Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

2023-01-16 39
Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция «Крымская». Но после открытия, вдруг, ей присвоили название Парка Культуры им. Горького, находящегося за километр, на другой стороне Москвы-реки. Что послужило такому странному наименованию? Вероятнее всего, из-за того что станция была предназначена для подвоза москвичей к ЦПКиО (попросту являлась ближайшей), а данный парк был образцом паркового строительства того времени: аттракционы, красивые скульптуры, балюстрады и т. д. Название настолько закрепилось, что даже со временем его не поменяли.

При строительстве станции возникали некоторые сложности. Например, стены станции отстояли на 0,5–1,5 метра от стен провиантских складов, расположенных на углу Остоженки. Здание уже тогда являлось ценным памятником и работы шли очень аккуратно. Открытый способ работ по сооружению станции не должен был помешать движению на Садовом кольце, поэтому строителями был сооружен временный деревянный мост на металлических опорах. Постройка моста производилась с 2 ночи до 5 утра. В это же время забивались сваи (в центр Крымской площади подвозилась мобильная копровая установка). 17 января 1933 года началась забивка свай, а к 28 октября 1934 года работы по постройке станции были закончены. 31 января 1935 года станция была отделана изнутри. 6 февраля 1935 года делегаты 7-го Съезда Советов уже сели на станции Парк Культуры им. Горького в поезд метрополитена! Скорость и сложность работ поражает.

Станция сооружена по проекту архитекторов Г.Т.Крутикова и B.C.Попова и имеет два наземных вестибюля. Главный вестибюль, выходящий на Чудовку (ныне Комсомольский проспект) спроектирован теми же авторами. Вестибюль на Остоженке построен архитектором С.Г.Андриевским. Павильон на Чудовке был воплощен в простых строгих формах: массивный портик опирается на две парные квадратные колонны, расположенные по обе стороны от дверей. Эти четыре колонны облицованы красным полированным гранитом. Боковые стены вестибюля обработаны пилястрами с длинными оконными просветами между ними. По периметру павильона проходил ступенчатый карниз. Двери павильона были прекрасно выполнены из дерева. Внутри вестибюль представляет собой широкую лестницу, подводящую пассажира до кассового зала. Украшением павильона, безусловно, являлся потолок полуциркульной формы, кессонированный восьмигранными кассетами, дно которых было выкрашено в голубой цвет, создающим иллюзию неба. Именно игра с цветом на станциях Первой очереди создавала сильный эффект. Вдоль окон располагались массивные круглые колонны, соединенные невысокой балюстрадой. Между колонн были подвешены круглые светильники. Стены кассового зала облицованы серым мрамором, арочные проходы опираются на 4 восьмигранные колонны, облицованные белым мрамором Коелга. На стенах зала арки и колонны были дублированы в виде выступов и пилястр. Кассовый зал освещался круглым светильником, таким же, как на самой станции, а подходы к залу освещались торшерами, стоящими в полукруглых нишах. Пол зала уложен метлахской плиткой в виде клеточного рисунка. Далее к станции расходились два пути, для разделения потоков, и выводили на пешеходные мостики к станции. Эти коридоры освещались круглыми светильниками, закрепленными по оси прохода. Данный павильон был снесен в конце 1940-х для постройки большого вестибюля, совместившего вход на кольцевую и радиальную станции. Надо сказать, что кассовый зал и проходы сохранились до наших дней, только освещение и покрытие пола стало другим, а кассовый зал перестал использоваться по назначению.

Второй вестибюль, выходящий на Остоженку, существует и ныне. Круглое в плане здание затерялось сегодня за эстакадой, проходящей над Крымской площадью. Но так было не всегда. В момент открытия станции этот вестибюль располагался рядом с парком Института красной профессуры. Деревья послужили отправной точкой для архитектуры такого павильона: круглое здание, окруженное пятигранными колоннами, поддерживающими выступающий карниз. Раньше вход в здание был выделен выступающим прямым портиком, опирающимся на колонны, но в дальнейшем портик демонтировали, а павильон стал идеально круглым. Также вестибюль лишился подвешенных по периметру круглых светильников. Крышу павильона венчает световой барабан для освещения интерьера днем. Внутри лестница раздваивается и приводит в кассовый зал. Вход в кассовый зал выделен четырьмя колоннами, облицованными темным мрамором. Потолок обработан круглыми кессонами, с закрепленными в них светильниками. Пол облицован плиткой. Затем потоки разделяются на два прохода, для каждого из которых сделан свой пешеходный мостик на станции.

