Классы (углубленный уровень) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Классы (углубленный уровень)

2022-12-30 30
Классы (углубленный уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

Пояснительная записка

В соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з) на обязательное изучение учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования (углубленный уровень) в 10-11 классах отводится 280 часов, из расчета 4 часа в неделю при 35 учебных неделях. (Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего календарного графика на текущий учебный год). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 №413 (с изменениями), Историко-культурным стандартом на основе ПООП СОО  по «Истории» и авторских учебных программ:

– Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–10 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, Е.И. Барыкина. – М.: Просвещение, 2020;

– Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа – М.: Просвещение, 2020.

Программа по истории составлена на уровень среднего общего образования[1].

Структурно предмет «История» на углубленном уровне включает расширенное содержание «Истории» на базовом уровне (курсы всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2019 гг. – «История России»), а также повторительно-обобщающий курс «История. Россия до 1914 года», направленный на подготовку к государственной итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Данная программа составлена в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.06.19 г. № 01-14/1721 о преподавании истории в 10-11 классах в общеобразовательных учреждениях Республики Крым: в 10 классе курсы «История России» и «Всеобщая (Новейшая) история» изучаются в хронологических рамках 1914–1945 гг.; в 11 классе «История России», «Всеобщая (Новейшая) история» – в хронологических рамках 1945–2019 гг. и повторительно-обобщающий курс «История. Россия до 1914 г.».

Общее количество часов в 10 классе – 140, из них на изучение «Всеобщей истории» отводится 44 часа, истории России – 96 часов, в т.ч. резерв – 4 часа. Общее количество часов в 11 классе  – 140, из них на изучение «Всеобщей истории» отводится 31 час, «Истории России» – 52 часа, в т.ч., резерв – 4 часа, «История. Россия до 1914 г.» – 57 часов.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

- учебники

 – Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история.10 класс. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л., Середнякова Е.Г.]: под ред. А.А Искендерова – М, Просвещение, 2019;

 – История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Базовый и углубленный уровни. В 3-х частях./ [М.М. Горинов, И.С. Семененко, М.Ю. Моруков]: под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.

методическое пособие для учителя

- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него пособия

КИМы

- http://fipi.ru/ Открытый банк заданий ЕГЭ;

- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него КИМы

мультимедийное учебное пособие

- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него пособия

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Выпускник на углубленном уровне научится:

- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

- характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

- использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

- определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

- презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

- раскрывать сущность дискуссионных, "трудных" вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

- соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.;

- обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;

- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

- критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

- изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

- самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

- давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

-      использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

- устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

- определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

- знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

- работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

- исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории XX в.;

- корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Класс

ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (44 часа)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 час)

Период завершения индустриального общества и начало формирования постиндустриального информационного общества. Модернизация. Проблема сочетания модернизации и сохранения традиций. Способы решения исторических задач. Движущие силы истории. Главные научные концепции исторического развития в Новейшее время [2] .

т

Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (5 часов)

Выхода (1 час)

Причины экономического кризиса 1929–1933 гг. и его масштабы. Человек и общество в условиях «Великой депрессии». Социально- политические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель – обеспечение прав граждан, социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как идеология и практика государственного регулирования экономики: массовому производству должно соответствовать массовое потребление (спрос).

Тоталитарные и авторитарные режимы – свертывание демократии, государственный контроль, использование насилия и внешняя экспансия. Типы политических режимов, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920–1930-е гг. Тоталитарные экономики.

Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.

Агрессора (1 час)

Конец эры пацифизма и крах Версальско- Вашингтонской системы. Односторонний пересмотр Версальского договора нацисткой Германией в 193З–1936 гг. Оккупация Рейнской зоны. Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения» агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин – Рим – Токио (1937). Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской области Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости чехословацкого государства. Агрессивные действия Италии и Японии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты.

Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры весной-летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939), секретные соглашения к ним и их последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.

  Тема 12. Восток в первой половине XX в. (3 часа)

Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Курс Японии на внешнюю экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и революции в Китае в первой половине ХХ в. Китай после Синьхайской революции. Национальная революция 1925–1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши – капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства. Гражданская война Чан Кайши с коммунистами в 1928–1937 гг. Советское движение и причины его поражения («Великий поход» коммунистов). Агрессия Японии в Северном Китае. Японо- китайская война 1937–1945 гг.

Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.

 

Тема 13. Латинская Америка в первой половине XX в. (2 часа)

Проектная деятельность обучающихся.

Особенности развития латиноамериканских стран в первой половине ХХ в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910—1917 гг. Реформы Л. Карденаса 1934—1940 гг. Развитие Мексики в первой половине ХХ в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция (1933—1934) и её итоги. Демократии и диктатуры в истории Латинской Америки.

