Административно-территориальное деление Республики Беларусь — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Административно-территориальное деление Республики Беларусь

2023-01-16 30
Административно-территориальное деление Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На 1.01.2001 г.

  Территория,  тыс. км2 Население на 1.01.2001г., тыс. чел. Районы Города Районы в городах Поселки городского типа Сельские советы Сельские населенные пункты Число жителей на 1 км2
Республика Беларусь Области 207,6 9990,4 118 109 25 104 1457 24150 48
Брестская 32,8 1481,9 16 20 2 9 230 2179 45
Витебская 40,0 1360,3 21 19 3 28 248 6586 34
Гомельская 40,4 1535,0 21 17 4 18 278 2611 38
Гродненская 25,1 1173,9 17 14 2 19 195 4383 47
г. Минск   Минская   40,2   1699,1   1539,3 -   22 1   24 9   -   1   19 -   308 -   5237   81  
Могилевская 29,1 1200,9 21 14 5 11 198 3154 41

для территориальных масштабов республики;

· существующее АТД не совпадает с реально складывающимися территориальными социально-экономическими общностями, отражающими объективный процесс районообразования.

Громоздкость АТД, выражающаяся в функционировании более 1,8 тыс. административных подразделений (6 областных, 118 районных, 213 городских и горпоселковых, 25 районных в городах и почти 1,5 тыс. сельских советов), требует больших расходов на содержание управленческого аппарата и в то же время не позволяет эффективно решать хозяйственные и социальные задачи вследствие дублирования служб и больших различий в социально-экономических потенциалах территориальных единиц.

Для преодоления этого недостатка начиная с 1995 г. в стране осуществляется поэтапное объединение административных единиц, имеющих общий административный центр, т. е. объединяется управление городами — районными центрами и прилегающим административным районом. Это обеспечивает, помимо экономии управленческих расходов, взаимоувязанное, согласованное развитие городов и их ближайшего окружения, которые объективно составляют единый социально-экономический организм.

Следующим шагом в совершенствовании АТД должно быть сокращение количества ступеней иерархии административных единиц. В Беларуси к настоящему времени накоплен значительный опыт по социально-экономическому и планировочному районированию страны, который свидетельствует, что более эффективной для условий Беларуси является двухзвенная система АТД в отличие от существующей трехзвенной (сельсовет – район – область). Учитывая компактность территории Беларуси и сложившуюся сеть из 22 больших и средних городов с фактически функционирующими зонами их социально-экономического влияния на прилегающие территории, лишним звеном АТД оказывается область. К тому же четыре областных центра (Брест, Витебск, Гомель, Гродно) из шести находятся на окраинах своих областей. Так, по имеющимся расчетам расстояние от 14 нынешних районных центров до столицы Минска меньше, чем до своего областного центра, а 29 районов удалены от своих областных центров более чем на 150 км. В Брестской области 67,5 % населения проживает за пределами среднего радиуса доступности своего областного центра, в Гомельской — 50,5 %.

Наиболее обоснованным на сегодняшний день вариантом преобразования АТД страны является формирование следующей двухзвенной системы: первичный уровень — 400–450 районов (укрупненные сельсоветы, города и поселки городского типа с прилегающими территориями); высший уровень — 18–20 округов (разукрупненные области, центрами которых станут большие и средние города). Переход к данной системе позволит сократить количество административно-территориальных единиц управления с 1,8 тыс. до 500 и менее и создаст условия для более эффективного, взаимоувязанного социально-экономического развития территориальных подразделений всех уровней в условиях формирующихся рыночных отношений.

Литература

1. Беларусь: государство для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 1997. С. 7–9.

2. Беларусь на мяжы стагоддзяў. Мн.: БелЭН, 2000. С.6–49, 91–124.

3. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 1996. С. 40–46.

4. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 1998. С. 92–97.

5. Пирожник И. И. Геополитический выбор Беларуси в интегрированной Европе // Вестник БГУ, сер. 2. 2001. №3. С. 103–107.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн.: Минстат РБ, 2001.

7. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн.: Бел. ЭН, 1993. Т. 1. С. 54–57.

