Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука

2023-01-16 25
Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука

Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – СПб.: Речь, 2001. – 529 с.

Предназначение. Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75).

Процедура проведения методики.

Проведению методики предшествуют беседа с клиентом, установление эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.

Индивидуальное тестирование

При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит

Инструкция:

"Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека". На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека.

Если испытуемый выражает отказ, заявляя что он не художник и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые.

 

Материал:

* белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек; Для рисования дома страница располагается в горизонтальном положении.

* бланк пострисуночного опроса;

* несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);

Анализ.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Протокол обследования

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать:

 

Рисунок Названия деталей рисунков в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым Все спонтанные комментарии эмоции
Дом        
Дерево      
Человек        

Пост-рисуночный опрос.

После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации.

Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой -избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Интерпритация

ДОМ

Дом ассоциируется у ребенка с его семьей: рисунок отражает его представления о домашней жизни. Кроме того, разные части его ассоциируются с разными аспектами жизни. Так, двери и окна символизируют связь с внешним миром. Стены – опора, обеспечивающая дому устойчивость; это также защита от неблагоприятных внешних условий. Еще более выражена защитная функция крыши. При анализе изображения дома следует обращать внимание как на особенности рисунка в целом, так и на отдельные детали.

Одним из важных показателей является размер рисунка. Размер дома важно сопоставить с размерами остальных рисунков (дерева и человека): если все рисунки мелкие, то это частый признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Для депрессии особенно характерны мелкие рисунки, помещенные в углу листа. Если же дом нарисован особо маленьким, в то время как размер остальных рисунков не уменьшен, то это обычно свидетельствует об ослаблении семейных связей, отсутствии у ребенка «чувства дома», об ощущении своей незащищенности. Особенно мелкий рисунок дома нередко также служит признаком сниженной самооценки.

Если все рисунки особо велики (каждый из них занимает лист практически целиком), то это частый признак состояния тревоги. Увеличение размера всех рисунков характерно также для импульсивных детей. Если же дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально; в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем(например, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях).

Из деталей особое внимание следует обратить на окна и двери. Если изображены большие окна и дверь (особенно – открытые), то это признак стремления к широким контактам. такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей. Зарешеченные окна – это, как правило, признак того, что ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружения. Так же интерпретируются и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей («тюремная решетка»). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто являются высокая зависимость ребенка от родителей.

Подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потребность ребенка в надежности и, следовательно, на недостаточную уверенность в себе. Стремление защититься от окружающего мира часто проявляются в изображении забора, окружающего дом.

В рисунке дома обнаруживаются те же проявления тревожности, что и в рисунке человека: неуверенная линия, как бы состоящая из отдельных коротких отрезков, стирания, исправления. Если эти признаки присутствуют в рисунке дома и отсутствуют в других рисунках, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает тематика, связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у беженцев, лишившихся своего дома, у детей, родители которых недавно развелись и т.п.).

В рисунке дома выразительно проявляется демонстративность. Ее признаки – это различные украшения: занавески и цветы на окнах наличники, конек на крыше, колонны, карнизы. О демонстративности свидетельствует также изображение не обычного дома, а виллы, дворца, теремка, церкви.

В ответах на вопрос о том, кто живет в доме, может проявиться такая тенденция, как стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей (в этом случае часто утверждается, что в доме живет ребенок причем его родители не упоминаются). Высказывание о том, что в доме живет только один человек, свидетельствует о чувстве одиночества, депрессивных тенденциях. Так же интерпретируется указание на то, что в доме живут «старые люди», «старики» (если в доме отсутствуют молодые жильцы).

ДЕРЕВО

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Показатели импульсивности

При повышенной импульсивности линии часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка детализированность рисунка, причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации, для импульсивных детей типична линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также грубые нарушения симметрии, «падающая» (наклоненная) фигура, неудачное размещение рисунка на листе (не хватает места для ног или же изображенный человек упирается головой в верхний обрез листа).