Станция, как уже упоминалось, имеет 4 пешеходных мостика. Минус такой конструкции: загромождение общего вида станции и узкие проходы вдоль самих лестниц на платформе. Мостики заканчиваются лестницами, обрамленными балюстрадой из железобетона, выкрашенной белой краской. Свод станции опирается на два ряда мощных квадратных колонн, расположенных по обеим сторонам платформы. Колонны облицованы коричневым крымским мрамором, сверху украшены лепными капителями. Путевые стены напротив колонн украшены пилястрами с такими же капителями. Между пилястр стены облицованы белой керамической плиткой, изначально она была шестигранной. Стены переходов покрыты белым марблитом. Потолок обработан большими квадратными кессонами. По неподтвержденной информации, раньше промежутки между кессонами были выкрашены в оранжевый цвет, что создавало теплую палитру. Центральный пролет станции освещался круглыми оригинальными светильниками, закрепленными по оси станции, боковые пролеты освещались светильниками поменьше. В 1960-е годы оригинальные светильники были утрачены, центральный пролет теперь освещается квадратными светильниками, а боковые остались без освещения. Пол станции изначально был асфальтовым, но в 1960-е годы его заменили черным гранитом.

Уже после открытия, примерно в конце 1960-х годов, круглый павильон был украшен внутри небольшим мраморным панно с изображением М.Горького (художник Л.М.Рябов).

Никаких значительных реконструкций станции не происходило, кроме упомянутого сноса южного вестибюля для постройки совмещенного большого павильона.

 

Утраты станции

 

1. Наземный вестибюль станции, выходящий на улицу Чудовку (ныне Комсомольский проспект). Подземная часть, включая кассовый зал и подходные коридоры, была реконструирована: парные колонны в арочных проходах превратились в одинарные продолговатые колонны, исчезли пилястры напротив них, а также оригинальные светильники в коридорах.

2. Разобран портик северного вестибюля. Павильон стал полностью круглым в плане.

3. Утрачены оригинальные круглые светильники из стекла на станции. Ныне ее освещают люминесцентные лампы, заключенные в квадратные плафоны.

 

 

Ст. Парк культуры им. Горького. Интерьер южного наземного вестибюля

 

 

Ст. Парк культуры им. Горького. Кассовый зал

 

Улица Коминтерна (ныне Александровский Сад)

 

Станция Улица Коминтерна была открыта 15 мая 1935 года, с нее начинается Арбатский радиус московского метро. Название станции дано по улице имени Коминтерна (ныне Воздвиженка), под которой расположена станция. Исполнительный комитет Коминтерна располагался в здании на этой улице.

Первоначальный наземный вестибюль, открытый в 1935 году, был общим со станцией Библиотека имени Ленина (см. Первая очередь: Библиотека имени Ленина).

Подземная часть станции единственная из всех станций Первой очереди (да и вообще станций того периода) имеет береговые платформы. Это связано с тем, что изначально строительство станции здесь не планировалось. Когда уже началось строительство трассы, было принято решение о сооружении в этом месте станции Арбатского радиуса. Для наименьших изменений и переделок было решено построить станцию с искривленными боковыми платформами, так как для сооружения островной платформы не было запаса трассы.

Станция была сооружена за очень короткое время, так как фактически была минимально оформленным тоннелем (архитектор станции А.И.Гонцкевич). Перекрытие поддерживают три ряда восьмигранных колонн. Средний ряд колонн между путями решен архитектором без облицовки, чтобы не делать на нем акцента. Боковые ряды колонн облицованы белым мрамором. Стены станции покрыты голубыми глазурованными плитками. Станция первоначально освещалась простыми круглыми светильниками, размещенными в кессонах перекрытия. Позже освещение заменено обычными люминесцентными лампами.

 

 

Ст. Улица Коминтерна. Вид подземной части в 1930-е г.г.

 

Изначально между станциями У\ица Коминтерна и Библиотека имени Ленина не было прямого перехода. Для пересадки требовалось подняться в общий наземный вестибюль. Такое же действие необходимо было совершить для перехода на другую береговую платформу. В 1937-38 г.г. был сооружен небольшой переход между станциями.

Затем началось сооружение отдельного вестибюля станции Улица Коминтерна, встроенного в один из корпусов Библиотеки имени Ленина. Начавшаяся война замедлила процесс строительства. Вестибюль был открыт 24 сентября 1946 года, его автор П.Капланский. Отделка интерьеров была характерной для 1940-х годов: богатые лепные розетки в местах подвеса изящных люстр, на полу выложена восьмиконечная звезда из мрамора. Подходные коридоры были расширены, на стенах установили бра. Одновременно с вестибюлем был сооружен мостик над путями в середине станции, позволивший пассажирам быстро переходить с одного пути на другой. Оформление мостика лаконично, что хорошо вписывается в общую архитектуру станции.

В том же 1946 году умер известный советский партийный деятель, долгое время занимавший пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин, приемная которого располагалась на улице Коминтерна. К этому времени самого Коминтерна уже как 3 года не существует, поэтому именем Калинина нарекается и улица, и станция метро. Чуть позже в подземном вестибюле станции был установлен гранитный бюст М.И.Калинина.

В 1990 году улице Калинина возвращают историческое название Воздвиженка, а станции дают название «Александровский Сад».

