Этап: Конкурс краеведческих экскурсионных маршрутов. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Этап: Конкурс краеведческих экскурсионных маршрутов.

2022-12-30 29
Этап: Конкурс краеведческих экскурсионных маршрутов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели и задачи

Цель: развитие комплекса военно-патриотических игр как одного из факторов гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

Задачи:

· Совершенствование форм и методов игровых и соревновательных внеклассных занятий у детей и молодежи, воспитывающих общую культуру, доброту, коллективизм, самостоятельность и чувство ответственности за судьбу Отечества;

· Повышение роли военно-патриотических игр и формирование у подростков морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей;

· Обобщение опыта работы военно-патриотических игр образовательныхучреждений в развитии гражданско-патриотического воспитания;

· Углубленное изучение подрастающим поколением истории Отечества, истории Российской Армии;

· Военно-спортивная и техническая подготовка детей и молодежи;

· Популяризация военно-прикладных видов спорта;

· Вовлечение детей и молодежи в процесс изучения истории родного края;

· Формирование интереса к изучению истории малой Родины;

· Привлечение участников проекта к информационно-коммуникационным технологиям.

 

Руководство проведения игры

Общее руководство подготовкой и проведением патриотической интернет игры «Мы - патриоты!» (далее игра) осуществляет Свердловская областная общественная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение».

Организаторами игры выступает Свердловская областная общественная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение», при поддержке Министерство образования и молодежной политики Свердловской области.

 

Участники игры

Участниками заочной игры выступают команды (патриотические отряды) образовательных организаций различного профиля. Состав команды до 30 чел. Участники игры выступают в 3 (трех) возрастных группах:

· Младшая группа- 1-4 классы общеобразовательных организаций или команды детей в возрасте 7 – 11 лет;

· Средняя группа – 5-8 классы общеобразовательных организаций или команды детей и молодежи в возрасте 11 – 14 лет.

· Старшая группа - 9-11 классы общеобразовательных организаций или команды молодежи в возрасте 15 – 18 лет.

 

 

Место проведения

Образовательные организации в муниципальных образованиях Свердловской области.

Время проведения

С 11 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года.

Форма проведения

Заочная играпроходит в три этапа (Приложение №1):

1. Конкурс экскурсионных маршрутов к мемориальным объектам Свердловской области. Проведение экскурсии по созданным маршрутам.

  1. Военно-спортивная игра «Зарничка»:

· Строевой конкурс;

· Физическая подготовка;

· Разборка-сборка макета Автомата Калашникова;

· Снаряжение магазина.

3. Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику».

 

7. График проведения

Этапы Конкурс Начало проведения этапа Окончание этапа

Сбор заявок на участие

До 30сентября 2021 года

1 этап

Конкурс экскурсионных маршрутов к мемориальным объектам Свердловской области,направление их на почту aspo_ zarnica@ mail. ru 01 октября 2021 г. 20 октября 2021 г.
Организация и проведение экскурсий для школьников и студентов по разработанным экскурсионным маршрутам. 21 октября 2021 г. 30 ноября 2021 г.
Проведение съемки одного экскурсионного маршрута к мемориальным объектам Свердловской области, видео направить по адресу [email protected] 21 октября 2021 г. 20 декабря 2020 г.
Подведение итогов 1 этапа 21 декабря 2021 г. 12 января 2022 г.

2 этап

Военизированная игра «Зарничка»: проведение комплекса соревнований, направление результатов на электронную почту игры 13 января 2021 г. 09 марта 2022 г.
Военизированная игра «Зарничка»: подведение итогов 10 марта 2022 г. 16 марта 2022 г.

3 этап

Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: направление вопросов на электронную почту игры 17 марта 2021 г. 07 апреля 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: формирование вопросных листов для команд 08 апреля 2021 г. 15 апреля 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: направление ответов на электронную почту игры 16 апреля 2022 г. 15 мая 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: подведение итогов 16 мая 2021 г. 25 мая 2022 г.

