Духовная культура личности и общества — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Духовная культура личности и общества

2023-01-16 47
Духовная культура личности и общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовная культура личности и общества

1. Понятие о культуре.
2. Формы и виды культуры.
3. Культура труда, общения, учебы, поведения в обществе. Этикет.
4. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Понятие о культуре.

Культура - это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовысказыванием) человека и также проявлением его субъектности в той или иной области искусства (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Культура - это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям.

Первоначально под словом «культура» подразумевались способы обработки земли.

Культура в широком смысле

Все, что создано человеком, в своей совокупности

вторая природа.

вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Культура в узком смысле

степень воспитанности определенного человека

все, что относится к деятельности в сфере искусства этикет наука и научные учреждения.

К культуре относится:

А. Нормы поведения людей

Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни

В. Духовно-нравственные проблемы человека

Культура есть мера человеческого в человеке.

Формы и виды культуры.

Культура труда, общения, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

Общение является осознанным, рационально оформленным, целенаправленным информационным обменом между людьми, сопровождающимся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Можно выделить следующие виды общения:

по теме общения — политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т.д.;

по цели общения — деловое и развлекательное;

по степени официальности — официальное и неофициальное общение;

по форме общения: закрытое, открытое, смешанное;

по соотношению формы и содержания — прямое и косвенное;

по степени проявления личности в общении — обезличенное и личностное;

по продолжительности — кратковременное и длительное, периодическое и постоянное;

по соотношению формы и содержания — прямое и косвенное; по свободе выбора партнера — инициативное и принудительное.

Функции общения.

Правомерно выделить следующие функции:

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социально-психологические — связанные с общественными потребностями личности; индивидуально-психологические — связанные с индивидуальными потребностями личности, биологические.

В культуре труда исследователи правомерно выделяют несколько компонентов.

Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т.е. условий, в которых протекает трудовой процесс. В содержании трудовой среды находятся следующие факторы: физические (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д.); техникотехнологические (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда следует относить машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но определяющим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда требует создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления качественной трудовой деятельности.

Во-вторых, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственнопсихологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности.

Культура поведения человека в обществе сводится к формированию личности ребенка и приспособлению его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

Научное определение понятия «культура поведения человека в обществе» находится в источнике «Словарь по этике».

Культура поведения представляется как совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения человека в обществе осуществляется в его поведении по отношению к требованиям нравственности (объективная оценка со стороны семьи, общества, государства). Каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно он действует, каков его образом жизни, его повседневные жизненные правила. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности и т.п.

В культуру поведения, как правило, входят все области внешней и внутренней культуры человека. Это прежде всего этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

Культура поведения в основном рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально эстетический и этический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное наследие человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Культура поведения человека в обществе — это человек во всей своей целостности, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это предполагает, что на каждом из нас лежит ответственность за личную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за тех, кто будет после нас.

Этикет.

Наука определяет этикет как составную часть внешней культуры общества, как своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

«Словарь по этике» дает такое определение данного понятия: «Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Исходя из этого определения, этикет следует рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для даного этноса ситуациях общения. Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов, следовательно, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Существует много определений этикета.

Одно из них: этикет — свод правил поведения, принятых в обществе.

Правомерны и другие определения, например, этикет — это правила поведения (от «веды» — знания); правила вежливости (от «ведать» — знать); правила приличия (от «лик», «образ», «лицо человека»); культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный», «дикий» означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Для этикета характерен ряд особенностей: этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся тысячелетней историей и свойственные многим народам. Элементарные правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присущи всем людям без исключения; этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов; требования этикета, как правило, носят исторический характер, они не являются абсолютными, а относительны, и соблюдение их зависит от определенного места, времени и обстоятельства.

В процессе изменения условий жизни людей, повышения уровня образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими; нормы этикета условны, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведение людей является общепринятым, а что нет.

Цель этикета — предложить людям такие формы (стереотипы поведения), которые могут облегчить им общение и взаимопонимание; этикет определяется как особая форма проявления нравственной культуры, так как хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека; для этикета характерен эстетический характер. Нам известны такие выражения, как «Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика». Поэтому правомерно сказать, что понятие этикет подразумевает принятую в обществе эстетическую форму проявления нравственной культуры человека. Понимание этикета не следует ограничивать лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями.

Ведущую роль в этикете играет и наша речь.

Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Учреждения культуры.

Учреждениями культуры следует назвать культурные организации, выполняющие определенные культурные действия. Особенности и задачи таких заведений различны и обусловлены их принадлежностью к конкретной области культуры. Функции этих заведений во многом обусловлены культурной политикой государства, в котором они действуют, а также интересами конкретного общества. Вместе с этим, если говорить в общем, театр осуществляет постановку произведения и показывает ее зрителю, кинотеатр обеспечивает показ кинофильмов, библиотека занимается информационным обслуживанием, а музеи — сохранением и демонстрацией коллекций.

Духовная культура личности и общества

1. Понятие о культуре.
2. Формы и виды культуры.
3. Культура труда, общения, учебы, поведения в обществе. Этикет.
4. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Понятие о культуре.

Культура - это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовысказыванием) человека и также проявлением его субъектности в той или иной области искусства (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Культура - это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям.

Первоначально под словом «культура» подразумевались способы обработки земли.

Культура в широком смысле

Все, что создано человеком, в своей совокупности

вторая природа.

вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Культура в узком смысле

степень воспитанности определенного человека

все, что относится к деятельности в сфере искусства этикет наука и научные учреждения.

К культуре относится:

А. Нормы поведения людей

Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни

В. Духовно-нравственные проблемы человека

Культура есть мера человеческого в человеке.

Формы и виды культуры.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.