Цель и задачи исследования .Обоснование метода . — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Цель и задачи исследования .Обоснование метода .

2022-12-30 25
Цель и задачи исследования .Обоснование метода . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-краткая харахтеристика методов возрастной психологии.

Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001, стр.214.

1. 1 группа - организационные методы:

1.1. сравнительный,

1.2. лонгитюдный

1.3. комплексный.

2. 2 группа - эмпирические методы:

2.1. наблюдение и самонаблюдение;

2.2. экспериментальные методы;

2.3. психодиагностические методы - тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью-беседа;

2.4. анализ процессов и продуктов деятельности;

2.5. биографические методы.

3. 3 группа - методы обработки данных:

3.1. количественный (статистический) анализ;

3.2. качественный анализ.

4. 4 группа - интерпретационные методы:

4.1. генетический метод;

4.2. структурный метод.

Основные этапы психологического исследования в возрастной психологии:

1. Подготовительный

2. Собственно исследование

3. Обработка данных

4. Использование интерпретационных методов.

Рассмотрим подробнее содержание методов исследования:

1. Организационные методы

1.1. Сравнительный метод (или метод поперечных срезов) - представляет собой сопоставление различных групп (например, экспериментальный и контрольный классы). Этот метод определяет состояние групп на момент исследования. Данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Достоинства метода:

§ возможность получить быстро статистически достоверные данные

Недостатки метода:

§ не прослеживаются природа, движущие силы, механизмы развития;

§ полученные данные усредняются,

§ не полностью учитываются индивидуальные различия,

§ процесс развития (динамика) отсутствует.

1.2. Лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик (продольные срезы). Прослеживается развитие каждого ребенка в течение длительного времени. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.

Выборочное исследование: изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через промежуток во времени.

Комплексное исследование: изучается динамика комплекса интересующих параметров.

Достоинства метода:

§ возможность изучения качественных особенностей развития;

§ возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом;

§ позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Недостатки метода:

§ опасность перенесения индивидуального случая на выборку в целом (данные одного ребенка на всех детей группы).

1.3. Комплексный метод - предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов (поперечных и продольных срезов).

2. Эмпирические методы (опытные):

2.1. Метод наблюдения - целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

2.2. Экспериментальный метод - преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него.

Виды эксперимента в возрастной психологии:

§ Констатирующий эксперимент - определяется уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) исследуемых.

§ Естественный эксперимент - проводится в условиях естественной жизни, исследователь сам активно вызывает процесс необходимый для исследования.

§ Формирующий эксперимент - представляет собой следующую схему организации научного исследования:

констатирующий эксперимент - получение системы фактов;

формирующий эксперимент - организованное контролируемое воздействие на систему фактов (обучение);

контрольный эксперимент - фиксация изменений в системе изучаемых фактов.

2.3. Психодиагностические методы:

2.3.1. Беседа - способствует установлению доверительных отношений, настраивает на сотрудничество и откровенность. Беседа используется для сбора биографических данных, с целью выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях, и др.

2.3.2. Тест - стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр.

2.3.3. Социометрия (измерение коллектива) - выявление межличностных отношений в группе и динамику развития, позволяет измерить коэффициент сплоченности, социальный статус каждого члена группы.

2.3.4. Анкета - наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования.

2.3.5. Опрос - проводится в устной или письменной форме, форме стандартизированной беседы (список вопросов заранее составлен).

2.4. Анализ процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ, в том числе дневниковых записей, ученических работ, произведений и пр.

2.4.1. Традиционные методы анализа продуктов деятельности (документов) - подразделяются на общие (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (источниковедение, психологические, юридические методы).

2.4.2. Формализованные методы анализа продуктов деятельности - контент-анализ, который заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношение различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.

2.5. Биографический метод - анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.

2.6. Обсервационные методы - наблюдение и самонаблюдение.

3. Методы обработки данных:

3.1. Количественный (статистический) анализ - дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный анализ;

3.2. Качественный анализ - дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями.

4. Интерпретационные методы:

4.1. Генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности;

4.2. Структурный метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.

1.5 Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, стр.20.

