Понятие международной системы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие международной системы

2022-12-30 63
Понятие международной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Международная система в широком смы сле представляет собой целостную совокупность, включающую:

а) самых разнообразных субъектов международной системы: суверенные государства; объединения государств, не являющихся субъектами международного права (например, Движение неприсоединения, "Группа 77", государства, не имеющие выхода к морю, и др.); нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности (например, арабский народ Палестины, народ Западной Сахары, курды); универсальные и региональные международные межправительственные организации (например, Организация Объединенных Наций, Международная организация труда, Лига арабских государств и др.); государственно-подобные образования (например, Ватикан, в прошлом вольные города Краков и Данциг, Свободная территория Триест, Западный Берлин); многочисленные международные неправительственные организации (например, Международная ассоциация юристов-демократов, "Гринпис", молодежные, женские, студенческие, ветеранские организации и др.); международные конференции, комитеты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различных государств и др.;

б) разнообразные отношения между субъектами международной системы: политические, экономические, торговые, научно-технические, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и нематериального характера во всем их многообразии;

в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы.

Международная система в узком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую:

а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права;

б) отношения между субъектами международного права - международные отношения;

в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).

Обратим внимание: международные системы формируются после состоявшихся крупных мировых событий и принятых после этого документов, имеющих международное значение.

2).Вестфальская система международных отношений.

Вестфальская сис тема международных отношений возникла после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г. Ей присуща идея баланса сил.

В 1638 Папа Римский и датский король призвали к прекращению войны. 25 декабря 1641 состоялось подписание предварительного мирного договора, по которому император, представлявший также Испанию, а с другой стороны Швеция и Франция заявили о своей готовности созвать в вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке конгресс для заключения всеобщего мира. Итог переговоров - самое представительное совещание в истории Европы: на нём присутствовали делегации 140 субъектов империи и 38 других участников.

Заключенный 24 октября 1648 года одновременно в Мюнстере и Оснабрюке мирный договор вошёл в историю под наименованием Вестфальского.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн человек (40% населения). Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Шведы сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы, рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародёров являлись деревни.

       В армиях противоборствующих сторон свирепствовали эпидемии: сыпной тиф. бубонная чума, цинга и сыпной тиф, вспышками дизентерии и сыпного тифа.

В то же время Тридцатилетняя война стала пиком эпохи наёмных армий. Обе стороны использовали ландскнехтов, набиравшихся из различных социальных слоёв без оглядки на вероисповедание. Они служили за деньги и превратили военное дело в профессию. Само понятие «мародёрство» родилось в эту эпоху. Его происхождение связывают с одним из двух командиров, носивших фамилию Мероде и принимавших участие в грабежах: это немецкий генерал граф Иоганн Мероде или шведский полковник Вернер фон Мероде.

Изучение военными теоретиками успехов шведских войск под руководством Густава Адольфа дало свои результаты. Передовые армии Европы стали делать основную ставку на повышение эффективности огня. Увеличилась роль полевой артиллерии. Изменилась структура пехоты — к концу войны мушкетёры стали численно преобладать над пикинёрами.

В ходе войны армии часто были вынуждены отступать из-за отсутствия снабжения даже после побед. Многие государства по примеру Густава Адольфа стали создавать организованное снабжение войск боеприпасами и провиантом. Стали появляться «магазины» (склады военных запасов), выросла роль транспортных коммуникаций. Кроме того, магазины и коммуникации стали рассматриваться как объекты атаки и обороны. Серией искусных манёвров можно было прервать снабжение противника и заставить его отступить, не потеряв при этом ни одного солдата. Появилось понятие «манёвренная война».

       Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях.

Вестфальский мир, закрепленный подписанием Мюнстерского договора 15 мая 1648 г., ознаменовал начало новой международной политической системы, в основу которой была положена идея «национального государства».

  В озникла система отношений, основные принципы которой, пусть и с существенными изменениями и некоторыми оговорками, продолжают существовать и функционировать до сих пор.

Получил закрепление с МО принцип национального суверенитета - каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Этот принцип не предполагал наличия еще какой-либо высшей власти.

       В основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики: наличие территории; населения, проживающего на данной территории; легитимное управление населением; признание другими национальными государствами. При отсутствии хотя бы одной из этих характеристик государство перестает существовать, или становится резко ограниченным в своих возможностях.

