Возникновение и перспективы развития — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Возникновение и перспективы развития

2023-01-01 38
Возникновение и перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Москва, 1999

 

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.

 

В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  

   ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

 
6
1.1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.   6
1.2. Развитие профориентации в России и СССР. 6
1.3. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.   10
1.4. Эволюция проблематики профессионального    самоопределения.   11
   

2. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
13
2.1. Соотношение понятий: профориентация и              профконсультация, профессиональное и личностное              самоопределение, профессиональный выбор и карьера.     13
2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в                       профессиональном и личностном самоопределении. 15
2.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в                трудовой деятельности.   16
2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы               (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели                профессионального самоопределения.     20
2.5. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.   23
2.6. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях           24

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
  28
3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека. 28
3.2. Различные типологии профессионального и личностного             самоопределения.   29
3.3. Различные варианты планирования профессионального               развития.   30
3.4. Типы и уровни самоопределения человека. 31
   

4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

ТРУДА.

 
  34
4.1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).   34
4.2. Помощь в профессиональном самоопределении различным     образовательно-возрастным группам населения.   35
4.3. Психологические проблемы профессионального образования    и переподготовки кадров.   35
   

5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
40
5.1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый   характер субъекта профессионального самоопределения.   Парадоксы «субъектности» в профессиональном    самоопределении.   40
5.2. Активность и активизация в профессиональном     самоопределении.   41
5.3. Главная (идеальная) цель и основные задачи    профессионального самоопределения.   42
   

6. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
44
6.1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.   44
6.2. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.     47
6.3. Основные группы профориентационных методов. 48
6.4. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.   51
6.5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.   54
6.6. Типы профконсультаций. 56
6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи. 58
   

7. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

 
63
7.1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову). 63
7.2.  «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).   67
   
8. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ  
ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В 70
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ  
САМООПРЕДЕЛЕНИИ.  
8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта. 70
8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта.   73
8.3. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.   75
8.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.     77

9. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
83
9.1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.   83
9.2. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.      86
9.3. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».       88
Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»   95

 

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

       САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Типы профконсультаций.

 

1. Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также – по выбору кружка или спецшколы...

2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей).

3. Профконсультация учителей учащихся.  Часто, прежде, чем начинать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немного рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и собственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. В целом же, важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

4. Профконсультация родителей учащихся.  Так же, как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

5. Профконсультация старшеклассников и выпускников школ (главная особенность этого типа профконсультации - помощь в конкретном выборе, а также - уточнение и перепроверка выбора).

6. Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема6 школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений, поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.

7. Профотбор на профессии с особыми условиями труда (операторские, военные, летные). Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормы «для летчика», или «для оператора»...

8. Профконсультация безработных при смене работы предполагает: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекательные варианты (акцент переносится не на выбор, а на помощь в обретении смысла в непривлекательном варианте…).

9. Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Важно помнить, что эти работники – сами неплохие «житейские» психологи. Главная проблема многих кадровых работников – недостаток такта при общении со своими клиентами (но консультировать их по данному вопросу следует так, чтобы они не восприняли помощь как «морализаторство». Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.

10. Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование – компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов (инвалиды ранимые, чувствительные, «тонкокожие» как сказала одна воспитательница из школы-интерната для детей с ДЦП. Они быстро «влюбляются», «открывают душу», но и быстро «разочаровываются» в психологе, если обнаружат фальшь, неискренность, слабую заинтересованность в своих проблемах… Многие исследователи отмечают, что часто самооценка инвалидов сильно завышена, особенно в интернатах, где они окружены теплотой и заботой. Как это ни парадоксально, но именно после окончания таких заведений, подросток-инвалид может впасть в настоящую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны нашего замечательного, «демократического», «рыночного» общества..

11. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду (например, в случаях, когда человек может «сломаться», не «пережить» эту правду…). Иногда для некоторых людей бывают полезны и иллюзии, что их жизнь все-таки удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов…).

 

 

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

 

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Москва, 1999

 

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.

 

В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  

   ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

 
6
1.1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.   6
1.2. Развитие профориентации в России и СССР. 6
1.3. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.   10
1.4. Эволюция проблематики профессионального    самоопределения.   11
   

2. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
13
2.1. Соотношение понятий: профориентация и              профконсультация, профессиональное и личностное              самоопределение, профессиональный выбор и карьера.     13
2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в                       профессиональном и личностном самоопределении. 15
2.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в                трудовой деятельности.   16
2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы               (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели                профессионального самоопределения.     20
2.5. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.   23
2.6. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях           24

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
  28
3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека. 28
3.2. Различные типологии профессионального и личностного             самоопределения.   29
3.3. Различные варианты планирования профессионального               развития.   30
3.4. Типы и уровни самоопределения человека. 31
   

4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

ТРУДА.

 
  34
4.1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).   34
4.2. Помощь в профессиональном самоопределении различным     образовательно-возрастным группам населения.   35
4.3. Психологические проблемы профессионального образования    и переподготовки кадров.   35
   

5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
40
5.1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый   характер субъекта профессионального самоопределения.   Парадоксы «субъектности» в профессиональном    самоопределении.   40
5.2. Активность и активизация в профессиональном     самоопределении.   41
5.3. Главная (идеальная) цель и основные задачи    профессионального самоопределения.   42
   

6. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
44
6.1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.   44
6.2. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.     47
6.3. Основные группы профориентационных методов. 48
6.4. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.   51
6.5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.   54
6.6. Типы профконсультаций. 56
6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи. 58
   

7. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

 
63
7.1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову). 63
7.2.  «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).   67
   
8. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ  
ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В 70
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ  
САМООПРЕДЕЛЕНИИ.  
8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта. 70
8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта.   73
8.3. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.   75
8.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.     77

9. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 
83
9.1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.   83
9.2. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.      86
9.3. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».       88
Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»   95

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

           ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.