МинОбрНауки Российской Федерации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

МинОбрНауки Российской Федерации

2022-12-29 30
МинОбрНауки Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МинОбрНауки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

 

Медико-психолого-социальный институт (МПСИ)

Кафедра психологии и социальной работы

 

 

УТВЕРЖДАЮ: Директор Медико-психолого- социального института Килина О.Ю. 25 августа 2020 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Б1.Б.1Методологические проблемы психологии

 

 

 

Направление подготовки 37.04.01 – психология

Магистерская программа «Клиническая психология»

 

 

Курс ____1___

Форма обучения __очная_________

 

Общая трудоемкость по ФГОС ВО: ____72_____ часа

                                                             2 зач.ед.


 

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО для направления37.04.01 – Психология,утверждена приказом Минобрнауки России от 23.09.2015 № 1043, зарегистрированным в Минюсте РФ 12.10.2015 № 39285

 

 

2. Разработчик рабочей программы:

       Профессор психологиии социальной работы                                В.Г. Морогин

(должность)                              (кафедра)                       (подпись)                        (Ф.И.О.)

 

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры _____психологиии социальной работы _____________

_____24.08.2020________протокол №___1_____

 

Зав. кафедрой ________________         ________Т.А.Фотекова_______________

                                          (подпись)                                                  (Ф.И.О.)

 

4. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры _____________________________________________протокол № ______дата ___________

 

Зав. кафедрой _________________       _______________________

                                           (подпись)                                      (Ф.И.О)


 

Пояснительная записка

 

1.1. Цели учебной дисциплины

 

Цель курса – освоение студентами, обучающимися по программе магистратуры,системы знаний о методологии научного исследования, о современных подходах к научному познаниюзаконов психики, об основных проблемах современной психологии и возможных путях их решения.

В процессе изучения модуля «Методологические проблемы психологии» формируются следующие компетенции – способность и готовность:

· к абстрактному мышлению, анализу, синтезу(ОК-1);

· действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения(ОК-2;

· к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала(ОК-3);

· к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения(ОПК-3);

· анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии(ПК-1);

· к созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки(ПК-4);

· представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения(ПК-5).

 

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Предполагается, что по окончанию изучения курса магистранты будут:

Знать

  • законы логики, владеть логическимиоперациями;
  • законы творческого мышления и принципы нравственной ответственности за принятые решения;
  • законы самоактуализации и характеристики самоактуализирующейся личности;
  • теорию и методологию психологического эксперимента,современные методы исследования;
  • теориюи историю психологии;
  • структуру и содержание научных документов, периодических изданий по психологии.

Уметь

  • строить логически непротиворечивые суждения;
  • находить нетривиальные решения;
  • видеть возможные пути творческого развития личности;
  • грамотно планировать психологическое исследование;
  • видеть перспективу в развитии психологического знания;
  • обобщать научную информацию, проводить литературный и патентный поиск.

Иметь опыт (владеть)

  • ведения дискуссии, владеть логически выверенной аргументацией;
  • принятия решения в нестандартных ситуациях;
  • «пиковых» переживаний;
  • подготовки экспериментального плана исследования;
  • научного анализа психологических проблем;
  • работы с научной литературой.

 

1.3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

 

Дисциплина «Методологические проблемы психологии» предусмотрена учебным планом подготовки магистров по профессионально-образовательной программе направления37.04 – «Психология», магистерская программа 37.04.01 – «Клиническая психология». Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВОна основе учебного плана.

Содержание курса «Методологические проблемы психологии» имеет общепрофессиональную и общекультурную направленность. Владение основными методологическими категориями и принципами является необходимым условием осуществления любого научного исследования. Знаниесовременной методологии психологического исследования, ее актуальных проблеми путей решения существенно повышают профессиональную компетентность будущего магистра психологии.

Изучение курса связано с такими дисциплинами, как «История психологии», «Философия», «Общая психология», «Экспериментальная психология».

