Кузов и кабина. Назначение и типы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кузов и кабина. Назначение и типы

2022-12-20 29
Кузов и кабина. Назначение и типы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Ходовая часть. Кузов. Кабина»

                                Вариант №  А

На легковых автомобилях рама может отсуствовать. Какая часть автомобиля в таком случае выполняет функцию рамы?

а) лонжероны                           б) траверсы                                         в) кузов

Какая деталь буксирного устройства смягчает толчки между тягачом и прицепом?

а) резиновый буфер               б) пружина                 

в) гидроамортизатор     г) пневмоподушка

Как влияет на износ шин большое схождение колес?

а) не влияет                                б) увеличивает износ                      в) уменьшает износ

В каких пределах устанавливают поперечный наклон шкворней в градусах?

а) 0,5-1                                           б) 1 – 3                                         в) 6 – 10

Какие колеса автомобиля преобразуют крутящий момент в толкающее усилие, а вращательное движение - в поступательное?

а) ведомые                                   б) ведущие                                       в) опорные      

Для каких автомобилей остаточная глубина рисунка протектора не менее 1,6 мм?

а) грузовых                                       б) легковых                                 в) автобусов 

Что означает в маркировке шины 260-508 Р буква?

а) шина с радиальным расположением корда

б) шина с диагональным расположением корда

в) шина высокого давления     

Какой тип кузова имеет автомобиль ВАЗ-2110?

а) седан                   б) лимузин                      в) фаэтон                               г) универсал       

Какой автобус имеет широкие центральный проход и двери?

А)междугородний                       б) туристический                        в) городской      

Какой тип рамы имеют автомобили КамАЗ-5320 и ЗиЛ-4314.10?

а) КамАЗ- лонжеронная, ЗиЛ- хребтовая          б) оба автомобиля- хребтовую

в) оба автомобиля- лонжеронную                      г) КамАЗ- хребтовая, ЗиЛ- лонжеронная 

 

Тема: «Ходовая часть. Кузов. Кабина»

                                Вариант № 1

11.Если на автомобиле нет тягово- сцепного устройства, а только петли, то такой автомобиль……………

а) используется для буксировки полуприцепа              б) не может работать с прицепом             

в) используется как автомобиль-тягач     

В каком ответе указан способ стабилизации передних колес автомобиля?

а) установкой шкворней с наклоном            б) применением стабилизаторов                          

в) развалом колес

13.Если замерять расстояние между управляемыми колесами в вертикальной плоскости, то эти расстояния будут………..

а) одинаковые               б) в верхней части меньше                           

в) в верхней части больше

Какой механизм служит для гашения колебаний кузова и колес?

а) резиновый буфер               б) стабилизатор                           

в) амортизатор

Что предусмотрено в подвеске автомобиля для предотвращения ударов рессоры о раму?

а) амортизатор                  б) резиновый буфер                  в) балансир

На  автомобилях с какой колесной формулой устанавливают шины повышенной проходимости?

а) 4x2 или 2x4                                б) 6x4 или 4x2                                 в) 4x4 или 6x6

Как называют кузов открытого типа с мягким складывающимся верхом и съемными боковинами легкового автомобиля?

а) седан          б) лимузин                    в) фаэтон                      г) пикап   

Чем нагревается воздух поступающий в салон автомобиля или кабину водителя в холодное время?

а) электроподогревателями                б) системой охлаждения двигателя                       

в) предпусковым подогревателем 

 

 

Сколько продольных балок имеет лонжеронная рама автомобилей ГАЗ-3307, КамАЗ-5320?

а) четыре                      б) три                                    в) две                               г) одну 20.Каким устройством исключается возможность самопроизвольной расцепки автомобиля и прицепа?

а) запирающим устройством           б) предохранительной петлей              

в) стопорным кольцом

 

 

Тема: «Ходовая часть. Кузов. Кабина»

                                Вариант № 2

Полуэллиптическая листовая рессора состоит из набора листов специальной стали. Как называют самые длинные листы?

а) основными                   б) стабилизирующими                               

в) коренными

Чем создают угол развала управляемых колес?