Методология исследования - система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод исследования - путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.

Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

- обоснование выбора метода,его целесообразность и приемущества по сравнению с другими методами.

На мой взгляд метод наблюдения наиболее подходит для исследования учебной деятельности, т.к позволяет отслеживать состояние детей непосредственно в учебном процессе. 

- подробное описание методики исследования.

План наблюдения

Цель исследования: изучить особенности учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте.

 

1)Внешний вид ребёнка:

-опрятен;

-неорятен;

-соблюдает ли правила внешнего вида принятого в школе.

 

2)Пантомимика:

- постановка тела в пронстранстве;

-скованная или расслабленая поза на уроке за партой;

-как сидит за партой;

-постановка рук и ног;

-поднимает ли руку за партой когда срашивает учитель, насколько уверенно, сколько раз.

 

3)Мимика

-улыбка;

-серьёзное выражение лица;

-хмурится 4

-лицо не выражает эмоций;

 

4) Речевое поведение

-отвечает ли на вопросы учителя;

-всегда;

-редко;

-встаёт но ответить не может;

-отказывается отвечать;

-выкрикивает с места;

-говорит медленно, неуверено,по-существу;

-речь быстрая, торопливая, проглатывает слова, подгототовлен к уроку;

-говорит неуверенно, сомневается в своём ответе.

 

5)Поведение по отношению к окружающим:

 к учителю:

-ребёнок боится поднять руку;

-обращается к учителю часто и не всегда по-существу;

-говоря с учителем подтягивается;

как дети готовы к домашнему заданию;

-одготовлены к уроку;

- не одготовлены к уроку;

-боятся, стесняются отвечать;

-проявляют ли дети интерес к новому материалу;

-задают ли дети вопросы учителю.

 

Поведение по отношению к однокласникам:

-ребёнок чувствует себя уверенно и комфортно;

-явный лидер в групе;

-дети стремятся к общению с ним;

-ребёнок чувствует себя неуверенно,не стремится к общению со сверстниками;

-существует ли взаимовыручка среди детей;

-стремятся ли дети помогать друг другу, подсказывать,объяснять материал на переменах;

-чем заняты дети на перемене, связана ли их деятельность с учебным процессом;

 

6)Поведение в учебной деятельности:

-проявляют ли дети интерес к новому материалу;

-задают ли дети вопросы учителю;

-поднимает ли руку за партой когда срашивает учитель, насколько уверенно, сколько раз;

-стремится ли ребёнок отвечать на заданный вопрос;

-избегает отвечать на уроке;

-с желанием ли выполнение домашнее задание;

-как дети реагируют на представленные учителем иллюсрации чего-либо;

-как дети реагируют на похвалу учителя;

-как дети реагируют на замечания учителя;

 

2. Оисание результатов работы:

-Ход работы особенности риагирования детей на предложенные инструкции                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            ,высказывания и невербальные проявления.

-соотнесение поведенческих проявлений ребёнка с уровнями сформированности изучаемой ведущей деятельности.

-вывод об уровнях развития ведущей деятельности в исследуемой группе.

Протокол №1

Школа№3, класс__4 «а»_____

Ф.И., возраст ребёнка__ Ксюша.К, 10 лет____________________________________

Дата 17.02.2011, время__________

 

 