Курс «Методологические проблемы психологии» теоретический, он предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, защиту реферата, экзамен.

Программа курса предлагает большой объем теоретического материала, побуждающего магистрантов к самостоятельному анализу проблем и способствующего формированию творческого мышления.

Курс нацелен на освоение магистрантами методологических знаний и стоящих перед современной наукой проблем, на формирование у них умений и навыков теоретического обоснования и планирования научных исследований.

В процессе изучения курса используются такие организационно-методические виды аудиторной работы, как лекции и семинары, которые могут проводиться как в традиционном варианте, так и форме групповой дискуссий.

К внеаудиторным формам обучения относится самостоятельная подготовка, работа над рефератом, конспектирование первоисточников.

В соответствии с учебным планом курс «Методологические проблемы психологии» преподается в 1 семестре, итоговой формой отчетности является экзамен.

Учебный курс рассчитан на 72 часа.

 

2.Организационно-методический план ОФО

 

Вид

учебной работы

Кол-во

часов

№ семестров (по учебному плану)

1   3 4
I. Аудиторная:          
лекции 18 18      
семинары 18 18      
практические занятия          
лабораторные работы          
ИТОГО: 36 36      
II. Внеаудиторная:          
самоподготовка:          
самостоятельное изучение разделов 6 6      
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий 6 6      
 подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. 18 18      
подготовка к экзамену 6 6      
другие виды внеаудиторной работы          
ИТОГО: 36 36      
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (зачет) Экзамен Экзамен      
Общая трудоемкость дисциплины: 72 72      

 

3.Структура учебно-методического комплекса дисциплины

 

п/п

Составляющие УМКД

Информация об издании

Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1

Программный элемент

1.1 Рабочая программы учебной дисциплины Морогин В.Г. Методологические проблемы психологии. Рабочая программа учебной дисциплины. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017(рукопись, электронная версия). Кафедра Образовательный портал http://edu.khsu.ru/Eumk
2

Теоретический элемент

2.1 Учебник (основной*) Артемьева О.А. Методологические проблемы психологии: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 316с. Библиотека
2.2 Учебник(и) (дополнительные) Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. Учебное пособие. М.: Смысл, 2005. 287с. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2004. 424с. Мазилов В.А. Методологические вопросы психологии. Ярославль, 2005. 122 с. Морогин В.Г.Клиническая психология. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014. 184 с. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357 с. МорогинВ.Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности Часть I //Социальный психолог. Вып.1 (13). Ярославль. 2007. С.27-39. МорогинВ.Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности. Часть II // Социальный психолог. Вып.1 (15). Ярославль. 2008. С.19-30. Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль, 2005. Библиотека
2.3 Презентации лекций   УМКД http://edu.khsu.ru/Eumk
3

Практический элемент

3.1 Сборник планов практических занятий     Учебно-методическое пособие по экспериментальной психологии Морогин В.Г. Методологические проблемы психологии. Рабочая программа учебной дисциплины. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017(рукопись, электронная версия). Морогин В.Г. Методологические основы психологии. Учебное пособие. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017(рукопись, электронная версия). УМКД http://edu.khsu.ru/Eumk     Библиотека
4

Методико-технологический элемент

4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины, по конспектированию первоисточников, методические рекомендации для преподавателя Морогин В.Г. Методологические проблемы психологии. Рабочая программа учебной дисциплины. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017(рукопись, электронная версия). УМКД http://edu.khsu.ru/Eumk

 

4. Тематический план

 

Название раздела и темы

Количество часов

Всего

Ауд.

