Появление древнерусских печатей. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Появление древнерусских печатей.

2022-12-30 36
Появление древнерусских печатей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Появление древнерусских печатей.

На протяжении первых веков своей истории Русь была связана с Византийской империей тесными контактами: в мирное время процветала взаимовыгодная торговля, а политические и военные конфликты нередко заканчивались походами русских дружин к Константинополю. Результатами военных походов становились договоры между первыми Рюриковичами и византийскими императорами. По византийской традиции, восходившей ещё к римскому времени, они имели письменную форму и получали юридическое утверждение скреплением печатями. Через первые международные договоры традиция письменного акта и его утверждения печатями постепенно проникает на Русь. Из летописей мы узнаём, что русско-византийский договор 971 года «своими печатьми запечатахом, сотворив же мир Святослав с греки». Именно ко времени Святослава Игоревича (945-972) относятся древнейшие известные нам русские печати. В их оформлении на лицевой и оборотной сторонах использован символ княжеской власти – двузубец, окружённый надписями. Облик печатей Святослава не имеет византийских аналогий, что просто объяснить обилием христианской символики в сфрагистике Византии, неприемлемой для русского князя-язычника. Исключительная редкость ранних печатей позволяет говорить об их ограниченном использовании на территории собственно Древней Руси – в большинстве случаев легитимность договоров и сделок подтверждалась по старой традиции наличием свидетелей и принесением клятв богам. Традиция использования печатей в переписке, вероятно, также ещё не сложилась.

Ранние княжеские печати.

Новые принципы оформления печатей складываются после Крещения Руси. Их мы можем увидеть уже на самых ранних дошедших до нас великокняжеских печатях, принадлежавших Святополку Окаянному (1015-1019) и Ярославу Мудрому (1019-1054). Обе буллы несут на себе изображение владельца. На печати Святополка оно обобщено и явно скопировано с иконографии византийских императоров. Миниатюрный портрет на печати Ярослава является самостоятельным произведением русского мастера. Резчик изобразил князя с длинными усами, в плаще и коническом шлеме, надпись по сторонам фигуры сообщает нам имя и титул владельца: «Ярослав князь русский». Это единственное его прижизненное изображение, сохранившееся до наших дней. На оборотных сторонах печатей Святополка и Ярослава изображены их небесные покровители – святые Пётр и Георгий. С первой четверти XI века подобные изображения становятся неотъемлемым элементом княжеской сфрагистики – под влиянием византийских традиций христианская символика становится практически обязательной для русских княжеских регалий, в том числе и для печатей. Поздние печати Ярослава Мудрого демонстрируют ещё большее проникновение христианства в княжескую культуру. Портрет князя на них был заменён благопожелательной надписью на греческом языке: «Господи, помоги рабу своему Георгию» – титул на печати отсутствует, и великий киевский князь смиренно назван рабом Господа.

Печати второй половины XI – начала XII века принадлежали преимущественно сыновьям, внукам и правнукам Ярослава Мудрого. Они отличаются ярким самобытным стилем и многообразием сюжетов. Наиболее широкое распространение в княжеской сфрагистике этого периода получил вариант печати с благопожелательной надписью, причём на более поздних буллах текст передаётся уже не на греческом, а на русском языке. В скромные тексты благопожелательных надписей постепенно включаются и княжеские титулы, иногда весьма пышные. Так, на одной из печатей Олег Святославич имеет титул «архонта Матрахии и Хазарии». На ранней печати Владимир Мономах назван «благороднейшим архонтом России». Его отец, Всеволод Ярославич, в титуле одной из своих булл назван «архонтом Всея Руси».

Ещё одна группа булл второй половины XI века имеет архаичный облик. Цветочные розетки на некоторых печатях Изяслава Ярославича восходят к древней солярной символике, другие разновидности его печатей украшены княжеским трезубцем. На нескольких печатях можно увидеть парадные изображения самих князей. Святослав Ярославич изображён в рост, в богато расшитом княжеском кафтане и шапке, с крестом в руке. Его сын, Олег Святославич, также изображён в рост, левой рукой он прижимает копьё к плечу, в правой – держит  увенчанную крестом державу.

Особую группу составляют печати конца XI – начала XII столетий с надписью «Дьнѣслово». Исследователи полагают, что их появление связано с попыткой унификации типов булл, проведённой во время киевского княжения Святополка Изяславича (1093-1113). Редкие для древнерусской светской сфрагистики некняжеские буллы известны по печатям боярина Ратибора, связанного в своей деятельности с Киевом, Тмутараканью и Переяславлем, и по загадочным печатям протопроедра Евстафия, большая часть находок которых концентрируется в пределах Новгородской земли.