а) установкой поворотных кулаков с наклоном цапф вниз                 

б) поперечной рулевой тягой 

в) продольной рулевой тягой

По каким параметрам оценивают схождение колес?

а) разностью расстояний между колесами в горизонтальной плоскости

б) разностью расстояний между колесами в вертикальной плоскости

в) устойчивостью управляемых колес

Как называется шина в которой сжатый воздух непосредственно заполняет покрышку?

а) специальная                         б) камерная                                  в) бескамерная

У каких автомобилей устанавливается кабина откидывающаяся вперед и фиксирующаяся специальным упором?

а) ГАЗ-3307         б) ВАЗ-2114                в) ЗиЛ-4314.10                     г) КамАЗ-5320

Какие автомобили имеют цельнометаллические каркасные кузова вагонного типа?

а) автобусы                        б) легковые автомобили                      в) грузовые автомобили

К чему приводит несоблюдение величин развала и схождения колес?

а) повышенному износу шин     б) затрудняет управление автомобилем

 в) оба ответа правильные           

Что устанавливается в качестве упругого элемента при зависимой подвеске?

а) пружина                б) рессора                          в) пневмоцилиндр

 

 

 

Как называется деталь пневматической шины, предназначенная для заполнения камеры воздухом и удаления его в случае необходимости?

а) вентиль                           б) золотник                                  в) клапан     

Кузов и кабина. Назначение и типы

 

       1. Назначение и типы

       Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и различных грузов, а также защиты их от внешних воздействий. Кроме того, несущий кузов служит для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля. Несущий кузов воспри­нимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомобиль при движении.

       Кузов является важнейшей конструктивной, наиболее ответ­ственной, материалоемкой и дорогостоящей частью автомобиля. Он составляет примерно половину автомобиля по массе, стоимо­сти и сложности изготовления.

       Кузов обеспечивает безопасность, обтекаемость, комфортабель­ность и внешний вид автомобиля. Конструкция кузова и его пара­метры оказывают серьезное влияние на эксплуатационные свой­ства, обеспечивающие движение автомобиля (тягово-скоростные, топливную экономичность, маневренность, устойчивость, плав­ность хода, проходимость), и на эксплуатационные свойства, не связанные с движением автомобиля (вместимость, прочность, долговечность, ремонтопригодность, приспособленность к погруз­ке и выгрузке).

На автомобилях применяются различные типы кузовов (рис.1).

       Грузовые кузова предназначены для размещения всевозмож­ных грузов, пассажирские — людей, грузопассажирские — людей и грузов, а специальные — различного оборудования (лаборатор­ного, медицинского и др.).

 

 

       Несущий кузов рамы не имеет, и все силы и нагрузки, дей­ствующие на автомобиль, воспринимаются кузовом. Несущий ку­зов имеют большинство современных легковых автомобилей (кроме высшего класса) и автобусов.

       Полунесущий кузов жестко соединяется с рамой и восприни­мает часть нагрузок, приходящихся на раму. Кузов такого типа нашел применение на автобусах.

       Разгруженный кузов жесткого соединения с рамой не имеет. Он устанавливается на раме на резиновых и других прокладках, подушках и кроме нагрузки от перевозимого груза никаких других нагрузок не воспринимает. Разгруженный кузов применяется на грузовых и легковых автомобилях высшего класса и повышенной проходимости.

       Каркасный кузов имеет жесткий пространственный каркас, к которому прикреплены наружная и внутренняя облицовки. Все нагрузки кузова воспринимаются каркасом. Облицовки нагрузок не несут. Каркасный кузов применяется на современных автобусах и некоторых легковых автомобилях.

       Полукаркасный (скелетный) кузов имеет только отдельные части каркаса (стойки, дуги, усилители), которые соединяются между собой наружными и внутренними облицовками. Все на­грузки кузова воспринимаются совместно частями каркаса и об­лицовками. Полукаркасные кузова применяются на легковых ав­томобилях и автобусах. Полукаркасными также выполняются цель­нометаллические кабины грузовых автомобилей.