Основой государственно-центристской модели мира стали «национальные интересы», по которым возможен поиск компромиссных решений (а не ценностные ориентиры, в частности религиозные, по которым компромиссы невозможны).

       Ключевыми особенностями возникшей системы международных отношений стало:

доминирование в ней современных «национальных» государств (обладавших полным суверенитетом, едиными механизмами административного управления, постоянными профессиональными армиями, рациональной бюрократией, определенными и международно-признанными границами и т. д.), своеобразная деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики,

а также постепенное формирование баланса сил (равновесия сил) в отношениях между наиболее сильными европейскими державами или их коалициями.

       С Вестфальского мира система международных отношений окончательно оформилась как государство-центристская система. Главным субъектом международных отношений с этого периода становится суверенное государство.

       Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала, в общем, не таким уж редким явлением в случаях, когда усиление одной из держав грозило всему «европейскому равновесию». Собственно, сама возможность перманентных политических рокировок и эволюции межгосударственных союзов была частью политики равновесия. Суть ее сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.

Концепция «баланса сил», доминировавшая в общественно-политической мысли Европы, по крайней мере, с конца XVII в. способствовала заметному изменению характера войн и в целом международных конфликтов на континенте. Даже в наиболее крупных и кровопролитных конфликтах рассматриваемого периода цели сторон неизменно оказывались сравнительно ограниченными, не предусматривавшими полного разгрома противника.

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствам. C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

Конец бесконечного разорения Европы в войнах. Признание ограничений, предлагаемых международным порядком, всеми основными державами.

Результатом войны стало то, что свыше 300 мелких германских государств получили фактический суверенитет, при этом номинально подчиняясь Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

3). Венская система международных отношений

Венская система международных отношений - система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814—1815 гг. Где участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи.

1. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие «великие державы» (тогда - в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания),

2. Окончательно оформилась многосторонняя дипломатия (между отдельными государствами и коалициями государств).

3. Первый пример коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны.

4. Систематизированы и унифицированы дипломатические ранги (посол, посланник и поверенный в делах) и четыре типа консульских учреждений. Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая вализа.

        Началась эпоха «Европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами. Ответственность за мир полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру.

В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не в нарушение при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.

Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.

Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленения или ликвидацию другой большой державы.

Во времена существования Венской системы понятия политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой баланса сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.

Венская международная система имела целью утверждение установленного в результате наполеоновских войн соотношения сил, з акрепления границ национальных государств. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее

Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй.

Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская (1876), Немецкая (1871), Французская (1852). В 1877 г. турецкий султан взял себе титул «Император османов». Россия стала империей значительно раньше — в 1721 г.

Невзирая на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристский характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Позже она интегрировала к сфере своего действия Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Америку.

Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай, который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония, которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.

На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй.

При развитии Венской системы её участники были одинаковы по сущности (монархии), поэтому долгое время она была однородна.

Исследователи отмечают исключительную стойкость системы. Несмотря на войны, революции, международные кризисы система МО осталась практически неизменной. Фактически с момента Венского конгресса до начала Первой мировой войны перечень ведущих держав не изменился.

Те принципы, которые разделяли правящие элиты ведущих держав, отличались схожестью в видении международных ситуаций, что приводило к стремлению ведущих держав решать международные проблемы путем компромиссов и коалиционных соглашений.

Время существования европейского концерта стало периодом развития классической дипломатии. Система Европейского концерта охватывала политическую сферу, и влияние внутриэкономических процессов на внешнюю политику было опосредованным, проявлялся только в наиболее кризисных ситуациях. Сфера дипломатии имела исключительную автономию в решении определенных проблем. Поэтому дипломаты не были ограничены какими-то внутриполитическими или экономическими факторами.

В период существования системы Европейского концерта были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами единые нормативные акты о мирном разрешении конфликтов, а также о ведении военных действий, об обращении с пленными и др.

 

 

4). Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Итоги Первой Мировой войны были документально изложены Версальском договоре, который говорил, что в отношении Германии должны быть предприняты самые жесткие и даже унизительные меры принуждения к миру.

Система Версальского договора стала разрушительной для прав человека и отдельных государств, экономической стабильности во всем мире, целостности земель и вооруженных сил ведущих держав.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.