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное
настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа - желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.

 

Враждебность

1. Отсутствие окон 0,2
2. Дверь—замочная скважина 0,1
3. Очень большое дерево 0,1
4. Дерево с края листа 0,1
5. Обратный профиль дерева, человека 0,1
6. Ветки двух измерений, как пальцы 0,1
7. Глаза - пустые глазницы 0,2
8. Длинные острые пальцы 0,2
9. Оскал, видны зубы 0,1
10. Агрессивная позиция человека 0,2
11. Другие возможные признаки 0,1

Конфликтность (фрустрация)

1. Ограничения пространства 0,1,2,3
2. Перспектива снизу (взгляд червя) 0,1,2,3
3. Перерисовывание объекта 0,2
4. Отказ рисовать какой-либо объект 0,2
5. Дерево, как два дерева 0,2
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков   0,2
7. Противоречивость рисунка и высказывания 0,1
8. Подчеркнутая талия 0,1
9. Отсутствие трубы на крыше 0,1
10. Другие возможные признаки 0,1

Незащищенность

1. Рисунок в самом центре листа 0,1,2,3
2. Рисунок в верхнем углу листа 0,1,2,3
3. Дом, дерево с самого края 0,1,2
4. Рисунок в низу листа 0,1,2,3
5. Много второстепенных деталей 0,1,2,3
6. Дерево на горе 0,1
7. Очень подчеркнутые корни 0,1
8. Непропорционально длинные руки 0,1
9. Широко расставленные ноги 0,1
10. Другие признаки 0,1

Тревожность

1. Облака 0,1,2,3
2. Выделение отдельных деталей 0,1
3. Ограничение пространства 0,1,2,3
4. Штриховка 0,1,2,3
5. Линия с сильным нажимом 0,1
6. Много стирания 0,1,2
7. Мертвое дерево, больной человек 0,2
8. Подчеркнутая линия основания 0,1,2,3
9. Толстая линия фундамента дома 0,2
10. Интенсивно затушеванные волосы 0,1
11. Другие признаки 0,1

Недоверие к себе

 

1. Очень слабая линия рисунка 0,2
2. Дом с краю листа 0,1
3. Слабая линия ствола 0,1
4. Одномерное дерево 0,1
5. Очень маленькая дверь 0,1
6. Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывание рисунка рукой 0,1
7. Другие признаки  0,1

Чувство неполноценности

1. Рисунок очень маленький 0,1,2,3
2. Отсутствие руки, ноги 0,2
3. Руки за спиной 0,1
4. Непропорционально короткие руки 0,1
5. Непропорционально узкие плечи 0,1
6. Непропорционально большая система веток 0,1
7. Непропорционально крупные двумерные листья 0,1
8. Дерево, умершее от гниения 0,1
9. Другие признаки 0,1

Трудности общения

1. Отсутствие двери 0,2
2. Очень маленькая дверь 0,1
3. Отсутствие окон 0,2
4. Окна - отверстия без рамы 0,1
5. Излишне закрытые окна 0,1
6. Выделенное лицо 0,1
7. Лицо, нарисованное последним 0,1
8. Отсутствие основных деталей лица 0,2
9. Человек, нарисованный схематично, из палочек 0,2
10. Дом, человек – профиль 0,1
11. Дверь без ручки 0,1
12. Руки в оборонительной позиции 0,1
13. Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0,1
14. Другие признаки 0,1

Депрессивность

 

1. Помещение рисунка в самый низ листа 0,1,
2. Вид дерева, дома сверху 0,1,2,3
3. Линия основания, идущая вниз 0,1
4. Линия, слабеющая в процессе рисования 0,2
5. Сильная усталость после рисования 0,2
6. Очень маленькие рисунки 0,1
7. Другие возможные признаки 0,1

Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука

Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – СПб.: Речь, 2001. – 529 с.

Предназначение. Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.