Определение целей и задач оценки уровня качества продукции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Определение целей и задач оценки уровня качества продукции

2023-01-01 29
Определение целей и задач оценки уровня качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение и развитие управления качеством как области знания и предмета практической деятельности.

Качество представляет собой сложную категорию, которая включает качество как общее философское понятие, качество организации, качество работы и качество продукции. Понятие «качество» сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Качество как социально-экономическая категория характеризуется национальным, политическим, техническим, социальным, экономическим и экологическими аспектами. Национальный аспект связан с национальными чертами, влияющими на стандарты требований к компонентам качества жизнедеятельности: качеству развития личности, качеству продуктов труда, качеству охраны здоровья и т.д. Политический аспект через национальную систему планирования влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д. Технический аспект проявляется через взаимодействие научно-технического прогресса и качества выпускаемой продукции. Социальный аспект отражает возможности производить конкурентоспобную продукцию в стране с высоким социальным уровнем нации. Экономический аспект характеризуется тем, что практически все решения в области качества напрямую связаны с экономикой. Экологический аспект проявляется в разработке стратегии управления качеством на основе требований безопасного для окружающей среды и человека самого производства и качества выпускаемой продукции.

Качество организации рассматривается прежде всего как работа, связанная с маркетинговыми исследованиями, разработкой проекта, обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, подготовкой и мотивацией персонала, созданием надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческий решений, систему планирования, анализа, контроля и учета, т.е. качество работы непосредственно связано с обеспечением функционирования организации. Качество продукции является интегрирующей составляющей и следствием качества работы. Этот показатель характеризует качество реализуемой продукции, мнение потребителей, свидетельствует об отсутствии рекламаций.

 

Уровень качества продукции и методы его оценки.

Уровень качества продукции – относительная характеристика ее качества, полученная путем сравнения совокупности показателей качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Для оценки уровня качества используются дифференциальный и комплексный методы.

Алгоритм оценки уровня качества объекта с помощью дифференциального метода.

Современные управленческие технологии как фактор повышения качества.

Качество продукции можно рассматривать как результат и одновременно как обобщающую характеристику деятельности любой организации. На обеспечение требуемого уровня качества нацелена вся система управления, включающая проектный, инвестиционный, производственный, финансовый, кадровый и другие виды специального менеджмента.

Чтобы управлять развитием управленческих технологических процессов, необходимо знать параметры процессов и возможности их функционирования, определить выбор той или иной технологии и обосновать замену старых технологий.

Практически любая организация под воздействием изменений со стороны внешней среды сталкивается с необходимостью адекватного изменения своих структуры и функций.

Одновременно с развитием организационной структуры управления организацией изменяется и система управления качеством. Менеджмент качества(МК) следует рассматривать как один из системообразующих элементов общего менеджмента и его ведущего звена – управление проектами. Таким образом, создание, внедрение, использование МК организации, а также обеспечение непрерывного совершенствования – это проект, который требует четкого осознания целей, поставленных перед ним, оценки его осуществимости и каждодневной поддержки процесса его реализации.

Таким образом, переход к системе TQM должен происходить на фоне системного внедрения современных методов общего менеджмента, включающих: управление инвестициями, управление проектами, управление финансами, управление персоналом, управление знаниями, в том числе такие специальные походы как «точно в срок», стоимостной инжиниринг и др.

Возникновение и развитие управления качеством как области знания и предмета практической деятельности.

Качество представляет собой сложную категорию, которая включает качество как общее философское понятие, качество организации, качество работы и качество продукции. Понятие «качество» сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Качество как социально-экономическая категория характеризуется национальным, политическим, техническим, социальным, экономическим и экологическими аспектами. Национальный аспект связан с национальными чертами, влияющими на стандарты требований к компонентам качества жизнедеятельности: качеству развития личности, качеству продуктов труда, качеству охраны здоровья и т.д. Политический аспект через национальную систему планирования влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д. Технический аспект проявляется через взаимодействие научно-технического прогресса и качества выпускаемой продукции. Социальный аспект отражает возможности производить конкурентоспобную продукцию в стране с высоким социальным уровнем нации. Экономический аспект характеризуется тем, что практически все решения в области качества напрямую связаны с экономикой. Экологический аспект проявляется в разработке стратегии управления качеством на основе требований безопасного для окружающей среды и человека самого производства и качества выпускаемой продукции.