№ наблюдения Дата и время наблюдения Описание ситуации Невербальное поведение испытуемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
№1 17.02.2011 08.25 Девочка опрятно одета, заплетена,в джинсах и тунике в черно-белых цветах.Учитель попросил её полить цветы, она взяла лейку и полила их. Она энергично вошла в класс, Подходит к окну берёт лейку и быстро поливает цветы. Говоря с учителем улыбается.   Поздоровалась с учителем начала обсуждать предстоящую сегодня контрольную работу по математике. Ксюша: Любовь Петровна там будут задачи? Л.П: Не знаю, ничего не знаю. Ксюша:У-У-Уууу(раздосадовано). Девочка достаточно активна, энергична, легко и непринуждённо входит в контакт с учителем внеурочное время. Что говорит о доверии и доброжелательном отношении к учителю. Испытуемая живо интересуется учёбой.
№2 8.29 В свободную минутку разговаривает с Настей с соседнего ряда. Улыбается, активно жестикулирует руками. -Настя ты была в выходные на катке? Видела как Ленка с Катей катались… Общение со сверстницей носит личностный характер.
№3 8.33 Учитель задаёт вопрос:Назовите глаголы 1 лица2 спряжения и их окончания. Тянет руку,при этом трясёт кистью, привстаёт на стуле. Называет окончание –«еш». Называет правильный ответ. Испытуемая стремится отвечать на уроке, нетерпеливо тянет руку,значит готова к уроку и ориентируется в материале.
№4 8.42 Учитель просит выполнить задание в тетради. Задаёт вопросы по этому заданию.Кто выполнил отвечает. Слегка скатывается на стуле за партой, выполняя задание.Затем вскакивает и поднимает руку, трясёт кистью,всё тело устремляется к руке. Снова тянет руку Отвечает: прописать.   Приставка «с» Достаточно быстро выполняет письменное задание, стремится работать устно. Девочка работоспособная,увлечена процессом.
№5 8.45 Учитель рассказывает. За партой сидит расслаблено, локтями опирается на парту, внимательно смотрит на учителя, ноги на ширине плеч. Слушает. Достаточно внимательно слушает учителя,об этом говорит её поза.Смотрин на учителя постоянно.
№6 8.48 Учитель вышел из кабинета. Поворачивается к соседу и насте из соседнего ряда и улыбается. Что-то активно обсуждает. Энергичный ребёнок,общительный, у неё скорее всего высокий статус в группе, пользуется уважением у сверстников.
№7 8.52 Учитель просит подчеркнуть и назвать ударные окончания Тянет руку, трясёт кистью, одновременно пишет.При этом почти лежит на парте, уклонившись влево.   Активно работает на уроке.
№8 9.00 Учитель просит назвать глаголы в единственном числе 1 лица. Отвечает быстро подняв руку. «я бегу», «я хочу». Отвечает быстро, правильно. Значит готова к уроку и ей интересен сам процесс.
№9 9.08 Учитель говорит о том,что у некоторых глаголов нельзя определить спряжения. Внимательно смотрит на учителя, задаёт вопрос с интересом. Указывает вытянутой рукой в сторону доски.     Внимательно списывает с доски устремляясь к ней. -«Почему?»   -«Любовь Петровна, включите пожалуйста свет.»(над доской. Девочка любознательна, ей интересно узнавать новое. Возможно у девочки не очень хорошее зрение, она сидит на первой парте или она визуал, ей необходимо зрительно воспринимать информацию.
№10 9.14 Учитель задаёт вопрос: Встанте те кто считает, что хорошо работал сегодня на уроке? Испытуемая встала.   На мой взгляд у наблюдаемой сформирована адекватная самооценка а так же она способна к оценочной деятельности, достаточно объективно оценила свою работу на уроке.

 

Интерпретация:

 В ходе исследования ребёнок вёл себя свободно, непринужденно.Девочка легко входит в контакт с окружающими – учителем и сверстниками. Что говорит о её высоком статусе в группе.Она достаточно комфортно себя чувствует в коллективе. Что показывает её учебную успешность. Умеет участвовать к коллективно-распределённых видах деятельности, а так же имеет высокий уровень самостоятельной творческой активности.

В учебной деятельности проявляет себя очень активно, стремится как можно больше поднимать руку на уроке,за один урок понимала руку 15 раз. Когда её спрашивали все ответы были верными. Что говорит о том что ребёнок учится с удовольствием, у неё хорошо сформирована учебная мотивация.Выполнение письменных и устных заданий показали, что она может выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения, использовать законы логического мышления, владеет и использует разные способы обобщения в том числе и теоретическими.

На предложение учителя встать тех кто хорошо работал встала, что говорит о том, что она может активно оценивать себя и свою деятельность. А так же владеет рефлексией и саморегуляцией деятельности, хотя иногда ей это удаётся с трудом,т.к она очень активная и энергичная и её трудно сдерживать свои эмоции.