 

II

III

Появление древнерусских печатей.

На протяжении первых веков своей истории Русь была связана с Византийской империей тесными контактами: в мирное время процветала взаимовыгодная торговля, а политические и военные конфликты нередко заканчивались походами русских дружин к Константинополю. Результатами военных походов становились договоры между первыми Рюриковичами и византийскими императорами. По византийской традиции, восходившей ещё к римскому времени, они имели письменную форму и получали юридическое утверждение скреплением печатями. Через первые международные договоры традиция письменного акта и его утверждения печатями постепенно проникает на Русь. Из летописей мы узнаём, что русско-византийский договор 971 года «своими печатьми запечатахом, сотворив же мир Святослав с греки». Именно ко времени Святослава Игоревича (945-972) относятся древнейшие известные нам русские печати. В их оформлении на лицевой и оборотной сторонах использован символ княжеской власти – двузубец, окружённый надписями. Облик печатей Святослава не имеет византийских аналогий, что просто объяснить обилием христианской символики в сфрагистике Византии, неприемлемой для русского князя-язычника. Исключительная редкость ранних печатей позволяет говорить об их ограниченном использовании на территории собственно Древней Руси – в большинстве случаев легитимность договоров и сделок подтверждалась по старой традиции наличием свидетелей и принесением клятв богам. Традиция использования печатей в переписке, вероятно, также ещё не сложилась.

Ранние княжеские печати.

Новые принципы оформления печатей складываются после Крещения Руси. Их мы можем увидеть уже на самых ранних дошедших до нас великокняжеских печатях, принадлежавших Святополку Окаянному (1015-1019) и Ярославу Мудрому (1019-1054). Обе буллы несут на себе изображение владельца. На печати Святополка оно обобщено и явно скопировано с иконографии византийских императоров. Миниатюрный портрет на печати Ярослава является самостоятельным произведением русского мастера. Резчик изобразил князя с длинными усами, в плаще и коническом шлеме, надпись по сторонам фигуры сообщает нам имя и титул владельца: «Ярослав князь русский». Это единственное его прижизненное изображение, сохранившееся до наших дней. На оборотных сторонах печатей Святополка и Ярослава изображены их небесные покровители – святые Пётр и Георгий. С первой четверти XI века подобные изображения становятся неотъемлемым элементом княжеской сфрагистики – под влиянием византийских традиций христианская символика становится практически обязательной для русских княжеских регалий, в том числе и для печатей. Поздние печати Ярослава Мудрого демонстрируют ещё большее проникновение христианства в княжескую культуру. Портрет князя на них был заменён благопожелательной надписью на греческом языке: «Господи, помоги рабу своему Георгию» – титул на печати отсутствует, и великий киевский князь смиренно назван рабом Господа.

Печати второй половины XI – начала XII века принадлежали преимущественно сыновьям, внукам и правнукам Ярослава Мудрого. Они отличаются ярким самобытным стилем и многообразием сюжетов. Наиболее широкое распространение в княжеской сфрагистике этого периода получил вариант печати с благопожелательной надписью, причём на более поздних буллах текст передаётся уже не на греческом, а на русском языке. В скромные тексты благопожелательных надписей постепенно включаются и княжеские титулы, иногда весьма пышные. Так, на одной из печатей Олег Святославич имеет титул «архонта Матрахии и Хазарии». На ранней печати Владимир Мономах назван «благороднейшим архонтом России». Его отец, Всеволод Ярославич, в титуле одной из своих булл назван «архонтом Всея Руси».

Ещё одна группа булл второй половины XI века имеет архаичный облик. Цветочные розетки на некоторых печатях Изяслава Ярославича восходят к древней солярной символике, другие разновидности его печатей украшены княжеским трезубцем. На нескольких печатях можно увидеть парадные изображения самих князей. Святослав Ярославич изображён в рост, в богато расшитом княжеском кафтане и шапке, с крестом в руке. Его сын, Олег Святославич, также изображён в рост, левой рукой он прижимает копьё к плечу, в правой – держит  увенчанную крестом державу.

Особую группу составляют печати конца XI – начала XII столетий с надписью «Дьнѣслово». Исследователи полагают, что их появление связано с попыткой унификации типов булл, проведённой во время киевского княжения Святополка Изяславича (1093-1113). Редкие для древнерусской светской сфрагистики некняжеские буллы известны по печатям боярина Ратибора, связанного в своей деятельности с Киевом, Тмутараканью и Переяславлем, и по загадочным печатям протопроедра Евстафия, большая часть находок которых концентрируется в пределах Новгородской земли.

 

II


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.