Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ключевые слова: флибустьерский промысел, пиратство, каперство, каперские свидетельства, Тортуга, Гаити, Ямайка.

2022-12-20 83
Ключевые слова: флибустьерский промысел, пиратство, каперство, каперские свидетельства, Тортуга, Гаити, Ямайка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В XVII в. Вест-Индия превратилась в арену борьбы между ведущими морскими державами Западной Европы — Испанией, Нидерландами, Англией и Францией. Испания, захватившая земли Нового Света ещё в XVI в., пыталась сохранить за собой исключительные права на их колонизацию и эксплуатацию, а также на мореплавание и торговлю в водах, омывающих указанные территории. С этой целью в 1503 г. в Севилье была учреждена Торговая палата, а в 1511 г. в Мадриде — Совет по делам Индий1. Другие государства не признали монополию испанской короны на грабёж и освоение новооткрытых земель и пытались сломить её с помощью пиратства, каперства и контрабандной торговли1 2.

В первой половине XVII в. характер заморской экспансии противников Испании изменился. Наряду со старыми методами колониального проникновения — разбоем и контрабандой — они стали использовать и новые: мирную колонизацию не занятых испанцами земель, вооружённый захват испанских владений, легальную торговлю со своими колониями и колониями союзников.

Активным субъектом колониальной экспансии в Вест-Индии были флибустьеры (фр. flibustiers, англ. buccaneers) — пираты разных национальностей, обосновавшиеся в первой трети XVII в. на «ничейных» землях Антильского архипелага (на Тортуге, в западной части Гаити и т. д.). Они жили небольшими «братствами», придерживаясь собственных обычаев. Средства к существованию флибустьеры получали в основном за счёт грабежа

Parry J. H. The Spanish Seaborne Empire. Berkeley; Los Angeles, 1990. P. 56 — 64.

Подробнее см.: Marcel G. Les corsaires frangais au XVI siecle dans les Antilles. P., 1902; Newton A. P. The Euro-

Pean nations in the West Indies, 1493—1688. L., 1933; Quinn D. B., Ryan A. N. England's sea empire, 1550 —

L.; Boston; Sydney, 1983; Goslinga C. Ch. The Dutch

In the Caribbean and on the Wild Coast, 1580 — 1680.

Gainesville, 1971; Свет Я. М. Предисловие / / Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968. С. 11 — 12.

испанских торговых судов и прибрежных по-селений3 * * *.

Поскольку главными своими врагами флибустьеры считали испанцев, власти французских, английских и, реже, голландских колоний старались привлечь пиратские команды к участию в антииспанских походах. В военное время они выдавали флибустьерам каперские свидетельства (letters of marque), а в годы перемирий — репрессальные грамоты (letters of reprisal), легализовавшие их деятельность. Каперские и репрессальные свидетельства (грамоты, патенты, лицензии) в документальных источниках рассматриваемой эпохи обычно именовались «поручениями» или «полномочиями» (commissions). Смысл этих документов сводился к официальному разрешению частным лицам снаряжать боевые корабли и охотиться в открытом море за торговыми судами иностранных держав. Если каперское свидетельство узаконивало нападения на неприятельские суда лишь в военное время и отменялось (аннулировалось) после прекращения военных действий, то репрессалия (право на возмездие) могла применяться как в военное, так и в мирное время. Репрес-сальная грамота разрешала захватывать собственность подданных другого государства, если имелись доказательства того, что ранее кто-то из подданных указанного другого государства нанёс ущерб лицу, заявившему о своём праве на возмездие.

Частные боевые корабли и члены их команд во французских и испанских документах именовались корсарами, в голландских — каперами, а в английских — приватирами.

См.: Burney J. The History of the Buccaneers of America. L., 1949; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century. Hamden, Conn., 1966; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60 —90-е годы XVII в.) / / Наука. Релтя. Суспшьство. Донецк, 2005. № 3. С. 39—49; Губарев В. К. Пираты острова Тортуга. М., 2011; Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов». М., 2011.

85

Ещё до получения каперской лицензии судовладельцы обязаны были передать властям сведения о названии своих кораблей, их вооружении, тоннаже, именах капитанов и численности экипажей, а также внести залог в качестве гарантии их «честного поведения». Суда, которые корсары захватывали в открытом море или в гаванях, называли призами (англ. prize — добыча, трофей). Чтобы не быть обвинёнными в пиратстве, корсары обязаны были придерживаться полученных инструкций, не грабить вещи, товары и иные ценности на борту захваченных судов, доставлять добычу в порт приписки и там передавать специальным уполномоченным (комиссионерам) призового суда. Указанный суд устанавливал законность совершённых захватов и стоимость призов, изымал определённый процент с добычи в пользу государства и давал разрешение на продажу захваченных судов и их грузов на аукционе4.

Приобретая каперские поручения, флибустьеры Тортуги, Гаити и Ямайки получали возможность доставлять в дружественные гавани захваченную добычу, сбывать её, а также отдыхать, развлекаться, ремонтировать и снаряжать суда, приобретать провизию, оружие и боеприпасы. Об этом, в частности, сообщает непосредственный участник флибустьерских походов врач А. О. Эксквемелин5. С другой стороны, присутствие в английских, французских и голландских колониях флибустьерских сил было выгодно и местным колониальным администрациям, и правительствам в метрополиях: узаконенные «вольные добытчики» не только доставляли в места базирования деньги, сокровища и товары, сбывавшиеся там за бесценок, но и снабжали власти информацией о степени защищённости вражеских колоний, их экономическом и военном потенциале, людских ресурсах и т. д.6 Кроме того, время от времени, когда из-за военных действий в Европе правительства метрополий не имели возможности выделить для защиты своих колоний ни одного военного корабля, эту функцию брали на себя местные флибустьеры.

Более детально о каперах и призовом судопроизводстве см.: Каченовский Д. И. О каперах и призовом судопроизводстве, в отношении к нейтральной торговле. М., 1855; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part II // The English Historical Review. Vol. XXV. April 1910; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part III / / The English Historical Review. Vol. XXVI. Jan. 1911; Azcarraga y de Bustamante J. L. de. El corso maritimo. Madrid, 1950.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.