ЛЕКЦИЯ 2

Оценка современной социально-экономической ситуации. Сущность и этапы переходного периода. Динамика основных макроэкономических показателей: ВВП, уровня инфляции, реальных доходов населения, инвестиционной активности, платежного баланса. Национальная стратегия устойчивого развития.

Для того, чтобы оценить современную социально-экономическую ситуацию в стране, необходимо рассмотреть особенности ее развития в 90-х гг. ушедшего столетия. Эти годы получили название переходного периода.

Переходный период в социально-экономическом развитии Беларуси как независимого государства начался в 1991 г. При этом трудный переход от экономики БССР — неотъемлемой составной части единого народно-хозяйственного комплекса (ЕНХК) СССР — к становлению целостной национальной экономики суверенного государства Республика Беларусь совпал по времени с переходом от сложившейся централизованно планируемой командно-административной системы хозяйствования к принятой модели социально-ориентированной экономики.

Оценивая основные социально-экономические показатели Беларуси в 1990 г., следует отметить, что на старте своего суверенного развития страна была одним из наиболее индустриализованных с развитым аграрным сектором регионом СССР, имевшим сравнительно высокие показатели эффективности экономики и уровня жизни населения. На протяжении всей советской истории развития (кроме военных лет) темпы экономического роста Беларуси были выше среднесоюзных. Занимая менее 1 % территории СССР и сосредотачивая 3,6 % его населения, 3,4 % основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. произвела 4 % валового национального продукта, 4,5 % промышленной и 5,6 % сельскохозяйственной продукции Союза. В общественном разделении труда республика специализировалась на производстве продукции квалифицированного машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве отраслями ее специализации были молочно-мясное скотоводство, свиноводство, льноводство и картофелеводство. Беларусь производила в расчете на душу населения больше, чем в среднем по Союзу и в экономически развитых европейских государствах, такой продукции, как мясо, молоко, льноволокно, минеральные удобрения, химические волокна и нити, тракторы, ткани, кожаная обувь.

В стране не было таких явлений, как безработица и инфляция. По количеству студентов на тысячу жителей Беларусь превосходила многие европейские государства, а по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) она в 19911992 гг. входила в группу высокоразвитых стран, занимая 40-е место среди 174 стран, для которых рассчитывался этот индекс.

Вместе с тем Беларусь, как и весь Союз, существенно отставала от развитых стран мира по эффективности функционирования экономики и уровню потребления населения. В конце 80-х гг. стали заметно снижаться темпы экономического роста и уровня жизни. Так, в 1991 г. в Беларуси годовая выработка на одного занятого в промышленности составляла 25 %, в сельском хозяйстве – 9 %, а потребление на душу населения – 20 % от соответствующих показателей США. Были характерны отставание сферы услуг, нарастание дефицита и низкое качество потребительских товаров.

Принятая в 1990 г. Верховным Советом БССР программа перехода к рынку должна была изменить механизм хозяйствования. Она предусматривала свободу предпринимательства, использование свободного ценообразования как основного регулятора рыночной системы вместе с государственным регулированием экономики в интересах всего общества, а также суверенное право республики разрабатывать и осуществлять свои законы и нормативно-правовые акты.

Начавшийся в 1991 г. переходный период по характеру динамики основных социально-экономических показателей довольно четко делится на два этапа: 1991–1995 гг. и 1996–2000 гг. [см. табл. 2]. На первом этапе наиболее сильно проявились негативные последствия как распада СССР и суверенизации экономики страны, так и отсутствия опыта и решительности в проведении намеченных рыночных преобразований. Именно на этом этапе произошел основной спад производства, была характерна гиперинфляция, снижался уровень жизни населения, ухудшались торговый и платежный балансы страны, сокращались инвестиции, росла безработица, происходила криминализация общества и экономики. С полным основанием этот этап можно назвать периодом тяжелого экономического кризиса.

В сентябре 1994 г. постановлением Верховного Совета РБ была одобрена “Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса”, реализация которой уже в 19941995 гг. дала положительные результаты. Уменьшилась инфляция, замедлилось падение производства, уровня жизни, снизился дефицит госбюджета.