       Бескаркасный (оболочковый) кузов жесткого пространствен­ного каркаса не имеет. Он представляет собой корпус (оболочку), состоящий из больших штампованных частей и панелей, соеди­ненных между собой сваркой в пространственную систему. Для того, чтобы такой кузов обладал необходимой жесткостью, час­тям и панелям кузова придают определенную форму и сечение. Все нагрузки кузова воспринимаются его корпусом. Бескаркасны­ми выполняются кузова современных легковых автомобилей, так как они очень технологичны при производстве, — автоматичес­кая сварка панелей кузова может производиться на конвейере. Бес­каркасными также делаются цельнометаллические кабины грузо­вых автомобилей.

       2. Кузова легковых автомобилей

       Кузовом легкового автомобиля называется одна из его основ­ных частей, объединяющая пассажирский салон с отделениями для двигателя и багажа.

    

       Кузов легкового автомобиля служит для размещения водителя, пассажиров, багажа и защиты их от внешних воздействий (дождь, пыль, ветер, снег, удары при столкновениях и т.п.).

       На легковых автомобилях применяются различные типы кузо­вов (рис     .2). Тип кузова легкового автомобиля определяется его нагруженностью, количеством составляющих объемов и конст­руктивным исполнением.

       Несущий кузов является основанием для установки и крепле­ния всех систем и механизмов легкового автомобиля. Он воспри­нимает все нагрузки, которые действуют на автомобиль при дви­жении. Несущие кузова имеют легковые автомобили особо мало­го, малого и среднего классов, так как они уменьшают их массу и высоту, снижают центр тяжести и повышают устойчивость и без­опасность движения.

       Разгруженный кузов легкового автомобиля никаких нагрузок, кроме нагрузки от перевозимых пассажиров и багажа, не испыты­вает, так как кузов установлен на раме на резиновых прокладках и подушках. К раме крепятся все агрегаты и механизмы, и она вос­принимает все нагрузки, которые действуют при движении. Раз­груженные кузова имеют легковые автомобили высшего класса и повышенной проходимости.

       По числу объемов наибольшее распространение на легковых автомобилях получили трехобъемные и двухобъемные кузова.

       Трехобъемный кузов имеет три видимых объема и состоит из пассажирского салона, отделения двигателя и багажного отделе­ния.

       Двухобъемный кузов имеет два видимых объема и включает в себя отделение двигателя и пассажирский салон, объединенный с багажником, т. е. у кузова нет выступающего отдельным объе­мом багажного отделения. Двухобъемный кузов по сравнению с трехобъемным позволяет уменьшить длину и массу автомобиля без ухудшения его комфортабельности.

       Однообъемный кузов имеет один видимый объем, состоящий из пассажирского отделения, объединенного с отделениями дви­гателя и багажным. По внешнему виду однообъемный кузов напо­минает кузов микроавтобуса.

       В зависимости от числа дверей и конструкции крыши различа­ют следующие легковые кузова.

       Лимузин (рис.3, а) представляет собой трехобъемный зак­рытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений (третий ряд сидений откидной). За передним рядом сидений рас­положена подъемная стеклянная перегородка, служащая при не­обходимости для отделения водителя от задних пассажиров. Лиму­зин применяется на легковых автомобилях высшего класса.

       Седан (рис.3, б) — трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений (третий ряд откид­ной). Седан имеет наибольшее распространение на легковых авто­мобилях.

       Купе (рис.3, в) — трехобъемный закрытый двухдверный ку­зов с одним или двумя рядами сидений. Для доступа к задним сиденьям необходимо откидывать передние, что ухудшает усло­вия посадки пассажиров. Купе имеет применение на легковых ав­томобилях особо малого класса.

       Универсал (рис..3,г) представляет собой двухобъемный за­крытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в задней стенке кузова. При скла­дывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделе­ние, в результате чего кузов превращается из пассажирского в грузопассажирский. Универсал применяется на легковых автомо­билях малого и среднего классов.