Самостоятельная

Лекции

Практические

Раздел I. Психология – наука XXIвека

16 2

6

8
 

Современные тенденции развития психологической теории

  2

2*

 
   

Сближение предмета естественных и гуманитарных наук

   

 

 
   

Актуальная трактовка психофизической проблемы

   

 

 
   

Методологический плюрализм в психологии

   

 

 
   

Проблемы био-психо-социального подхода в психологии, педагогике и медицине

   

 

 
 

Общенаучные методологические принципы

   

2*

 
   

Простота научных конструкций

   

 

 
   

Идеализация предмета научного исследования

   

 

 
   

Проверяемость научной теории

   

 

 
      непротиворечивость    

 

 
      предсказательная сила    

 

 
      интерсубъектная проверка    

 

 
   

Преемственность научного знания

   

 

 
   

Согласие научного сообщества

   

 

 
 

Объяснительные принципы современной психологии

   

2*

 
   

Генетический

   

 

 
   

Детерминизм

   

 

 
   

Системность

   

 

 
   

Интенциональность

   

 

 

Раздел II. Методология психологии в XXIстолетии

16 4

4

8
 

Современные представления о научной парадигме

  4

 

 
   

Учение о классической, неклассической и постнеклассическойрациональности

   

 

 
   

Смена парадигм в истории науки и культуры

   

 

 
   

Истина и истинность, постнеклассческая концепция истинности

   

 

 
 

Методологические проблемы психологии периода постмодернизма

   

4

 
   

Многообразие способов получения и интерпретации психологического знания

   

 

 
   

Критерии научности психологического знания

   

 

 
   

Проблема предмета психологии

   

 

 
      Что должна изучать научная психология в XXIвеке    

 

 
      Теория и методология психологии    

 

 
   

Проблема метода в современной психологии

   

 

 
      Классификации психологических методов    

 

 
      Методология и метод    

 

 
      Метод и методика    

 

 
      Объективность психологического исследования    

 

 

Раздел III. Базовые категории современной психологии

20 2 8

10

 

Активность, поведение, деятельность

    4*

 

   

Методологические проблемы психологии активности

     

 

   

Парадоксы теории деятельности

     

 

   

Системно-генетический подход

     

 

 

Сознание и бессознательное

  2  

 

   

Современные точки зрения на проблему сознания

     

 

   

Происхождение и генезис сознания

     

 

   

Палеопсихология Б.Ф. Поршнева

     

 

 

Личность

    4

 

   

Структура личности

     

 

   

Уровни личности

     

 

   

Формы проявления личности

     

 

Раздел IV. Психологическая метатеория

20 10  

10

 

Формально-динамическая сфера личности

  2  

 

   

Свойства нервной системы

     

 

   

Темперамент

     

 

   

Характер

     

 

 

Аффективная сфера личности

  2  

 

   

Эмоции

     

 

   

Чувства

     

 

   

Отношения

     

 

 

Когнитивная сфера личности

  2  

 

   

Задатки

     

 

   

Способности

     

 

   

Интеллект

     

 

 

Ценностно-потребностная сфера личности

  4  

 

   

Побудительные силы личности: инстинкт, драйв, потребность, ценность

     

 

   

Потребность и мотив

     

 

   

Потребность и ценность

     

 

   

Идентификация и идентичность

     

 

   

Социализация и самоактуализация

     

 

 

 

72 18 18

36

                 

* – занятия в интерактивной форме

 

5.Содержание теоретических разделов дисциплины

 

Раздел 1. Психология – наука XXI век а

Современные тенденции развития психологической теории.Сближение предмета естественных и гуманитарных наук.Актуальная трактовка психофизической проблемы.Методологический плюрализм в психологии.Проблемы био-психо-социального подхода в психологии, педагогике и медицине.Общенаучные методологические принципы.Простота научных конструкций.Идеализация предмета научного исследования.Проверяемость научной теории:непротиворечивость,предсказательная сила,интерсубъектная проверка.Преемственность научного знания. Согласие научного сообщества. Объяснительные принципы в современной психологии: генетический принцип, детерминизм, системность, интенциональность. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Системный, многоуровневый и вероятностный характер психического детерминизма. Принцип историзма как конкретизация детерминизма в учении об общественно-исторической обусловленности психики. Единство сознания и деятельности как принцип причинности в психологической теории деятельности. Принцип отражения как взаимодействие субъекта и объекта. Принцип субъектности. Принцип активности.Единства внешнего и внутреннего (принцип реконструкции). Принцип развития. Эволюционно-генетический подход в психологии. Основные характеристики развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, гетерохронность. Стихийное и управляемое развитие. Сущность генетического метода в психологии. Созревание и развитие. Обучение, воспитание, социализация. Системный подход: определение системы, виды систем. Живые и неживые системы. Естественные и искусственные системы. Саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы. Системный анализ: элемент, совокупность, структура, иерархия, система, целостность, эмерджентность. Реализация системного подхода в психологических концепциях: принцип целостности в гештальтпсихологии,принцип системного строения высших психических функций; принцип системно-динамической локализации психических функций. Понимание психики как системного качества: целесообразность, плодотворность и ограничения применения системного подхода в психологии.