Второй этап (1996–2000 гг.) может быть охарактеризован как период перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управляемости экономики с учетом особенностей переходного периода. На этом этапе были приняты два важных программных документа: – “Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы” (1996 г.), “Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь” (1997 г.). Первый из них определил приоритеты в социально-экономическом развитии страны и постепенное, с усилением государственного регулирования проведение рыночных преобразований по мере созревания объективных предпосылок без ущерба для уровня жизни населения. Во втором были отражены программные положения о типе создаваемого государства и общества, а также о модели социально ориентированной рыночной экономики, которые учитывают основные современные мировые тенденции развития – глобализацию, формирование постиндустриального общества на основе новых технологий и создания условий для всестороннего развития человека.

Целенаправленная деятельность органов государственного управления по осуществлению указанных программ позволила не только преодолеть спад производства, но и достичь положительной динамики по многим направлениям социально-экономического развития. Рассмотрим эти тенденции по отдельным макроэкономическим показателям.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это основной обобщающий показатель в системе показателей, используемых для анализа макроэкономических процессов. Он характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. По динамике этого показателя можно судить о том, в какой стадии развития находится экономика страны – на подъеме, в стагнирующем, депрессивном или в кризисном состоянии.

Динамика ВВП за десятилетний переходный период свидетельствует о неуклонном ухудшении экономического положения страны, о его кризисном состоянии до 1995 г., о появлении положительных тенденций в 1996 г., их нарастающей и достаточно высокой (хотя и от низкой стартовой базы) динамике в 1997–1998 гг., замедлении темпов экономического развития в 1999 г. и некоторой активизации в 2000 г. (см. табл. 2).

Глубокий экономический кризис, характеризующийся потерей за первые 5 лет переходного периода более чем 35 % экономического потенциала страны, был обусловлен целым рядом причин как объективных, так и субъективных.

К числу важнейших объективных причин следует отнести в первую очередь высокую зависимость экономики нового независимого государства от внешних факторов. В наследство от СССР суверенной Беларуси досталась структура экономики, бывшая эффективной как часть ЕНХК Союза, работавшая преимущественно на дешевых привозных из других регионов страны сырье и энергии и поставлявшая подавляющую часть готовой продукции на обширный внутренний рынок всего Союза. Разрыв в процессе суверенизации десятилетиями складывавшихся хозяйственных связей, стремительное удорожание сырья и энергии привели к неконкурентоспособности продукции белорусских производителей как на ставших внешними рынках стран бывшего Союза, так и на внешних рынках так называемого дальнего зарубежья.

Неконкурентоспособность продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства определялась и второй объективной причиной – высокой энерго-, материало- и трудоемкостью, технико-технологической отсталостью производства, несоответствием продукции требованиям мирового рынка по соотношению качество-цена.

Важным фактором глубокого и быстрого спада объемов промышленного производства – основной отрасли хозяйства страны – явился также высокий удельный вес продукции, производимой для военно-промышленного комплекса (ВПК). По имеющимся оценкам примерно 40–60 % продукции машиностроения Беларуси производилось для нужд ВПК. Распад СССР, распад Варшавского блока лишили многие заводы и фабрики Беларуси военных заказов и поставили перед ними сложную, требующую времени и больших средств для решения задачу конверсии – перехода на производство продукции гражданского назначения.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость преодоления негативных последствий катастрофы на ЧАЭС. Экономический ущерб, причиненный Беларуси радиоактивным загрязнением более 20 % ее территории, оцениваемый в 235 млрд долларов США, или в 32 годовых бюджета республики 1986 г., требовал и требует ежегодного отвлечения больших средств, высоких затрат на минимизацию социально-экономических последствий катастрофы – до 20 % расходной части госбюджета.

Несомненно, сыграли свою негативную роль и субъективные причины – недостаточная активность в реформировании экономики, некомпетентность управления реформированием, отсутствие опыта

работы в условиях суверенитета и рыночной экономики. Требовалось одновременно решать задачи по созданию новой законодательной базы, разработке эффективных механизмов преобразования отношений собственности, государственного регулирования в денежно-кредитной сфере, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. В общем, требовался системный подход к выработке и реализации государственной стратегии трансформации экономики.