       Хэтчбэк (рис.3, д) занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал. Хэтчбэк является двухобъемным за­крытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в наклонной задней стенке ку­зова. Кузов может быть легко переоборудован из пассажирского в грузопассажирский путем снятия складной полки, которая уста­новлена за задним рядом сидений и закрывает багажное отделе­ние. При складывании заднего ряда сидений площадь багажного отделения увеличивается. Кузов хэтчбэк применяется на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов.

       Фаэтон (рис.3, е) представляет собой полностью открываю­щийся двух- или трехобъемный кузов. Кузов имеет две или четыре двери, два или три ряда сидений, мягкий складывающийся верх и съемные боковины, в которых выполнены окна. Кузов фаэтон нашел применение на легковых автомобилях среднего и высшего классов.

       Кабриолет (рис.3, ж) является открывающимся трехобъемным и четырехдверным кузовом с двумя или тремя рядами сиде­ний (третий ряд откидной). Кузов имеет жесткий или мягкий уби­рающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах. Ку­зов кабриолет применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов.

       Кузов легкового автомобиля (рис.4) типа седан имеет трехобъемную форму: отделение двигателя, пассажирский салон и багажное отделение. У кузова автомобиля четыре двери: две пере­дние и две задние. Кузов имеет стальной неразъемный корпус 1, который включает в себя: основание (пол) с передней и задней частями корпуса, левую и правую боковины с задними крылья­ми, крышу и передние крылья. На корпусе установлены капот 2, передние 5 и задние 4 двери, крышка багажника 3 и декоративные детали (передний и задний бамперы, облицовка радиатора и др.). Детали кузова отштампованы из листовой малоуглеродистой ста­ли толщиной 0,7...2,5 мм.

       Конструкция кузова выполнена неравнопрочной. Отдельные его части имеют различную жесткость и, следовательно, разную со­противляемость удару при дорожно-транспортных происшестви­ях. В результате при столкновениях автомобиля за счет деформа­ции передней б и задней 7 частей кузова гасится энергия удара и пассажирский салон 8 предохраняется от деформации. Это обеспечивает сохранение пространства выживания людей при столк­новениях автомобиля.

       Передние двери не имеют форточек и выполнены с одним опускным стеклом. Задние двери имеют опускное и неподвижное стекла. Стеклоподъемники дверей тросовые. Двери оборудованы ограничителями открывания, утопленными наружными ручками и роторными замками, исключающими самопроизвольное откры­вание дверей при авариях. На левой передней двери установлено наружное зеркало заднего вида, управление которым расположе­но внутри салона кузова. Поэтому водитель может устанавливать зеркало в удобное для обзора положение, не открывая окна пере­дней двери.

       Ветровое и заднее стекла — панорамные, безопасные, полиро­ванные. Ветровое стекло выполнено трехслойным, т.е. типа «три­плекс». Заднее стекло — закаленное, изготовлено с электрообо­гревателем, предохраняющим стекло от запотевания и обмерза­ния. Боковые стекла — безопасные, закаленные, полированные, выполнены плоскими.

       Капот открывается вперед по ходу автомобиля для повышения безопасности движения. Он установлен на регулируемых петлях, позволяющих изменять его положение в проеме отделения двига­теля. Капот оборудован замком, который удерживает его в закры­том положении и отпирается изнутри кузова специальной руко­яткой, соединенной с замком тросом.

       Крышка багажника установлена на регулируемых петлях с тор­сионным механизмом. Петли позволяют регулировать положение крышки относительно проема багажника. Торсионный механизм облегчает открывание крышки багажника и фиксацию ее в от­крытом положении. Крышка багажника оборудована замком, ко­торый открывается ключом.

       Передний и задний бамперы — полированные, изготовлены из алюминиевого сплава. В средней части по всей длине они име­ют резиновые накладки. На концах бамперов устанавливаются ре­зиновые накладки с металлическим каркасом. Бамперы крепятся к кронштейнам кузова с помощью трубчатых удлинителей, кото­рые имеют специальные проушины для буксировки.

