Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

2023-01-16 56
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прокурорский надзор за ОРД - это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении ОРО и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.

Статья 22 ФЗ о прокуратуре определяет общие полномочия прокурора при выполнении им возложенных на него функций, какими-либо дополнительными, специальными полномочиями применительно к ОРД этим законом прокурор не наделяется. Наоборот, ст. 30 ФЗ о прокуратуре содержит отсылочную норму, согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются УПК и другими ФЗ. Соответственно, полномочия прокурора в сфере его надзора за ОРД определяются как общими нормами ФЗ о прокуратуре, так и специальными нормами, предусмотренными в ст. 21 ФЗ об ОРД.

В соответствии со ст. 29 ФЗ о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов ОРО является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ОРО.

Технологию такого надзора определяет приказ Генеральной прокуратуры от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (далее - приказ N 33). Приказом N 33 утверждены Инструкция о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и Инструкция об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Приказ N 33 ориентирует прокуроров в первую очередь на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач ОРД.

В соответствии с приказом N 33 проверки исполнения законов при осуществлении ОРД прокуроры могут проводить:

- по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

- в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ об ОРД, допущенных должностными лицами ОРО, проводят уполномоченные прокуроры той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов ФСБ, связанные с оперативным сопровождением уголовным дел. Проверки по таким обращениям проводят уполномоченные прокуроры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором РФ разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении ОРМ органами ФСБ в рамках КРД проверяются в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

В ходе надзорных мероприятий в СВР и в органе внешней разведки Минобороны проверяются только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий обязаны проверять:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

- законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения ДОУ и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений;

- законность и обоснованность проведения или прекращения ОРМ, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;

- законность проведения ОРМ, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений - при наличии запроса, направленного в порядке, установленном Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (п. 7 ч. 2 ст. 7);

- законность представления результатов ОРД;

- наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении ДОУ и иных оперативно-служебных материалов, проведении ОРМ, представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

- соблюдение определенного ФЗ об ОРД перечня ОРМ;

- соблюдение установленного порядка регистрации ДОУ и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

- соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

- своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении ОРМ в случаях, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 8 ФЗ об ОРД, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких ОРМ в указанных случаях.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с ОРО проверяется исключительно при наличии жалоб граждан.

Сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также конфидентах представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

При проверке законности ОРМ в каждом случае рассматривается необходимость проведения дополнительных ОРМ, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении ОРМ, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направляются руководителям ОРО требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

В ходе изучения ДОУ и других оперативно-служебных материалов проверяется наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения ОРМ (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

Приказ N 33 устанавливает порядок, при котором уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, обязан:

- знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ;

- получать письменные объяснения от должностных лиц ОРО по поводу выявленных нарушений закона;

- требовать устранения нарушений закона, выявленных по ДОУ и иным оперативно-служебным материалам;

- опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты ОРО, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

- по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными УПК полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

- вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО.

Приказ N 33 содержит перечень требований к делопроизводству при осуществлении прокурорского надзора за ОРД:

- при составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать закрытую информацию в несекретной служебной переписке;

- гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основе тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе;

- ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы;

- рассекречиванию подлежат документы только на основании постановления руководителя ОРО;

- жалобы, принятые к производству, и другие материалы группируются в надзорных производствах (делах). По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство (дело).

Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.

Например, прокурор наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц ОРО проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих ОРО. Причем в соответствии со ст. 22 ФЗ о прокуратуре должностные лица ОРО обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно.

Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих ОРД, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этих целях прокурор вносит представление ОРО.

Прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное лицо ОРО о недопустимости нарушения закона.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими ОРД, преступления.

Однако при использовании общих полномочий должна учитываться специфика надзора в сфере ОРД.

Например, к числу таких общих полномочий относится право прокурора беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий "территория" и "помещение", используемых в такой специфической сфере, какой является ОРД.

Например, нестандартная ситуация возникает в связи с тем, что ФЗ об ОРД предоставлено право ОРО: использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (ст. 4, ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД); создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия (легендированные объекты), необходимые для решения предусмотренных ФЗ об ОРД задач (ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД). В указанных помещениях могут располагаться специальная техника и информационные системы, с которыми могут работать штатные сотрудники ОРО, ШНС и конфиденты. В этой связи вхождение на такие объекты может происходить лишь в ситуации совершения в них преступления*(116).

 

Библиографический список

 

1. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности [Текст]: сборник научных трудов / под общ. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Бажанов С.А. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе: расширенный комментарий к статье 84 УИК РФ [Текст] / С.А. Бажанов, К.К. Горяинов, А.П. Исиченко; НИИ ФСИН России. - М., 2011.

3. Водько Н.П. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе Российского законодательства: проблемы и решения [Текст]: монография / Н.П. Водько. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.

4. Глушков А.И. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства [Текст] / A.И. Глушков. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.