Первой попыткой государственного управления трансформацией экономики стала одобренная Верховным Советом РБ в конце 1994 г. Программа неотложных мер по выходу страны из экономического кризиса. Результаты принятых мер проявились уже в 1995 г. – темпы падения ВВП, объемов промышленного производства и сельскохозяйственного производства затормозились. Стабилизация и ежегодный прирост ВВП, объемов промышленного производства и товаров народного потребления начались с 1996 г. в ходе реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. В этом периоде определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ – по мере вызревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление государственного контроля за процессами реформирования. В результате за 19962000 гг. ВВП увеличился на 36 % и приблизился к 89 % от уровня докризисного 1990 г., а объем промышленной продукции, определивший экономический рост страны, вырос на 65 % и превысил уровень 1990 г.

Важнейшим показателем, характеризующим макроэкономическую ситуацию в стране, является уровень инфляции. Это показатель здоровья экономики, ее температура. Именно инфляция, т. е. рост цен на товары и услуги аналогичного качества, свидетельствует о дестабилизации экономики, а очень высокие темпы роста цен – о ее кризисном состоянии. Инфляция – это еще и обесценивание национальной валюты, так как уровень инфляции играет определяющую роль по отношению к обменному курсу валюты. В свою очередь, согласно обратной связи, курс национальной валюты формирует инфляционные ожидания в экономике.

Для оценки уровня и динамики инфляции используют показатель среднегодового уровня инфляции (в %), но гораздо чаще пользуются показателем “индекс потребительских цен”, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Именно этот показатель считается важнейшим для характеристики уровня инфляции и используется для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, для решения правовых вопросов, для пересчета ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Динамика уровня инфляции в Беларуси в рассматриваемом периоде имеет сложный характер и отражает всю сложность и изменчивость макроэкономической ситуации в переходном периоде, зависящей как от объективных, так и субъективных факторов.

В 1991–1994 гг., когда ухудшались все основные социально-экономические показатели в стране, отмечалась самая высокая инфляция, точнее, гиперинфляция. Высокие темпы инфляции в этом периоде (например, прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц в 1992–1994 гг. составил около 28 %, а в отдельные месяцы превышал 50 %), были обусловлены в основном процессами выравнивания внутренних и мировых цен в связи с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени – ростом совокупной денежной массы (к концу 1994 г. по сравнению с 1991 г. цены выросли в 7156 раз, а совокупная денежная масса – в 1213 раз).

Начавшееся в конце 1994 г. осуществление “Программы неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса”, предусматривавшей жесткую денежно-кредитную политику, позволило, начиная с мая 1995 г. подавить инфляцию до 3–4 % в среднем за месяц.

Однако с 1997 г. инфляция вновь начала расти. Здесь также сказалось влияние целого ряда причин. Прежде всего следует назвать переход к экспансионистской денежно-кредитной политике – эмиссионному кредитованию жилищного строительства и АПК. Сыграли свою роль и события на валютном рынке, а именно финансовый кризис в России в августе 1998 г. В итоге в 1998 г. индекс потребительских цен составлял в среднем 9 % в месяц. В 1999 г. происходила дальнейшая активизация инфляции и главным образом за счет высокой кредитной эмиссии – в среднем рост рублевой денежной массы составил 9,5 % в месяц вместо намечавшихся 4,5–5 %, а также вследствие значительного роста цен на нефть. В результате среднемесячная инфляция составила 11 %. Возникла объективная необходимость в изменении денежно-кредитной политики, что и было реализовано в принятой в сентябре 1999 г. “Концепции валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1999–2000 годы”. Она предусматривала ограничение объема кредитной эмиссии, выход на единый курс национальной валюты, формирующийся на основе спроса и предложения, и др. меры. Осуществление намеченных мер позволило, наряду с укреплением национальной валюты, заметно снизить среднемесячную инфляцию в 2000 г.– до 6,3 %. Но намеченные параметры уровня инфляции (4,5–5 % в месяц) не были достигнуты, и остающийся высоким уровень инфляции продолжает оказывать свое дестабилизирующее влияние на все факторы социально-экономического развития страны.

К числу основных макроэкономических характеристик ситуации в стране относится показатель уровня и динамики доходов населения. Это индикатор степени экономического благополучия страны и важнейший показатель уровня жизни населения.

