Глава 4. Аббатство, двор и сцена — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 4. Аббатство, двор и сцена

2022-12-29 19
Глава 4. Аббатство, двор и сцена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 5. "Королевская музыка"

Глава 6. Зрелость и слава

Глава 7. Конец

Глава 8. Черты эпохи

Глава 9. Музыка и драма

Глава 10. "Дидона" и "Диоклетиан"

Глава 11. Другие оперы

Глава 12. Музыка к пьесам

Глава 13. Оды и кантаты

Глава 14. Церковная музыка

Глава 15. Инструментальные произведения

Глава 16. Стиль и эволюция

Приложение 1. Семья Пёрселла

Приложение 2. Список сочинений Пёрселла

Комментарии


 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Предлагаемый перевод выполнен по изданию: Westrup J. A. Purcell. New York, 1962. Текст несколько сокращен: опущены некоторые малосущественные подробности, изъяты многочисленные ссылки на источники фактического материала (дневники, старинные английские издания и т. п.). В случае необходимости эти и другие сведения (в частности, подробный список вокальных сочинений Пёрселла, включая перечень песен из драматических спектаклей) читатель может найти в оригинальном издании книги, имеющемся в советских библиотеках.

Список сочинений Пёрселла для настоящего издания уточнен и переработан А. Епишиным, им же составлен комментированный именной указатель.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Автор предлагаемой книги Джек Аллен Уэстреп (1904-1975) -известный педагог, профессор Оксфордского и Бирмингемского университетов, редактор ежемесячного музыкального журнала и главный редактор «Новой оксфордской истории музыки», критик и оперный дирижер. Уэстреп писал статьи и книги о музыке. Среди его трудов особое место принадлежит монографии о Генри Пёрселле. Впервые вышедшая в свет в 1937 году, она неоднократно переиздавалась. Свою книгу Уэстреп писал, когда за его плечами был значительный практический опыт. В 20-е годы для Оксфордского оперного клуба он редактировал и готовил к изданию оперы старых мастеров («Орфей» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Купидон и Смерть» Локка и др.), а также дирижировал их исполнением, в 30-е годы он выступал как музыкальный критик. Книга Уэстрепа появилась на кульминационной волне многостороннего и пристального изучения творчества Пёрсёлла.

Гениальный классик английской музыки Генри Пёрселл оставил огромное художественное наследие. Однако после смерти композитора (1695) в памяти соотечественников сохранялось лишь имя его, произведения же почти не исполнялись. Так прошло примерно полтора столетия.

В 1836 году в Лондоне был организован Пёрселловский клуб (просуществовал до 1863 года), усилиями членов которого давались концерты духовной и светской музыки композитора. В своей деятельности клуб сталкивался с большими трудностями. Наследие Пёрсёлла не было собрано и систематизировано: его песни входили в разные собрания и антологии; антемы, находившиеся в репертуаре соборов, существовали в подчас разрозненных рукописных копиях, некоторые партитуры или части партитур исчезли (так, «Королева фей» была обнаружена лишь в 1901 году, подлинная рукопись «Дидоны. и Энея» не найдена до сих пор).

Необходимость систематической и координированной работы по восстановлению в полном объеме наследия композитора вызвала к жизни Пёрселловское общество. Его открытие состоялось в 1876 году. Председателем стал обладавший огромным авторитетом Джордж Гроув, известный прежде всего как организатор и редактор издания английского Музыкального энциклопедического словаря. Комитет общества объединил в своем составе крупнейших профессоров Оксфорда и Кембриджа, ученых-исследователей, композиторов и музыкантов-практиков. Целью своей общество провозгласило собирание и издание произведений Пёрсёлла, а также их исполнение. В течение полувека (1878-1928) общество выпустило в свет 26 томов Полного собрания сочинений композитора, в 1957 году появился 27-й том, еще четыре тома (28-32) вышли в 1958 году.