 

Тема 14. Развитие культуры в первой трети XX в. (3 часа)

Проектная деятельность обучающихся.

Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале ХХ в. Переход от картины мира, где царит окончательная истина к пониманию мира с точки зрения субъекта. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального (философия жизни, психоанализ).

Формирование новой художественной системы периода модернизма (1880–1960-е гг.). Символизм – идейное направление в литературе, поэзии, музыке.

Появление стиля модерн, основанного на идеях символизма, в пространственных видах искусства – архитектуре, скульптуре, живописи, театре и т. д. Стремление в рамках стиля модерн реализовать стилевое единство, синтез искусств. Появление новых, параллельно с символизмом, направлений в искусстве – импрессионизма, постимпрессионизма.

Рождение искусства авангарда, провозглашающего полную свободу творческого самовыражения (абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.). Идеи переустройства мира в конструктивизме.

Интернациональный стиль (функционализм) в архитектуре.

Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. Литература «потерянного поколения». Литература авангарда. Антиутопии в литературе. Кинематограф в начале ХХ века как новый вид массового искусства. Эмиграция научной и культурной элиты в 1930-е гг. в результате наступления тоталитаризма. Нью-Йорк – новый художественной центр мира.

Наука и искусство в тоталитарном обществе: наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

 

Глава III. Вторая мировая война (13 часов)

  Тема 15. Вторая мировая война. 1939–1945 гг. (10 часов)

Причины и характер Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Позиция нейтральных государств. Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Советско-финляндская война и ее международные последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой.

Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. «Линия Мажино». Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию и захват Балкан. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии.

Рост советско-германских противоречий. Планы Германии в отношении СССР. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война – составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт – главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942. Война в Северной Африке.

Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Атлантическая хартия. Ленд-лиз.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии.

Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г.

Тегеранская конференция «большой тройки» 28 ноября – 1 декабря1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции.

Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.

Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. План «Ост». Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Освободительные армии в Греции и Югославии. Партизанская война в Югославии.

Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах

Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера 20 июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии – Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии.

Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в январе-феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трех держав 4-11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в апреле – мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав 17 июля–2 августа 1945 г.

Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад СССР в победу. Итоги войны.

 

Тема 16. Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование (3 часа)

Главный итог Второй мировой войны – разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Договоры с союзниками Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францисская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками Германии. Суды над коллаборационистами в Европе. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.

 

ИСТОРИЯ РОССИИ (96 часов)

Введение. Мир и Россия накануне Первой мировой войны (1 час)

Раздел I. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг. (27 часов)

Тема 1. Россия в Первой мировой войне (4 часа)

Введение. Мир и Россия накануне Первой мировой войны.

Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.

Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов.

Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.

Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинахимперии: восстание в Средней Азии и Казахстане.

Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Крым в годы Первой мировой войны. Участие Черноморского флота в войне. А.В. Колчак. Влияние войны на положение в Крыму. Крым накануне Великой русской революции. Развитие культуры. Наука и образование. Литература и искусство. Архитектура. «Киммерийская школа». М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский, А.А. Спендиаров.

 

Тема 2. Великая российская революция 1917 г. (4 часа)

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции.

Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.

 

Тема 3. Первые революционные преобразования большевиков (1 час)

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

 

Тема 4. Созыв и разгон Учредительного собрания (4 часа)

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

Крым в годы революции. Февральская революция в России и Крыму. Общественно-политическое положение. Формирование и развитие общественных организаций и политических партий. Либерально-демократическое движение. Милли-фирка. Образование Советов, их большевизация. I конференция большевиков Таврической губернии. Влияние событий октября 1917 г. на политическую ситуацию в Крыму. Создание Совета народных представителей, его роль.

Тема 5. Гражданская война и ее последствия (11 часов)

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.

Крым в годы революции и Гражданской войны. Февральская революция и Крым. Крым в 1918г. Провозглашение Социалистической Советской Республики Таврида. Захват немецкими войсками Крыма. Крым в 1919 г. Активная помощь белому движению со стороны Антанты. 1920 г. Закрепление белогвардейских войск в Крыму. Барон П.Н. Врангель. Формирование Южного фронта. М.В. Фрунзе. Наступление Красной армии. Основные боевые операции. Победы Красной армии. Последствия Гражданской войны и иностранной интервенции для Крыма.

Тема 6. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» (2 часа)

«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.

Раздел II. Советский Союз в 1920–1930-е гг. (29 часов)

Тема 7. СССР в годы НЭПа. 1921–1928 гг. (8 часов)

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой социалистического труда).

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП (б) к концу 1920-х гг.

Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодёжная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.

Тема 8. Советский Союз в 1929–1941 гг. (7 часов)

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Ф


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.