Для оценки реальных доходов населения рассчитываются денежные доходы населения текущего года и корректируются на индекс потребительских цен на товары и услуги. В состав денежных доходов включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также кредиты, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют, что в 1991–1995 гг. снижение ВВП сопровождалось существенным падением реальных денежных доходов населения – в 1995 г. они составили лишь 62 % от уровня 1990 г. С 1996 г. наблюдаются рост ВВП и повышение реальных денежных доходов населения, хотя и различными темпами. Так, в 1999 г. даже произошло снижение доходов по сравнению с предыдущим годом, а в 2000 г. – существенный (на 20 %) рост. В результате в 2000г. реальные денежные доходы населения составили 105 % к уровню докризисного 1990 г., т. е. за 10 лет переходного периода страна по данному показателю смогла вернуться только на исходные позиции.

Динамика реальных денежных доходов является, безусловно, важнейшим показателем изменений в уровне жизни населения, но не единственным. Уровень жизни населения – очень сложная категория, и его оценка возможна только в результате анализа системы большого количества показателей и использования обоснованных методик их расчета. Так, для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей. Но как уже отмечалось выше (см. стр. 5), для сравнения уровней социально-экономического развития стран ООН использует обобщающий показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП – это интегральный показатель, включающий три компонента, характеризующие развитие человека: уровень жизни, долголетие, образование. Уровень жизни оценивается величиной реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты. Для измерения долголетия используется демографический показатель ожидаемой продолжительности жизни, а образованности – комбинация двух показателей: грамотность взрослого населения (с весом 2/3) и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе (с весом 1/3).

ИРЧП колеблется от 0 до 1 и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех упомянутых компонентов индекса. Считается, что страна с ИРЧП ниже 0,5 имеет низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 – средний и выше 0,8 – высокий.

Динамика ИРЧП в Беларуси повторяет динамику основных ее макроэкономических показателей (см. табл. 3). В 1990 г. по ИРЧП Беларусь среди 174 стран мира занимала 40-е место и входила в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Минимальные значения ИРЧП в рассматриваемом переходном периоде приходятся на 1995–1996 гг., когда страна перешла из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем человеческого развития и опустилась до 62 места. В 19972000 гг. идет медленный подъем, и в 2000 г. Беларусь поднялась по ИРЧП на 53 место. Однако надо отметить, что переход с 57 на 53 место в 2000 г. связан не только с повышением ИРЧП (он возрос всего на один пункт, в то время как в России – на четыре пункта), но и в связи с тем, что из рейтинга были исключены из-за отсутствия достоверных статистических данных три страны, опережавшие Беларусь.

Таблица 3

Индекс развития человеческого потенциала в Беларуси

  1990[1] 1995[2] 1996[3] 19973 19983 19993 2000[4]
Индекс ожидаемой продолжительности жизни 0,768 0,727 0,727 0,725 0,723 0,715 0,716
Индекс уровня образования 0,901 0,897 0,903 0,908 0,916 0,927 0,926
Индекс ВВП по ППС 0,938 0,690 0,658 0,680 0,696 0,706  
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 0,869 0,771 0,763 0,771 0,778 0,782 0,783
Место, занимаемое Беларусью среди 174 стран мира по ИРЧП 40 62[5] 62 60 57 57 53

Тем не менее, Беларусь по ИРЧП среди постсоветских стран занимает четвертое место, уступая лишь Эстонии, Литве и Латвии.

 Необходимо также пояснить встречающиеся в разных источниках различные значения ИРЧП по Беларуси за одни и те же годы. Это связано как с изменявшейся методикой расчета отдельных индексов (например, индекса дохода в 1999 г.), так и с использованием более современной информации о продолжительности жизни и уровне образования. По существу, идет постоянное совершенствование методов сбора информации, обеспечения ее сопоставимости, методов исчисления индексов и пр., в результате чего приводимые в глобальных и национальных отчетах значения ИРЧП нельзя абсолютизировать. Их можно использовать для определения, в каком направлении и насколько эффективно осуществляется развитие человеческого потенциала в той или иной стране.