 

Утраты станции

 

1. Освещение станции и первоначальное оформление подходных коридоров.

2. Покрытие пола заменено с асфальта на гранит.

 

Арбатская

 

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе Первой очереди метро на Арбатском радиусе. Название дано по Арбатской площади, на которой построен единственный вестибюль станции.

Архитектура вестибюля выделяется среди остальных павильонов станций Первой очереди. Здание в плане имеет форму пятиконечной звезды, в середине которой возвышается купол. Архитектор павильона Л.С.Теплицкий задумал такую форму из-за близости к Наркомату обороны. Существует версия-легенда, что автором идеи был сам Л.М.Каганович, нарисовавший звезду на карте обведя чернильницу на столе. Как бы то ни было — павильон получился оригинальным. Мощные вынесенные колонны, облицованные красным гранитом, поддерживают углы здания, в центре здания сооружен барабан, служащий для размещения скульптурной композиции. По проекту на крыше должна была стоять скульптура «Метростроевец и красноармеец», но это реализовано не было. На крыше был установлен шпиль со звездой и множество красных флагов по периметру.

Внутри павильон частично освещается дневным светом через окна-прорези во фризе купола. В центре вестибюля расположен спуск, ведущий в подземный кассовый зал с глубоко кессонированным потолком.

Подземный аванзал ведет к лестнице на станцию. Симметрично этой лестнице на станции сооружена такая же лестница, запроектированная под второй выход, но он построен не был, поэтому данный мостик ведет в тупик.

 

 

Ст. Арбатская. Вид наземного вестибюля

 

 

Ст. Арбатская. Первоначальные люстры на станции. (Фотограф: Г.Петрусов. 1930-е г.г.).

 

Сама станция мелкого заложения, выполнена в виде трех пролетов, разделенных рядами квадратных колонн. Капители колонн просты, не несут на себе никаких украшений. Барьеры, колонны, стены мостиков и некоторые другие элементы облицованы желтым мраморовидным известняком. Перекрытие станции имеет кессонированную обработку. В центральной части кессоны сделаны глубокими и маленькими, а в боковых частях станции неглубокие, на всю ширину между соседними колоннами. Первоначально станция освещалась относительно крупными многорожковыми люстрами в центральном пролете и шарами по бокам. Теперь освещение производится обычными люминесцентными лампами. Путевые стены облицованы бежевой глазурованной плиткой. Также интересен прием характерный для Первой очереди: фриз путевой стены повторяет форму капители колонн.

 

Утраты станции

 

1. Оригинальные светильники на станции были заменены на лампы дневного света.

 

Смоленская

 

Еще одной конечной станцией являлась Смоленская. Она была открыта 15 мая 1935 года. Название дано по Смоленской площади. Станция имела два наземных вестибюля, что было связано с предполагавшимся большим пассажиропотоком. Архитекторы станции С.Г.Андриевский, Т.Н.Макарычев.

Южный вестибюль (главный), располагался на Садовом кольце, недалеко от Арбата. Он был прямоугольным в плане и нес в себе простые монументальные черты. Входы были сделаны в торцах павильона, оформленных портиками с квадратными колоннами. Боковые стены вестибюля были обработаны клеткой из множества квадратных окон. Внутри, на перилах лестниц, были установлены торшеры.

Западный вестибюль, стоявший на внешней стороне Садового кольца, также имел вид прямоугольного павильона. Двери располагались в торце и в боковой стене. Стены павильона были практически полностью остеклены, цоколь облицован грубым камнем. Внутри вестибюля располагалась широкая лестница, ведущая в коридор к станции, который освещался трубчатыми светильниками.

Подземный зал станции сооружен по стандартной трехпролетной схеме. Перекрытие поддерживают четырехгранные колонны, облицованные серым мрамором. Центральный пролет станции освещался круглыми светильниками, расположенными в кессонах, а над боковыми пролетами были подвешены светильники в виде трубок. Это освещение было заменено обычными люминесцентными лампами в 1960-х годах. Стены покрыты метлахской плиткой в виде сот, сохранившейся с момента открытия станции.

В 1937 году южный вестибюль, стоявший на Садовом кольце, был снесен из-за увеличившегося транспортного потока на трассе. Подходной коридор был закрыт, а спустя 20 лет к нему были пристроены лестницы по обеим сторонам Садового кольца и он стал использоваться как обычный подземный переход (первый в Москве).

К повторному открытию старого Арбатского радиуса в 1958 году был сооружен новый западный вестибюль станции, встроенный в жилой дом, построенный по проекту арх. И.В.Жолтовского. Первоначальный павильон был снесен.

 

Утраты станции

 

1. Снесены два первоначальных наземных вестибюля станции.

2. Оригинальное освещение станции заменено стандартными люминесцентными лампами. Асфальтовое покрытие пола заменено гранитным.

 

 

Ст. Смоленская. Южный наземный вестибюль

 

 

Ст. Смоленская. Вид станции в настоящее время

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.