       Сиденья в зависимости от типа и назначения автомобиля мо­гут быть установлены в кузове в один или два ряда. Двухрядные сиденья обычно применяются в легковых автомобилях малого и среднего классов общего назначения. В автомобилях большой вме­стимости (высшего класса) дополнительно имеется третий ряд сидений (средний), которые при необходимости могут быть сло­жены.

       Переднее сиденье обычно двухместное, выполняется сплош­ным или раздельным. Для удобства посадки водителя и пассажира сиденье делается регулируемым в продольном направлении и по наклону спинки. При раздельной конструкции сиденья водителя и пассажира регулируются самостоятельно. Для посадки трех чело­век на раздельное переднее сиденье между его подушками и спин­ками могут быть установлены специальные съемные вкладыши.

       Заднее сиденье в легковых автомобилях двух- или трехместное и выполняется сплошным (диванного типа). В средней части его спинки часто имеется подлокотник, при откидывании которого сиденье превращается в двухместное.

       Передние и задние сиденья обычно состоят из пружинных ме­таллических каркасов подушек и спинок, покрытых формован­ной губчатой резиной и специальной декоративной обивкой.

       Переднее сиденье легкового автомобиля ВАЗ (рис.5, а) вклю­чает в себя два отдельных сиденья, оборудованных съемными, регулируемыми по высоте подголовниками 4 с каркасами 5. Каж­дое сиденье имеет регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки. Это обеспечивает удобство посадки водите­ля и переднего пассажира. При необходимости спинки передних сидений могут наклоняться вперед, а для образования спальных мест раскладываться в горизонтальное положение. Сиденье уста­навливается на специальных салазках 9 и качающейся стойке 11. Стойка крепится к полу кузова через кронштейны 12 и имеет два торсиона 13, облегчающих перемещение сиденья вперед. Салазки обеспечивают перемещение сиденья в требуемое положение при повороте рукоятки 10 механизма передвижения. Сиденье имеет отштампованное из листовой стали основание 1 подушки и пру­жинный металлический каркас 7 спинки. Основание и каркас шарнирно соединены между собой, что обеспечивает изменение наклона спинки сиденья путем вращения рукоятки 8 механизма регулирования наклона. Рукоятка 6 служит для управления меха­низмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3 сиденья имеют пенополиуретановую набивку и декоративную обив­ку. Они устанавливаются соответственно на основание 1 и каркас 7.

       Заднее сиденье трехместное, нерегулируемое (рис.5, б). Оно состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые вы­полнены из листовой стали. Подушка и спинка сиденья изготов­лены из пенополиуретановой набивки 19, обтянутой декоратив­ной обивкой 17. Они имеют петли 18 и 22 для крепления к полу кузова, обеспечивающие складывание сиденья. При складывании сиденья подушка откидывается к спинкам передних сидений, а спинка укладывается на место подушки. Спинка сиденья в нор­мальном положении удерживается двумя замками 15, управляе­мыми рукояткой 14, а подушка сиденья фиксируется замком с приводом 20.

       Ремни безопасности применяются на легковых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах на неподвижные препятствия и при столкновении с другими автомобилями и транспортными средствами.

 

Ремни безопасности крепятся внутри салона кузова, ими обо­рудуются передние и заднее сиденья (рис.6). Ремни передних сидений состоят из лямок 2, регулятора 1 длины ремня (втягива­ющего устройства) и языка 3, который вставляется в замок 4 пе­реднего сиденья. Ремни регулируются по длине в зависимости от комплекции пассажиров и водителя.

Ремни заднего сиденья имеют такое же устройство, как и рем­ни передних сидений. Они включают в себя лямки 7, регулятор 8 длины ремня, язык 5, вставляемый в замок 6 заднего сиденья. Задние ремни регулируются в зависимости от комплекции пасса­жиров.

       3. Кузова автобусов

       Кузов автобуса предназначен для размещения пассажиров при их массовой перевозке.

       Кузов автобуса представляет собой сложную конструкцию, которая состоит примерно из трех тысяч деталей. Масса и сто­имость такого кузова составляют более половины массы и сто­имости самого автобуса.