Судя по полученным в ходе исследования данных становления учебной деятельности проходит успешно.Ребёнок успешно справляется с предложенной школьной программой.В учебной деятельности проявляет себя активно, с энтузиазмом. Увлечена процессом. Что говорит о высоком уровне сформированности изучаемой ведущей деятельности возрастным нормам на данном возрастном этапе.

                                                                                                                                        

Заключение:

В ходе исследования испытуемая очень активно проявляла себя в учебной деятельности,:была готова к уроку, часто поднимала руку, правильно отвечала на поставленные вопросы, что соответствует нормальному уровню сформированности учебной деятельности.

Испытуемая достаточно общительная и коммуникабельная девочка. В подростковом возрасте у неё не возникнут трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Она легко преодолеет кризис отрочества. Хотя проявляться он может достаточно бурно, т.к ребёнок очень активный и темпераментный.

 

 

Протокол №2

Школа№3, класс__4 «а»_____

Ф.И., возраст ребёнка__ Настя.Р 11 лет____________________________________

Дата 17.02.2011, время__________

 

№ наблюдения Дата и время наблюдения Описание ситуации Невербальное поведение испытуемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
№1 8.26 Одета опрятно, в джинсы и розовый полосатый кардиган.Заплетена коса.Входит в класс, здоровается.На фразу учителч: «Настя к русскому готовтесь…» Зашла уверенно, быстро прошла на своё место в классе. На фразу учителя взмахнула руками вверх. Громко выразительно поздоровалась. Радостно воскликнула: «У-У-У-,сейчас русский!!!»   Ребёнок вошёл в класс в хорошем настроении, явно рад тому, что он в школе.
№2 8.28 Разговор на перемене с одноклассниками. Ритмично стучит левой рукой по парте, активно жестикулирует руками. Говорит ритмично,чётко, громко: -«А я тоже делала окружающий.» Вокруг её парты собралось 5 человек и живо с ней общались.На мой взгляддевочка пользуется популярностью среди сверстников.
№3 8.40. Учитель просит назвать 2 форму глагола шумишь Поднимает руку, встаёт для ответа. Говорит чётко и разборчиво: -«Шумишь, вы шумите» К уроку готова, ориентируется в материале.С удовольствием работает устно.
№4 8.56. Учитель просит называть окончания глаголов при этом сам спрашивает ученика. Спросил испытуемую. Сидит. Отвечает с места, быстро, правильно. -«Ят» Ребёнок быстро реагирует на поставленный вопрос не теряется, не волнуется,достаточно расслаблен и уверен в своём ответе.
№5 9.14 Учитель задаёт вопрос:Встанте те кто считает, что хорошо работал сегодня на уроке? Встаёт.   На мой взгляд у девочки несколько завышенная самооценка т.к она работала не так много по сравнению с другими детьми.Так же она неадекватно оценивает свою работу на уроке.

:

Интерпретация:

 В ходе исследования ребёнок вёл себя свободно, непринужденно.Девочка легко входит в контакт с окружающими – учителем и сверстниками. Что говорит о её высоком статусе в группе.Она достаточно комфортно себя чувствует в коллективе. Что показывает её учебную успешность. Умеет участвовать к коллективно-распределённых видах деятельности, а так же имеет высокий уровень самостоятельной творческой активности.

В учебной деятельности проявляет себя достаточно активно, но не в полную силу не стремится поднимать руку на уроке,за один урок понимала руку 5 раз. Когда её спрашивали все ответы были верными. Что говорит о том что ребёнок учитсянеплохо, но в отличники не стремтся, у неё неплохо сформирована учебная мотивация.Выполнение письменных и устных заданий показали, что она может выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения, использовать законы логического мышления, владеет и использует разные способы обобщения в том числе и теоретическими. Но слегка ленится.

На предложение учителя встать тех кто хорошо работал встала, что говорит о том, что она может активно оценивать себя и свою деятельность, возможно не всегда адекватно. А так же владеет рефлексией и саморегуляцией деятельности, хотя иногда ей это удаётся с трудом,т.к она очень активная и энергичная и её трудно сдерживать свои эмоции.