Подведение итогов

До 30мая2022 года

Подведение итогов

Участие команды в каждом этапе является обязательным.

Итоги подводятся по каждому этапу и в заочной игре в целом. Победители в этапах награждаются грамотами, победители в заочной игре награждаются ценными призами, дипломами и кубками.

9. Подача заявки, оформление работ

Команды предоставляют электронную заявку в срок до 30сентября 2021 г.по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdspGowbOBsEU-8vvPtzmZTp1owcLqTY2ycGqJnJxKriqC_Yg/viewform?usp=pp_url.

Координатор акции от организации «Ассоциация «Возвращение» - Попова Наталья Александровна, Погодина Екатерина Вячеславовна, тел. для справок: (343) 374-27-01.

Списки участников, задания по интерактивному конкурсу «Задай вопрос сопернику», сводная таблица результатов размещаются на сайте www.slavaurala.ru, вкладка «Мы - патриоты», и в группе организации социальной сети «ВКонтакте» по адресу vk.com/slavaurala.

Работы, вопросы по каждому конкурсу принимаются строго до даты, указанной в Графике проведения (включительно), по адресу [email protected]. Работы, присланные после срока, установленного Графиком проведения, не принимаются, независимо от причины невозможности отправить письмо. При пересылке работ просим сохранять историю переписки для оперативного решения возникающих вопросов. В теме письма необходимо писать возрастную группу, команду, населенный пункт, организацию (например, младшая Патриот Баранчинский ООШ№20), чтобы ваша работа не потерялась или не принялась за чужую.

Оформление работ регламентировано и описано по каждому этапу в Приложении №1. Ответы на интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику» принимаются только в виде прикрепленного файла к электронному письму!!!

Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в настоящее Положение.

 

 


Приложение №1

Требования к видеороликам.

Конкурсный материал представляет собой видеоролик, снятый (созданный) любыми доступными средствами, соответствующие тематике конкурса.

Формат: avi, mp4, mpeg.

Минимальное разрешение ролика: 1280х720 (16:9).

Продолжительность видеоролика: до 30 минут.

Видеоролики должны быть оформлены информационной заставкой (Образовательная организация, название, автор (команда обязательно прописывается), руководитель).

Использование при монтаже и съемке видеоролика специальных программ и инструментов – на усмотрение участника.

Участники сами определяю жанр видеоролика.

Критерии оценок видеоролика:

1. Соответствие теме

2. Креативность видеоролика

3. Информативность

4. Качество съемки

5. Эстетичность работы

6. Тайминг

7. Правильность оформления работы.

 

Если команда направляет отчет позже указанного срока, то она занимает низшую строку в рейтинге.

Победителем становится команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

 

Мальчики (юноши)

№ п/п Команда Кол-во 1 уч. Кол-во 2 уч. Кол-во 3 уч. Кол-во 4 уч. Кол-во 5 уч. Кол-во 6 уч. Кол-во 7 уч. Кол-во 8 уч. Кол-во 9 уч. Кол-во 10 уч. Общее кол-во
                         

Девочки (девушки)

№ п/п Команда Кол-во 1 уч. Кол-во 2 уч. Кол-во 3 уч. Кол-во 4 уч. Кол-во 5 уч. Общее кол-во
               

Судья соревнований _______________________ /________________/


Мальчики (юноши)

№ п/п Команда Кол-во 1 уч. Кол-во 2 уч. Кол-во 3 уч. Кол-во 4 уч. Кол-во 5 уч. Кол-во 6 уч. Кол-во 7 уч. Кол-во 8 уч. Кол-во 9 уч. Кол-во 10 уч. Общее кол-во
                         

Судья соревнований _______________________ /________________/


Девочки (девушки)

№ п/п Команда Кол-во 1 уч. Кол-во 2 уч. Кол-во 3 уч. Кол-во 4 уч. Кол-во 5 уч. Общее кол-во
               

Судья соревнований _______________________ /________________/


Цели и задачи

Цель: развитие комплекса военно-патриотических игр как одного из факторов гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

Задачи:

· Совершенствование форм и методов игровых и соревновательных внеклассных занятий у детей и молодежи, воспитывающих общую культуру, доброту, коллективизм, самостоятельность и чувство ответственности за судьбу Отечества;

· Повышение роли военно-патриотических игр и формирование у подростков морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей;

· Обобщение опыта работы военно-патриотических игр образовательныхучреждений в развитии гражданско-патриотического воспитания;

· Углубленное изучение подрастающим поколением истории Отечества, истории Российской Армии;

· Военно-спортивная и техническая подготовка детей и молодежи;

· Популяризация военно-прикладных видов спорта;

· Вовлечение детей и молодежи в процесс изучения истории родного края;

· Формирование интереса к изучению истории малой Родины;

· Привлечение участников проекта к информационно-коммуникационным технологиям.

 

Руководство проведения игры

Общее руководство подготовкой и проведением патриотической интернет игры «Мы - патриоты!» (далее игра) осуществляет Свердловская областная общественная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение».

Организаторами игры выступает Свердловская областная общественная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение», при поддержке Министерство образования и молодежной политики Свердловской области.

 

Участники игры

Участниками заочной игры выступают команды (патриотические отряды) образовательных организаций различного профиля. Состав команды до 30 чел. Участники игры выступают в 3 (трех) возрастных группах:

· Младшая группа- 1-4 классы общеобразовательных организаций или команды детей в возрасте 7 – 11 лет;

· Средняя группа – 5-8 классы общеобразовательных организаций или команды детей и молодежи в возрасте 11 – 14 лет.

· Старшая группа - 9-11 классы общеобразовательных организаций или команды молодежи в возрасте 15 – 18 лет.

 

 

Место проведения

Образовательные организации в муниципальных образованиях Свердловской области.

Время проведения

С 11 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года.

Форма проведения

Заочная играпроходит в три этапа (Приложение №1):

1. Конкурс экскурсионных маршрутов к мемориальным объектам Свердловской области. Проведение экскурсии по созданным маршрутам.

  1. Военно-спортивная игра «Зарничка»:

· Строевой конкурс;

· Физическая подготовка;

· Разборка-сборка макета Автомата Калашникова;

· Снаряжение магазина.

3. Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику».

 

7. График проведения

Этапы Конкурс Начало проведения этапа Окончание этапа

Сбор заявок на участие

До 30сентября 2021 года

1 этап

Конкурс экскурсионных маршрутов к мемориальным объектам Свердловской области,направление их на почту aspo_ zarnica@ mail. ru 01 октября 2021 г. 20 октября 2021 г.
Организация и проведение экскурсий для школьников и студентов по разработанным экскурсионным маршрутам. 21 октября 2021 г. 30 ноября 2021 г.
Проведение съемки одного экскурсионного маршрута к мемориальным объектам Свердловской области, видео направить по адресу [email protected] 21 октября 2021 г. 20 декабря 2020 г.
Подведение итогов 1 этапа 21 декабря 2021 г. 12 января 2022 г.

2 этап

Военизированная игра «Зарничка»: проведение комплекса соревнований, направление результатов на электронную почту игры 13 января 2021 г. 09 марта 2022 г.
Военизированная игра «Зарничка»: подведение итогов 10 марта 2022 г. 16 марта 2022 г.

3 этап

Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: направление вопросов на электронную почту игры 17 марта 2021 г. 07 апреля 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: формирование вопросных листов для команд 08 апреля 2021 г. 15 апреля 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: направление ответов на электронную почту игры 16 апреля 2022 г. 15 мая 2022 г.
Интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику»: подведение итогов 16 мая 2021 г. 25 мая 2022 г.

Подведение итогов

До 30мая2022 года

Подведение итогов

Участие команды в каждом этапе является обязательным.

Итоги подводятся по каждому этапу и в заочной игре в целом. Победители в этапах награждаются грамотами, победители в заочной игре награждаются ценными призами, дипломами и кубками.