       Тип кузова автобуса определяется его назначением, компонов­кой и конструктивным исполнением. На автобусах применяются различные типы кузовов (рис. 8.7).

       Кузова городских автобусов подразделяются на кузова внутри­городских и пригородных автобусов. Кузова внутригородских ав­тобусов имеют два ряда сидений, центральный проход значитель­ной ширины и накопительные площадки для пассажиров у две­рей. Для них характерно малое число мест для сидения, низкий уровень пола, широкие проходы и двери. Все это обеспечивает удобство, быстроту и безопасность входа, прохода и выхода пас­сажиров. Низкий уровень пола также позволяет увеличить высоту в проходе и объем пассажирского салона, что повышает комфор­табельность кузова. Кузова пригородных автобусов в отличие от внутригородских имеют большее количество мест для сидения, меньшее число и размеры дверей и небольшую накопительную площадку для пассажиров.

       Кузова междугородных автобусов предназначены для круглого­дичных пассажирских перевозок на дальние расстояния. Для уве­личения комфортабельности и удобства пассажиров эти кузова имеют регулируемые сиденья, улучшенные вентиляцию и ото­пление, радиофицированный пассажирский салон и багажное помещение. Некоторые кузова междугородных автобусов могут иметь отдельные бытовые помещения (гардероб, буфет, туалет и др.). Для кузовов междугородных автобусов характерны высокий уровень пола, четырехрядное расположение сидений и наличие спереди одной двери.

Высокий уровень пола позволяет размещать под полом вместительные багажники, допускает любое располо­жение двигателя и трансмиссии, улучшает комфортабельность за счет лучшей обзорности и изоляции пассажирского салона от шума, газов, пыли и т.п.

       Кузова туристических автобусов подразделяются на кузова нор­мальной, повышенной и высокой комфортабельности. Кузова нор­мальной комфортабельности рассчитаны на экскурсионные поез­дки людей на близкие расстояния. Поэтому они имеют такую же конструкцию, как и кузова пригородных автобусов. Однако они оборудуются дополнительным местом для руководителя турист­ской группы, громкоговорящей радиоустановкой и др. Кузова по­вышенной и высокой комфортабельности рассчитаны на кругло­годичные экскурсионные поездки людей на дальние расстояния. В связи с этим они имеют такую же конструкцию, как и кузова междугородных автобусов, но отличаются от них наличием до­полнительного места для руководителя туристской группы, гром­коговорящей радиоустановкой и другим дополнительным обору­дованием.

       Кузова специальных автобусов рассчитаны на размещение и пе­ревозку различного оборудования (медицинского, лабораторного и др.), а также оборудования для определенных целей (библиоте­ка, магазин и т.п.). Специальные автобусные кузова выполняют на базе обычных автобусных кузовов с необходимой переделкой и оснащением оборудованием в соответствии с назначением.

       Капотный автобусный кузов рассчитан на установку на стан­дартном шасси грузового автомобиля. В этом кузове имеется отделение двигателя, которое размещено вне пассажирского салона и образует отдельный элемент формы кузова. Такой кузов автобуса является двухобъемным.

       Автобусный кузов вагонного типа — однообъемный. В нем от­деление двигателя объединено с пассажирским салоном и может находиться спереди или сзади. Кузов вагонного типа имеет габа­ритные размеры, совпадающие с габаритными размерами автобу­са; он обеспечивает наилучшее использование площади автобуса и пассажирского салона.

       Наибольшее применение на современных автобусах получил несущий кузов вагонного типа. Кузов имеет жесткую конструк­цию и обычно состоит из каркаса, наружной облицовки, внут­ренней облицовки, пола, окон, дверей и др. Внутри кузова разме­щаются сиденья для пассажиров и водителя. Каркас (рис.8) — основная часть кузова автобуса. Он состоит из основания 1, боко­вин 2, крыши 4, передней 5 и задней 3 частей. Каркас часто дела­ют сварным из стальных труб прямоугольного сечения.

