Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии.

2022-12-20 19
Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Резюме:

1. Причина кризиса – лежит в развитии прикладной Ψ, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку.

2. Причина кризиса –движущая сила, имеющая не только исторический интерес, но и руководящее – методологическое – значение, (не только создала кризис, но и продолжает определять его дальнейшее течение и судьбу).

3. Этот принцип давит на Ψ и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической Ψ.

 

Принцип практики и философии — еще раз — тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризиса.

Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, — судьба и удел одной психологии; полный отказ от практики и созерцание идеальных сущностей — удел и судьба другой; полный разрыв и отделение друг от друга — их общий удел и общая судьба. Разрыв этот начался, происходит и закончится по линии практики.


Оценка вариантов приложения марксизма к психологии.

Обсуждение значения метода К. Маркса для психологии.

Итак, мы видим: для психологии как знания есть два пути: или путь науки, тогда она должна уметь объяснять; или знание об отрывочных видениях, тогда она невозможна как наука.

Выход из кризиса (Выготский): Только разрыв и выбор одной психологии дают выход из кризиса. Создание общей психологии – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины. Ее можно назвать методологией в смысле учения о способах, путях, приемах конкретно-научного познания. Единство достигается путем подчинения, господства, путем отказа отдельных дисциплин от суверенитета в пользу одной общей науки. Внутри нового целого образуется не сосуществование отдельных дисциплин, но их иерархическая система, имеющая главный и вторичные центры, как Солнечная система.

Принципиально чистые системы: гештальттеория,персонализм и марксистская Ψ. Объединяет все три школы общее утверждение, что Ψ как наука невозможна ни на основе эмпирической Ψ, ни на основе бихевиоризма и что есть третий путь, позволяющий осуществить научную Ψ, не отказываясь ни от одного из двух подходов (идеализм и материализм).

 

1. Гештальттеория.

 

o Вводит основное понятие структуры (гештальт), которое объединяет и функциональную, и дескриптивную стороны поведения, т. е. является психофизическим понятием.

o Формула всей гештальттеории: то, что происходит в части какого-нибудь целого, определяется внутренними законами структуры этого целого.

o Принцип изучения одинаков для психического, органического и неорганического Ψ вводится в контекст естественных наук; психологическое исследование возможно в физических принципах. Связь психического и физического.

o Психика есть феноменальная часть поведения, т. е. они избирают один путь из двух, а не третий.

 

1. Персонализм (Штерн).

 

· Желая избежать обоих путей и встать на третий, он фактически становится тоже на один из двух – путь идеалистической Ψ.

 

· Психическое и физическое проходят одинаковые ступени развития – это разделение есть вторичный факт, оно возникает из того, что личность может являться себе и другим; основной фактсуществование психофизическинейтральной личности и ее психофизически нейтральных актов.

 

· Организм и даже неорганические системы суть тоже психофизические нейтральные личности;

 

· Растения, солнечная система и человек должны пониматься принципиально одинаково, но путем распространения на непсихический мир телеологического принципа. Перед нами телеологическая Ψ.

 

 

Познание от единичного к общему есть ключ ко всей социальной психологии.

 

 


Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии.

Придя в науку, эмпиризм отбросил философию. Мы начали свою науку не имея метода. Эмпирическая психология хороша тем, что стремиться стать естественной наукой, но сейчас это лишь пережиток прошлого. Сейчас нужно опираться и на философию, и на естественную науку. Раньше эмпиризм освободил Ψ от философии, но все равно не доказал ее научную природу. Эмпиризм делает Ψ без философского принципа, что плохо, ведь нет собственной методологии.

Методологические проблемы –очередные проблемы современнойΨ.

 

Положительная характеристика:словом«эмпирическая» Ψхочет статьестественной наукой, но:

 

· Явления Ψ абсолютно другой природы, чем явлений физические

· Явления Ψ познаются совершенно иным способом, чем объекты естествознания. Психология хочет быть естественной наукой о неестественных явлениях. С естествознанием роднит ее чисто отрицательная черта – отказ от метафизики, а не одна положительная.

Выготский: Итак, может показаться, что хаос в психологии вполне естественный и смысл кризиса, который осознала психология, таков: существует много психологий, которые имеют тенденцию создать одну психологию путем выделения общей психологии.

Смысл кризиса:

1. крах единства психологи, наличие большого кол-ва школ и направлений, враждебных друг другу (разная терминология, предмет, методы и т.д.). Наука разделилась на направления, сторонники которых оперировали разными фактами и идеями, не принимая в расчет друг друга.