 

Раздел 2. Методология психологии в XXI столетии

Наука как система предметных знаний. Наука как род человеческой деятельности. Наука как социальный институт. Наука и научный метод.Критерии научного знания: объективность, обобщенность, надежность, согласованность, формальный характер. Понятие методологии науки. Методология науки и науковедение. Философия, мировоззрение и наука. Теория и методология.Методология и метод.Метод и методика. Теория как система представлений о природе феномена. Пути построения научной теории. Методология как учение о методе. Иерархия методологического знания: философская методология, методология конкретных наук, процедуры и методики исследования. Общенаучные методологические принципы: простота, идеализация, проверяемость, преемственность, согласие научного сообщества. Дескриптивная и нормативная методология как область научного познания. Позитивизм и неопозитивизм как признание однонаправленной зависимости теоретического знания от эмпирического. Научная революция ХХ века и появление неклассического естествознания. Принцип верификации. Факты, квазифакты, артефакты. Постнеклассическая стадия развития науки. Принцип фальсификации К. Поппера. «Утонченный» фальсификационизм И. Лакатоса. Концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения. Понятие парадигмы. Современные представления о научной парадигме.Естественно-научная и гуманитарная парадигма: позитивизм и феноменология; точные и естественные науки; история, социология, психология. Номотетический и идиографический подходы в психологии. Прогрессивная и реакционная функции научной парадигмы. Стадии развития и смена парадигм: «нормальная» и «экстраординарная» наука; научная революция. Изменения в научном мире под влиянием новой парадигмы: роль старых теорий, пристрастный характер отбора научных фактов. «Философия науки» Ф. Франка: невозможность выведения научной теории из имеющихся научных фактов; аксиоматический путь построения научной теории; спекулятивность научных гипотез; научная и метафизическая спекуляция. «Анархистская теория познания» П. Фейерабенда: вредность преемственности в науке; принципы «упорства» и «методологического анархизма»; ценность древних научных теорий; необходимость соединения «восточной духовности» с «западным прагматизмом». Ньютоно-картезианское и холистическое мировоззрение в науках о человеке: ньютоно-картезианская парадигма в медицине и психологии, концептуальный «пуританизм»; гуманистическая парадигма в медицине, психологии и педагогике. Концепция классической, неклассической и постнеклассической рациональности В.С. Степина.Истина и истинность. Постнеклассическая концепция истинности. Способы проверки истинности: операционализация, верификация, фальсификация. Понятие валидности научного исследования. Виды валидности: внешняя, экологическая, внутренняя, конструктная (теоретическая). Надежность. Репрезентативность. Смена парадигм в истории науки.Синкретическая и теоцентрическая традиции. Культурно-научная парадигма модернизма. Постмодернизм. Пост-постмодернизм.Методология психологии. Специфика психологического знания.Многообразие способов получения и интерпретации психологического знания.Научное и ненаучное психологическое знание.Критерии научности психологического знания.Методологические проблемы психологии периода постмодернизма.Проблема предмета психологии.Что должна изучать научная психология в XXIвеке.Проблема метода в современной психологии. Понятие метода в узком и широком смысле. Метод как общий подход к изучению явления. Методика как реализация метода в конкретной экспериментальной процедуре. Проблема метода в психологии. Классификации психологических методов. Традиционная классификация. Классификация С.Л. Рубинштейна. Классификация Б.Г. Ананьева. Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского. Классификация В.Н. Дружинина. Объективность психологического исследования.

