Марта - День Конституции Республики Беларусь — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Марта - День Конституции Республики Беларусь

2022-12-30 27
Марта - День Конституции Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Марта - День Конституции Республики Беларусь

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в год 25-летия нашего Основного закона (в 2019 году): «Конституция, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».

Справочно.

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Справочно.

Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

Конституционное устройство Республики Беларусь
в начале 1990-х годов

В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.

Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

Справочно.

Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.

В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы.

14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.

Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

Справочно.

Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.

Наиболее часто встречаемыми предложениями, высказанными на дискуссионных площадках по всей республике в рамках направления «Конституционная реформа и партийное строительство», стали:

развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);

перераспределение полномочий Президента, Парламента
и местных властей;

переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);

увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;

придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;

введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;

введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;

введение моратория на смертную казнь.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Во время своего выступления на шестом Всебелорусском народном собрании в феврале 2021 г. А.Г.Лукашенко отметил: «В течение этого года проект Конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года, как минимум, мы вынесем его на референдум».

При этом Президент обратил внимание, что под новую Конституцию придется переформатировать многие законы, изменить законодательную базу: «Я уверен, что мы это способны сделать в течение будущего года».

Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.

В частности, белорусский лидер высказался о партийном строительстве в Беларуси. Он считает, что все нужно делать постепенно, и общество должно созреть для тех или иных изменений, в том числе выборов по партийным спискам. Так, по данным проведенного накануне собрания масштабного социологического исследования, уровень доверия партиям со стороны людей – от 3 до 6%. «Когда мы увидим реальные партии, тогда мы будем говорить, что нам надо избирать в парламент, в местные Советы по пропорциональным спискам, – убежден белорусский лидер. – Для этого надо подготовить общество, оно должно быть зрелым».

Также Глава государства предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом. Он акцентировал внимание на том, что сейчас, по данным соцопросов, чуть меньше половины населения поддерживают данную идею, еще около 30% не определились по данному вопросу. «Но я как Президент предлагаю и настаиваю, чтобы оно имело конституционные полномочия. При этом я убедительно вас прошу, чтобы вы ни в коем случае не торопились, принимая те или иные решения», – обратился белорусский лидер к делегатам собрания.

Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.

В этой связи А.Г.Лукашенко считает, что нельзя ослаблять пост Главы государства. «Это буду не я. Это будет другой президент. Поэтому не пришивайте это ко мне. Будет другой глава государства, но он должен быть главой государства. Он должен, как сейчас, отвечать за главные направления развития. Всебелорусское народное собрание должно быть стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну», – заявил А.Г.Лукашенко.

Вместе с тем Президент отметил, что к власти должно приходить новое поколение, и это должен определить народ на честных и открытых выборах после отработки необходимых законов и Конституции: «Я понимаю, что мы живем в переходный период. Надо сделать так, чтобы новое поколение пришло к власти. Это неизбежно. И народ должен определиться, кто от нового поколения придет во власть».

*****

А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.

Являясь сторонником обдуманных решений и эволюционных изменений, белорусский лидер подчеркнул: «Надо взять голову в руки и, создавая новую Конституцию, четко понять, чего мы хотим, какая должна быть страна. Я готов на все. Только не потерять суверенитет и независимость. … Все перемены пойдут от Конституции, а не от майдана. И я постараюсь сделать все, чтобы этого майдана не было».

Конституция – «сложнейший документ, который должны сотворить специалисты. Но специалистам нужен заказ от нашего общества, а заказ – это те проблемы, которые мы поднимаем снизу. И таким образом мы вовлекаем миллионы людей не только в обсуждение Конституции, но и ее формирование».

«Новую Конституцию мы примем, жизнь у нас будет двигаться вперед. Но без всякой ломки и катастроф – белорусам это не надо», –отметил белорусский лидер.

 

марта - День Конституции Республики Беларусь

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в год 25-летия нашего Основного закона (в 2019 году): «Конституция, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».

Справочно.

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Справочно.

Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

Конституционное устройство Республики Беларусь
в начале 1990-х годов

В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.