Судя по полученным в ходе исследования данных становления учебной деятельности проходит успешно.Ребёнок успешно справляется с предложенной школьной программой. В учебной деятельности проявляет себя достаточно активно. Что говорит о хорошем уровне сформированности изучаемой ведущей деятельности возрастным нормам на данном возрастном этапе.

                                                                                                                                        

Заключение:

 В ходе исследования испытуемая достаточно активно проявляла себя в учебной деятельности:была готова к уроку, поднимала руку, правильно отвечала на поставленные вопросы, что соответствует нормальному уровню сформированности учебной деятельности.

Испытуемая достаточно общительная и коммуникабельная девочка. В подростковом возрасте у неё не возникнут трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Она легко преодолеет кризис отрочества. Хотя проявляться он может достаточно бурно, т.к ребёнок очень активный и темпераментный.

 

 

 

Протокол №3

Школа№3, класс__4 «а»_____

Ф.И., возраст ребёнка___Илья.Л 10 лет___________________________________

Дата 17.02.2011, время__________

 

№ наблюдения Дата и время наблюдения Описание ситуации Невербальное поведение испытуемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
№1 8.25. Одет в джинсы и толстовку. Несколько полноват. Вошёл в класс достатоно нехотя, поздоровался с учителем тихо еле слышно. Его место –последняя парта среднего ряда, было занято. Подойдя к своей парте тяжело вздохнул, разочарованно смотрит на свой рюкзак. Кидает рюкзак на парту и «падает» на стул. Через весь класс спрашивает учителя: Любовь Петровна а куда мне сесть? Испытуемый в плохом расположение духа,возможно расстроен тем, что его место занято, возможно вообще не хочет ходить в школу. На учебный процесс не настроен.
№2 8.29 Стоит с остальными мальчиками рассматривают его телефон, Активно что-то показывает на экране телефона. Говорит что-то не внятное по поводу какой то игры. Общение в классе со сверстниками поддерживает, возможно увлекается компьютерными играми,
№3 8.44 Учитель подходит к парте испытуемого и предлагает ему достать тетрадь. Роется в портфеле не может найти нужную тетрадь. «Быстрей Илья»- говорит ему учитель. -«Я не знаю у меня нет этой тетради.» _»Ну бери какая есть» Ребёнок не собран, не готов к уроку. Скорее всего не очень хорошо учится.
№4 8.45 Учитель просит называть окончания глаголов при этом сам спрашивает ученика. Спросил испытуемого. Отвечает с места не встаёт Говорит не громко, задумывается: -«Спишишь». Отвечает неверно. Учитель его поправил.   Возможно ребёнок плохо понял тему и не готов был работать устно.
№5 8.56 Учитель предлагает разбирать другие слова. -«Смотрим слово «бежит», «хочет», Илья! Поворачивает голову к учителю смотрин на него. Отвечает спокойно негромко, в голосе лёгкое волнение. -«Он бежит,он хочет. Во множественном числе:Они бегут, они хотят.»Ответ верный. Испытуемый собрался и начал работать на уроке.Возможно что бы больше не попадать в неловкую ситуацию.
№6 9.14 Учитель задаёт вопрос:Встанте те кто считает, что хорошо работал сегодня на уроке? Не встал.   Не думаю, что ребёнок высоко оценивает свои способности, самооценка возможно заниженная.Оценка своих действий адекватная.

:

Интерпретация:

 В ходе исследования ребёнок вёлнесколько скованно, неуверенно.Мальчик не очень свободно входит в контакт с окружающими – учителем и сверстниками.В основном по-необходимости. Что говорит о его не высоком статусе в группе. Не стремится участвовать к коллективно-распределённых видах деятельности, имеет низкий уровень самостоятельной творческой активности.

В учебной деятельности проявляет себя вяло, только по необходимости на уроке,за один урок понимал руку 1 раз.Скорее всего стремится отсидеться. Когда его спрашивали все ответы были неверными. Что говорит о том что ребёнок учится без особого желания учебная мотивация сформирована слабо.Выполнение письменных и устных заданий показали, что он не внимателен и рассеян с некоторым трудом может выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения, использовать законы логического мышления, владеет и использует разные способы обобщения в том числе и теоретическими.

