Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков

2022-12-20 28
Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Развитие основных компонентов мыслительной деятельности. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности.

Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи.

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные

признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии.

Обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений.

Учить детей обобщать понятия через выделение признаков различия и

сходства. Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Обучение восприятию, оценке ритмов (до четырех ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (с опорой на зрительное восприятие и без).

Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание»

и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний

графическими знаками.

Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и поречевой инструкции: /// ///; // ///; /–; –/; //– –; — –//; –/–/ (где / — громкий

удар,—— тихий звук); ___.; …___;.___.___ (где ___ — длинное звучание,

. — короткое звучание).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука.

    Развитие импрессивной речи

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в

процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного,

предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с

расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о пред-

метах и явлениях окружающего мира.

Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественногочисла прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам,грамматических форм прилагательных, предложных конструкций.

Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов(«Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»).

Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего,прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи,где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).

Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-

за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под(по словесной инструкции и

по картинкам). Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с

использованием графических схем.

Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьши-

тельно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения не-

продуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц, -иц-, -ец- («Покажи,

где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, где сахарница», «Покажи, где

бусы, где бусина», «Покажи, где виноград, где виноградинка»).

Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и

их различения. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-,

от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в

дом, а где выходит из дома», «Покажи, где птичка улетает из клетки, а где

подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»). Обучение

детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных

(Муха больше слона, слон больше мухи); инверсии (Колю ударил Ваня. Кто

драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован

Ваней).

Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по

прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Совершенствование словаря экспрессивной

речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики

(раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность,

но и через уже усвоенные слова).

Развитие экспрессивной речи

Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

•   слов-действий;

•   слов-названий по различным лексическим темам

•   слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий,

желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой,

маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий,горький, соленый, вкусный);

•   личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой,

твой, ваш, наш);

•   наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда,здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение(больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных

(один, два, три).Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два,

три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый— радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.

Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).

Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие

личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность,

хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный,

равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула —

ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, нос у человека — нос у ботинка).

Совершенствование навыка осознанного употребления слов и слово-

сочетаний в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и

словообразования в экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже икосвенных падежах (без предлога и с предлогом).

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящеговремени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблениюи различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов(моет — моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается).

Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще-

ствительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи пред-

логов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за —

из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.

Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-,-ник, -ин, -ц-, -иц-, -ец-).

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с

помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).

Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) иотносительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-,-н-,-ан-, -енн.

Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие

навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с

использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так

как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут,

если их не поливать. Когда закончится дождь, мы пойдем гулять. Так как

Петя заболел, он не пошел в школу.).

Формирование связной речи.

Развитие навыков составления описательных рассказов (по демонстрации действий, серии сюжетных картин, по сюжетным картинам,по игрушкам, на темы из личного опыта).

Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связностивысказывания. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, с опорой визуальный план текста.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение

произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции (или приближенной к правильной) отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми,страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характернарушения мышечного тонуса).

Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-

произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная

работа.

Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).

Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.