По мере публикации сочинений Пёрсёлла стали появляться труды о нем. Первая такая работа принадлежит Уильяму Хэймену Каммингсу. Ее три издания вышли в свет в 1881, 1911 и 1923 годах. Выдающийся деятель английской культуры, органист, хормейстер и дирижер общества «Священная гармония», певец-тенор, участвовавший в исполнении пассионов Баха, ораторий Генделя и Мендельсона, од и антемов Пёрсёлла, Каммингс был одним из главных, если не самым главным деятелем общества. И когда в 1887 году Пёрселловское общество было реорганизовано, Каммингс стал его главным редактором. Под его редакцией были опубликованы клавир «Дидоны и Энея» и три тома из Полного собрания сочинений.

В 1904 году появилось исследование о музыке Пёрселла к драмам, автором которого был Уильям Баркли Сквайр - почетный секретарь общества. (Его имя связано с изданием ценной коллекции верджинелной музыки от елизаветинской до пёрселловской эпохи - двухтомной «Книги Фитцуильяма».) Под редакцией Сквайра в Полном собрании была опубликована одна из од св. Цецилии, трио-соната и кэтчи. Параллельно этому исследователь опубликовал статью «Пёрселл - теоретик», а также работы о «Королеве фей» и «Дидоне».

Другой активный член Пёрселловского общества, Годфри Эдвард Пэлью Аркрайт, опубликовал в 1910 году работу о духовной музыке композитора. Эта книга родилась как итог длительного и кропотливого труда над 25 томами произведений староанглийских мастеров (выходили с 1889 по 1902 год) и подготовкой к печати антемов и других духовных сочинений Пёрселла.

В дальнейшем множилось количество исследований, появлявшихся по следам деятельности Пёрселловского общества. Книга Денниса Арандёлла, опубликованная в 1927 году, создана организатором и участником сценических постановок «Королевы фей», «Короля Артура», «Дидоны и Энея». Поле изучения расширялось, и творчество Пёрселла начали рассматривать в контексте прямых и опосредованных связей с историей и культурой Англии. Такова вышедшая в 1932 году монография музыкального критика Артура Кейта Холлэнда. На столь благодатной почве и возникла книга Уэстрепа. Ей предшествовала статья того же автора «Правда и вымысел о Пёрселле» - публикация, свидетельствующая о кропотливой фактологической работе.

С течением времени и за пределами Англии стали появляться труды о Пёрселле. Вот некоторые из них. Работа Дюпре на французском языке (1927), монография Райнхольда Зитца на немецком (1955). Важным событием стало издание в 1963 году в США масштабного «Аналитического тематического каталога произведений Пёрселла» Франклина Зиммермэна (ему же принадлежит и монографическое исследование, изданное в 1967 году). Отныне этот каталог является основой исследования о композиторе, о любом его произведении, любой области творческой деятельности.

Особо важное значение приобрели труды советского ученого В. Д. Конен. Ряд статей о Пёрселле («Британский Орфей», «Пёрселл и английская музыка», «Культура Пёрселловского двора»), опубликованных в авторском сборнике «Этюды о зарубежной музыке» (1975), посвящен наиболее актуальным проблемам личности и творчества композитора. Они образуют своего рода подступы к монографии. В них также определилась в общих чертах глубокая и новая концепция личности и творчества Пёрселла, которая легла в основу книги «Пёрселл и опера» (1978). В этой монографии искусство композитора, представленное сквозь призму одной, но богатейшей области его наследия, дано в многосторонних взаимосвязях с европейской музыкальной культурой, с ее опытом. В книге раскрыты пути дальнейшего, послепёрселловского развития не только английской, но европейской школы в целом. Впервые в музыкознании фигура Пёрселла - несмотря на специальный угол преломления научно-исследовательской проблематики - возникла на столь ярком и интенсивно насыщенном историко-теоретическом и социально-культурном фоне.

Естественно, что названные выше новые, появившиеся в последние два десятилетия труды о Пёрселле учитывают все ранее накопленное, в том числе - и, наверное, прежде всего - монографию Уэстрепа. Содержащиеся в ней данные и факты творческой биографии композитора уточнялись. И все же книга выдержала испытания временем. Она остается одной из наиболее фундаментальных и одновременно увлекательных книг о Пёрселле.

 

Л. Ковнацкая

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.