На предложение учителя встать тех кто хорошо работал не вставал, что говорит о том, что он не всегда может активно оценивать себя и свою деятельность. Рефлексией и саморегуляцией деятельности владеет,может заниматься тем что ему не очень нравится.

Судя по полученным в ходе исследования данных становления учебной деятельности проходит не очень успешно.Ребёнок с трудом справляется с предложенной школьной программой. В учебной деятельности проявляет себя вяло без особого желания. Ему не комфортно в школе, в учебный процесс включается редко.Что говорит о низком уровне сформированности изучаемой ведущей деятельности возрастным нормам на данном возрастном этапе.

На мой взгляд ребёнок приходит в школу отсидеться, скорее всего он увлекается компьютерными играми об этом говорят мешки под глазами и повышенная увлечённость во время разговора об играх с одноклассниками. На мой взгляд родителям необходимо обратить внимание на эту проблему, т.к чрезмерное увлечение ребёнка до 15 лет компьютерными играми пагубно влияет на его психическое здоровье.Его необходимо увлечь чем то более жизненным: спортом, совместным творчеством и общением., интересоваться его школьной жизнью,постепенно прививать интерес к учению.

                                                                                                                                        

Заключение:

 В ходе исследования испытуемый слабо проявлял себя в учебной деятельности,избегал моментов когда можно было проявить себя,небыл готов к уроку, редко поднимал руку, ошибался отвечая на поставленные вопросы, что соответствует низкомууровню сформированности учебной деятельности.

Испытуемый с некоторым трудом идёт на контакт, обращён в свой внутренний мир. В подростковом возрасте у него могут возникнуть трудности в общении со сверстниками и взрослыми по причине непонимания.Возможно он погрузится в вертуальный мир, что осложнит его общение со сверстниками и не позволит сформироваться полноценному межличностному общению в подростковом возрасте.

Кризис отрочества станет для него переломным моментом, либо он научится общаться с окружающими, либо погрузится в себя и будет находить пристанище в вертуальном мире. Ребёнок будет проявлять признаки протеста достаточно ярко, демонстративно, возможно с уходо из дома.

 

 

Протокол №4

Школа№3, класс__4 «а»_____

Ф.И., возраст ребёнка____Славик.Т 10 лет__________________________________

Дата 17.02.2011, время__________

 

№ наблюдения Дата и время наблюдения Описание ситуации Невербальное поведение испытуемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
№1 8.29. Одет в брюки и толстовку бежевых тонов.Влетел в класс перед самым звонком.Прошёл на последнюю парту первого ряда. Буквально «влетел» в класс,С улыбкой на лице, слегка взъерошенный. Быстро достал всё необходимое. Громко поздоровался. Думаю мальчик очень энергичный,общительный, открытый и с радостью ходит в школу Явно в хорошем настроении. Возможно он гиперактиный ребёнок.
№2 8.33 Учитель спросил, что такое неопределённая форма глагола. Активно тянет руку привстаёт при этом. Чётко и ясно говорит определение. Видно что ребёнок готов к уроку и с удовольствием работает устно.
№3 8.37. Необходимо было назвать окончания 2 лица 3 спряжения. Тянет руку привстаёт Говорит: -«ет», «ит».Отвечает правильно. Хорошо ориентируется в изученном материале, быстро реагирует на поставленный вопрос,
№4 8.40 Учитель просит выполнить задание в тетради. Задаёт вопросы по этому заданию.Кто выполнил отвечает. Быстро выполняет,задание в тетради. Активно поднимает руку, стремится ответить на поставленные вопросы. Активно включён в учебный процесс.Стремится демонстриро вать свои знания.
№5 8.48 Учитель спрашивает:Какие это глаголы? Встаёт и тянет правую руку поддерживая её левой Говорит чётко и громко: -«Глаголы неопределённой формы.» Очень стремится отвечать на вопросы, скорее всего он всегда так работает на уроках.
№6 8.58 Учитель говорит: Пишем слова… Пишет быстро поднимает глаза на учителя.   Увлечён процессом ему действительно интересно то что он делает.
№7 9.02 Необходимо выполнить задание в тетради. Быстро пишет правой рукой. Одновременно говорит то что пишет. Испытуемый торопится сделать задание, стремится продемонстрировать свои знания.
№8 9.06 Учитель спрашивает: с каким секретом познакомились на уроке? Тянет руку слегка лениво. Выкрикивает: -неопределённые глаголы. Уже устал, но продолжает работать на уроке.
№9 9.10 Необходимо выполнить задание в тетради. Сидит за партой отклонившись на спинку стула, когда необходимо что то записать собирается, поднимает руку для ответа.    
№10 9.14 Учитель задаёт вопрос:Встанте те кто считает, что хорошо работал сегодня на уроке? Встаёт, улыбается.   На мой взгляд мальчик знает себе цену, самооценка, возможно слегка завышенная.Может оценивать свою работу объективно.