       Двери автобуса выполняются раздельными для пассажиров и водителя. Двери для пассажиров обычно делают двухстворчатыми, а для водителя — одностворчатыми. Двери для пассажиров открываются и закрываются с помощью пневматических меха­низмов, управляемых водителем.

       Окна автобуса (ветровое, боковое, заднее) выполняют разны­ми по форме и конструкции. Боковые окна часто делают прямо­угольными с раздвижными или откидными форточками. Ветровое и заднее окна — глухие, имеют гнутые стекла. Сиденья в автобусах для пассажиров и водителя имеют различ­ную конструкцию. Сиденья пассажиров могут быть как регулиру­емыми, так и нерегулируемыми. Нерегулируемые сиденья приме­няют в городских, а регулируемые — в междугородных автобусах. Последние выполняют и виде полуспальных кресел с изменением угла наклона спинки, с подушками и спинками повышенной мягкости. Сиденье водителя — обычно регулируемое в продоль­ном направлении, по высоте и по углу наклона спинки. Часто сиденье бывает оборудовано гидравлическим амортизатором, ко­торый гасит колебания сиденья, возникающие при движении по неровным дорогам.

       4. Кузова грузовых автомобилей

       Кузов грузового автомобиля состоит из кабины и грузового кузова. Кабина служит для размещения водителя и пассажиров, сопровождающих перевозимые грузы, а грузовой кузов — для раз­мещения различных грузов.

       На грузовых автомобилях применяются различные типы кабин (рис.9).

 

       Наибольшее распространение на грузовых автомобилях полу­чили двух- и трехместные кабины. Одноместные кабины обычно применяются на карьерных самосвалах и автокранах.

       Капотная кабина состоит из двух объемов. Она имеет отделение двигателя, которое размещено вне помещения водителя и образу­ет отдельный элемент формы кабины.

       Бескапотная кабина является однообъемной. В ней отделение двигателя объединено с помещением водителя и находится под кабиной. Бескапотная кабина по сравнению с капотной позволяет рациональнее использовать габаритную длину автомобиля (уве­личить размеры грузового кузова), улучшить обзорность дороги для водителя и доступ к двигателю, так как бескапотная кабина откидывается вперед по ходу автомобиля.

       Кабина (рис.10, а) грузовых автомобилей ГАЗ представляет собой жесткую, сварную, цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса 4, крыши 2, верхней 1, задней 3 и боковых 5 панелей.

       Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор­точки. Подъем и опускание стекол, а также фиксация их в любом необходимом положении осуществляются при помощи стеклоподъ­емников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровое окно кабины выполнено неоткрывающимся и имеет гнутое стек­ло панорамного типа.

       Сиденье в кабине двухместное. Оно выполнено общим для во­дителя и пассажира. Кабина установлена на раме на резиновых подушках.

       Кабина грузовых автомобилей КамАЗ также цельнометалличес­кая и расположена над двигателем. Наклон кабины вперед при ее опрокидывании составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для снятия двигателя с автомобиля, равен 60°. Конструктивной особенностью кабины является наличие от­крывающейся передней облицовочной панели. При ее подъеме обеспечивается свободный доступ к отопителю кабины, прибо­рам электрооборудования, устройствам омывания и очистки вет­рового стекла и к передним опорам кабины. В поднятом положе­нии облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, а в опущенном положении — двумя замками. Крепление кабины к раме осуществляется в четырех точках: двух спереди и двух сзади. Передние точки крепления кабины представляют собой шарнирные опоры, а задние — четвертные листовые 'рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передние и задние опоры обеспечивают мягкую подвеску кабины. Кабина обо­рудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опро­кидывание, ограничителем подъема и запирающим устройством.