2. Психологический язык современности недостаточно терминологичен: это значит, что Ψ не имеет еще своего языка. В ее словаре вы найдете конгломерат из трех сортов слов:

· слова обиходного языка, смутного, многосмысленного, приноровленного к практической жизни,

· слова философского языка; абстрактные в максимальной степени, они тоже засоряют язык психолога,

· слова, заимствованные из естественных наук и употребляемые в переносном смысле; служат прямо для обмана.

Смутное состояние языка в Ψ отражает смутное состояние науки.

Существуют две Ψ – естественнонаучная (нет практики) и спиритуалистическая (нет философии). Именно Ψ существует две, а все остальное есть различие в воззрениях, школах, гипотезах. Борьба двух психологий не совпадает с борьбой многих воззрений и психологических школ, но стоит за ними и определяет их.

Эмпиризм в Ψ на деле исходил столь же стихийно из идеалистических предпосылок, как естествознание – из материалистических, т.е. эмпирическая Ψ была идеалистической в основе. В эпоху кризиса эмпиризм по некоторым причинам раздвоился на идеалистическую и материалистическую психологии.

Ещё смысл: мы отделились от философии, но разделились на 2 лагеря (душа и поведение), отсюда появление нескольких школ.  

ð Нужна ОΨ, чтобы она встала над всеми школа с общими законами.

ð Нужна практика, чтобы определить ее методы и задачи

Развитие прикладной Ψглавная движущая сила кризиса в его последней фазе.

Ведущая роль в развитии нашей науки сейчас принадлежит прикладной Ψ.

Выготский рассматривает только движущие силы кризиса в психологии, потому что потому что внешние — социальные и идейные — причины и явления представлены так или иначе, в конечном счете, силами внутри науки и действуют в виде этих последних. Поэтому наше намерение есть анализ ближайших причин, лежащих в науке, и отказ от более глубокого анализа.

Прикладная Ψ психология значима, потому что:

1. Практика: (ПОЛЕЗНОСТЬ)

• Заставляет Ψ перестроить свои принципы так, чтобы они выдержали высшее испытание практикой.

• Входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца;

• Выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины;

• Диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы.

2. Методология. Метод – значит ПУТЬ, средство познания; но путь во всех точках определен целью, куда он ведет. Поэтому практика перестраивает всю методологию науки. Противоречия психологической методологии решаются на   практике. НАПРАВЛЕНИЕ И МЕТОД ДАЕТ НАМ ПРАКТИКА. Практика требует философии, т. е. методологии науки. на деле и практика, и методология психотехники часто поразительно беспомощны, слабосильны, поверхностны, иногда смехотворны. Психотехнику часто называют дачной психологией, т. е. облегченной, временной, полусерьезной. Все это так. Но это нисколько не меняет, что именно она, эта психология, создает железную методологию. Поэтому я и утверждаю: несмотря на то что она себя не раз компрометировала, что ее практическое значение очень близко к нулю, а теория часто смехотворна, ее методологическое значение огромно.

3. Психотехника есть односторонняя Ψ, она толкает к разрыву и оформляет реальную Ψ. Психотехника направлена на действие, на практику, она имеет дело исключительно с каузальной, с Ψ объективной; некаузальная Ψ не играет никакой роли для психотехники. Она – сознательно – односторонняя. Только она есть эмпирическая наука в полном смысле слова (идея плохая, но порождает методологию).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЮ

Но практика, по мнению Выготского, является не только движущей силой, в ней зреет новая сила, которая может вывести психологию из кризиса. Открытие психологии навстречу практике:

· обогащает её новыми фактами (до этого психология была наукой, загнанной лабораторным экспериментом),

· делает науку применимой к практической жизни – возможность проверить теоретические положения;

· классическая интроспективная психология не работала с человеком, а работала с испытуемым, причем испытуемым выступал сам психолог, а практика вносит запас практического психологического опыта – и опыт социальных институтов, и опыт медицинской психотерапевтической практики;

· практика средство разрешения сложных методологических вопросов (Выготский).

Резюме:

1. Причина кризиса – лежит в развитии прикладной Ψ, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку.

2. Причина кризиса –движущая сила, имеющая не только исторический интерес, но и руководящее – методологическое – значение, (не только создала кризис, но и продолжает определять его дальнейшее течение и судьбу).

3. Этот принцип давит на Ψ и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической Ψ.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.