Наиболее сильно экономический кризис переходного периода в Беларуси проявился в ухудшении такого макроэкономического показателя, как инвестиционная активность. В 1995 г. инвестиции в основной капитал, т. е. затраты на создание новых и реконструкцию действующих основных фондов экономики, составили лишь 38,5 % к уровню 1990 г. (см. табл. 2). И в отличие от уже рассмотренных макроэкономических показателей, в разной степени (но существенно) улучшившихся в 1996–2000 гг., инвестиционная активность начала возрастать только с 1997 г., а в 1999–2000 гг. вновь стала падать. В итоге объем капиталовложений в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. составил лишь 48,4 %.

Резкое падение инвестиционной активности в переходном периоде характерно для всех стран СНГ: в 1998 г. инвестиции в основной капитал в по СНГ составили к уровню 1990 г. 28 %, в России – 26 %, в Украине –21 %, в Казахстане – 17 %, а в Беларуси – 55,6 %.

Учитывая, что для того, чтобы происходило обновление основных производственных фондов, рост инвестиций должен в 2 раза опережать рост объема ВВП, а он в стране отставал в 1,8 раза (см. табл.1), то можно сделать вывод, что на протяжении 10 лет переходного периода страна практически “проедала” накопленные в предыдущем основные фонды, не обеспечивая их воспроизводство.

Инвестиционный кризис поразил в наибольшей мере производственную сферу. Удельный вес инвестиций производственного назначения в общих инвестициях в 1999 г. составил 53,9 %, в то время как в 1990 г. он составлял 68,6 %. Удельный вес капиталовложений в сельское хозяйство снизился за это время с 28,8 % до 6,1 % а в машиностроение и металлообработку – основную фондообразующую отрасль хозяйства – почти в 2 раза. В период наибольшего спада инвестиционной активности (1992–1996 гг.) характерно наибольшее сокращение инвестиций в такие наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли, как радиопромышленность, электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение.

Не улучшалась, а оставалась неудовлетворительной технологическая структура капиталовложений. Если в развитых странах соотношение между объемом строительно-монтажных работ и затратами на оборудование составляет 10:90, то в Беларуси примерно 50:50. Это ведет к замораживанию и без того скудных средств в незавершенном строительстве. Так, на начало 2000 г. в республике было 22,4 тыс. объектов незавершенного строительства, на завершение которых при современных объемах финансирования по оценкам специалистов потребуется 25 лет.

В результате отмеченных процессов для страны стала характерной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов – в особенности, и главное – их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудования, машин и механизмов – 76 %, в т. ч. в промышленности – 79 %..

Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный характер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфляции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внутренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, низкие темпы реформирования отношений собственности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.

Как известно, основными источниками внутреннего финансирования капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населения. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти источники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуемые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объектов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.

В то же время совершенно очевидно, что без структурной перестройки экономики, без реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4–5 млрд долларов США, а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.

В этих условиях важнейшими приоритетами в современной инвестиционной политике государства становятся: улучшение финансового положения предприятий с тем, чтобы они могли осуществлять накопление средств для инвестирования; усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе; расширение системы лизинговой деятельности; создание эффективной системы страхования инвестиций и другие меры, нацеленные на активизацию внутренних источников накоплений, которые стимулируются внутренним спросом и ускоренным развитием конкурентоспособных отраслей и производств реального сектора экономики.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что внутренние инвестиционные ресурсы страны в связи с переживаемым переходным периодом ограничены. Важнейшим фактором успешного преодоления трансформационного экономического кризиса, как показывает опыт многих стран с переходной экономикой, является привлечение иностранных инвестиций. К сожалению, Беларусь не смогла своевременно использовать этот фактор, хотя имела и имеет большие потенциальные возможности в этом отношении. Так, в 1993 г. иностранные инвестиции в основной капитал страны составили всего лишь 0,3 % от общих инвестиций, в 1995 г. – 6,6 %, в 1998 г. – 7,8 %. Для представления об отставании Беларуси от других стран с переходной экономикой в использовании внешних источников капиталовложений можно привести следующие данные: в 1997 г. прямые иностранные инвестиции на душу населения составляли (в долларах США): Беларусь – 19, Венгрия – 206, Латвия – 206, Чехия – 124, Литва – 89, Польша – 79, страны СНГ в среднем – 27, Россия – 25.