Качество организации рассматривается прежде всего как работа, связанная с маркетинговыми исследованиями, разработкой проекта, обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, подготовкой и мотивацией персонала, созданием надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческий решений, систему планирования, анализа, контроля и учета, т.е. качество работы непосредственно связано с обеспечением функционирования организации. Качество продукции является интегрирующей составляющей и следствием качества работы. Этот показатель характеризует качество реализуемой продукции, мнение потребителей, свидетельствует об отсутствии рекламаций.

 

Философия качества. Стадии ее развития.

Качество — это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу древнегреческим мыслителем Аристотелем еще в III веке до нашей эры. По его мнению, то, что существует само по себе, то и образует качество. Причем, качество стоит на втором месте после сущности. Качество рассматривается Аристотелем: 

− как первое видовое отличие сущности; 

− как характеристика состояний сущности; 

− как свойство вещи.

В истории качества существует четыре пересекающихся фаз:
1. Фаза отбраковки
2. Фаза управления качеством
3. Фаза менеджмента качества
4. Фаза планирования качества

Фаза отбраковки зародилась вместе с ремеслом и вошла в практику отдельным мастеров, которые проверяли качество своей продукции и наблюдали за работой подмастерьев. Каждое изделье было индивидуальным. Значительный вклад в развитие этой фазы обеспечения качества внесли американские автомобилестроители – Г.М. Леланд и Г.Форд. Леланд впервые организовал при производстве автомобилей Кадиллак работу по калибрам. Контроль и отбраковка осуществлялись специально обученными контролёрами. Основные положения фазы можно сформулировать так: «потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы бракованные изделия не попадали потребителю.» Фаза управления качеством. Сущность концепции на этой фазе формулировалось следующим образом: «Сохраняется главная цель – потребитель должен получать только годные изделия. Отбраковка остается как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.» Фаза менеджмента качества. На этой фазе на основе концепции стандартизированного качества сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в прежних формах было преодолено, однако появилась новая форма – при поставке на рынок годных, с т.зр. производителей, изделий, но не удовлетворяющих по какой-либо причине потребителей, затраты чрезвычайно возрастали. Фаза планирования качества зародилась в середине 60-х годов ХХв. Сутью концепции новой фазы стали:

1. Идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ.

2. Концепция «удовлетворенного потребителя».

3. Предоставления высокого качества потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается в связи с возрастающей конкуренцией на рынке.

Основополагающими условиями философии качества являются следующие:

1. Вера в то, что нет предела совершенству.

2. Удовлетворение требований потребителя. Стандарт работы: «нуль ошибок».

3. Участие всех работников как коллективное, так и индивидуальное.

4. Основное внимание совершенствованию процессов.

5. Вера в то, что поставщики станут партнерами, если будут понимать задачи.

6. Отношения к потребителю как к важнейшей составляющей процесса производства.

 

 

Качество, ценность и стоимость изделия.

Понятие «качество» имеет определённые сложности:

•   Качество является философской категорией и одновременно является частью повседневной жизни

•   Категория качества присуща всему, то есть оно касается различных сфер общественной и индивидуальной жизни

•   Качество является универсальной ценностью

•   Качество как ценность величина непостоянная, она постоянно изменяется

•   Качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности

•   Качество – важнейший инструмент увеличения доли рынка

Универсальная формула качества:

Ценность/Стоимость -> max

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость}

Эти соотношения важны и для производителя, и для потребителя. Ценность для потребителя имеет вся качественная продукция, а стоимость этой продукции определяется стоимостью продукции + затраты на устранение внутренних и внешних дефектов.

Ценность для потребителя ограничивается требуемыми свойствами

В современных условиях оценка качества основывается на следующих категориях:

1) Качество продукции, которое отражает качество конструкции изделия

2) Качество исполнения, которое характеризует степень удовлетворения потребностей клиентов

3) Качество соответствия отражает полноту соответствия продукта (услуги) внутренним спецификациям

Для того чтобы определить основные направления совершенствования управления качеством продукции необходимо изучить внутрипроизводственные факторы. С этой целью факторы улучшения качества продукции группируются по их объективному содержанию и характеру воздействия на эффективность производственной деятельности. Формирование качества продукции предопределяется факторами технического, организационного, экономического и социального характера.

Технические факторы определяются видом изготавливаемой продукции, серийностью её производства, состоянием технической документации, качеством технологического оборудования, качеством сырья, комплектующим и так далее.

