Сущность педагогического анализа урока физической культуры. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сущность педагогического анализа урока физической культуры.

2023-01-01 73
Сущность педагогического анализа урока физической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический анализ урока физической культуры заключается в детальном рассмотрении и оценке всех составных частей и компонентов урока, включая методику обучения и воспитания, объем нагрузки, методику воспитания физических качеств, содержание изучаемого материала, деятельность педагога и учащихся на уроке и т.д. Главной целью анализа урока является раскрытие сильных и слабых сторон в деятельности учителя с целью поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры. Умение методически грамотно и разносторонне проводить анализ урока свидетельствует об уровне мастерства педагога и дает возможность учителю постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность Общие требования к анализу урока физической культуры

 1.   Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким,  Необходимо проанализировать все стороны методики урока, описать все разделы схемы.

 2.   Все увиденное в уроке должно оцениваться.

 3.   Субъективная оценка должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной.

Хронометри­рование –метод изучения спортивной деятельности с помощью исследования затрат времени на выполнение определенных заданий, различных компонентов соревновательной и тренировочной деятельности, элементов техники движений.

С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до кон­ца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготов-ленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели пульса того же ученика записываются в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй – на четвертой минуте, последний – после окончания урока

Примерный протокол хронометража и пульсометрии урока дан в табл. 1. Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе – очередное действие.

Пульсометрия – измерение напряженности нагрузки с помощью регистрации пульса (частоты сердечных сокращений).

Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера.

В протоколе фиксируются все действия занимающихся (двига­тельные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесооб­разными. Например, в приведенном протоколе зафиксирована под­готовка прыжковой ямы перед началом прыжков в длину. В связи с этим было потеряно почти 2 мин времени, и, хотя вспомогатель­ные действия относятся к педагогически оправданно затраченно­му времени, в данном случае мы считаем его нецелесообразным (яма для прыжков должна быть подготовлена до начала урока).

 Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определя­ются сразу по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком «минус».

После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия. Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения времени, затраченного рационально (графы со знаком «+»)на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

Общая плотность – отношение времени, использованного на уроке, педагогически оправданного к общим затратам времени в нем. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на уста­новку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др. Поэтому, кроме общей плотности заня­тия, определяют и его моторную (двигательную) плотность:

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности учителя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке.

Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках – 70-80%, в учебных – 50% и ниже.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями ор­ганизации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важ­ные из них следующие:

1. Количество учащихся в группах, командах, играх. 2. Качество материальной базы. На уроке должны использо­ваться многопропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам.3. Количество инвентаря. На уроках с использованием легко­атлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх – мячами, на соответствую­щих уроках – лыжами, коньками, клюшками и др.4. Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.5. Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.6. Эффективная работа актива занимающихся по организации занятия, привлечение к этому временно освобожденных от урокаучеников.7. Краткость объяснений, замечаний, обсуждений, их совмещение с выполнением упражнений.

8 Широкое использование дополнительных заданий. Хронометрирование урока и его пульсометрию рекомендуется проводить учителю самостоятельно, особенно в начале своей педагогической деятельности. Это можно делать при помощи незанимающихся учеников. Полученные данные позволяют учителю быстрее избавиться от недостатков, приобрести опыт и совершенствовать положительные моменты своей работы.

 

Особенности физического воспитания детей с нарушениями в состоянии здоровья: задачи и особенности методики проведения занятий по физической культуре с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.

 

Все учащиеся школы в обязательном порядке подлежат медицинскому освидетельствованию. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. С учетом распределения детей по медицинским группам учитель осуществляет дифференцированный подход к учащимся при проведении всей учебно-воспитательной работы.

В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в соответствии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуется дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышение требования к организму.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время, и другие формы занятий.

В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).

Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.

При выраженных нарушениях – функций опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.

При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступности физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания.

Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.

Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

•         Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

•         Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

•         Повышение физической и умственной работоспособности;

•         Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

•         Формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекции;

•         Обучение рациональному дыханию;

•         Освоение основных двигательных умений и навыков;

•         Воспитание морально-волевых качеств;

•         Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культуры и внедрение их в режим дня учащихся;

•         Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей необходимо четкое взаимодействие управлений образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров – ВФД).

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директорам школ, учителям физкультуры и во врачебно-физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты занимающихся в спецгруппе. В карте отражают результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а также рекомендации и задания на дом во время каникул.

12. Характеристика профессионально-прикладной физической подготовки: задачи; основы методики ППФП (средства, формы занятий, планирование и педагогический контроль в ППФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

общая физическая подготовка со-здает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие фак-торы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП. Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку.

Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

ППФП строится на основе и в единстве (в соответствующих отношениях) с общей физической подготовкой. Содержание ОФП в учебных заведениях определено государственными программами по физическому воспитанию.

Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели.

  Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учеб-ных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1)       академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств). Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии;

2)       занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);

3)       спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнова-ний в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-при-кладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности;

4)       самостоятельные тренировочные занятия по заданию пре-подавателя.

Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), ту-ристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.

Планирование ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях планирование ППФП должно проводиться с учетом решения ее задач не к окончанию срока обучения, а к началу производственной практики учащихся. К этому времени надо обеспечить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим учащихся по энергозатратам и другим показателям должен соответствовать производственному. При несоблюдении данного требования у учащихся во время практики отмечаются значительное утомление и снижение работоспособности, неблагоприятно отражающееся на освоении профессии. Кроме того, прохождение курса ППФП повышает безопасность труда, связанного с различными экстремальными условиями.

Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет} должны носить характер кондиционной тренировки. При определении их содержания необходимо учитывать возрастные изменения организма, включая гетерохронное возрастное снижение физических качеств.

Педагогический контроль в ППФП. Проверка и оценка специальной физической подготовленности — обязательные условия осуществления прикладной подготовки. На ее первоначальном этапе выделяется исходный уровень развития профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. С учетом выявленных данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания лицам, имеющим низ- ■ кие показатели. В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности должны давать объективную информацию об эффективности решения поставленных задач. Критериями эффективности решения задач ППФП могут служить затраты времени на обучение определенным трудовым двигательным действиям и качественные результаты их освоения или показатели профессиональной работоспособности. Практически же ориентируются на выполнение специальных нормативов, которые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с от-меченными показателями.

Система нормативов и требований по ППФП в зависимости от специфики профессий может включать как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные пробы.

В виде контрольных упражнений применяют те, в которых проявляются профессионально значимые способности и прежде всего ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и методику ППФП.

13. Методы спортивной тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный; особенности их применения в избранном виде спорта.

 

Методы, направленные на развитие двигательных качеств, различаются между собой по интенсивности и характеру отдыха, а также по особенностям форм организации деятельности спортсменов. В практической тренировке применяются следующие методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой

. В равномерном методе упражнения выполняются с постоянной, как правило, средней интенсивностью в течение относительно продолжительного времени. Примером использования равномерного метода в практике тренировки могут служить упражнения с пневматической грушей, кроссы в равномерном темпе и др.

переменный метода характерн о постоянное изменение интенсивности действий спортсмена. По существу, большинство специальных и специально-подготовительных упражнений выполняется в переменном темпе. Особенность повторного метода состоит в том, что на протяжении одного занятия отрабатывается какой-либо прием или отдельная его деталь с перерывами для отдыха одинаковой или разной длительности.

Интервальный метод заключается в том, что упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью, чередуются с интервалами отдыха. Интервалы отдыха могут быть стабильными или переменными в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от задач тренировки. Примером может служить упражнение на боксерском снаряде-мешке с использованием нагрузки в интервальном режиме с тенденцией к возрастанию, убыванию или разнонаправленному варьированию в жестких лимитах времени работы и отдыха.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач воспитания волевых и моральных качеств, совершенствования умений, навыков и др. По сравнению с другими методами физического воспитания, он позволяет предъявить более высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Применение данного метода вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма, что стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

В круговом методе тренировки боксер последовательно и достаточно длительно выполняет ряд простых упражнений со снарядами и без них по кругу. При этом каждое упражнение обычно повторяют в половину максимальных возможностей занимающихся. После каждого круга спортсмены отдыхают около минуты и начинают проходить очередной круг. К круговой тренировке боксеры приступают после предварительного изучения заданий и определения своих максимальных возможностей в каждом виде упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность

Силовые способности: понятие; виды; критерии измерения; факторы, определяющие уровень развития; средства и методы развития. Физиологические основы мышечной силы: максимальная сила мышц, ее зависимость от периферических и центрально-нервных (координационных) факторов; силовой дефицит.

Силовые способности - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Факторы, влияющие на проявление силовых способностей

1) собственно мышечные (сократительная способность мышц, сочетание белых и красных волокон и пр.)

2) личностно-психические (мотивация и волевой компонент, эмоциональность)

3) биомеханические (расположение тела в пространстве, величина перемещаемых масс и пр.)

Виды силовых способностей

Собственно-силовые (при медленных сокращениях мышц с предельными или около предельными отягощениями, при мышечных напряжениях статического типа).

Скоростно-силовые

Силовая ловкость

Силовая выносливость

Средства развития силовых способностей:

основные: упражнения с внешним отягощением;

-преодоление собственного веса;

-упражнения с использованием тренажеров;

-статические упражнения

Дополнительные: упражнения с использованием внешней среды;

упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, жгуты и т.п.);

упражнения с противодействием партнера


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.