По имеющимся оценкам потребность Беларуси в иностранных инвестициях составляет 1–2 млрд долларов в год, в то время как в 1998 г. чистые внешние прямые инвестиции в экономику Беларуси составили 144 млн долларов, в 2000 г. – 90 млн (преимущественно российские инвестиции в трубопроводный транспорт). Поэтому на сегодняшний день не приходится говорить о заметном макроэкономическом эффекте для республики от прямых иностранных инвестиций. Об этом, в частности, свидетельствует динамика создания и результаты функционирования в Беларуси совместных предприятий (СП) и иностранных предприятий (ИП). Всего на начало 2000 г. в Беларуси зарегистрировано 2958 предприятий с иностранными инвестициями с объявленным уставным фондом 873,4 млн долларов и сформированным уставным фондом 290 млн долларов США.

Для повышения инвестиционной привлекательности Беларуси (а по некоторым оценкам ее инвестиционный рейтинг – это 148 место среди стран мира) предпринимается комплекс мер. В частности, преодолеваются такие основные препятствия на пути иностранных и отечественных инвестиций, как изменчивость, запутанность и противоречивость нормативно-правовой базы в инвестиционной сфере.

Большую роль в привлечении иностранных инвестиций должны сыграть уже созданные и планируемые к созданию свободные экономические зоны (СЭЗ). Их в республике уже шесть – по одной в каждом областном центре. СЭЗ в Беларуси по своему типу комплексные, многофункциональные. Их создание преследует ряд социально-экономических целей, но среди них важнейшей является привлечение зарубежных инвестиций путем предоставления соответствующих внешнеторговых, налоговых, финансовых, административных льгот. СЭЗ должны также сыграть роль факторов активизации инвестиционной деятельности, своеобразных “полюсов роста” во всех регионах страны, так как в анализируемом периоде наблюдаются резкие диспропорции в размещении капиталовложений по территории республики. Основная часть инвестиций, как иностранных, так и отечественных, сосредотачивалась в г. Минске.

Для оценки стабильности экономики страны, ее положения в системе международных экономических отношений используется анализ платежного баланса и его важнейшей составной части — торгового баланса.

Платежный баланс — это соотношение денежных (валютных) поступлений, полученных страной из-за границы, и всех платежей, произведенных страной за границу, за определенный период времени (год, квартал и т. д.). Платежный баланс отражает все многообразие экономических связей между странами и включает десятки разных статей, которые группируются по разделам: внешняя торговля (экспорт и импорт товаров); услуги (платежи и поступления за услуги транспорта, связи, туристические, деловые и др., доходы от инвестиций); движение капиталов (долгосрочных, краткосрочных) и др. Платежный баланс может быть активным (поступления превышают платежи, сальдо положительное, валютные активы растут) и пассивным (платежи больше, чем поступления, сальдо отрицательное, валютные активы уменьшаются).

Наиболее часто при анализе платежного баланса используют показатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров и услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики. Если в качестве критерия открытости использовать отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то, при среднем по странам мира показателе 38–40 %, в РБ в конце 90-х гг. внешнеторговый оборот составлял 115–120 % к ВВП, а в 2000 г. превысил 150 %. А это означает очень высокую зависимость экономики страны от мировых экономических процессов и от эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Учитывая, что Беларусь как независимое государство имеет еще небольшой опыт внешнеэкономической деятельности на государственном уровне, понятие внешнего государственного долга появилось лишь в 1999 г. (с принятием Закона “О внешнем государственном долге”), платежный баланс страны в переходном периоде анализировался, как правило, в упрощенной форме, ограничиваясь анализом внешней торговли.

Динамика торгового баланса Беларуси за 1990–2000 гг. (табл. 4) свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела нестабильную экономику. Начиная с 1991 г. быстро падали объемы внешней торговли и к 1995 г. экспорт товаров по сравнению с 1990 г. уменьшился почти в 7 раз, а импорт — более чем в 6 раз. При этом с 1993 г. сальдо внешней торговли товарами


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.