       Кабина автомобиля трехместная. Она оборудована сиденьем водителя и двумя одноместными сиденьями для пассажиров. Сиденье водителя (рис. 8.11) имеет механизм подрессоривания, ко­торый уменьшает утомляемость водителя и повышает удобство работы. Механизм подрессоривания — торсионного типа с газо­наполненным амортизатором. Подрессоривание сиденья осуще­ствлено пластинчатым торшоном, размещенным в трубе 6. Один конец торсиона закреплен неподвижно, а второй соединен с ры­чагом 2 механизма регулирования жесткости подвески сиденья. Газонаполненный амортизатор 5 предназначен для гашения коле­баний сиденья при движении по неровностям дороги. Он установ­лен за спинкой сиденья. Нижний конец амортизатора закреплен на основании 11 сиденья, а верхний — в поперечине остова 7 сиденья. Для крепления концов амортизатора используются рези­новые втулки. Сиденье водителя выполнено регулируемым в про­дольном направлении и по наклону спинки. Продольное перемеще­ние сиденья осуществляется перемещением его вдоль неподвиж­ных направляющих 8, прикрепленных к полу кабины. Стопор 9, управляемый рычагам 10, обеспечивает фиксацию сиденья в од­ном из десяти положений. Наклон спинки сиденья регулируется рычагом 4. Подушка 1 и спинка 3 сиденья сделаны из губчатой резины и обиты искусственной кожей.

 

       Регулировка жесткости подвески сиденья водителя произво­дится в зависимости от его массы (50... 130 кг) и осуществляется путем закручивания торсиона при помощи рычага 2 механиз­ма регулирования жесткости.

       Среднее пассажирское сиде­нье выполняется аналогично сиденью водителя. Однако оно не имеет механизма подрессо­ривания и не регулируется. Бо­ковое пассажирское сиденье кресельного типа, имеет меха­нический пружинный каркас. Оно регулируется в продоль­ном направлении и по наклону спинки. Сиденье имеет два от­кидных подлокотника и подго­ловник.

       Оперение кузова грузового автомобиля (рис.10, б) вклю­чает в себя капот 6 двигателя, крылья 7, подножки 8 и обли­цовку 9 радиатора. У грузовых автомобилей, которые имеют кабину, расположенную над двигателем, капот отсутствует.

       Грузовой кузов служит для размещения перевозимых грузов. На грузовых автомобилях применяются различные типы грузовых ку­зовов. Тип грузового кузова автомобиля определяется его назначе­нием и конструктивным исполнением.

       По назначению грузовые кузова делятся на кузова общего на­значения и специализированные.

       Грузовой кузов общего назначения служит для перевозки различ­ных грузов, кроме жидких без тары. Обычно такой кузов выполня­ется в виде бортовой платформы, которая может иметь деревометаллическую или металлическую (стальную, алюминиевую) кон­струкцию.

       На рис.10, в показана бортовая платформа грузовых автомо­билей ГАЗ. Она состоит из основания, пола и бортов. Основание включает в себя продольные 11 и поперечные 13 брусья, к кото­рым прикреплены пол 14, неподвижный передний борт 16, а также откидные боковые 15 и задний 12 борта. Для пола и бортов ис­пользуются деревянные доски. Доски бортов скреплены между собой металлическими планками 19. Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель 20, а передний непод­вижный борт — специальными стойками. В поднятом положении откидные борта удерживаются специальными запорами 17, рас­положенными в углах соединения бортов. Бортовая платформа в сборе прикреплена к раме автомобиля стремянками 10 и 18с гай­ками.

       Бортовые платформы выполняются обычно открытыми. Часто они оборудуются дополнительными устройствами, обеспечива­ющими возможность наращивания высоты бортов и установки тента.

       Специализированные кузова предназначены для перевозки гру­зов только определенного вида. По сравнению с грузовыми кузо­вами общего назначения специализированные кузова обеспечи­вают лучшую сохранность грузов и возможность перевозки раз­личных видов специфических грузов, повышают безопасность и улучшают гигиенические условия перевозки некоторых видов гру­зов, снижают затраты на тару и упаковку, обеспечивают более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Однако специализированные грузовые кузова имеют большую первона­чальную (при изготовлении) стоимость; их использование связа­но с повышенной трудоемкостью обслуживания и необходимос­тью более высокой квалификации водителя.

       5. Вентиляция и отопление кузов<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.