9. Подача заявки, оформление работ

Команды предоставляют электронную заявку в срок до 30сентября 2021 г.по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdspGowbOBsEU-8vvPtzmZTp1owcLqTY2ycGqJnJxKriqC_Yg/viewform?usp=pp_url.

Координатор акции от организации «Ассоциация «Возвращение» - Попова Наталья Александровна, Погодина Екатерина Вячеславовна, тел. для справок: (343) 374-27-01.

Списки участников, задания по интерактивному конкурсу «Задай вопрос сопернику», сводная таблица результатов размещаются на сайте www.slavaurala.ru, вкладка «Мы - патриоты», и в группе организации социальной сети «ВКонтакте» по адресу vk.com/slavaurala.

Работы, вопросы по каждому конкурсу принимаются строго до даты, указанной в Графике проведения (включительно), по адресу [email protected]. Работы, присланные после срока, установленного Графиком проведения, не принимаются, независимо от причины невозможности отправить письмо. При пересылке работ просим сохранять историю переписки для оперативного решения возникающих вопросов. В теме письма необходимо писать возрастную группу, команду, населенный пункт, организацию (например, младшая Патриот Баранчинский ООШ№20), чтобы ваша работа не потерялась или не принялась за чужую.

Оформление работ регламентировано и описано по каждому этапу в Приложении №1. Ответы на интерактивный конкурс «Задай вопрос сопернику» принимаются только в виде прикрепленного файла к электронному письму!!!

Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в настоящее Положение.

 

 


Приложение №1

Этап: Конкурс краеведческих экскурсионных маршрутов.

Участвует вся команда.

Команде предлагается создать краеведческий экскурсионный маршрут к мемориальным объектам Свердловской области. Самостоятельно изучить историю родного края, выбрать мемориальные объекты, про которые хотели бы рассказать в ходе данной экскурсии, разработать экскурсионный маршрут, подготовить текст экскурсии и т.д.(см. методические рекомендации). Направляет работу в оргкомитет игры по электронной почте, указанной в Положении.

Команда проводит экскурсию для учащихся или студентов. Проводит съемку одной экскурсии и направляет видео в оргкомитет по электронной почте, указанной в Положении. Требования к видео прописаны далее.

 

Методические рекомендации по разработке и проведению экскурсий.

 

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Классификация экскурсий

3. Методика разработки экскурсий:

3.1. Выбор темы, определение цели, задач экскурсии иотбор экскурсионных объектов

3.2.Составление маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута,составление карты-схемы маршрута

3.3. Подготовка текста экскурсии и комплектование «Портфеляэкскурсовода»

3.4. Определение методических приёмов проведения экскурсии

3.5. Определение техники ведения экскурсии и составление методической разработки

4. Список литературы 25

 

1. Пояснительная записка.

 

Туристско-краеведческая деятельность и экскурсионная работа используются образовательными учреждениями в учебно-воспитательных целях, как важнейшие средства работы сучащимися.

В педагогической и методической литературе экскурсии относили к методам обучения. Однако в последнее время, когда экскурсии вновь стали шире применяться в учебной и внеклассной работе, в ряде методических пособий их начинают рассматривать как самостоятельную форму деятельности. Экскурсия как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе.

Эффективна экскурсия, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы с учащимися, но она им посильна, особенно старшеклассникам. Трудность ее состоит не только в том, что она требует от педагога длительной и объемной предварительной работы с будущими экскурсоводами в теоретическом и методическом отношении, но и значительных усилий учащихся. При подготовке к такой экскурсии педагог подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания, рекомендует литературу, источники, определяет этапы подготовки учащихся, проверяет текст экскурсий, степень овладения им экскурсоводами, уточняет знание маршрута, проводит специальные занятия по ознакомлению юных экскурсоводов с методикой, контролирует качество проводимой экскурсии. Занимаясь такой работой, ребята не только расширяют и углубляют свои знания, но и приобретают навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками, беседы с людьми, общения с аудиторией, применения полученных знаний на практике.

Цель - оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по разработке и проведению экскурсий.