5. Гусев В.А. Права оперативных подразделений полиции: законодательство и практика [Текст]: монография / В.А. Гусев. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2014.

6. Гусев В.А. Теория оперативно-розыскных процедур [Текст] / B.А. Гусев, В.Ф. Луговик. - М.: Проспект, 2019.

7. Гусев А.В. Основы проведения оперативно розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе России: авторский курс лекций [Текст] / А.В. Гусев, Л.Е. Щетнев, Е.Г. Юдин. - Иваново: ИПК "ПресСто", 2010.

8. Давыдов С.И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел [Текст]: монография / С.И. Давыдов. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009.

9. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография / Е.А. Доля. - М.: Проспект, 2020.

10. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2017.

11. Железняк Н.С. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий [Текст] / Н.С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.

12. Железняк Н.С. Вопросы актуализации Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" [Текст]: монография / Н.С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019.

13. Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика [Текст] / В.И. Зажицкий. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006.

14. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия [Текст]: монография / С.И. Захарцев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

15. Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений [Текст]: монография / А.В. Земскова. - Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2002.

16. Зникин В.К. Теоретические и прикладные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений [Текст]: учебно-методическое пособие / В.К. Зникин. - Томск: Изд-во НТЛ, 2018.

17. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.П. Исиченко. - М.: ИНФРА-М, 2001.

18. Кваша Ю.Ф. Законодательные основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций [Текст] / Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков, Н.Н. Васильев. - М., 2005.

19. Козловский А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты [Текст]: монография / А.Ю. Козловский. - М.: Российская таможенная академия, 2015.

20. Кожокарь В.В. Основы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ [Текст]: монография / В.В. Кожокарь, А.А. Маслов, А.А. Бабушкин. - М.: ВНИИ МВД России, 2020.

21. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" [Текст] / вступ. ст. В.Д. Зорькина. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2018.

22. Лукашов В.А. Проблемы оперативно-розыскной деятельности: Избранные работы [Текст] / В.А. Лукашов. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005.

23. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебник для бакалавров / А.Г. Маркушин. - 2-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2015.

24. Миллер Л.Ю. Интеграционный метод в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел [Текст]: препринт монографии / Л.Ю. Миллер; под общ. ред. Г.К. Синилова. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.

25. Назаров А.Д. Провокации в оперативно-розыскной деятельности [Текст] / А.Д. Назаров. - М.: Юрлитинформ, 2010.

26. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность [Текст]: монография / А.С. Овчинский; под ред. В.И. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

27. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация [Текст]: монография / С.С. Овчинский; под ред. А.С. Овчинского, В.С. Овчинского. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2016.

28. Оперативно-розыскная деятельность: научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону [Текст] / под ред. А.И. Бастрыкина. - М.: Юрлитинформ, 2020.

29. Оперативно-розыскная энциклопедия [Текст] / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2004.

30. Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории [Текст]: репринт / Н.В. Павличенко. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.

31. Павличенко Н.В. Правовая охрана лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность [Текст]: монография / Н.В. Павличенко. - Омск: Омский юридический институт, 2011.

32. Павличенко Н.В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности [Текст] / Н.В. Павличенко. - М.: Амалданик, 2016.

33. Прохоров Л.А. Основы оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография / Л.А. Прохоров. - Краснодар: КСЭИ, 2013.

34. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию [Текст]: учебное пособие / Г.К. Синилов. - М.: НОРМА, 2019.

35. Федоров А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность [Текст] / А.В. Федоров, А.В. Шахматов. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005.

36. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершенными должностными лицами органов власти [Текст]: монография / А.Н. Халиков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РиОр: ИНФРА-М, 2012.

37. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью [Текст] / В.П. Хомколов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

38. Хромов И.Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан [Текст]: монография / И.Л. Хромов. - М.: ВНИИ МВД России: ВНИИ ФСИН России, 2006.

39. Хромов И.Л. Документирование противоправных действий осужденных в местах лишения свободы [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Л. Хромов, К.К. Горяинов. - М.: НИИ ФСИН России, 2010.

40. Чечётин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий [Текст]: монография / А.Е. Чечётин. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2006.

41. Чечётин А.Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий [Текст]: монография / А.Е. Чечётин. - СПб.: СПб Университет МВД России, 2016.

42. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст] / Ю.В. Чуфаровский. - 2-е изд., доп. - М.: МЗ-Пресс (издатель Воробьев А.В.), 2001.

43. Шатохин И.Д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография / И.Д. Шатохин, А.Е. Чечётин. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020.

44. Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук [Текст] / М.А. Шматов. - Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2001.

45. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учебник для вузов / А.Ю. Шумилов. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2006.

46. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации [Текст]: монография: в 3 т./ А.Ю. Шумилов. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2014.

47. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел [Текст]: монография / Е.Н. Яковец. - М.: ИД Шумиловой И.И., 2005.

48. Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Яковец. - М.: Моск. ун-т МВД России: Щит-М, 2009.

 

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.