 

Интерпретация:

 В ходе исследования ребёнок вёл себя свободно, непринужденно.Мальчик легко входит в контакт с окружающими – учителем и сверстниками. Что говорит о его высоком статусе в группе.Он достаточно комфортно себя чувствует в коллективе. Что показывает её учебную успешность. Умеет участвовать к коллективно-распределённых видах деятельности, а так же имеет высокий уровень самостоятельной творческой активности.

В учебной деятельности проявляет себя очень активно, стремится как можно больше поднимать руку на уроке,за один урок понимал руку 18 раз. Когда его спрашивали все ответы были верными. Что говорит о том что ребёнок учится с удовольствием, у него хорошо сформирована учебная мотивация.Выполнение письменных и устных заданий показали, что он может выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения, использовать законы логического мышления, владеет и использует разные способы обобщения в том числе и теоретическими.

На предложение учителя встать тех кто хорошо работал встал, что говорит о том, что он может активно оценивать себя и свою деятельность. А так же владеет рефлексией и саморегуляцией деятельности, хотя иногда ему это удаётся с трудом,т.к он очень активный мальчик.

Судя по полученным в ходе исследования данных становления учебной деятельности проходит очень успешно.Ребёнок хорошо справляется с предложенной школьной программой. В учебной деятельности проявляет себя активно, с энтузиазмом. Увлечен процессом. Что говорит о высоком уровне сформированности изучаемой ведущей деятельности возрастным нормам на данном возрастном этапе.

                                                                                                                                        

Заключение:

В ходе исследования испытуемый очень активно проявлял себя в учебной деятельности,:был готов к уроку, часто поднимал руку, правильно отвечал на поставленные вопросы, что соответствует нормальному уровню сформированности учебной деятельности.

Испытуемый достаточно общителен, коммуникабелени открыт. В подростковом возрасте у него не возникнут трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Он легко преодолеет кризис отрочества. Хотя проявляться он может достаточно бурно, т.к ребёнок очень активный и темпераментный.

 

 

Протокол №5

Школа№3, класс__4 «а»_____

Ф.И., возраст ребёнка___Лиза.З 10 лет.___________________________________

Дата

17.02.2011, время__________

 

<
№ наблюдения Дата и время наблюдения Описание ситуации Невербальное поведение испытуемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
№1 8.30 Одета опрятно,в чёрный сарафан и белую водолазку.Волосы заплетены в косу. Одна из последних вошла в класс. Вошла в класс неспешно, села на своё место начала медленно доставать принадлежности. Тихо поздоровалась с учителем.Ни с кем не разговаривала. Испытуемая не очень то торопится в школу.Возможно это связано с нежеланием учится или она просто медлительная и не общительная. Скорее всего не обладает большим авторитетом у сверстников.
№2 8.45 Учитель задаёт вопрос на уроке. Спокойно подняла руку. Голос тихий говорит неспешно, неуверенно,с волнением в голосе.Ошибается но тут же исправляет себя. Испытуемая поздно включилась в работу.При ответе очень волнуется. Возможно боится ошибиться или не любит отвечать устно, возможно стесняется.
№3 8.50 Учитель проводит разминку. На разминке попрыгала выполняла все упражнения предложенные учителем. После разминки рассмеялась, оживилась. Во время разминки расслабилась, отвлеклась, настроение поднялось.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.