В методических рекомендациях рассматриваются общие вопросы подготовки и проведения экскурсии. Как подразделяются экскурсии по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Также расписаны основные требования и методические приемы работы по организации экскурсий.

Разработанные материалы помогут организаторам туристско-краеведческой деятельности и экскурсионной работы, педагогам образовательных учреждений правильно составлять экскурсионные маршруты, проводить экскурсии, а также научить этому учащихся.

Рекомендации составлены на основе учебника Б.В. Емельянова «Экскурсоведение» и собственного опыта разработки экскурсий.

 

2.Классификация экскурсий.

 

Экскурсия – это наглядный процесс познания окружающего нас мира. Экскурсия связана с заранее подобранными объектами, которые служат основой для раскрытия темы. Организаторы экскурсии должны иметь четкое представление о том, что участник экскурсии должен увидеть, услышать и ощутить, к каким выводам он должен прийти в результате участия в данном мероприятии.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. При подготовке экскурсии, строя показ объектов, автор исходит из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

В первую очередь создание разработки экскурсионного маршрута зависит от типа проектируемой экскурсии.

Классификация экскурсий.

В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся два вида: обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии.Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми.

Обычно используются исторический и современный материалы.

Показ объектов, самых различных по форме и содержанию (памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и др.)

События излагаются «крупным планом».

Экскурсия дает общее представление о городе, крае, области, республике.

Хронологические рамки в большинстве случаев – время существования данного города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.

Например: «Прошлое, настоящее и будущее Георгиевска», «По историческим и памятным местам Великих Лук», «Горжусь тобой, мой край».

Тематические экскурсии.Всегда посвящены раскрытию одной темы.

Подразделяются на:

1. Исторические экскурсии.

Бывают:

а) Историко-краеведческие.

Например, «Исторические места Пятигорска», «Их именами названы улицы и площади города».

б)Археологические экскурсии.

Показ памятников далекого прошлого, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т.п. Экскурсии по древним русским городам.

в)Этнографические экскурсии.

г) Военно-исторические.

По памятным местам, где проходили военные события; по местам, связанным с подвигами народных героев.

2.Производственные экскурсии.

Подробный всесторонний показ одной – двух профессий, например, с целью профессиональной ориентации подростков.

3.Природоведческие экскурсии.

Геологические – дающие представление о земной коре.

Зоогеографические – о животном мире данного района.

Ботанические – о жизни и развитии растений.

Гидрогеологические – знакомство с реками, озерами и другими водоемами края.

Ландшафтные – в парке, рощи, боры лесные массивы, расположенные в пригородах.

4.Искусствоведческие экскурсии.

Театральные, историко-музыкальные, картинные галереи, музеи, выставочные залы, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

Например, «Здесь жил Вениамин Каверин».

5.Литературные экскурсии.

Литературно-биографические – по местам, которые хранят память о творчестве и жизни писателя. («Михайловское – колыбель великого поэта»).

Историко-литературные – раскрывающие определенные периоды развития литературы в данном крае. («По литературным местам …»).

Литературно-художественные – по местам, которые нашли отражение в произведении того или иного писателя. («По следам героев …»).

6.Архитектурно-градостроительные.

Показ памятников архитектуры определенного периода; творчество одного архитектора; планировка и застройка города.

По составу участников – экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих туристов и др.

По месту проведения – различают городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.

По способу передвижения– бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Пешеходные экскурсии создают благоприятные условия для показа и рассказа.

По форме проведениябывают экскурсия-прогулка (многие природоведческие экскурсии), экскурсия-обсуждение (в музеях, картинных галереях, выставках), экскурсия-концерт, экскурсионный спектакль (литературно-художественные экскурсии), учебные экскурсии.

 

3.Методика разработки экскурсии.

 

Методика представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсии. Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Методика подготовки экскурсии.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке:

1. Выбор темы. 2. Определение цели и задач экскурсии. 3. Отбор литературы и составление библиографии. 4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Объезд или обход маршрута.8. Подготовка текста экскурсии. 9. Комплектование «портфеля экскурсовода». 10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

 

3.1.Выбор темы, определение цели, задач экскурсии и отбор экскурсионных объектов.