Организационные факторы характеризуются обеспеченностью материалами, сырьём, организацией труда и так далее.

Экономические факторы включают финансовое, материального и нормативное обеспечение (величина заработной платы, проценты удержания за брак)

Социальные факторы основываются на кадровом, правовом и организационном обеспечении.

 

 

Показатели качества продукции и их классификация.

По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на:

1. единичные показатели качества представляют собой не­зависимые характеристики отдельных свойств изделия, способных обеспечить его пользователю ту или иную полез­ность. Примерами единичных показателей качества могут быть производительность, габариты изделия, срок его по­лезной службы и т.д.:

· мощность

· скорость

· плотность

2. комплексные показатели качества предназначены для характеристики определенного набора полезных свойств изделия. При этом групповые показатели качества характе­ризуют такую совокупность полезных свойств, которая от­личается однородностью и схожестью единиц измерения, а интегральные показатели выражают общий уровень качест­ва всех значимых для потребителя свойств изделия.

· надежность

· безотказность

· ремонтопригодность

3. определяющие – оценочные, по ним судят о качестве продукции.:

· коэф растяжения

· соответсвие моде

· коэф зольности

4. интегральные показатели качества изделий всегда внутренне неоднородны, поэтому в непосредствен­ных количественных единицах выражаться не могут:

· общий полезный эффект от эксплуатации продукта

· общие затраты на производство и эксплуатацию продукта

 

3.2.Методы определения числовых значений показателей качества.

Экспериментальные методы определения качества продукции делятся на:

· физические определяют физические свойства продукции (консистенция, плотность);

· химические позволяют определить химические показатели и изменения, происходящие под воздействием различных технологических факторов. Можно определить содержание основных пищевых веществ;

· физико-химические позволяют определить большой спектр показателей качества (содержание основных химических веществ);

· методы глубокого разделения хроматография позволяет определить качественный состав: содержание белков, жиров, углеводов;

реологические позволяют определить структурные характеристики, прогнозируемые сроки хранения и реализации и консистенцию;

· микробиологические.

Расчетный метод базируется на данных, полученных при помощи эмпирических и теоретических зависимостей.

Органолептический метод базируется на использовании результатов анализа восприятия продукции зрением, осязанием, обонянием, слухом, осязанием и вкусом. Значения показателей выражаются в баллах, которые находятся путем анализа полученных результатов на основе имеющегося опыта. При использовании данного метода допустимо применение таких технических средств, как лупа, микроскоп и др.

Социологический метод определения показателей качества продукции осуществляется непосредственными или потенциальными потребителями данной продукции. Сбор информации, необходимой для данного метода, осуществляется путем проведения социологических опросов, распространения специальных анкет и организации разного рода дегустаций.

Экспертный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется экспертами и специалистами (товароведами, дегустаторами и др.). Данный метод используется для определения таких показателей качества, которые невозможно определить более эффективными методами.

 

Уровень качества продукции и методы его оценки.

Уровень качества продукции – относительная характеристика ее качества, полученная путем сравнения совокупности показателей качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Для оценки уровня качества используются дифференциальный и комплексный методы.

Алгоритм оценки уровня качества объекта с помощью дифференциального метода.

Определение целей и задач оценки уровня качества продукции

Выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого объекта Выбор базовых показателей
Определение значения единичных показателей качества оцениваемого объекта Определение значений единичных базовых показателей качества

Сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции

Определение относительных единичных показателей качества оцениваемой продукции

Принятие заключения о результатах оценки

Принятие управленческого решения по проблеме качества

 

Комплексный метод оценки уровня качества применяется в тех случаях, когда для обоснования рекомендаций по принимаемым решениям оказывается целесообразным охарактеризовать уровень качества показателем, который выражается одним обобщающим числом. Комплексная оценка качества начинается с анализа изделия и отбора единичных показателей качества. Затем определяют значения базовых показателей, с которыми сравнивают единичные показатели. Результаты дифференциальной оценки единичных показателей качества приводят в сопоставимый вид. После этого вычисляют коэффициенты весомости единичных показателей, т.е. выясняют значимость каждого из них в общем структуре качества изделия. Коэффициенты весомости показателей качества различных товаров устанавливаются на определенный период времени.

При смешанном методе показатель группы свойств продукции рассчитывают комплексным методом, а затем групповые показатели относят к соответствующим базовым показателям и рассчитывают дифференциальным методом.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.