столом. Там мальчик Ганимед виночерпием, правда, боги пьют не вино, а нектар. Там юная Геба подает на стол пищу, дающую бессмертие, – амбросию, ибо боги не вкушают хлеба. Хромоногий Гефест обносит сотрапезников полными чашами, а они, потешаясь над его ужимками, пьют из золотых кубков и хохочут, как это свидетельствует всезнающий Гомер, "неугасимым смехом" (Ил. I 599).

 

172. Марсий наблюдает за игрой на флейте. Фрагмент росписи апулийского кратера Мастера Ликурга. Около 360 г. до н. э. Базель. Музей античного искусства

 

Боги любят, чтобы их угощали. С особенным удовольствием отправляются они с Олимпа на край света, к водам Океана, где обитают "беспорочные эфиопы" (там же I 423), устроители пиршественного веселья. Так, Зевс и все Олимпийцы отправились на одиннадцать дней пировать к эфиопам и вернулись оттуда с зарей двенадцатого дня (там же I 493‑495). Именно в этот момент богиня Фетида взошла с ранним туманом на Олимп, чтобы просить Зевса о милости. Посейдон настолько любит наслаждаться пиршествами, что часто один путешествует в страну эфиопов, населявших оба края земли, там, где восходит и заходит небесное светило. Мало того что Посейдон пирует там, он еще охотно принимает жертвы, целые гекатомбы быков и баранов (Од. I 22‑26). И вот в то время, когда колебатель земли пребывал у эфиопов и не явился на совет богов, Одиссею было позволено вернуться домой из многолетних странствий. Пировал Посейдон ни много ни мало, а целых семнадцать дней, больше, чем все боги, взятые вместе.

 

173. Сатиры. Роспись псиктера Дуриса. 490‑480 гг. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Покидает Олимп и Аполлон, чтобы отправиться в страну, "лежащую за северным ветром Бореем", к счастливым гиперборейцам. Аполлон летит туда на колеснице, запряженной лебедями, и возвращается в свой священный город Дельфы только летом (Гимерий. Речи XIV 10). Там, у гиперборейцев, бог наслаждается песнями, хороводами, музыкой, пирами. Иные полагают, что Аполлон посещает эту блаженную страну раз в девятнадцать лет (Пиндар. Пиф. II 47) и тем самым приносит особое счастье и так уже счастливым людям, которые настолько пресыщены наслаждениями, что, испытав их все, по собственной воле бросаются в море.

 

174. Фавн (Пан) с тирсом. I в. н. э. Неаполь. Национальный музей

 

Особая радость наступает на Олимпе, когда Аполлон в благоухающих одеждах, играя на блистающей лире, быстрее мысли переносится из Дельф на Олимп и появляется в палатах Зевса. Каждый из богов жаждет песен и лиры. Музы начинают петь, сменяя друг друга, полухориями.

 

175. Менады. Фрагмент росписи стамноса Мастера Диноса. 420‑410 гг. до н. э. Неаполь. Национальный музей

 

Другие дочери Зевса, пышноволосые Хариты, веселые Оры, Афродита, Геба, а также дочь Афродиты и Ареса Гармония, взявшись за руки, начинают хоровод. С ними вместе становится в круг великая ростом Артемида, тут же веселятся могучий Арес и Гермес, славный своей зоркостью. Аполлон играет на кифаре, шагая в такт песне. Его окружает сиянье, развеваются пышные одежды, мелькают быстрые ноги. Всемудрый Зевс и златокудрая Лето радуются, глядя на милого сына (Гом. гимн. II 4‑28).

 

176. Менада и лань. Фрагмент росписи аттического кратера. V в. до н. э. Неаполь. Национальный музей

 

Веселые хороводы устраиваются также в доме самого Аполлона, в дельфийской округе. Артемида, натешившись охотой, приходит к брату, вешает лук и колчан, надевает украшения и приглашает в хоровод Муз и Харит. Танцуя, бессмертные поют сладкими голосами, прославляя богиню Лето, родившую таких славных детей, как Аполлон и Артемида (там же XXVII 11‑20).

Любят водить хороводы также и нимфы. Горные нимфы – орёады, нимфы дубрав и священных рощ пляшут вместе с богами (там же V 257‑261). Ореады пляшут вместе с Паном вблизи темноводных родников, а сам козлоногий бог то играет на свирели и приплясывает, то выступает в хороводе на мягком цветущем лугу (там же XIX 15‑17).

Океаниды играют на цветочных лугах (там же V 6, 417), а Музы ведут хоровод на священной горе Геликон, вблизи источника с фиалково‑темной водой и жертвенником Зевса, распевая чудесные песни и прославляя племя бессмертных богов (Гес. Теог. 1‑21).

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.