Выбор темы.

Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу, она направляет показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и разъяснений. Тема соединяет все объекты экскурсии в единое целое.

Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обусловливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии и единое целое.

Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: но пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема.

Выбрав тему, нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название - не одно и то же. Название экскурсии - это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким.Задача названия экскурсии – привлечь внимание экскурсантов, заинтересовать их.

Определение цели и задач экскурсии.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на

формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ.

Назовем некоторые из них:

воспитание любви и уважения к Родине, к родному городу, краю;

эстетическое воспитание, художественное воспитание;

бережное отношение к бесценным сокровищам природы;

приобщение к народной культуре, традициям и обычаям.

Из цели вытекают задачи, стоящие перед экскурсией (не путать цели и задачи). Например, задачи – показать прошлое и настоящее в обзорной экскурсии города; рассказать об охраняемых растениях края; познакомить с памятниками истории и культуры; познакомить с памятными местами, рассказывающими о жизни и творчестве кого-либо.

Отбор экскурсионных объектов.

Отбор объектов при создании экскурсии автор ведёт, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. В ходе разработки новой экскурсии составляется перечень книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить, из местной периодической прессы.Помимо литературы, материалы по теме экскурсии могут находиться и в других источниках, к которым относятся государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы и т. п.В качестве источников экскурсионного материала могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей,следует проявлять осторожность. Длярассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Тема тесно связна с объектами. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники.

Требования к отбору объектов:

1.Отбирать объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме.

2.Местоположение объекта. По возможности отказаться от объектов, которые расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.).

3. Разнообразие демонстрируемых объектов.

4. Расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, обеспечивать устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии.

5. Познавательная ценность, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры; материалы, которые могут обогатить знания экскурсантов.

6. Известность (популярность), которая может быть большей или меньшей.

7. Необычность (экзотичность) объекта, т.е. особенность, неповторимость памятника, здания, сооружения, исторического места. Необычность объекта может быть связана с особенностями конструкции здания, сооружения (мост построен методом электросварки), или с каким-либо историческим событием, которое произошло в данном месте; или связана с какой-либо легендой.

8.Выразительность – внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие объекта с окружающими зданиями, природой.

9. Сохранность. Оценка состояния памятника в данный момент, его подготовленность к показу.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов.

 

3.2. Составление маршрута экскурсии.Объезд (обход) маршрута.Составление карты-схемы маршрута.

Маршрут экскурсии – хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов, путь следования экскурсионной группы.Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъездов (подходов) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.

При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрут завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.

Требования к маршруту:

маршрут должен обеспечить показ объектов в логической последовательности, способствовать более глубокому раскрытию темы. С другой стороны, расположение памятников на территории, подлежащей показу, само по себе определяет последовательность маршрута;

изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой;

переход между объектами не должен занимать более 10 – 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз при изложении экскурсоводом материала;

расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;

избегать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту и пр.), так называемых «петель»;

следует избегать однообразия в выборе объектов. Например, неправильно, чтобы вся обзорная городская экскурсия была построена на таких памятниках, как скульптуры и монументы. Необходимо ввести в маршрут показ отдельных зданий и целых улиц, площадей, памятных мест, памятников природы.

Существуют три варианта построения маршрутов:

Хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

Тематический.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города или другого населенного пункта.

например, «Народные промыслы нашего края», «Литературные места Псковской области»;

Тематико-хронологический.

Поэтому принципу построены все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии соблюдается только внутри каждой подтемы.

При разработке маршрута экскурсии кроме выбора объектов необходимо продумать следующие важные моменты:

возраст участников экскурсии (школьники младшего возраста, среднего или старшего, взрослые экскурсанты);

протяженность маршрута (пешеходная часть);

время экскурсии, состоит из времени переходов между объектами и времени осмотра экскурсионных объектов (для школьников продолжительность 30 – 45 минут).

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которымпроложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целя


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.