 

Раздел III. Базовые категории современной психологии

Активность, поведение, деятельность.Активность как способ функционирования живых организмов. Активность и реактивность. Методологические проблемы психологии активности. Активность живых и неживых систем. Поведение в естественных и искусственных системах. Поведение как внутренне мотивированная активность. Инстинктивное (реактивное) поведение. Приспособительное (проактивное) поведение. Деятельность как осознанная, мотивированная и целенаправленная активность. Атрибуты деятельности:субъективность, предметность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность, социальность. Опредмечивание и распредмечивание. Интериоризация и экстериоризация. Классификация видов деятельности. Сущность деятельностного подхода к изучению психики. Парадоксы теории деятельности.Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности. Общение как деятельность типа «субъект-субъект».Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Системно-генетический подход к анализу поведения и деятельности. Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Отражение и взаимодействие. Активные и страдательные компоненты отражения. Специфические черты психического отражения. Теория специфических энергий и концепция уподобления органов чувств свойствам воспринимаемых объектов. Сознательное отражение как форма деятельности. Образ и деятельность. Проблема адекватности психического образа. Личность.Узкая и широкая интерпретация личности. Уникальность и неповторимость личности. Личность как продукт социализации. Сущность воспитания личности. Личностный и деятельностный подходы в психологии. Сознание как высшая ступень развития психики. Четыре признака сознания. Сознание как уровень бодрствования. Промежуточные состояния бодрствования. Сознание как способность ориентироваться во времени, пространстве и самом себе. Современные точки зрения на проблему сознания.Происхождение и генезис сознания: коллективное сознание, коллективные представления, коллективная душа. Палеоистория человеческого сознания в работах Б.Ф. Поршнева и Б. Диденко: трупоядение, адельфофагия, интердикция, внушение, 1-я, 2-я и 3-я сигнальные системы. Понятие о бессознательном. Сознание и бессознательное.Психоаналитическая трактовка бессознательного. Вытесненное бессознательное. Защитные механизмы Эго и копинг-стратегии. Социальное бессознательное. Супер-Эго. Коллективное бессознательное. Архетипы. Навыки и автоматизированные действия. Установка и аттитюд.Традиционный и нетрадиционный взгляд на природу психических расстройств. Естественнонаучный подход: психика и мозг. К. Прибрам и У. Пенфилд о субстрате психической деятельности. Проблема этиологии психических заболеваний. Научные и псевдонаучныеобъяснения причин психических расстройств.Механистическая концепция этиологии психических болезней. Био-психо-социальная парадигма. Лечение психических заболеваний. Психиатрия и фарминдустрия. Традиционная психиатрия и трансперсональная психологияо природе состояний измененного сознания.Использование психиатрии в политических целях. Гуманистическая и трансперсональная парадигма.Внутриличностные конфликты и их преодоление, кризис идентичности, личностный рост.

 

Раздел IV. Психологическая метатеория

 

Структура личности. Формально-динамическая сфера личности:свойства нервной системы, темперамент, характер. Стиль поведения. Аффективная сфера личности:эмоции, чувства, отношения. Переживания. Когнитивная сфера личности:задатки, способности, интеллект. Одаренность. Ценностно-потребностная сфера личности.Побудительные силы личности:инстинкт, драйв, потребность, ценность.Потребность и мотив. Мотивация как процесс формирования мотива. Потребность и ценность.Структура ценностно-потребностной сферы личности. Общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ. Архетип и аттитюд. Идентификация и идентичность.Социализация и самоактуализация.Формы проявления личности. Личность и поведение. Личность и деятельность. Уровни интегральной индивидуальности: биологический, психологический, социальный. Духовный уровень самоактуализирующейся личности. Деятельность и творчество.

 

6.Содержание практических разделов дисциплины.

 

Вопросы

к экзамену по дисциплине «Методологические проблемы психологии»

 

1. Современные тенденции развития психологической теории, сближение предмета естественных и гуманитарных наук.

2. Актуальная трактовка психофизической проблемы.

3. Методологический плюрализм в психологии.

4. Проблемы био-психо-социального подхода в психологии, педагогике и медицине.

5. Принцип простоты научных конструкций.

6. Принцип идеализации предмета научного исследования.

7. Принцип проверяемости научной теории.

8. Принцип преемственности.

9. Эволюционно-генетический подход в психологии.

10. Современная трактовка принципа детерминизма.

11. Сущность системного подхода, понятие системогенеза.

12. Принцип интенциональности.

13. Современные представления о научной парадигме, парадигмы как структурные компоненты института науки.

14. Учение о классической, неклассической и постнеклассической рациональности.

15. Смена парадигм в истории науки и культуры.

16. Культурный синкретизм и теоцентризм.

17. Модернизм.

18. Постмодернизм.

19. Научная истина и истинность научного знания, постнеклассическая концепция истинности.

20. Субъект, объект и предмет исследования в классической и постклассической науке.

21. Операционализация, верификация и фальсификация как предполагаемые критерии научности.

22. Институты науки. Конкуренция научно-исследовательских программ.

23. Методологические проблемы психологии периода постмодернизма, многообразие способов получения и интерпретации психологического знания.

24. Современные критерии научности психологического знания.

25. Проблема предмета в современной психологии: что должна изучать научная психология в XXI веке.

26. Теория и методология психологии.

27. Проблема метода в современной психологии: методология и метод, метод и методика.

28. Объективность психологического исследования.

29. Базовые категории современной психологии: активность, поведение, деятельность, личность.

30. Методологические проблемы психологии активности.

31. Поведение и деятельность. Парадоксы теории деятельности.

32. Проблема субъекта деятельности.

33. Системно-генетический подход.

34. Структура личности.

35. Уровни личности.

36. Формы проявления личности.

37. Сознание и бессознательное.

38. Современные точки зрения на проблему сознания.

39. Происхождение и генезис сознания.

40. Психологическая метатеория.

41. Формально-динамическая сфера личности: свойства нервной системы, темперамент, характер.

42. Аффективная сфера личности: эмоции, чувства, отношения.

43. Когнитивная сфера личности: задатки, способности, интеллект.

44. Ценностно-потребностная сфера личности.

45. Побудительные силы личности: инстинкт, драйв, потребность, ценность.

46. Потребность и мотив, потребность и ценность.

47. Идентификация и идентичность.

48. Социализация и самоактуализация.

 

Примерные задания для текущего тестового контроля

 

1. «Любая теория верна, если явление, которое она объясняет, качественно и полно описано» – какой способ построения научной теории предполагает данное суждение?

1. аксиоматический

2. интуитивный

3. иррациональный

4. феноменологический

5. экспериментальный

 

2. Какое название носит общеметодологический принцип «Frustrafitplura, quodfieripotestpauciora» – «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего»?

1. бритва Оккама

2. лезвие Декарта

3. пила Ньютона

4. скальпель Гарвея

5. топор Галилея

 

3. … – формирующийся в процессе социализации общественно полезный мотивационный стереотип, определяющий готовность индивида действовать социально приемлемым образом в конкретной социально-типичной ситуации.

1. архетип

2. аттитюд

3. инстинкт

4. навык

5. ценность

 

4. Что не является побудительной силой личности?

1. драйв

2. инстинкт

3. интеллект

4. потребность

5. ценность

 

5. Какое из определений сознания используется в психиатрии?

1. высшая ступень развития психики, обусловленная общественно-историческими факторами

2. определенный уровень бодрствования

3. способность человека ориентироваться в


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.